Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2669/2020 ~ М-2478/2020 от 31.07.2020

63RS0039-01-2020-003112-86

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

17 сентября 2020 года                             г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе

председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,

при секретаре Головинской М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2669/2020 по исковому заявлению прокурора Кировского района г.Самары в интересах Ращупкиной Н. Н. к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Кировского района г.Самары обратился в Ленинский районный суд г.Самары в интересах Ращупкиной Н.Н. с исковым заявлением к Некоммерческой организации «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» (далее – НО «ФКР») о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта. По результатам проверки выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР». Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.04.2017 года №106 утверждён региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области на 2017-2019 годы. Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в 2019 году запланировано проведение капитального ремонта в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. По результатам проведенной проверки установлено, что в настоящее время работы по капитальному ремонту указанного объекта не закончены, краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в установленные сроки не выполнен. По результатам проведенной в 2020 году прокуратурой района проверки по заявлению истца установлено, что капитальный ремонт внутридомовых инженерных систем и подвального помещения данного многоквартирного дома по-прежнему не проведен. Работы по капитальному ремонту общего имущества многоквартирного дома не завершены. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта в указанном доме. Нарушение сроков проведения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, финансирование которых осуществляется, в том числе, за счет средств истца, существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права. Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора Никитина Е.С. заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.

Истец в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без своего участия.

Ответчик НО «ФКР» о месте и времени рассмотрения дела извещен, в судебное заседание представителя не направил, отзыва на иск не представил, ходатайства о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлял.

В соответствии с ч.1 ст.233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Прокурор не возражал против рассмотрения дела в заочном порядке.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 06.06.2013 года №247 Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства Самарской области.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Постановлением Правительства Самарской области от 29.11.2013 года №707 утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области от 26.04.2017 года №106 утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области, на 2017-2019 годы.

Согласно указанному краткосрочному плану, в 2019 году предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Согласно свидетельства о государственной регистрации права квартира 44 в указанном доме принадлежит Ращупкиной Н.Н., которая является пенсионеркой, в суд не может обратиться по состоянию здоровья.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кировского района г.Самары на основании заявления истца проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременного проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта.

По результатам проверки прокуратурой выявлено, что по многоквартирному дому, расположенному по адресу: <адрес>, капитальный ремонт инженерных систем и подвального помещения не проведен.

В настоящее время работы по капитальному ремонту указанного МКД не завершены, хотя срок их выполнения, установленный договором истек. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта на 2019 год.

Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент проведены все необходимые мероприятия для организации завершения работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлены. Наличие договора на выполнение указанных выше работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес>, срок исполнения которого истек, не является доказательством надлежащего исполнения обязанности по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Самарской области.

Обеспечение подготовки задания на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, подготовке и утверждению проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечение для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации, заключение договора подряда и контроль за его надлежащим и своевременным исполнением относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что требования истца о возложении на НО «ФКР» обязанности обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных систем и подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, являются обоснованными.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту указанного многоквартирного дома являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.

Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ суд, принимая решение, обязывающее ответчика совершить определенные действия, устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Для соблюдения баланса интересов сторон, требований разумности и справедливости суд считает возможным установить срок для исполнения решения - в течение трех месяцев со дня его вступления в законную силу.

При этом суд учитывает, что при возникновении исключительных обстоятельств, объективно препятствующих своевременному исполнению судебного решения, ответчик вправе обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда в порядке ст.203 ГПК РФ.

Руководствуясь ст.ст.194-198, 235 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор Самарской области «Фонд капитального ремонта» в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить проведение работ по капитальному ремонту внутридомовых инженерных системи подвального помещения многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

Ответчик вправе подать заявление об отмене настоящего заочного решения в Ленинский районный суд г.Самары в течение 7 дней со дня получения копии заочного решения.

Настоящее заочное решение может быть обжаловано ответчиком в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, а иными лицами, участвующими в деле, – в течение 1 месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене заочного решения, а в случае, если такое заявление подано, – в течение 1 месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Мотивированное решение изготовлено 24.09.2020 года.

Судья               (подпись)                                 Э.Н.Грищенко

Копия верна:

Судья

Секретарь

2-2669/2020 ~ М-2478/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Ращупкина Н.Н.
Прокурор Кировского района г.Самары
Ответчики
НО "ФКР"
Судья
Грищенко Э. Н.
31.07.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
31.07.2020 Передача материалов судье
31.07.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.07.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
31.07.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.08.2020 Судебное заседание
17.09.2020 Судебное заседание
24.09.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.10.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)