Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5676/2020 ~ М-5120/2020 от 04.08.2020

Производство № 2-5676/2020

УИД 28RS0004-01-2020-007226-77

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

20 октября 2020 года г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Чешевой Т.И.,

при секретаре Авалян А.С.,

с участием истца Ступниковой И.Е., представителя истца Шур Н.А., представителя ответчика Арефьевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ступниковой И. Е. к администрации города Благовещенска о признании права на предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого, обязании предоставить жилое помещение,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратилась в суд с данным иском к ответчику, в обоснование заявленных исковых требований указав, что она (Ступникова И. Е.) с 17.07.1991 года постоянно проживает и зарегистрирована по адресу: ***. С 2011 года истец является собственником данного жилого помещения.

15.06.2020 года истец получила письмо из администрации города Благовещенска о том, что дом, в котором она проживает, признан аварийным и подлежащим сносу. Так же в данном письме ей было разъяснено, что согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 года, в случае, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, собственник имеет право требовать выкупной цены за изымаемое жилое помещение либо предоставления другого жилого помещения на праве собственности. В тоже время, ссылаясь на ч. 8.2 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), согласно которой граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанную в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

Таким образом, согласно указанного выше письма ответчика, она имеет право только на получение выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанной в порядке ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которой не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения. Ступникова И.Е. считает, что решение администрации города Благовещенска является незаконным, нарушает ее право выбора, предоставленное ст. 32 ЖК РФ.

При оформлении в собственность жилого помещения по адресу: *** официально не являлся аварийным и подлежащим сносу. Жильцы данного дома неоднократно обращались в государственные органы для признания дома аварийным и подлежащим сносу. Так, например, согласно ответа Министерства ЖКХ Амурской области от 22.01.2018 года: «…В связи с обращением нанимателя квартиры № ***, расположенной в указанном МКД, Ступниковой И. Е., заключением Комиссии № 35 от 01.09.2009 года МКД № *** признан пригодным для проживания». Согласно ответа Министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области от 07.09.2018 года: «МКД по адресу: *** обследовался дважды - в 2006 году признан аварийным и подлежащим сносу, в 2009 году - признан пригодным для проживания. Таким образом, на момент оформления жилого помещения в собственность, и судя по ответам гос.органов, данный МКД не был признан аварийным и подлежащим сносу. К тому же, ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, на которую ссылается администрация города Благовещенска, введена Федеральным законом от 27.12.2019 года, то есть после оформления жилого помещения в собственность.

Ссылаясь на положения ст.ст. 6, 32 ЖК РФ истец просит суд: признать за Ступниковой И. Е. право на предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен аварийного. Обязать администрацию города Благовещенска предоставить Ступниковой И. Е. другое благоустроенное жилое помещение на праве собственности, отвечающее установленным требованиям применительно к условиям населенного пункта города Благовещенска, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, не менее 29,7 кв.м..

В судебное заседание истец явилась, обеспечила явку представителя. Ответчик обеспечил явку в судебное заседание своего представителя. Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещались в установленном ГПК РФ порядке, явку представителей в суд не обеспечили. Ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлено. С учетом изложенного, суд определил в порядке ст. 167 ГПК РФ рассмотреть дело при данной явке.

Представителем ответчика администрации города Благовещенска представлен письменный отзыв на иск, где заявленные исковые требования оспариваются в полном объеме, в обоснование заявленной позиции указано, что многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу № 594 от 02.04.2006 года. На основании заявления Ступниковой И.Е. от 03.11.2009 года было проведено обследование многоквартирного дома, расположенного по адресу: *** и заключением № 35 от 04.12.2009 года указанный дом признан пригодным для проживания. 26.10.2018 года на основании заявления № 46 многоквартирный дом, расположенный по адресу: ***, признан аварийным и подлежащим сносу заключением городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

Ссылаясь на положения ч. 3 ст. 35 Конституции РФ, ч. 8.1 ст. 32, ч. 8 ст. 32, ЖК РФ, Федеральный закон от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» указал, что законом внесены изменения в полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений при переселении граждан из аварийного жилищного фонда. При этом в ст. 32 ЖК РФ сохранена действовавшая до вступления в силу Федерального закона № 473-ФЗ гарантия прав собственников на получение возмещения за изымаемое жилое помещение (ч.ч. 6, 7 ст. 32 ЖКРФ). Установленное в ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ условие, по мнению Минстроя России, не распространяется на реализацию прав собственника на предоставление жилого помещения в соответствии с ч. 8 ст. 32 ЖК РФ. Данная правовая норма вступила в силу 28.12.2019. Федеральный закон № 473-ФЗ не содержит особенностей применения данной нормы в зависимости от даты возникновения права собственности на изымаемое жилое помещение, поскольку под ее действие подпадают все случаи перехода права собственности (кроме наследования) после даты признания многоквартирного дома аварийным. Таким образом, при изъятии жилого помещения (заключения с конкретным собственником соглашения об изъятии), осуществляемом после 28.12.2019 года, размер возмещения за изымаемое жилое помещение определяется в соответствии с ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, с учетом положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ.

В Минстрой России поступают запросы регионов относительно определения размера возмещения за изымаемое жилое помещение, приобретенное гражданами после признания многоквартирного дома аварийным, на основании договора дарения либо договора пожизненной ренты, договора пожизненного содержания с иждивением, то есть договора, в котором отчуждение имущества производится бесплатно.

Согласно ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Следовательно, по отношению к гражданам, которые не понесли расходы на приобретение жилого помещения, не может быть применено ограничение по определению размера возмещения за изымаемое жилое помещение, установленное ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ. В соответствии с письмом Минстроя России от 17.04.2020 № 15026-МЕ/06 размер возмещения может быть определен исходя из рыночной стоимости приобретенного имущества, что следует из совокупности толкования норм ЖК РФ и Федерального закона от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Согласно ст. 7 Федерального закона № 135-ФЗ, если в правовом акте отсутствует указание на вид стоимости, то исходя из правовых норм, используется рыночная стоимость.

С учетом изложенного, в удовлетворении исковых требований просит отказать.

В судебном заседании истец на заявленных исковых требованиях настаивала, в дополнение пояснила, что на сегодняшний день проживает по адресу: ***. Еще в данном доме проживают в квартирах №№ ***, вообще, во всех квартирах живут.

Представитель истца в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении, пояснила, что если бы истец знала, что дом признан аварийным, она бы могла не приобретать в собственность данное жилое помещение. Решение Комиссии действовало еще в течение девяти лет - до 2018 года. Просила суд обратить внимание на п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ во времени. Данная норма была введена в действие в декабре 2019 года. Ответчик предлагал истцу 50000 рублей за квадратный метр, но квартиры на сегодняшний день очень подорожали. Истец не сможет на предоставленные деньги приобрести даже однокомнатную квартиру. Также просила суд обратить внимание на то, что истец оформила в собственность данное жилое помещение в 2010 году. На тот момент действовало решение о признании дома пригодным для проживания, вынесенное Комиссией в 2009 году. Только в 2018 году дом был признан аварийным и подлежащим сносу.

Представитель ответчика в судебном заседании заявленные исковые требования оспаривала, ссылаясь на доводы, изложенные в письменном отзыве на иск, в дополнение пояснила, что в 2011 году, когда истец оформляла право собственности, действовало заключение Городской межведомственной комиссии от 04.09.2009 года, но в 2018 году данное заключение было признано недействительным. Полагает, что в данном случае следует в совокупности учитывать все обстоятельства. Истец в 2009 году обращалась с заявлением о признании данного жилого дома пригодным для проживания. Соответственно, она знала, что данный дом является аварийным. В 2009 году по данному заявлению дом вывели из аварийности, но это оказалось неверным решением, потому что, исходя из Постановления Правительства РФ № 47, при подаче данных заявлений от собственников жилых помещений в обязательном порядке требуется предоставление заключения специализированной организации. Такое заключение не было предоставлено, в связи с этим Комиссией принято неверное решение. Уже на тот момент решение Комиссии являлось не легитимным, в силу того, что весь перечень документов, предусмотренный Постановлением Правительства РФ № 47 не был представлен. По непонятным причинам Комиссия пришла к данному выводу.

На сегодняшний день администрация города Благовещенска в полном объеме подтвердила, что правоотношения по изъятию жилого помещения возникли в 2020 году в связи с изъятием земельного участка на котором расположено жилое помещение по адресу: ***. Исходя из п. 8.2 ст. 32 ЖК РФ у истца имеется право только на предоставление возмещения за изымаемое имущество, поскольку право собственности на данное жилое помещение было приобретено после признания его в установленном законом порядке аварийным, подлежащим сносу. Администрация города Благовещенска на дату рассмотрения дела судом в полном объеме подтвердила, что правоотношения по изъятию жилого помещения возникли в 2020 году в связи с изъятием земельного участка по данному адресу. Оснований для удовлетворения иска не имеется.

Заслушав позицию лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Как следует из представленной по судебному запросу Управлением Росреестра по Амурской области выписки из ЕГРН от 13.08.2020 года № КУВИ-002/2020-12459283 Ступникова И. Е. является собственником квартиры № *** в доме № ***, расположенном в пер. *** г. Благовещенска Амурской области (номер гос.регистрации права: 28-28-01/054/2010-039; дата гос. регистрации: 18.08.2010 года).

Согласно заключению Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727, от 02.11.2006 года № 594, многоквартирный дом по адресу: пер. *** признан аварийным и подлежащим сносу. Данное заключение сделано на основании технической документации, а также выполненного ООО «Амурремпроект» технического заключения по обследованию ветхого жилищного фонда г. Благовещенска Амурской области от 10.09.2006 года, из которого следует, что общий физический износ строительных конструкций обследуемого дома составляет 70-75%, что значительно превышает нормативный, установленный в размере 65%. Длительная эксплуатация привела к естественному моральному и физическому старению жилого дома, снижению прочности и несущей способности основных строительных конструкций. Проведение капитального ремонта обследованного здания экономически и технически нецелесообразно из-за большого износа основных строительных конструкций и необходимости замены всех конструктивных элементов здания с одновременным выполнением мероприятий по защите территории жилых домов от подтоплений дождевыми и талыми водами. Обследованный дом рекомендовано признать непригодным для проживания и рассмотреть вопрос о его планомерном выводе из состояния жилого фонда города путем сноса и возведения на освободившейся площади нового современного жилья.

При этом, 03.11.2009 года Ступникова И.Е. обратилась с заявлением в Городскую межведомственную комиссию по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727, о рассмотрении вопроса о признании жилого дома по адресу: *** пригодным для проживания.

Заключением Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727, от 04.12.2009 года № 35 жилые помещения по адресу: *** признаны пригодными для постоянного проживания. Акт обследования помещений № 33 от 04.12.2009 года Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727, Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727, получен Ступниковой И.Е. 09.12.2009 года, о чем в материалы дела представлена соответствующая расписка.

Однако, заключением № 46 от 26.10.2018 года Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727 принято решение о признании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 04.12.2009 № 35 в отношении жилых помещений по адресу: *** недействительным. Данное решение принято на основании Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47, в связи с отсутствием заключения специализированной организации о проведении обследования многоквартирного дома.

25.10.2019 года за исх. № 2-11/10795 заместителем мэра города Благовещенска Рудненок В.А. на основании п. 10 ст. 32 ЖК РФ в адрес Ступниковой И.Е. направлено требование о сносе многоквартирного жилого дома по адресу: ***, с указанием сроков исполнения данного требования - в течение одного месяца со дня вынесения настоящего требования. Также указано, что при невыполнении ей мероприятий по сносу многоквартирного дома в установленный срок, администрацией города Благовещенска будет принято решение об изъятии земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, и жилых помещений в доме в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 ст. 32 ЖК РФ.

Данное требование Ступниковой И.Е. не исполнено.

Постановлением мэра города Благовещенска от 06.07.2020 № 2068 «Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка с кадастровым номером *** и жилых помещений в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: ***, признанном аварийным и подлежащим сносу» постановлено изъять для муниципальных нужд земельный участок в общей долевой собственности собственников помещений в жилом доме, с кадастровым номером ***, расположенное по адресу: ***; жилые помещения - квартиры № ***, в жилом доме, расположенном на земельном участке с кадастровым номером ***, по адресу: ***.

Как следует из направленного в адрес Ступниковой И.Е. 16.06.2020 года за исх. № 02-11/6385 заместителем мэра города Благовещенска Черным И.Ю. информационного письма, многоквартирный дом по пер. *** признан аварийным и подлежащим сносу заключением Городской межведомственной комиссии по оценке жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности, муниципального жилищного фонда и частного жилищного фонда от 02.11.2006 № 594. Указанный дом числится в реестре аварийного жилищного фонда и включен в адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019-2025 годов», утвержденную постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 № 152 (далее - Программа № 152). Срок реализации программы: 2019-2025 годы. Квартира № *** в данном многоквартирном доме, общей площадью 39,7 кв.м., в ЕГРН зарегистрирована на имя Ступниковой И.Е. с 18.08.2010 года. В силу ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право только на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанное в порядке, установленном ч. 7 ст. 32 ЖК РФ, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения.

В целях формирования плана переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2021-2023 годы по способам расселения (выкуп жилого помещения или предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности) и расчета потребности в финансовых ресурсах на мероприятия по расселению администрация города Благовещенска просила Ступникову И.Е. предоставить правоустанавливающие документы, подтверждающие основания приобретения занимаемого ей жилого помещения в собственность в срок до 15.07.2020 года в Муниципальное казенное учреждение «Благовещенский городской архивный и жилищный центр». Расселение будет производиться после доведения лимитов бюджетных обязательств в рамках Программы № 152 на соответствующий финансовый год по выбранному (установленному) способу расселения, исходя из требований Федерального закона от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» и ст. 32 ЖК РФ.

Из ответа заместителя мэра г. Благовещенска Черного И.Ю. от 17.07.2020 года за исх. № 02-09/8034 на заявление Ступниковой И.Е. следует, что многоквартирный дом по пер. ***, признан аварийным и подлежащим сносу 02.11.2006 года, включен в реестр аварийного жилищного фонда региональной адресной программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Амурской области на период 2019 - 2025 годов», утвержденной постановлением Правительства Амурской области от 29.03.2019 года № 152 (далее - Программа). Квартира № *** по пер. *** состоит из двух комнат общей площадью 39,7 кв.м., принадлежит Ступниковой И.Е. на праве собственности с 18.08.2010 года. Исходя из положений ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ, поскольку она (Ступникова И.Е.) стала собственником после признания дома в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, у нее есть право только на выплату возмещения за изымаемое жилье, так как положения частей 8, 8.1 ст. 32 ЖК РФ в отношении нее не применяются. Также сообщено, что в настоящее время в рамках Программы доведены денежные средства, в связи с чем Ступниковой И.Е. предложено воспользоваться правом на получение возмещения за изымаемое жилое помещение. В случае отказа, вопрос выкупа жилого помещения подлежит разрешению в судебном порядке.

Согласно правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ за третий квартал 2012 года, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 26.12.2012 (ответ на вопрос 2), обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо невключения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2007 № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства». Если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в указанную адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п. 3 ст. 2 названного Федерального закона имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу в адресную программу, жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке ст. 32 ЖК РФ.

Из Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 29..04.2014 следует, что собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.

Из содержания положений ст. 32 ЖК РФ и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что в случае соглашения сторон о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого, выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам ч. 7 ст. 32 ЖК РФ с зачетом стоимости предоставляемого жилого помещения (ч.8 ст. 32 ЖК РФ).

Частью 8.2 ст. 32 ЖК РФ, введенной в действие Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации….» (Федеральный закон вступил в силу 31.12.2019 года) предусмотрено, что граждане, которые приобрели право собственности на жилое помещение в многоквартирном доме после признания его в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, за исключением граждан, право собственности у которых в отношении таких жилых помещений возникло в порядке наследования, имеют право на выплату возмещения за изымаемое жилое помещение, рассчитанного в порядке, установленном ч. 7 настоящей статьи, размер которого не может превышать стоимость приобретения ими такого жилого помещения, при этом положения частей 8 и 8.1 настоящей статьи в отношении таких граждан не применяются.

При этом, в силу положений ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со ст. 422 ГК РФ.

Исходя из изложенного, в данном случае по общему правилу жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ в редакции, действующей до введения в действие ч. 8.2 ст. 32 ЖК РФ (введена Федеральным законом от 27.12.2019 № 473-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации….» (Федеральный закон вступил в силу 31.12.2019 года), то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в таком доме путем выкупа. Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ).

При этом ч. 8.1 ст. 32 ЖК РФ субъектам Российской Федерации предоставлено право самостоятельно устанавливать для собственников жилых помещений в многоквартирных домах, признанных в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями при условии, что на дату признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции у них отсутствуют иные жилые помещения, пригодные для постоянного проживания, находящиеся в их собственности либо занимаемые при условиях социального найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Как указано выше, в данном случае, исходя из временного промежутка, имеет место факт невыполнения истцом, как собственником жилого помещения, требования администрации города Благовещенска о сносе собственником объекта недвижимого имущества и в связи с этим последующего принятия в рамках действующего законодательства органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в таком доме путем выкупа. При этом соответствующее соглашение о предоставлении другого жилого помещения взамен изымаемого между сторонами не достигнуто. Заключение от 02.11.2006 года № 594 Городской межведомственной комиссии по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, назначенной постановлением мэра г. Благовещенска от 14.03.2006 № 727 о признании многоквартирного дома № *** по пер. *** г. Благовещенска аварийным и подлежащим сносу, также как и заключение от 26.10.2018 года № 46 данной Комиссии о признании заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 04.12.2009 № 35, в отношении жилых помещений по адресу: ***, не действительным в установленном законом порядке не обжалованы.

При вынесении решения по делу суд не принимает доводы истца о том, что ей не было известно о признании спорного дома аварийным, поскольку, как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами в 2009 году именно по ее заявлению рассматривался вопрос о признании жилых помещений пригодными для проживания.

С учетом изложенных выше обстоятельств и приведенных положений закона, исходя из принципов действия законодательства и подзаконных актов во времени, проанализировав собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о необоснованности заявленных исковых требований, оставлении их без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Ступниковой И. Е. к администрации города Благовещенска о признании права на предоставление другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности взамен изымаемого, обязании предоставить жилое помещение, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд, в течение одного месяца с момента принятия его в окончательной форме.

Председательствующий судья Т.И. Чешева

Мотивированное решение составлено 18 ноября 2020 года.

2-5676/2020 ~ М-5120/2020

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ)
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ступникова Инна Евгеньевна
Ответчики
Администрация г. Благовещенска
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска
Щур Наталья Анатольевна
Правительство Амурской области
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации (Минстрой России)
МКУ «Благовещенский городской архивный и жилищный центр»
Министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства
Судья
_Чешева Т.И.
04.08.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
05.08.2020 Передача материалов судье
07.08.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
07.08.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
28.08.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
04.09.2020 Судебное заседание
13.10.2020 Судебное заседание
20.10.2020 Судебное заседание
18.11.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)