Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-421/2023 ~ М-410/2023 от 26.07.2023

Дело № 2-421/ 2023 г.

УИД 73RS0006-01-2023-000523-88

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 сентября 2023 года                                                  г. Барыш, Ульяновской области

Барышский городской суд Ульяновской области

в составе председательствующего судьи Зотовой Л.И.

при секретаре Сехно Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в защиту прав и законных интересов Чернышовой В.Н. к Администрации муниципального образования «Барышский район» о возложении обязанности произвести с 01.07.2021 года по день вынесения решения, начисление и выплату доплаты за сверхурочную работу: из расчёта за первые два часа- в полуторном размере, а за последующие часы- в двойном размере должностного оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также доплаты за работу в выходные (нерабочие) праздничные дни, исходя из заработной платы, состоящей из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, о начислении и выплате компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за выполненную сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни за период с 01.07.2021 года по день вынесения решения, взыскании компенсации морального вреда в размере 10 000 руб.,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Барышского района в интересах Чернышовой В.Н. обратился в суд с иском к Администрации МО «Барышский район», в котором указал, что прокуратурой Барышского района проведена проверка исполнения трудового законодательства, в связи с поступившим обращением работников Единой дежурно-диспетчерской службы «112» МО «Барышский район». В ходе проверки установлено, что оперативному дежурному Чернышовой В.Н., трудовой договор с которой заключён 04.06.2014 года, в период с июля 2021 года по июль 2022 года оплата труда за сверхурочную работу, а также работу в праздничные дни производилась без учёта компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных трудовым договором.

С учётом уточнения требований, прокурор просит возложить на ответчика обязанность произвести с 01.07.2021 года по день вынесения решения суда, начисление и выплату доплаты за сверхурочную работу: из расчёта за первые два часа- в полуторном размере, а за последующие часы- в двойном размере должностного оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также доплаты за работу в выходные (нерабочие) праздничные дни, исходя из заработной платы, состоящей из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда. Просит также возложить обязанность начислить и выплатить компенсацию за нарушение установленного срока выплаты Чернышовой В.Н. заработной платы за выполненную сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни за период с 01.07.2021 года по день вынесения решения, взыскать компенсацию морального вреда в размере 10 000 руб.

В судебном заседании истец Чернышова В.Н. и представляющий её интересы помощник прокурора Барышского района Колпиков И.В., уточнённые исковые требования поддержали и привели доводы, аналогичные изложенным в заявлении.

Представители ответчика Новицкая В.Ю., Пахомова Е.А., возражая против иска пояснили, что после проведенной прокуратурой района проверки, и вынесения в адрес Администрации МО «Барышский район» представления об устранении нарушений закона, именно с учётом части 1 статьи 152, части 1 статьи 153, статьи 154 Трудового кодекса Российской Федерации Чернышовой В.Н. была пересчитана заработная плата и в октябре 2022 года была произведена доплата в размере 6242, 18 рублей. Согласно детальной выписки за июль 2021 года, была произведена доплата за 16 часов сверхурочной работы – 489,30 рубля, за ноябрь 2021 за 33 часа 1221,12 рублей, за февраль 2022 года за 41 час - 964,32 рублей, за апрель 2022 года за 24 часа - 2118,30 копеек. Вместе с выплаченными 6242,18 рублями. То есть, после данной проверки сверхурочные, ночные и праздничные часы стали насчитываться в вышеуказанном порядке, предусмотренном трудовым законодательством. Доплата оперативному дежурному ЕДДС Барышского района Чернышовой В.Н. за сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни была произведена без учёта причитающихся ей компенсационных и стимулирующих выплат, поскольку считают, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 года № 26-П не имеет основания для правоприменительной практики касаемо данного трудового спора. Каждый спор индивидуален, на данный момент имеется действующий порядок оплаты труда, данным Постановлением статья 153 Трудового кодекса Российской Федерации не признана не конституционной. Также суть данного постановления заключается в том, что часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования, предполагает установление для получающих оклад (должностной оклад) определённых категорий работников, а именно, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, и привлекавшихся к работе в выходные и (или) нерабочие праздничные дни сверх месячной нормы рабочего времени, если эта работа не компенсировалась предоставлением им другого дня отдыха, оплаты за работу в выходной и (или) нерабочий праздничный день, включающей наряду с тарифной частью заработной платы, исчисленной в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы), все компенсационные и стимулирующие выплаты, предусмотренные установленной для них системой оплаты труда.

Кроме того полагают, что постановление Конституционного суда Российской Федерации от 27.06.2023 года № 35-П «По делу о проверке Конституционности положений части первой статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко» также не применимо к данным правоотношениям, поскольку до настоящего времени в законодательные акты не внесены соответствующие изменения. Также считают, что в силу статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» закон обратной силы не имеет.

Обращают внимание суда на то, что истец обратился в суд за пределами установленных статьёй 392 Трудового кодекса Российской Федерации сроков исковой давности, не представив доказательства, свидетельствующие о наличии уважительных причин, что является основанием для отказа в иске, поэтому просят в иске отказать.

Из системного толкования статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, а также суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Выслушав доводы сторон, изучив представленные доказательства, суд исходит из следующего.

В соответствии со статьёй 2 Трудового кодекса Российской Федерации, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права, и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений наряду с другими признаются:

свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности;

обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда;

обеспечение права каждого на защиту государством его трудовых прав и свобод, включая судебную защиту.

Статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что трудовые отношения- это отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.

Трудовые отношения в силу статьи 16 Трудового кодекса Российской Федерации возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации определяет трудовой договор, как соглашение между работодателем и работником, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу по обусловленной трудовой функции, обеспечить условия труда, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и данным соглашением, своевременно и в полном размере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать правила внутреннего трудового распорядка, действующие у данного работодателя.

В соответствии со статьёй 57 Трудового кодекса Российской Федерации обязательным для включения в трудовой договор является условие о режиме рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у работодателя).

Постановлением Администрации МО «Барышский район» от 27.01.2023 года № 62-А «Об утверждении положения о Единой дежурно-диспетчерской службе муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области» утверждено Положение о Единой дежурной службе муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области. Финансирование деятельности данной службы, согласно этому же постановлению, осуществляется из средств бюджета муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области.

Кроме этого, постановлением Администрации МО «Барышский район» от 25.12.2017 года № 659-А «Об утверждении Положения об оплате дежурно-диспетчерской службы «112» муниципального образования «Барышский район» утверждено Положение «Об оплате труда работников иной дежурной службы муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области», в котором изложены основные положения о заработной плате работников, с указанием порядка расчёта, стимулирующих выплат, единовременных выплат при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

Согласно трудового договора № 6 от 04 июня 2014 года, и распоряжения Администрации МО «Барышский район» от 04.06.2014 года № 10-л/с-д, Чернышова В.Н. с 04.06.2014 года была принята на работу диспетчером Единой дежурно- диспетчерской службы «112» Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, и ей была установлена заработная плата: должностной оклад - 4634 рубля; компенсационная выплата за особые условия работы (80%) - 3707,20 рублей, компенсационная выплата за выслугу лет (30%) - 1390,20 рублей. Данный трудовой договор заключался на неограниченный срок. Наличие трудовых отношений сторонами не оспаривается. Также имеются дополнительные соглашения к трудовому договору от 28.07.2021 года № 6, от 30.07.2021 года № 12, от 30.07.2021 года № 26, от 30.12.2021 года № 37, от 01.04.2022 года № 8. Распоряжением Администрации МО «Барышский район» от 31.10.2022 года № 27-л/с-д, Чернышова В.Н. была уволена с 31.10.2021 года.

Далее, из материалов дела видно, что согласно трудового договора № 3 от 04 апреля 2023 года, и распоряжения Администрации МО «Барышский район» от 04.04.2023 года № 17-л/с-д, Чернышова В.Н. с 04.04.2023 года вновь была принята на работу диспетчером Единой дежурно- диспетчерской службы «112» Администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, и ей была установлена заработная плата: должностной оклад - 5516 рубля; компенсационная выплата за особые условия работы (145%) - 7998,20 рублей, компенсационная выплата доведения до минимального размера оплаты труда - 1073,00 рублей. Данный трудовой договор заключён на неограниченный срок. Наличие трудовых отношений сторонами также не оспаривается. Имеются дополнительные соглашения к трудовому договору от 28.07.2021 года № 6, от 30.07.2021 года № 15, от 30.07.2021 года № 26, от 30.12.2021 года № 37, от 01.04.2022 года № 8. Данными дополнительными соглашениями изменялся порядок выплаты заработной платы Чернышовой В.Н., с учётом повышения МРОТ, фактически отработанного ею времени (компенсационная выплата за выслугу лет, компенсационная выплата за особые условия труда).

В пункте 3.1 трудового договора № 6 от 04 июня 2014 года было указано, что работнику устанавливается следующий режим работы пятидневная рабочая неделя продолжительностью 40 часов. Выходными днями являются суббота и воскресенье.

В пункте 3.1 трудового договора от 29.06.2021 года указано, что режим работы устанавливается графиком сменности, утверждённым Главой администрации МО «Барышский район».

В судебном заседании достоверно установлено, что функционирование Единой дежурно- диспетчерской службы «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области осуществляется круглосуточно по утверждённому графику.

Согласно статье 91 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени.

Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю.

Положениями статьи 100 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что режим рабочего времени должен предусматривать продолжительность рабочей недели (пятидневная с двумя выходными днями, шестидневная с одним выходным днём, рабочая неделя с предоставлением выходных дней по скользящему графику, неполная рабочая неделя), работу с ненормированным рабочим днём для отдельных категорий работников, продолжительность ежедневной работы (смены), в том числе неполного рабочего дня (смены), время начала и окончания работы, время перерывов в работе, число смен в сутки, чередование рабочих и нерабочих дней, которые устанавливаются правилами внутреннего трудового распорядка в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, а для работников, режим рабочего времени которых отличается от общих правил, установленных у данного работодателя, - трудовым договором.

Согласно статьи 104 Трудового кодекса Российской Федерации, когда по условиям производства (работы) у индивидуального предпринимателя, в организации в целом или при выполнении отдельных видов работ не может быть соблюдена установленная для данной категории работников (включая работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда) ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, допускается введение суммированного учёта рабочего времени с тем, чтобы продолжительность рабочего времени за учётный период (месяц, квартал и другие периоды) не превышала нормального числа рабочих часов. Учётный период не может превышать один год, а для учёта рабочего времени работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, - три месяца.

Порядок введения суммированного учёта рабочего времени устанавливается Правилами внутреннего трудового распорядка.

Так, Правилами внутреннего трудового распорядка МО «Барышский район», утверждёнными постановлением Главы администрации МО «Барышский район» № 1090-А от 16.09.2011 года суммированного учёта рабочего времени для работников Учреждения не установлен. Учитывая изложенное, для работников занимающих должности в Единой дежурно- диспетчерской службе «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, следует принимать учётный период- один месяц.

Следовательно, в случае привлечения работников Единой дежурно- диспетчерской службе «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области к сверхурочной работе в рамках учётного периода 1 месяц, письменное согласие работников не требуется, работники знакомятся с ежемесячными графиками сменности.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому право на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (статья 37, часть 3). Норма части 3 статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации направлена на реализацию данного конституционного положения, не предопределяя конкретный размер оплаты труда работника, в равной степени касается всех лиц, работающих по трудовому договору.

В соответствии с Конвенцией № 95 МОТ «Относительно защиты заработной платы» (1949 г.) термин «заработная плата» означает, независимо от названия и метода исчисления, всякое вознаграждение или всякий заработок, исчисляемые в деньгах и устанавливаемые соглашением или национальным законодательством, которые в силу письменного или устного договора о найме предприниматель уплачивает трудящемуся за труд, который либо выполнен, либо должен быть выполнен, или за услуги, которые либо оказаны, либо должны быть оказаны.

Статья 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе, за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) (часть 1).

За работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, а именно за сверхурочную работу, работу в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни, работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, локальными нормативными актами, трудовым договором (статья 149 ТК РФ).

Оплата труда зависит от объективных и субъективных факторов. Объективными факторами являются сложность выполняемой работы и квалификация работника. В силу статьи 132 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается. Запрещается какая бы то ни было дискриминация при установлении и изменении условий оплаты труда.

Частью 1 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135 Трудового кодекса Российской Федерации).

Как указано выше, Администрацией МО «Барышский район» 25.12.2017 года принято постановление № 659-А «Об утверждении Положения об оплате труда работников Единой дежурно- диспетчерской служба «112» МО «Барышский район». Согласно пункта 1 данного Положения об оплате труда следует, что заработная плата (оплата труда работника) состоит из: 1) должностного оклада (оплата труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности без учёта компенсационных, стимулирующих выплат, состоящий из базового должностного оклада, умноженного на повышающий коэффициент); 2) компенсационных выплаты (дополнительные выплаты работнику за работы: в особых условиях труда, отклоняющихся от нормальных; не входящие в круг основных обязанностей, за стаж работы в органах местного самоуправления и муниципальных учреждениях администрации, доплата до минимального размера оплаты труда (МРОТ); 3) стимулирующих выплат (выплаты, предусматриваемые системами оплаты труда работников с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда).

Согласно статье 99 Трудового кодекса Российской Федерации под сверхурочной работой понимается работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени. Работодатель обязан обеспечить точный учёт продолжительности сверхурочной работы каждого работника. Размер оплаты сверхурочной работы предусмотрен статьёй 152 Трудового кодекса Российской Федерации.

Так, в соответствии со статьёй 152 Трудового кодекса Российской Федерации сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы - не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты за сверхурочную работу могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором. По желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно.

Согласно статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере: сдельщикам - не менее чем по двойным сдельным расценкам; работникам, труд которых оплачивается по дневным и часовым тарифным ставкам, - в размере не менее двойной дневной или часовой тарифной ставки; работникам, получающим оклад (должностной оклад), - в размере не менее одинарной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа в выходной или нерабочий праздничный день производилась в пределах месячной нормы рабочего времени, и в размере не менее двойной дневной или часовой ставки (части оклада (должностного оклада) за день или час работы) сверх оклада (должностного оклада), если работа производилась сверх месячной нормы рабочего времени.

Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 28.06.2018 № 26-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 153 Трудового кодекса РФ в связи с жалобами граждан Д.В. Апухтина, К.К. Багирова и других» при оплате труда в выходной или нерабочий праздничный день работодатель должен учитывать не только тарифную часть зарплаты, районные коэффициенты и процентные надбавки, но и компенсационные и стимулирующие выплаты, а также премии.

Вместе с тем, проведенная проверка показала, что работникам Единой дежурно- диспетчерской службы «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области, в том числе оперативному дежурному Чернышовой В.Н., в период с 01 июля 2021 года по 31 октября 2022 года, с 04 апреля 2023 года оплата труда за сверхурочную работу, а также работу в праздничные дни производилась без учёта компенсационных и стимулирующих выплат.

В связи с выявленными нарушениями, 14.09.2022 года прокуратурой Барышского района в адрес Администрации МО «Барышский район» было внесено представление об устранении нарушений закона № 07-01-2022/Прдп344-22-20730009. Из ответов Администрации МО «Барышский район» от 12.10.2022 года и от 01.11.2022 года следует, что в октябре 2022 года оперативному дежурному Единой дежурно- диспетчерской службы «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чернышовой В.Н. была произведена доплата в размере 4 793,04 руб.

Вместе с тем, как видно из материалов дела, при осуществлении расчёта соответствующей доплаты ответчиком не была принята во внимание позиция Конституционного Суда Российской Федерации (п. 3.5 постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 года № 26-П), согласно которой часть 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации рассматриваемая в системе действующего правового регулирования, сама по себе не предполагает, что работа в выходной или нерабочий праздничный день, выполняемая работниками, система оплаты труда которых наряду с тарифной частью включает компенсационные и стимулирующие выплаты, будет оплачиваться исходя лишь из одной составляющей заработной платы - оклада (должностного оклада), а указанные работники при расчёте размера оплаты за выполненную ими работу в выходной или нерабочий праздничный день могут быть произвольно лишены права на получение соответствующих дополнительных выплат, что ведёт к недопустимому снижению причитающегося им вознаграждения за труд по сравнению с оплатой за аналогичную работу, выполняемую в обычный рабочий день.

Иное понимание данной нормы приводило бы к утрате реального содержания гарантии повышенной оплаты труда в связи с работой в условиях, отклоняющихся от нормальных, и тем самым - к нарушению конституционного права на вознаграждение за труд, без какой бы то ни было дискриминации и права работника на справедливую заработную плату. Более того, вопреки конституционному принципу равенства, который в сфере оплаты труда означает не только необходимость обеспечения равной оплаты за труд равной ценности, но и недопустимость применения одинаковых правил к работникам, находящимся в разном положении, работники, выполнявшие работу в выходной или нерабочий праздничный день (т.е. в условиях, отклоняющихся от нормальных), оказывались бы в худшем положении по сравнению с теми, кто выполнял аналогичную работу в обычный рабочий день (т.е. в нормальных условиях), при этом работники, системы оплаты труда которых не ограничиваются установлением лишь тарифной части заработной платы (оклада, должностного оклада), при выполнении работы в выходной или нерабочий праздничный день фактически приравнивались бы с точки зрения оплаты их труда к лицам, чей груд оплачивается исключительно путём выплаты фиксированного оклада (должностного оклада).

Учитывая, что в судебном заседании нашло своё подтверждение то, что доплата оперативному дежурному Единой дежурно- диспетчерской службы «112» администрации муниципального образования «Барышский район» Ульяновской области Чернышовой В.Н. за сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни была произведена без учёта причитающихся ей компенсационных и стимулирующих выплат, суд приходит к выводу о том, что исковые требования, в части, возложения на Администрацию муниципального образования «Барышский район» обязанности произвести Чернышовой В.Н., начисление и выплату доплат за сверхурочную работу: из расчёта за первые два часа- в полуторном размере, а за последующие часы- в двойном размере должностного оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также доплаты за работу в выходные (нерабочие) праздничные дни, исходя из заработной платы, состоящей из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, подлежат частичному удовлетворению, с учётом уточнения периода работы: за период с 01 июля 2021 года по 31 октября 2022 года и за период с 04 апреля 2023 года по день вынесения решения суда.

Доводы ответчика о том, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 года № 26-П не имеет основания для правоприменительной практики в отношении данного трудового спора, поскольку касается иной категории работников (именно работников, замещающих должности гражданского персонала воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации), судом подлежат отклонению, как несостоятельные, поскольку, названным судебным актом положения части 1 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации не были признаны неконституционными, судом было дано лишь толкование действующего законодательства с учётом его конституционно-правового смысла в системе правового регулирования.

Несмотря на то, что постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 28.06.2018 года № 26-П было вынесено по результатам рассмотрения соответствующего дела в порядке конкретного нормоконтроля, высказанные в нём правовые позиции, сохраняющие силу, носят общий характер и в полной мере применимы к трудовым правоотношениям с участием любых категорий работников, заработная плата которых помимо оклада (должностного оклада) либо тарифной ставки включает компенсационные и стимулирующие выплаты» (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 12.11.2019 года № 2669-О «По жалобе гражданина Лазарева А.С. на нарушение его конституционных прав частями 1, 2 и 3 статьи 153 Трудового кодекса Российской Федерации»).

Кроме того, постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 года № 35-П «По делу о проверки Конституционности положений части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца 2 постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко» абзац 2 Постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» признан не противоречащим Конституции Российской Федерации, поскольку он в системе действующего правового регулирования обязывает работодателя произвести оплату работы в ночное время в повышенном размере по сравнению с оплатой такой же работы, выполняемой в период, не относящийся к ночному времени. Хотя положения части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 19 (части 1 и 2), 37 (часть 3), 55 (часть 3) и 75.1, однако в той мере, в какой они по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, допускают оплату сверхурочной работы исходя из одной лишь составляющей части заработной платы работника, а именно, из тарифной ставки или оклада (должностного оклада) без начисления компенсационных и стимулирующих выплат.

Данное постановление устанавливает, что впредь до внесения изменений в правовое регулирование, оплата труда привлечённого к сверхурочной работе работника, заработная плата которого - помимо тарифной ставки или оклада (должностного оклада) - включает компенсационные и стимулирующие выплаты, производится следующим образом: время, отработанное в пределах установленной для работника продолжительности рабочего времени, оплачивается из расчёта тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех дополнительных выплат, предусмотренных системой оплаты труда, причём работнику должна быть гарантирована заработная плата в размере не ниже минимального размера оплаты труда, без учета дополнительных выплат за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных; время, отработанное сверхурочно, оплачивается - сверх заработной платы, начисленной работнику за работу в пределах установленной для него продолжительности рабочего времени, - из расчёта полуторной (за первые два часа) либо двойной (за последующие часы) тарифной ставки или оклада (должностного оклада) с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, на одинарную тарифную ставку или одинарный оклад (должностной оклад). Тем самым оплата сверхурочной работы должна обеспечивать повышенную оплату труда работника по сравнению с оплатой аналогичной работы в пределах установленной продолжительности рабочего времени.

Суд критически относится к доводам ответной стороны о том, постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 27.06.2023 года № 35-П «По делу о проверки Конституционности положений части 1 статьи 152 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца 2 постановления Правительства Российской Федерации «О минимальном размере повышения оплаты труда за работу в ночное время» в связи с жалобой гражданина С.А. Иваниченко» не может применяться к правоотношениям, имевшим место до его принятия, поскольку это опровергается частью 5 статьи 79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994 года №1-ФКЗ (в ред. От 31.07.2023 года) «О Конституционном Суде Российской Федерации» где говорится о том, что решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и граждан и их объединений.

В силу требований статьи 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца. Конкретная дата выплаты заработной платы устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Согласно пункта 4.1 трудового договора № 1 от 29.06.2021, заключенного между Администрацией МО «Барышский район» и Чернышовой В.Н., заработная плата последней состоит из ежемесячных и иных дополнительных выплат предусмотренных законодательством Российской Федерации, и выплачивается два раза в месяц, расчёт в последнее число каждого месяца и аванс не позднее 15 числа каждого месяца.

Вместе с тем, как показала прокурорская проверка, указанные требования действующего законодательства при выплате Чернышовой В.Н. заработной платы нарушены.

В соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка РФ от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм. Обязанность по выплате указанной денежной компенсации возникает независимо от наличия вины работодателя (ч. 2 ст. 236 ТК РФ).

Таким образом, данные положения трудового законодательства подлежат применению при проведении перерасчёта заработной платы Чернышовой В.Н., с учётом причитающихся ей компенсационных и стимулирующих выплат. Указанные нарушения действующего трудового законодательства влекут ущемление социальных прав Чернышовой В.Н., что является недопустимым.

Учитывая изложенное выше, суд приходит к выводу о том, что иск, в части возложения на Администрацию муниципального образования «Барышский район» обязанности произвести Чернышовой В.Н. начисление и выплату денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за выполненную сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни, также подлежит частичному удовлетворению, с учётом уточнения периода работы: за период с 01 июля 2021 года по 31 октября 2022 года и за период с 04 апреля 2023 года по день вынесения решения суда.

В части требований истца о взыскании морального вреда, суд исходит из следующего.

Общие правила компенсации морального вреда установлены статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, согласно положениям данной нормы, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации моральный вред, причинённый работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

В силу статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причинённых потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда, в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.

Анализ исследованных по делу доказательств позволяет суду сделать вывод о том, что Администрацией МО «Барышский район» истцу был причинен моральный вред. Поэтому ответчик обязан ему данный вред возместить.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания (переживания).

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает предусмотренные статьей 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации требования разумности и справедливости, позволяющие, с одной стороны, максимально возместить причиненный моральный вред, с другой - не допустить неосновательного обогащения потерпевшего.

В соответствии с пунктом 47 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15.11.2022 года № 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» суду при определении размера компенсации морального вреда, в связи с нарушением работодателем трудовых прав работника необходимо учитывать, в числе других обстоятельств, значимость для работника нематериальных благ, объём их нарушения и степень вины работодателя. В частности, реализация права работника на труд (статья 37 Конституции Российской Федерации) предопределяет возможность реализации ряда других социально-трудовых прав: на справедливую оплату труда, на отдых, на безопасные условия труда, на социальное обеспечение в случаях, установленных законом, и др.

Определяя размер компенсации морального вреда, исходя из конкретных обстоятельств дела, учитывая длительность морально-нравственных переживаний истца, с учётом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации в сумме 5 000 руб. В остальной части следует отказать.

При рассмотрении доводов ответчика о применении последствий пропуска срока на обращение в суд, предусмотренные статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации к заявленным требованиям, суд исходит из следующего.

Статьёй 381 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что индивидуальный трудовой спор- неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.

Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 Трудового кодекса Российской Федерации). Сроки обращения работника в суд за разрешением индивидуального трудового спора установлены статьей 392 Трудового кодекса Российской Федерации.

Частью 2 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе, в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.

При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями 1, 2 и 3 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации, они могут быть восстановлены судом (часть 4 статьи 392 Трудового кодекса Российской Федерации).

В качестве уважительных причин пропуска срока могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд.

Об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с заявлением о нарушении его прав в органы прокуратуры и (или) государственную инспекцию труда, которыми было принято соответствующее решение об устранении нарушений прав работника (пункт 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2018 года № 15 «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям»).

При рассмотрении данного иска, нашли подтверждение многочисленные обращения Чернышовой В.Н. и других работников этой службы, на имя работодателя за 2021 и 2022 годы, в которых просили дать разъяснения о размере заработной платы, порядке её начисления, произвести перерасчёт. Все их обращения работодатель указывал на соответствие оплаты труда работника действующему законодательству. В доказательство отсутствия бездействия со стороны истца, служит также коллективные обращения (в том числе и его) в государственную инспекцию труда в Ульяновской области, в прокуратуру Барышского района, в ходе проверок которых были установлены нарушения норм действующего трудового законодательства при производстве оплаты труда за сверхурочную работу, в праздничные дни, в том числе без учёта компенсационных и стимулирующих выплат в период с июля 2021 года по июль 2022 года. А в судебном заседании достоверно установлено, что данные нарушения продолжаются по настоящее время.

С учётом указанных неоднократных обращений истца в различные инстанции за защитой своих прав, суд, вопреки доводам ответчика, признаёт причину пропуска срока на обращение в суд уважительной, а срок – подлежащим восстановлению.

В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объёме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.

Данному праву работника в силу абзаца 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.

В силу части 3 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации все работодатели (физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечивать безопасность и условия труда, соответствующие государственным нормативным требованиям охраны труда (абзацы 1, 2, 4 ч. 2 ст. 22 ТК РФ).

Из приведенных норм трудового законодательства и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации следует, что работодатель несёт обязанность по выплате работнику заработной платы в установленные законом или трудовым договором сроки.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 193-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Барышского района Ульяновской области, действующего в защиту прав и законных интересов Чернышовой В.Н. удовлетворить частично.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» (ИНН 7304002563) произвести Чернышовой В.Н. (ИНН ) за период с 01 июля 2021 года по 31 октября 2022 года и за период с 04 апреля 2023 года по день вынесения решения суда начисление и выплату доплат за сверхурочную работу: из расчёта за первые два часа- в полуторном размере, а за последующие часы- в двойном размере должностного оклада с начислением всех компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда, а также доплаты за работу в выходные (нерабочие) праздничные дни, исходя из заработной платы, состоящей из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, предусмотренных системой оплаты труда.

Обязать Администрацию муниципального образования «Барышский район» (ИНН 7304002563) произвести Чернышовой В.Н. (ИНН ) в соответствии с частью 1 статьи 236 Трудового кодекса Российской Федерации начисление и выплату денежной компенсации за нарушение установленного срока выплаты заработной платы за выполненную сверхурочную работу и работу в выходные (праздничные) дни за период с 01июля 2021 года по 31 октября 2022 года и за период с 04 апреля 2023 года по день вынесения решения.

Взыскать с Администрации МО «Барышский район» (ИНН 7304002563) в пользу Чернышовой В.Н. (ИНН компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб. В остальной части- отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Барышский городской суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Судья                                                                                          Л.И. Зотова

Мотивированное решение изготовлено 12.09.2023 года.

2-421/2023 ~ М-410/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Барышского района
Ответчики
Администрация МО "Барышский район" Ульяновской области
Другие
Чернышова В.Н.
Судья
Зотова Л. И.
26.07.2023 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2023 Передача материалов судье
27.07.2023 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2023 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2023 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.08.2023 Предварительное судебное заседание
05.09.2023 Судебное заседание
08.09.2023 Судебное заседание
13.09.2023 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
13.09.2023 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)