Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1196/2021 от 16.04.2021

Судья Зацепилина Е.В.          Дело № 33-1196/2021

№ 2-130/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2021 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Коротченковой И.И., Курлаевой Л.И.,

при секретаре Трухановой А.И.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Ворониной Людмилы Рудольфовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 февраля 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Ворониной Людмилы Рудольфовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.

Установить факт проживания Ворониной Людмилы Рудольфовны в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г. в д. Ивановское Орловского района Орловской области.

Признать за Ворониной Людмилой Рудольфовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Ворониной Людмиле Рудольфовне с 23 августа 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ворониной Людмилы Рудольфовны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 (триста) руб.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Горохову Н.Н., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Ворониной Л.Р. – Мальцева А.А., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Воронина Л.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с декабря 2007 г. по настоящее время она совместно со своим супругом и дочерью 1994 года рождения, являющейся ребенком - инвалидом детства, проживает в д. Ивановское Орловского района Орловской области, территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

21 августа 2020 г. она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако ответчиком 03 сентября 2020 г. было отказано в его удовлетворении, поскольку период ее проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом с 2007 г. по 31 июля 2014 г. не подтвержден документально.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просила суд: установить факт ее проживания в д. Ивановское Орловского района Орловской области в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г., признать за ней право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить пенсию с 23 августа 2020 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Считает, что истец не имеет права на досрочное назначение пенсии с 47 лет, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально - экономическим статусом, в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.

Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии с 23 августа 2020 г. не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Ивановское Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в том числе, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Воронина Л.Р., <дата> года рождения, обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области 21 августа 2020 г. с заявлением о досрочном назначении пенсии с 47 лет, поскольку в период с 2007 г. по настоящее время она проживает в д. Ивановское Орловского района Орловской области, территория которой включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также приходится матерью ребенка - инвалида детства (л. д. 9).

Признав за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении 50 лет как матери ребенка - инвалида детства, а также право на снижение общеустановленного пенсионного возраста еще на 1 год ввиду ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на протяжении 06 лет 20 дней - с 01 августа 2014 г. по настоящее время (то есть с 49 лет), ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказало Ворониной Л.Р. в назначении пенсии с 47 лет (л. д. 9-12).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в д. Ивановское Орловского района Орловской области она проживала без регистрации с 2007 г. по 31 июля 2014 г., с 04 марта 2010 г. по 04 марта 2015 г. - имела регистрацию по данному месту пребывания, а с 01 августа 2014 г. по настоящее время имеет в указанном населенном пункте имеет регистрацию места жительства и проживает там.

Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г., а также по настоящее время Воронина Л.Р. постоянно проживает в спорном населенном пункте.

Так, из материалов дела усматривается, что у Ворониной (ранее ФИО18) Л.Р. <дата> родилась дочь ФИО19 (впоследствии ФИО20.), которая является ребенком - инвалидом (л. д. 14-19).

Истец приходится дочерью ФИО21 которая 15 ноября 2007 г. приобрела право собственности на земельный участок и расположенный на нем дом по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> (л. д. 20-22).

Как усматривается из материалов дела, по указанному адресу Воронина Л.Р. имела регистрацию по месту пребывания с 04 марта 2010 г. по 04 марта 2015 г., регистрацию места жительства - с 01 августа 2014 г. (л. д. 13, 23-24).

Согласно позиции истца и объяснениям, изложенным в суде первой инстанции, с 2007 г. по 31 июля 2014 г. она имела регистрацию места жительства в г. Орле, которая носила формальный характер для обеспечения возможности проходить наблюдение в городской поликлинике, в то время как она совместно с супругом и дочерью с 2007 г. по настоящее время постоянно проживает в ранее приобретенном ее матерью доме по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> (л. д. 5-8, 53-56, 75-79, 160-162).

Из справки ОМВД РФ по Орловскому району от 11 ноября 2020 г. (л. д. 105) следует, что 26 июля 2008 г. в д. Ивановское Орловского района Орловской области около д. была совершена кража имущества из автомобиля, принадлежащего Воронину Г.В. При выезде следственно - оперативной группы на место происшествия по вышеуказанному адресу Воронина (ФИО22) Л.Р., как супруга потерпевшего (л. д. 14-15), была опрошена в качестве свидетеля в связи с проживанием по данному адресу.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО23., ФИО24. и ФИО25. показали, что истец совместно с мужем и ребенком с 2008 г. проживают в д. Ивановское Орловского района Орловской области, в доме матери Ворониной Л.Р. (л. д. 75-79).

Как следует из содержания похозяйственных книг Становского сельского поселения за период 2009-2020 гг. (л. д. 41-43, 111-112, 187-189), членами хозяйства, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> являются: Воронина Л.Р. (истец), Воронин Г.В. (муж), Воронина О.Г. (дочь).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 23 августа 2011 г. ФИО26 Л.Р. (истец) административной комиссией администрации Орловского района была привлечена к административной ответственности за нахождение принадлежащей ей собаки в общественном месте по адресу: д. Ивановское Орловского района Орловской области без присмотра, поводка и намордника (л. д. 28-29). Адрес проживания привлекаемого лица отражен: Орловский район, д. Ивановское, д. .

Кроме того, факт проживания истца в спорный период по ранее приведенному адресу подтверждается: квитанцией об оплате, сведениями из анкеты заемщика (л. д. 46, 48, 191, 194 об).

При установленных обстоятельствах, учитывая, что при разрешении спора нашел свое подтверждение факт проживания истца в д. Ивановское Орловского района Орловской области в спорный период, принимая во внимание установленное и не оспариваемое ответчиком право Ворониной Л.Р. на досрочное назначение пенсии по достижении 50 лет как родителя ребенка -инвалида детства и дополнительного снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год (проживание в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС на протяжении 6 лет 20 дней), суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу (с учетом суммирования льгот) о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 августа 2020 г. (достижение 47 лет).

Довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта проживания истца в спорный период на территории с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, которыми бесспорно подтверждается, что последняя в данный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.

Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 августа 2020 г.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Принимая во внимание, что право на получение пенсии у Ворониной Л.Р. возникло с момента достижения ею 47 лет (<дата> г.), в пенсионный орган она обратилась 21 августа 2020 г., то суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с 23 августа 2020 г., то есть со дня возникновения такого права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст. 330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

Судья Зацепилина Е.В.          Дело № 33-1196/2021

№ 2-130/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

05 мая 2021 г.                  г. Орел

Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего Корневой М.А.,

судей Коротченковой И.И., Курлаевой Л.И.,

при секретаре Трухановой А.И.,

    в открытом судебном заседании рассмотрела гражданское дело по иску Ворониной Людмилы Рудольфовны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) на решение Заводского районного суда г. Орла от 18 февраля 2021 г., которым постановлено:

«исковые требования Ворониной Людмилы Рудольфовны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) о признании права на досрочное назначение пенсии - удовлетворить.

Установить факт проживания Ворониной Людмилы Рудольфовны в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г. в д. Ивановское Орловского района Орловской области.

Признать за Ворониной Людмилой Рудольфовной право на назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» с учетом снижения пенсионного возраста на 3 (три) года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) назначить и производить выплату пенсии Ворониной Людмиле Рудольфовне с 23 августа 2020 г.

Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) в пользу Ворониной Людмилы Рудольфовны расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 300 (триста) руб.».

Заслушав доклад судьи Орловского областного суда Корневой М.А., выслушав представителя Управления Пенсионного фонда РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) Горохову Н.Н., поддержавшую апелляционную жалобу по изложенным в ней доводам, возражения представителя Ворониной Л.Р. – Мальцева А.А., считавшего решение суда законным и обоснованным, изучив материалы дела и доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

установила:

Воронина Л.Р. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее по тексту – ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии.

В обоснование заявленных требований ссылалась на то, что с декабря 2007 г. по настоящее время она совместно со своим супругом и дочерью 1994 года рождения, являющейся ребенком - инвалидом детства, проживает в д. Ивановское Орловского района Орловской области, территория которой относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие аварии на Чернобыльской АЭС.

21 августа 2020 г. она обратилась в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о досрочном назначении пенсии, однако ответчиком 03 сентября 2020 г. было отказано в его удовлетворении, поскольку период ее проживания на территории зоны с льготным социально - экономическим статусом с 2007 г. по 31 июля 2014 г. не подтвержден документально.

Считая отказ в назначении пенсии незаконным, истец просила суд: установить факт ее проживания в д. Ивановское Орловского района Орловской области в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г., признать за ней право на досрочное назначение пенсии с уменьшением общеустановленного пенсионного возраста на 3 года в соответствии со ст. 34 Федерального закона от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», обязать ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить пенсию с 23 августа 2020 г.

Рассмотрев возникший спор, суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного.

Считает, что истец не имеет права на досрочное назначение пенсии с 47 лет, поскольку постоянное проживание на территории, относящейся к зоне с льготным социально - экономическим статусом, в спорный период не подтверждено регистрацией по месту жительства.

Указывает, что оснований для назначения истцу пенсии с 23 августа 2020 г. не имеется.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из этих доводов (ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, далее по тексту - ГПК РФ), судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения регламентированы Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

В соответствии с подп. 5 п. 1 ст. 4 указанного Федерального закона право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению имеют граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф.

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.

Зоны радиоактивного загрязнения, а также категории граждан, пострадавших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, определяются в порядке, предусмотренном Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (п. 5 ст. 10 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»).

В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом.

Статьей 34 названного Закона предусмотрено, что гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 настоящего Закона, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально - экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.

Согласно ранее действовавшим Перечню населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденному распоряжением Правительства РСФСР от 28 декабря 1991 г. № 237-Р, Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1997 г. № 1582, а также действующему Перечню, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2015 г. № 1074, д. Ивановское Орловского района Орловской области с 26 апреля 1986 г. по настоящее время относится к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и включена в зону проживания с льготным социально-экономическим статусом.

На основании п. 1 ст. 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГК РФ) местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

В ст. 2 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» указано, что местом жительства является жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Страховая пенсия по старости назначается ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в том числе, одному из родителей инвалида с детства, воспитавшему их до достижения ими возраста 8 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет (п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Судом установлено и следует из материалов дела, что Воронина Л.Р., <дата> года рождения, обратилась в ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области 21 августа 2020 г. с заявлением о досрочном назначении пенсии с 47 лет, поскольку в период с 2007 г. по настоящее время она проживает в д. Ивановское Орловского района Орловской области, территория которой включена в зону проживания с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также приходится матерью ребенка - инвалида детства (л. д. 9).

Признав за истцом право на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» по достижении 50 лет как матери ребенка - инвалида детства, а также право на снижение общеустановленного пенсионного возраста еще на 1 год ввиду ее проживания в зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС на протяжении 06 лет 20 дней - с 01 августа 2014 г. по настоящее время (то есть с 49 лет), ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области отказало Ворониной Л.Р. в назначении пенсии с 47 лет (л. д. 9-12).

Обращаясь в суд с настоящим иском, истец ссылалась на то, что в д. Ивановское Орловского района Орловской области она проживала без регистрации с 2007 г. по 31 июля 2014 г., с 04 марта 2010 г. по 04 марта 2015 г. - имела регистрацию по данному месту пребывания, а с 01 августа 2014 г. по настоящее время имеет в указанном населенном пункте имеет регистрацию места жительства и проживает там.

Разрешая заявленные требования и проверяя их обоснованность, судом установлено, что в период с декабря 2007 г. по 31 июля 2014 г., а также по настоящее время Воронина Л.Р. постоянно проживает в спорном населенном пункте.

Так, из материалов дела усматривается, что у Ворониной (ранее ФИО18) Л.Р. <дата> родилась дочь ФИО19 (впоследствии ФИО20.), которая является ребенком - инвалидом (л. д. 14-19).

Истец приходится дочерью ФИО21 которая 15 ноября 2007 г. приобрела право собственности на земельный участок и расположенный на нем дом по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> (л. д. 20-22).

Как усматривается из материалов дела, по указанному адресу Воронина Л.Р. имела регистрацию по месту пребывания с 04 марта 2010 г. по 04 марта 2015 г., регистрацию места жительства - с 01 августа 2014 г. (л. д. 13, 23-24).

Согласно позиции истца и объяснениям, изложенным в суде первой инстанции, с 2007 г. по 31 июля 2014 г. она имела регистрацию места жительства в г. Орле, которая носила формальный характер для обеспечения возможности проходить наблюдение в городской поликлинике, в то время как она совместно с супругом и дочерью с 2007 г. по настоящее время постоянно проживает в ранее приобретенном ее матерью доме по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> (л. д. 5-8, 53-56, 75-79, 160-162).

Из справки ОМВД РФ по Орловскому району от 11 ноября 2020 г. (л. д. 105) следует, что 26 июля 2008 г. в д. Ивановское Орловского района Орловской области около д. была совершена кража имущества из автомобиля, принадлежащего Воронину Г.В. При выезде следственно - оперативной группы на место происшествия по вышеуказанному адресу Воронина (ФИО22) Л.Р., как супруга потерпевшего (л. д. 14-15), была опрошена в качестве свидетеля в связи с проживанием по данному адресу.

Допрошенные судом первой инстанции в качестве свидетелей ФИО23., ФИО24. и ФИО25. показали, что истец совместно с мужем и ребенком с 2008 г. проживают в д. Ивановское Орловского района Орловской области, в доме матери Ворониной Л.Р. (л. д. 75-79).

Как следует из содержания похозяйственных книг Становского сельского поселения за период 2009-2020 гг. (л. д. 41-43, 111-112, 187-189), членами хозяйства, расположенного по адресу: Орловская область, Орловский район, д. Ивановское, <адрес> являются: Воронина Л.Р. (истец), Воронин Г.В. (муж), Воронина О.Г. (дочь).

Согласно постановлению по делу об административном правонарушении от 23 августа 2011 г. ФИО26 Л.Р. (истец) административной комиссией администрации Орловского района была привлечена к административной ответственности за нахождение принадлежащей ей собаки в общественном месте по адресу: д. Ивановское Орловского района Орловской области без присмотра, поводка и намордника (л. д. 28-29). Адрес проживания привлекаемого лица отражен: Орловский район, д. Ивановское, д. .

Кроме того, факт проживания истца в спорный период по ранее приведенному адресу подтверждается: квитанцией об оплате, сведениями из анкеты заемщика (л. д. 46, 48, 191, 194 об).

При установленных обстоятельствах, учитывая, что при разрешении спора нашел свое подтверждение факт проживания истца в д. Ивановское Орловского района Орловской области в спорный период, принимая во внимание установленное и не оспариваемое ответчиком право Ворониной Л.Р. на досрочное назначение пенсии по достижении 50 лет как родителя ребенка -инвалида детства и дополнительного снижения общеустановленного пенсионного возраста на 1 год (проживание в зоне с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС на протяжении 6 лет 20 дней), суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, пришел к правильному выводу (с учетом суммирования льгот) о признании за истцом права на досрочное назначение пенсии в соответствии со ст. 34 Закона Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и п. 1 ч. 1 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 23 августа 2020 г. (достижение 47 лет).

Довод апелляционной жалобы об отсутствии документального подтверждения факта проживания истца в спорный период на территории с льготным социально - экономическим статусом вследствие катастрофы на ЧАЭС опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, правомерно оцененных судом первой инстанции с учетом положений ст. 67 ГПК РФ, которыми бесспорно подтверждается, что последняя в данный период проживала на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению.

Суд апелляционной инстанции также учитывает, что каких-либо ограничений в способах доказывания пенсионное законодательство не содержит и суд вправе принять во внимание любые средства доказывания, предусмотренные ГПК РФ, в том числе и показания свидетелей.

Оснований сомневаться в достоверности показаний допрошенных судом первой инстанции свидетелей судебная коллегия не усматривает, поскольку они ясны, являются полными, определенными, не имеющими противоречий, последовательными и согласующимися с материалами дела.

Ошибочным, а потому не влияющим на законность судебного постановления, является и довод жалобы ответчика о том, что отсутствуют основания для признания за истцом права на назначение пенсии с 23 августа 2020 г.

Согласно положениям ч. 1 ст. 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400 - ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона (ч. 2).

Принимая во внимание, что право на получение пенсии у Ворониной Л.Р. возникло с момента достижения ею 47 лет (<дата> г.), в пенсионный орган она обратилась 21 августа 2020 г., то суд, вопреки доводам апелляционной жалобы, правомерно назначил истцу пенсию с 23 августа 2020 г., то есть со дня возникновения такого права.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы сводятся к выражению несогласия с толкованием судом норм действующего законодательства, а также с произведенной судом оценкой доказательств по делу, что, в силу положений ст. 330 ГПК РФ, не может служить основанием для отмены или изменения судебного решения.

Судом первой инстанции правильно применены нормы материального права, нарушений норм процессуального права не допущено, решение является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 18 февраля 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

1версия для печати

33-1196/2021

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ) - апелляция
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Воронина Людмила Рудольфовна
Ответчики
ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)
Другие
Администрация Орловского района Орловской области
Администрация Становского сельского поселения
Судья
Корнева Марина Александровна
16.04.2021 Передача дела судье
05.05.2021 Судебное заседание
17.05.2021 Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)