Дело № 2-508/2014
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
19 мая 2014 года г. Кострома
Димитровский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Драничниковой И.Н., с участием прокурора Ершовой Т.В., при секретаре Карпычевой Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономарева В.В. , Пономаревой Л.Н. к Государственному учреждению Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить санаторно – курортную путевку,
УСТАНОВИЛ:
Пономарев В.В., Пономарева Л.Н. обратились в суд с самостоятельными исками к ГУ Костромское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности предоставить санаторно – курортную путевку. Требования мотивированы тем, что истцы являются инвалидами, при наличии права на получение в 2013 году санаторно – курортного лечения, обратились в ГУ КРО ФСС с заявлениями о предоставлении путевок, представив при этом медицинскую справку установленной формы. Однако до настоящего времени путевками они не обеспечены, что является нарушением гарантированного законодательством права на бесплатное обеспечение путевками на санаторно – курортное лечение. На этом основании, с учетом уточнения исковых требований, истцы просил суд обязать ответчика в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить им путевки на санаторно – курортное лечение за 2013 год.
В судебном заседании истец Пономарев В.В. уточненные исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным выше основаниям. Истец Пономарева Л.Н. просила о рассмотрении дела в ее отсутствии.
Представитель ответчика Зубов М.М. в судебном заседании полагал, что исковые требования удовлетворению не подлежат по основаниям, изложенным в отзыве. Из приобщенного к материалам дела отзыва следует, что социальные гарантии лиц льготных категорий не обеспечены надлежащими объемами финансирования на реализацию расходных обязательств, обязанность исполнения которых возложена на региональное отделение ФСС. Законодательством не предусмотрена возможность обеспечения граждан путевками за счет иных средств, кроме выделенных на эти цели. Территориальные органы ФСС не наделены полномочиями по увеличению объемов финансирования, выделенного на приобретение путевок. Для своевременного и полного обеспечения санаторно - курортным лечением инвалидов, со стороны регионального отделения имели место обращения с просьбой выделения дополнительных бюджетных ассигнований. В предоставлении истцам путевок отказано не было, их заявления были приняты и зарегистрированы. Периодом предоставления путевки является календарный год, следующий за годом обращения с заявлением, то есть 2014 год, который еще не истек, ввиду чего права истцов не нарушены.
Третье лицо Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Костромской области просило о рассмотрении дела в отсутствии его представителя.
Выслушав участников процесса, заключение прокурора Ершовой Т.В., полагавшей исковые требования подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Конституции, в Российской Федерации охраняется здоровье людей. Согласно ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности в иных случаях, государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды. Статьей 6.2 названного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании. Как указано в ст. 6.3 данного Закона, периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года.
В соответствии с пунктом 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Как указано в п. 3.6 указанного Порядка, граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме N 070/у-04, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 22 ноября 2004 г. N 256.
Согласно п. 3.7 Порядка, при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган. Территориальные органы Фонда и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8).
В соответствии с пунктом 3.9 Порядка исполнительные органы Фонда и органы социальной защиты населения по месту жительства выдают гражданам санаторно-курортные путевки в соответствии с их заявлениями и справками для ее получения.В соответствии со ст. 56 ГПК Российской Федерации, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые ссылается как на основание своих требований или возражений. Согласно ст. 68 ГПК, признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает последнюю от необходимости дальнейшего доказывания этих обстоятельств.
Как усматривается из материалов дела, и не оспаривается ответчиком, Пономарев В.В. является инвалидом 3 группы бессрочно по общему заболеванию, Пономарева Л.Н. является инвалидом 2 группы бессрочно по общему заболеванию. Пономарев В.В. обратился к ответчику с соответствующим заявлением 13.09.2013 года, приложив медицинскую справку по форме № 070/у-04, в материалах дела имеется копия справки от 20.01.2014 года, подтверждающей нуждаемость в санаторно – курортном лечении. Пономарева Л.Н. обратилась с заявлением об обеспечении ее путевкой 16.12.2012 года, приложив медицинскую справку, которая впоследствии обновлялась, последняя получена 20.01.2014 года. Право истцов на получение санаторно-курортного лечения на основании указанных выше заявлений ответчик в процессе рассмотрения дела не оспаривал.
Из содержания вышеприведенных правовых норм усматривается, что для получения путевки на санаторно-курортное лечение в текущем году гражданин может обратиться с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки и справкой для ее получения в любое время, но не позднее 1 декабря текущего года.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 11.05.2012 года № 817-О, Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты во взаимосвязи с другими положениями федерального законодательства в целях адресного использования бюджетных средств, предназначенных для социальной поддержки нуждающихся в ней граждан, закрепляют механизм реализации права на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, включая право на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение, определяет источник финансирования соответствующих мер, а также порядок обращения гражданина за получением путевки на санаторно-курортное лечение и выдачи такой путевки. Установление хронологических границ периода предоставления мер социальной поддержки выступает необходимым элементом названного механизма, а положения части 2 статьи 6.3 данного Федерального закона, определяющие такие границы, направлены на обеспечение его эффективного функционирования.
Оценивая довод ответчика о том, что периодом предоставления путевки является календарный год, следующий за годом обращения истцов, то есть 2014 год, суд полагает необходимым учитывать положения ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи". В указанной норме прямо сказано, что периодом предоставления гражданам социальных услуг в соответствии с главой 2 (Государственная социальная помощь, оказываемая в виде предоставления гражданам набора социальных услуг) является календарный год. В случае, если гражданин в течение календарного года приобрел право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с даты приобретения гражданином права на получение социальных услуг до 31 декабря текущего года. В случае, если гражданин в течение календарного года утратил право на получение социальных услуг в соответствии с настоящей главой, периодом предоставления ему социальных услуг является период с 1 января до даты утраты гражданином права на получение социальных услуг. В этой связи суд не может согласиться с доводами представителя ГУ КРО ФСС о том, что право истцов на получение путевок не нарушено.
Принимая во внимание, что истцы своевременно обратились к ответчику с соответствующими заявлениями, приложив необходимые медицинские документы о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, им не может быть отказано в предоставлении государственной социальной помощи в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение. Недостаточность финансирования и большое количество заявлений, наличие граждан, ранее обратившихся за получением такого лечения и не обеспеченных путевками, не могут служить основанием для отказа в иске. При изложенных обстоятельствах истечение календарного года так же не является основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечить истца путевкой.
Каждое обоснованное заявление гражданина о предоставлении путевки на санаторно – курортное лечение с приложением медицинской справки, подаваемое один раз в календарный год, должно быть обеспечено путевкой. Установленные федеральным законом социальные гарантии по обеспечению инвалидов путевками на санаторно-курортное лечение должны быть обеспечены достаточным для этих целей финансированием за счет средств федерального бюджета.
Пономарев В.В., Пономарева Л.Н. должны быть обеспечены на основании их заявлений соответственно от 13.09.2013 года, 16.12.2012 года путевками на санаторно – курортное лечение за 2013 год в учреждение и продолжительностью, в соответствии с профилем заболевания.
Принимая во внимание, что ГУ Костромское региональное отделение Фонда социального страхования является бюджетным учреждением, удовлетворяя исковые требования, суд полагает возможным освободить ответчика от уплаты госпошлины,
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Уточненные исковые требования Пономарева В.В. , Пономаревой Л.Н. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение Костромское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в течение двух месяцев с момента вступления решения в законную силу предоставить Пономареву В.В. , Пономаревой Л.Н. путевки на санаторно – курортное лечение за 2013 год.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Димитровский районный суд г. Костромы в течение месяца с момента его изготовления в мотивированном виде.
Судья - И.Н Драничникова