Производство № 2-5394/2020
УИД 28RS0004-01-2020-006796-09
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 сентября 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
Председательствующего судьи Фирсовой Е.А.
При секретареКоваленко Е.Г.,
С участием представителя истца Бекшаевой О.С., представителя ответчика Пушкарева А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мисаил Дины Ивановны к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Благовещенске Амурской области (межрайонное) о нарушении права на досрочное назначение пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Мисаил Д.И. обратилась с настоящим исковым заявлением к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное), в обоснование указав, что 26.09.2019 года обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по старости. Решением Пенсионного фонда от 18.11.2019 года в установлении досрочной трудовой пенсии по старости истцу отказано, в связи с отсутствием требуемого специального стажа 30 лет. На момент обращения Мисаил Д.И. специальный стаж составил 28 лет 07 месяцев 04 дня. С указанным решением истец не согласна, считает его незаконным, поскольку периоды ее работы в должности медицинской сестры в хирургическом отделении подлежат зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев. Кроме того, полагала, что в ее специальный стаж необоснованно не были включены периоды нахождения на курсах повышения квалификации, донорские дни, поскольку в указанные периоды за Мисаил Д.И. сохранялась заработная плата, из которой производились страховые отчисления, в том числе и в Пенсионный фонд; а также период работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РЖД-медицина» г. Белогорск», так как данная поликлиника являлась некоммерческой, целями которой было охрана здоровья граждан.
На основании изложенного, истец Мисаил Д.И. просила суд признать решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 18.11.2019 года № 318092/19 об отказе в назначении страховой пенсии по старости досрочно – незаконным в части включения в льготный стаж для назначения пенсии по льготным основаниям в связи с лечебной деятельностью в календарном исчислении периодов работы в должности медсестры перевязочной хирургического отделения с 01.10.2009 года по 06.10.2009 года, с 16.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 19.07.2010 года по 07.09.2010 года, с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года, в части не включения в льготный стаж периода работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, донорских дней с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить в льготный стаж для назначения пенсии по льготным основаниям в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении как один год и шесть месяцев периоды работы в должности медсестры перевязочной хирургического отделения с 01.10.2009 года по 06.10.2009 года, с 16.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 19.07.2010 года по 07.09.2010 года, с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, в календарном исчислении периоды работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, донорские дни с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года; обязать УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) назначить Мисаил Д.И. страховую пенсию по старости с момента возникновения права на ее получение, с учетом п. 3 ст. 10 Федерального закона № 350 от 03.10.2018 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам назначения и выплаты пенсии»; взыскать с УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) судебные расходы в виде оплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, на оформление доверенности представителю в размере 1500 рублей, на оплату услуг представителю в сумме 10000 рублей.
Будучи извещенной о месте времени судебного заседания в него не явилась истец Мисаил Д.И., сведений о причинах неявки суду не сообщила, ходатайств об отложении не заявляла, обеспечила явку своего представителя. Учитывая мнение представителя истца, представителя ответчика, не возражавших против рассмотрения дела в отсутствие истца, руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд решил рассматривать дела при данной явке.
В судебном заседании представитель истца на требованиях искового заявления настаивала, подробно указала на обстоятельства, изложенные в иске, просила требования искового заявления удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика требования искового заявления не признал, в обоснование своей позиции, также изложенной в письменном виде, указал, что Мисаил Д.И. обратилась в Управление с заявлением о назначении пенсии 26.09.2019 года. Решением от 18.11.2019 года истцу отказано в установлении пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стажа. По представленным документам специальный стаж Мисаил Д.И. составил на дату обращения 28 лет 07 месяцев 04 дня, при требуемом не менее 30 лет. В подсчет специального стажа не были включены периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации, донорские дни, в соответствии с п. 5 Постановления № 516, п. 5 разъяснений Минтруда РФ от 22.05.1996 года № 5. Периоды работы в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения после 01.11.1999 года были включены в подсчет специального стажа в календарном исчислении, оснований для исчисления спорных периодов в льготном исчислении не имеется, поскольку после указанной даты введено в действие Постановление Правительства № 781, согласно которому периоды работы в хирургическом отделении засчитываются в стаж работы на обычных условиях, то есть в календарном исчислении. Доводы стороны истца о том, что Мисаил Д.И. фактически осуществляла трудовую деятельность по иной должности, несостоятельны, поскольку ничем не подтверждены. Из представленных в Пенсионный фонд документов видно, что Мисаил Д.И. в медицинских процедурах соответствующих деятельности отделения гнойной хирургии не участвовала. Также не может быть включен период работы истца в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска», так как учреждение такого типа не предусмотрено Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 года. На основании изложенного, представитель ответчика просил в удовлетворении исковых требований Мисаил Д.И. отказать в полном объеме.
Выслушав пояснения представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Как установлено в судебном заседании, не оспаривается сторонами и подтверждается решением УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 318092/19 от 18.11.2019 года, Мисаил Д.И. обратилась с заявлением в УПФР в г. Благовещенске Амурской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью на основании п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ от 28.12.2013 года.
Согласно решению УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 318092/19 от 18.11.2019 года Мисаил Д.И. в подсчет специального стажа не были включены периоды работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, донорские дни с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года, в календарном исчислении были засчитаны периоды работы в должности медсестры перевязочной хирургического отделения с 01.10.2009 года по 06.10.2009 года, с 16.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 19.07.2010 года по 07.09.2010 года, с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года.
В назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 30 Закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Мисаил Д.И. отказано, поскольку ее специальный стаж на дату подачи заявления составил 28 лет 07 месяцев 04 дня.
С указанным решением УПФР в городе Благовещенске Амурской области Мисаил Д.И. в части не включения в специальный стаж периодов работы, перечисленных выше, в льготном и в календарном исчислении, не согласилась, в связи с чем обратилась в суд с настоящим иском, полагая, что периоды работы в должности медицинской сестры перевязочной в хирургическом отделении, а также периоды ее нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в ее специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в льготном исчислении 1 год за 1 год 6 месяцев, а периоды работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера, курсы повышения квалификации и донорские дни – в календарном исчислении.
Проверяя законность данного отказа, суд приходит к следующему.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации как социальном государстве, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, охраняется труд и здоровье людей, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты, развивается система социальных служб; каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации; каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 7; статья 37, часть 3; статья 39, часть 1).
Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе устанавливать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (статья 19, части 1 и 2), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Положения статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, т.е. в неизменности своего официально признанного статуса, приобретенных прав, действенности их государственной защиты.
В соответствии с определением Конституционного Суда РФ от 06.12.2001 года № 310-0, согласно ч. 1 ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей ив иных случаях, установленных законом. Закрепляя в законе правовые основания назначения государственной пенсии, как того требует ч. 2 ст. 39 Конституции РФ, федеральный законодатель определяет порядок исчисления трудовых пенсий. При этом в силу ч. 1 ст. 15 Конституции РФ он обязан исходить из верховенства Конституции РФ и высшей юридической силы ее принципов и норм. В соответствии со ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
Согласно трудовой книжке истца АТ-V, заполненной 09.06.1987 года, справке, уточняющей занятость ГАУЗ АО «АОДКБ» от 21.10.2019 года № 09-4153, в период с 11.09.1995 года по 25.07.2012 года Мисаил Д.И. работала в ГАУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница» в должности медицинской сестры хирургического отделения.
В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 года № 400-ФЗ досрочная пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст. 8 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Стаж работы для назначения пенсии по указанному основанию определяется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781. Этим же Постановлением утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения.
Согласно подп. "б" п. 5 Правил периоды работы в должностях в учреждениях, поименованных в списке, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа (1 год работы как год и 6 месяцев) указанной работы лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению.
В указанном Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, должность медицинской сестры хирургического отделения не предусмотрена.
Согласно перечню структурных подразделений и должностей, прилагаемому к Правилам исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным указанным Постановлением Правительства РФ, в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев засчитывается работа в должностях операционной медицинской сестры, включая старшую, медицинской сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Таким образом, законодательство, действующее на момент обращения истицы за назначением досрочной трудовой пенсии по старости, не предусматривает исчисление периодов работы истца в указанной должности в льготном порядке.
Начиная с ноября 1999 года законодатель установил льготное исчисление стажа лечебной деятельности не для всех категорий среднего медицинского персонала, а только для упомянутых в специальном Перечне, утвержденном Списками 1066, 781, то есть для медицинских сестер операционных, медицинских сестер перевязочных при условии их работы в определенных Списками структурных подразделениях учреждений здравоохранения, а именно: в должностях операционной медицинской сестры, включая старшую, медицинской сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Закрепляя в указанных выше правовых нормах основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с наиболее неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности; при этом учитываются и различия в характере работы, функциональных обязанностях лиц, работающих на разных должностях.
Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации) либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39, часть 1, Конституции Российской Федерации).
В силу вышеизложенного, основанием для дифференциации порядка исчисления стажа трудовой деятельности таким работникам является не разовое либо периодическое выполнение определенной трудовой функции, а именно постоянная занятость в условиях наибольшего воздействия неблагоприятных факторов. С этой целью законодателем и установлены различные методы исчисления трудового стажа медицинских работников (календарный либо льготный порядок).
Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, действовавшим до 01.11.1999 года, право на пенсию за выслугу лет было установлено врачам и среднему медицинскому персоналу независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
При этом п. 3 Постановления Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999 г. в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 года, а периоды работы после 01.11.1999 года - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.
Периоды работы истца в должности медицинской сестры перевязочной в хирургическом отделении стационара до 01.11.1999 года включены ответчиком в специальный трудовой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в льготном исчислении 1 год как 1 год и 6 месяцев; оснований для включения периодов работы в этой должности, а также в должности медицинской сестры перевязочной хирургического отделения после 01.11.1999 года в льготном исчислении не имеется, поскольку должность истца не поименована в специальных перечнях, действующих в указанный период времени работы истца, в связи с чем истец не обладает правом на зачет данных периодов в специальный стаж в льготном порядке.
В силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, пунктом 5 которых определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.
В судебном заседании стороной ответчика не оспаривался факт работы Мисаил Д.И. в ГАУЗ Амурской области «АОДКБ» в должности медицинской сестры, между тем, характер работы, факт выполнения работы в течение полного рабочего дня данными доказательствами не подтверждается, напротив, из представленных стороной истца штатных расписаний усматривается, что должность медицинской сестры гнойной хирургии и отделение гнойной хирургии отсутствовали в ГАУЗ АО «АОДКБ» в спорные периоды.
То обстоятельство, что Мисаил Д.И. периодически выполняла трудовые функции по должности медицинской сестры гнойного отделения, не может служить поводом для назначения ей пенсии по льготным основаниям.
Таким образом, с учетом изложенного, периоды работы Мисаил Д.И. в ГАУЗ АО «АОДКБ» с 01.10.2009 года по 06.10.2009 года, с 16.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 19.07.2010 года по 07.09.2010 года, с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года в должности медицинской сестры в хирургическом отделении не подлежат включению в специальный стаж истца в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев, в связи с чем в удовлетворении исковых требований в данной части Мисаил Д.И. надлежит отказать.
Рассматривая обоснованность требований истца о включении в специальный стаж периода работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера, суд приходит к следующим выводам.
Из трудовой книжки Мисаил Д.И., приказа о приеме на работу № 226ЛС от 27.07.2012 года, приказа об увольнении № 58ЛС от 11.02.2013 года, лицевых счетов Мисаил Д.И. следует, что истец в период с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года работала в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера.
Согласно справке ЧУЗ «РЖД-Медицина» г. Белогорск» от 27.12.2019 года № 120, 27 декабря 2000 года Узловая больница ст. Белогорск переименована в Государственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на ст. Белогорск ГПК «Забайкальской железной дороги»; 01 марта 2005 года Государственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на ст. Белогорск ГПК «Забайкальской железной дороги» реорганизовано в Негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на ст. Белогорск» ОАО «Российские железные дороги»; 01 февраля 2000 года Негосударственное учреждение здравоохранения «Узловая больница на ст. Белогорск» ОАО «Российские железные дороги» переименовано в Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Белогорск ОАО «РЖД»; 01 ноября 2018 года Негосударственное учреждение здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Белогорск ОАО «РЖД» переименовано в Частное учреждение здравоохранения «Поликлиника «РЖД-Медицина» г. Белогорск».
Согласно Уставу Негосударственного учреждения здравоохранения «Отделенческая больница на ст. Белогорск» ОАО «РЖД» основными целями деятельности Учреждения являются охрана здоровья граждан посредством выполнения медицинских работ и оказания услуги доврачебной, скорой и неотложной, амбулаторно-поликлинической, стационарной (в том числе дорогостоящей специализированной) медицинской помощи по соответствующим медицинским специальностям, включая проведение профилактических медицинских, диагностических и лечебных мероприятий, медицинских экспертиз, а также медицинское обеспечение безопасности движения поездов (п. 8).
Пунктом 9 Устава определено, что Учреждение осуществляет медицинскую деятельность.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ определено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Из приведенных положений Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. При этом право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицу при соблюдении одновременно двух условий: работы в соответствующих должностях и работы в соответствующих учреждениях.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Список должностей и учреждений), и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Правила).
В названном Списке должностей и учреждений указаны врачи-специалисты всех наименований.
В пункте 8 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений поименованы центры, осуществляющие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения. В пункте 9 указанного раздела названы поликлиники всех наименований.
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном данными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". При этом наличие в наименовании приведенных в списке учреждений указания на их клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В пункте 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 г. N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.
Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
Таким образом, форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений при разрешении вопроса о праве лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, осуществлявшего лечебную деятельность в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками, правового значения не имеет.
При таких обстоятельствах, учитывая, что в ходе судебного заседания установлено, что Мисаил Д.И. осуществляла медицинскую деятельность в рассматриваемый период в учреждении, созданном для осуществления лечебной деятельности по охране здоровья граждан и являющимся медицинским учреждением, суд приходит к выводу, что требования истца в данной части основаны на законе, в связи с чем период работы Мисаил Д.И. в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года необоснованно был исключен из специального стажа истца.
Рассматривая требования истца о включении в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, в календарном исчислении периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из справок, уточняющих занятость ГАУЗ Амурской области «Амурская областная детская клиническая больница» от 21.10.2019 года № 09-4153, ГАУЗ Амурской области «Благовещенская городская клиническая больница» от 10.09.2019 года № 02-1401, свидетельства о прохождении специализации и повышении квалификации к диплому ***, свидетельств ***, удостоверения *** от 22.02.2018 года, сертификата № 31546 от 22.02.2018 года, в периоды с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года Мисаил Д.И. находилась на курсах повышения квалификации.
Из материалов дела усматривается, что в данные периоды работы работодатель уплачивал за истца Мисаил Д.И. страховые взносы.
Рассматривая вопрос включения в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное пенсионное обеспечение, периодов, за которые уплата страховых взносов производилась не в полном объеме, Закон о трудовых пенсиях и указанные Правила также не ставят вопрос включения в стаж на соответствующих видах работ того или иного периода в зависимость от конкретного объема страховых взносов, которые должны быть уплачены за этот период, необходим лишь сам факт уплаты.
В соответствии со ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации в период с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, при направлении работников для повышения квалификации с отрывом от производства за ними сохраняется место работы (должность) и производятся выплаты, предусмотренные законодательством.
В соответствии со ст. 187 ТК РФ, действовавшего, когда истец находилась на курсах повышения квалификации с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, при направлении работодателем работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размерах, которые предусмотрены для лиц, направляемых в служебные командировки.
Постановлением Минтруда РФ от 15 июня 1995 года № 31 предусматривается, что за работниками предприятий, организаций, учреждений любой формы собственности за время их обучения (профессиональной подготовки, переподготовки кадров, обучение вторым профессиям, повышение квалификации) с отрывом от работы сохраняется заработная плата по основному месту работы.
Таким образом, период нахождения на курсах повышения квалификации является периодом работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
В связи с чем периоды нахождения истца на курах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года необоснованно были исключены из специального стажа Мисаил Д.И.
Кроме того, по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 400-ФЗ, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.
Как ранее было отмечено судом, в соответствии с пунктом 3 Постановления N 1066 в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периоды работы до 1 ноября 1999 года засчитывались в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464.
Периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года приходится на период до введения нового правового регулирования. До введения нового правового регулирования действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464 с соответствующими Списками, которым работа в должности медицинской сестры подлежала исчислению по принципу 1 год работы как 1 год и 6 месяцев. При этом в названных Правилах, как и в вышеуказанных нормах Трудового кодекса РФ, нет указания на то, что периоды пребывания работника, стаж которого исчисляется в льготном порядке, на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж только в календарном порядке.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что период нахождения Мисаил Д.И. на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев.
Также подлежит зачету в специальный стаж в льготном исчислении как 1 год и 6 месяцев и период нахождения на курсах повышения квалификации с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, поскольку данный период приходится на период работы Мисаил Д.И., зачтенный в специальный стаж в льготном исчислении.
Таким образом, суд полагает, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 318092/19 от 18.11.2019 года в части не включения в специальный стаж истца периодов нахождения на курсах повышения квалификации в льготном исчислении с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, 22.01.2018 года по 22.02.2018 года и в календарном – с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, является незаконным, в связи с чем на ответчика следует возложить обязанность включить указанные периоды работы истца в её специальный стаж в льготном и календарном исчислениях, соответственно.
Согласно ст. 165 ТК РФ при предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя. Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных ко-миссий и другие), производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В указанных случаях работодатель освобождает работника от основной работы на период исполнения государственных или общественных обязанностей.
В соответствии со ст. 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского осмотра работник освобождается от работы.
При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха.
Ответчик не отрицает, что в периоды с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года истец Мисаил Д.И. сдавала кровь и её компоненты.
Следовательно, данный период работы истца также подлежит зачету в стаж работы по специальности при досрочном назначении истцу пенсии по старости и неправомерно не включен ответчиком в указанный стаж в календарном исчислении.
На основании изложенного, учитывая установленные судом по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что решение УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) № 318092/19 от 18.11.2019 года необоснованно в части исключения из специального стажа Мисаил Д.И. периода работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, донорские дни с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года, в связи с чем на УПФР в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) подлежит возложению обязанность включить периоды работы Мисаил Д.И. в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, донорские дни с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года в календарном исчислении; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года – в льготном исчислении 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
В соответствии со ст. 22 ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Пунктом 1.1 указанной статьи предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на ее получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.
У граждан, имеющих в 2019 году 30 лет специального стажа, право на пенсию наступает не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости (Приложение № 7 к Закону № 400-ФЗ).
В соответствии с п. 3 ст. 10 Закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» гражданам, которые указаны пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
В судебном заседании установлено, что на момент обращения с заявлением 26.09.2019 года у Мисаил Д.И. право на получение пенсии по старости со снижением возраста не возникло, а потому к данным правоотношениям подлежат применению положения Федерального закона № 400-ФЗ, вступившие в законную силу с 01.01.2019 года, а также положения Закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ.
При таким обстоятельствах, учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о возможности обязания ответчика назначить Мисаил Д.И. пенсию с момента возникновения права на ее получение с учетом переходных положений Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Согласно представленным суду договору об оказании юридических услуг от 20.07.2020 года, расписке в получении денег от 20.07.2020 года истцом понесены судебные расходы за представительские услуги по данному делу в сумме 10 000 рублей, по оформлению доверенности представителю – 1 500 рублей.
При этом, возражая против взыскания с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области представительских расходов, ответчик полагал заявленную ко взысканию сумму этих расходов завышенной.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 17.07.2007 года N 382-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан ВВ, ЮС и НЮ на нарушение их консти-туционных прав частью первой статьи 100 ГПК РФ", обязанность суда взыскивать расходы на оплату услуг представителя, понесенные лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах является одним из предусмотренных законом правовых способов, направленных против необоснованного завышения размера оплаты услуг представителя и тем са-мым - на реализацию требования ст. 17 (ч. 3) Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Именно поэтому в ч. 1 ст. 100 ГПК РФ речь идет, по существу, об обязанности суда установить баланс между правами лиц, участвующих в деле.
В силу ст. 100 ГПК РФ, суд считает необходимым взыскать с ответчика в пользу истца возмещение судебных расходов на оплату услуг представителя в сумме 3 000 рублей, полагая данный размер соответствующим критерию разумности пределов возмещения, конкретным обстоятельствам дела в соотношении с объектом судебной защиты по данному гражданскому делу. В остальной части указанных требований истцу следует отказать.
Истцом также заявлено о взыскании понесённых расходов по оплате услуг нотариуса по оформлению доверенности представителю Бекшаевой О.С. в размере 1 500 рублей.
Между тем, согласно разъяснениям Пленума Верховного Суда РФ, данным в абзаце 3 пункта 2 Постановления от 21.01.2016 года № 1 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении издержек, связанных с рассмотрением дела», расходы на оформление доверенности представителя также могут быть признаны судебными издержками, если такая доверенность выдана для участия представителя в конкретном деле или конкретном судебном заседании по делу.
Из представленной в материалы дела доверенности реестровый номер *** от 10.12.2019 года, выданной Бекшаевой О.С. на представление интересов Мисаил Д.И., не следует, что данная доверенность выдана для участия в настоящем деле или в конкретном судебном заседании, в связи с чем в удовлетворении требований о взыскании расходов на оформление доверенности надлежит отказать.
Как следует из положений ст. ст. 88, 94 ГПК РФ, в состав судебных расходов включается государственная пошлина и издержки, связанные с рассмотрением де-ла.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию государственная пошлина в размере 300 рублей, оплаченная истцом при подаче иска.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Мисаил Дины Ивановны удовлетворить частично.
Признать незаконным решение Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 18.11.2019 года № 318092/19 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части невключения Мисаил Дине Ивановне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, периода работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периодов нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года, донорских дней с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года.
Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) включить Мисаил Дине Ивановне в специальный стаж работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, в календарном исчислении период работы в Частном учреждении здравоохранения «Поликлиника «РДЖ - медицина» города Белогорска» в должности фельдшера с 27.07.2012 года по 11.02.2013 года, периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.11.2003 года по 23.12.2003 года, с 28.05.2008 года по 27.06.2008 года, донорские дни с 24.09.2002 года по 25.09.2002 года; в льготном исчислении как один года за один год и шесть месяцев периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 26.04.1999 года по 25.05.1999 года, с 22.01.2018 года по 22.02.2018 года.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области назначить Мисаил Дине Ивановне пенсию с момента возникновения права на ее получение с учетом переходных положений Федерального закона от 03.10.2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий».
Мисаил Дине Ивановне в удовлетворении иска в остальной части о признании незаконным решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) от 18.11.2019 года № 318092/19 об отказе в установлении (выплате) пенсии в части включения в календарном исчислении периодов работы в должности медсестры перевязочной хирургического отделения с 01.10.2009 года по 06.10.2009 года, с 16.03.2010 года по 31.03.2010 года, с 19.07.2010 года по 07.09.2010 года, с 01.10.2011 года по 31.10.2011 года; обязании включить данные периоды в специальный стаж в льготном исчислении как один год за один год и шесть месяцев, отказать.
Взыскать с Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Благовещенске Амурской области (межрайонное) в пользу Мисаил Дины Ивановны расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 3000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
ПредседательствующийЕ.А. Фирсова
Мотивированное решение изготовлено 02 октября 2020 года