Дело № 2а-427/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 сентября 2019 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Романовой Ю.С.,
с участием представителя административного истца Артамонова А.И., его представителя адвоката Александрова О.М.,
представителя административного ответчика АМО «Сосновецкое сельское поселение» Голиковой М.В.,
административного ответчика Бахта К.В.,
представителя административного ответчика ОМВД России по Беломорскому району Еккиной Е.В.,
заинтересованного лица Артамонова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Артамонова А.И. к администрации муниципального образования «Сосновецкое сельское поселение» (далее – Администрация, АМО «Сосновецкое сельское поселение») о признании действий незаконными и обязании зарегистрировать его по месту жительства,
установил:
Артамонов А.И. обратился с указанным выше административным исковым заявлением по тем основаниям, что на основании договора социального найма в 2008г. он является нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: ..., где и проживает постоянно. В 2012г. жилой дом был отключен от электроснабжения по причине аварийного состояния линии электропередач, в связи с чем он был вынужден сменить место жительства на другое жилое помещение по адресу: .... Однако никакого самостоятельного права на данное жилье он не имеет. В период с 2012г. по настоящее время он пользуется квартирой в ..., проживает там, делает необходимый ремонт, имеет там мебель, личные вещи. В июне 2019г. он обратился к ответчику с заявлением о регистрации в данной квартире, поскольку договор социального найма жилого помещения считает не расторгнутым, на что получил отказ. Просит признать действия административного ответчика незаконными, обязать Администрацию зарегистрировать его по адресу: ....
В судебном заседании административный истец Артамонов А.И. административный иск поддержал по доводам, изложенным в нём, дополнив, что в 2012г. он был вынужден сняться с регистрации в ... и зарегистрироваться в ... в связи с отсутствием электричества в доме, однако вещи свои он не вывозил, проживал по мере возможности в .... Указал, что квартира с номерами № и № в доме № это одна и та же угловая квартира, которую он занимает, с 2008г.
Представителя административного истца Александров О.М. в судебном заседании исковое заявление подержал по доводам, изложенным в нем.
Представитель административного ответчика АМО «Сосновецкое сельское поселение» Голикова М.В. в судебном заседании административный иск не признала по следующим основаниям, Артамонов А.И. обратился к ним с заявлением о регистрации в ..., в д.№, кв.№ и снятии с регистрации в ..., приложив договор социального найма от 22.05.2008г. Изучив документы и, согласовав с миграционным пунктом ОМВД по телефону, в регистрации ему было отказано по тем основаниям, что представленный договор социального найма был расторгнут с момента снятия его с регистрации в 2009г., и переезда истца в кв.№ дома №, которые не являются одной и той же квартирой. В 2012г. Артамонов А.И. добровольно снялся с регистрации в ... и зарегистрировался в ..., где фактически и проживал. Они неоднократно приезжали в ... с рабочими моментами, но не смогли попасть в д.№, т.к. Артамонов незаконно занял весь первый этаж, оформив недействительные договора купли-продажи квартир и повесив замок на входную дверь дома, вместе с этим, в ... Артамонов никогда постоянно не проживал.
Административный ответчик Бахта К.В. в судебном заседании административный иск не признала и пояснила о том, что в период исполнения ею обязанностей главы администрации к ней обратился Артамонов А.И. с заявлением о регистрации его вместе с сыном Артамоновым Д.А. в ..., приложив к заявлению договор социального найма жилого помещения от 2008г. по адресу ..., в чем ему было отказано по тем основаниям, что с 2012г. истец зарегистрирован в ..., а до этого был зарегистрирован в .... Никаких правовых оснований для регистрации его в ... в кв.№ дома № не имелось.
Представитель административного ответчика ОМВД России по Беломорскому району Еккина Е.В. в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась и пояснила, что при обращении Артамонова А.И. с заявлением о регистрации его в ..., между ней и специалистом Бахта К.В. состоялся телефонный разговор, исходя из которого она рекомендовала отказать Артамонову в регистрации со ссылкой на ст.83 ЖК РФ, поскольку последний по испрашиваемому им адресу регистрации был выписан в 2009г., следовательно, представленный им договор социального найма расторгнут с 2009г., и зарегистрирован и проживал с указанного времени по другим адресам.
Заинтересованное лицо Артамонов Д.А. в судебном заседании иск поддержал, пояснил, что в настоящее время он проживает в ..., где у него вахтовый метод работы, намерен был зарегистрироваться и проживать с отцом в ..., ранее проживал в ....
Представители заинтересованного лица Миграционного пункта ОМВД РФ по Беломорскому району в судебном заседании не участвовали, извещены о рассмотрении дела должным образом, возражений не представили.
Суд, заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела усматривается, что 24.06.2019 Артамонов А.И. обратился с заявлениями: о регистрации его в квартире № дома № по ... на основании договора социального найма №1 от 22.05.2008г., о снятии с регистрационного учета по месту жительства по адресу ..., приложив договор социального найма жилого помещения № 1 от 22.05.2008г.
Согласно договора социального найма жилого помещения № 1 от 22.05.2008г. между Администрацией МО «Сосновецкое сельское поселение» и Артамоновым А.И. заключен договор социального найма жилого помещения по адресу: ....
Из сведений о регистрации Артамонова А.И., представленных МП ОМВД России по Беломорскому району, копии паспорта, выписки из домовой книги следует, что 22.05.2008 Артамонов А.И. был зарегистрирован по адресу: ..., 20.01.2009 зарегистрирован по адресу: ... (из записи в домовой книги – переехал в ... этом же доме), 24.12.2012 снят с регистрационного учёта по данному адресу и зарегистрирован по адресу: ....
Согласно технического паспорта на жилой дом № по ... и копии поэтажного плана 1 этажа (инвентаризационная опись на 27.09.1983г) квартиры имеют нумерацию, квартиры №№ и № расположены напротив друг друга.
Постановлением Правительства Республики Карелия от 12.09.2009г. №210-П утвержден Перечень муниципального имущества Беломорского муниципального района, передаваемого в муниципальную собственность поселений, входящих в состав Беломорского муниципального района, согласно которого квартиры № и № дома № по ... являются муниципальной собственностью Сосновецкого сельского поселения.
Решением Беломорского районного суда Республики Карелия от 20.06.2016 суд обязал АМО «Сосновецкое сельское поселение» предоставить Б. (жильцу по спорному адресу) коммунальную услугу по электроснабжению жилого помещения, расположенного по адресу: ..., в срок до 31 августа 2016 года.
В силу ч.3 ст.83 ЖК РФ в случае выезда нанимателя и членов его семьи в другое место жительства договор социального найма жилого помещения считается расторгнутым со дня выезда, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Сообщением АМО «Сосновецкое сельское поселение» №205 от 26.06.2019 Артамонову А.И. и его сыну Артамонову Д.А. в регистрации по месту жительства по адресу: ... отказано на основании ст.83 ЖК РФ.
Согласно положениям ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее – Закон №5242-1) регистрация гражданина Российской Федерации по месту жительства - постановка гражданина Российской Федерации на регистрационный учет по месту жительства, то есть фиксация в установленном порядке органом регистрационного учета сведений о месте жительства гражданина Российской Федерации и о его нахождении в данном месте жительства.
Органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации являются территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ст.4 Закона №5242-1).
В соответствии с Указом Президента РФ от 05.04.2016 г. N 156 "О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции", с 05.04.2016 г. федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции является Министерство внутренних дел Российской Федерации, вместо упраздненной Федеральной миграционной службы.
Согласно п. 2 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее - Правила регистрации), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 г. N 713, органами регистрационного учета в городах, поселках, сельских населенных пунктах, закрытых военных городках, а также в населенных пунктах, расположенных в пограничной зоне или закрытых административно-территориальных образованиях, являются территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Закона №5242-1 при регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и Правилами регистрации.
В соответствии со ст. 6 указанного Закона для постановки на регистрационный учет по месту жительства гражданин предъявляет должностному лицу, ответственному за регистрацию, заявление установленной формы, паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина, а также документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение или его надлежаще заверенную копию, в частности договор социального найма.
Аналогичные требования содержатся в п. 16 Правил регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 N 713 и разделе II Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденного Приказом МВД России от 31.12.2017 N 984.
Ответственными за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации являются лица, предусмотренные перечнем, утвержденным указанным постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 г. N 713 (п. 4 Правил регистрации), среди которых должностные лица органов местного самоуправления в области жилищных отношений, занимающие постоянно или временно должности, связанные с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей по контролю за соблюдением правил пользования жилыми помещениями государственного и муниципального жилищного фонда (п. 1 Перечня).
Проанализировав вышеприведенные нормы права, следует вывод о том, что надлежащим органом, осуществляющим регистрацию граждан по месту жительства на территории Беломорского района, является МП ОМВД России по Беломорскому району, а должностное лицо АМО «Сосновецкое сельское поселение» - и.о. главы администрации Бахта К.В. является ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов. При этом, органы регистрационного учета должны располагать данными, позволяющими им установить наличие правовых оснований для предоставления жилого помещения для проживания.
Установлено, что собственником жилого помещения является АМО «Сосновецкое сельское поселение», представленный Артамоновым А.И. договор социального найма жилого помещения от 2008г. на квартиру № дома № по ..., суд полагает расторгнутым и прекратившим свое действие в связи с его снятием с регистрации по указанному адресу и переездом в другие жилые помещения с 2009г., своего согласия на предоставление вышеназванного жилого помещения Артамонову А.И. собственник АМО «Сосновецкое сельское поселение» не выразил, то обстоятельство, что Артамонов А.И. не вывез свои вещи не является основанием для его регистрации по данному адресу и не свидетельствует, вопреки доводам представителя административного истца, о нарушении конституционных прав гражданина и общепризнанных принципов и норм международного права. При установленных обстоятельствах, органы регистрационного учета правомерны были не проводить регистрацию истца по адресу: ..., о чем представитель административного ответчика ОМВД России по Беломорскому району Еккина Е.В. сообщила специалисту АМО «Сосновецкое сельское поселение», поскольку обратное будет нарушать права собственника жилого помещения.
При изложенных выше обстоятельствах, суд полагает действия административных ответчиков соответствуют требованиям нормативных правовых актов, в связи с чем, в удовлетворении административного искового заявления административному истцу следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления Артамонова А.И. отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Мотивированное решение изготовлено 01.10.2019.