Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-465/2020 ~ М-319/2020 от 06.04.2020

Дело № 2-465/2020

83RS0001-01-2020-000484-75

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

29 июня 2020 года                                                                     г.Нарьян-Мар

Нарьян-Марский городской суд Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Яровицыной Д.А.,

с участием прокурора Воронина Е.В.,

при помощнике Селеменевой А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды», Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, семейно – родовым общинам коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Инта Приполярная» о возложении обязанности организовать снос незаконных построек,

установил:

заместитель прокурора Ненецкого автономного округа обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО (далее по тексту - Департамент, Департамент ПР и АПК НАО), КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (далее по тексту – Учреждение) о возложении обязанности организовать снос незаконных построек.

В обоснование иска указав, что на территориях государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» и памятника природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» в рамках проведения рейдовых мероприятий сотрудниками КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» были выявлены незаконные постройки, которые возведены неустановленными лицами. Полагает, что наличие выявленных построек на особо охраняемых территориях нарушает нормы действующего законодательства, в связи с чем они подлежат сносу. Поскольку государственное полномочие в указанной сфере возложено на Департамент ПР и АПК НАО, тогда как КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» создано с целью обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Департамента, то полагает, что на них необходимо возложить обязанность по организации сноса незаконных построек выявленных: 1) в районе озера Голодная Губа в точке с координатами N 67049’56,5” Е 052030’32,7”; 2) в районе озера Голодная Губа в точке с координатами N 67045’00,7” Е 052019’50,9”; 3) в районе протоки «Ахала» в точке с координатами N 68003’2,1” Е 53015’39,84”; 4) в районе ручья Пым-Ва-Шор в точке с координатами N 67009’50,4” Е 60051’07,9”.

В процессе рассмотрения дела к его участию в качестве ответчиков привлечены УИЗО НАО, семейно – родовые общины коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная».

В судебном заседании прокурор Воронин Е.В. заявленные требования к ответчикам Департаменту ПР и АПК НАО, КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» подержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить. Требования к УИЗО НАО, семейно – родовым общинам коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» полагал не подлежащими удовлетворению.

Представитель Департамента ПР и АПК НАО Мизгирев А.В. с заявленными требования не согласился по основаниям изложенным в отзыве, указывая, что Департамент является ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку он не является владельцем или арендатором земельных участков на которых расположены природный заказник и памятник природы. Тогда как выявленные три постройки находятся в пределах земельных участков, которые переданы на основании договоров аренды семейно – родовым общинам и ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная», в связи чем данную обязанность необходимо возложить на указанных ответчиков. Кроме того, земельный участок, государственная собственность на который не разграничена, в связи с чем обязанность по сносу постройки, выявленной в пределах данного земельного участка лежит на УИЗО НАО, как на уполномоченном органе.

Представитель КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» Мазченко Д.В. поддержал позицию представителя ответчика Департамента ПР и АПК НАО, ссылаясь на то, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком.

    Представитель ответчика УИЗО НАО Алексеев А.Е. с заявленными требованиями не согласился по основаниям, изложенным в отзыве, указывая на отсутствие полномочий по управлению особо охраняемых территорий.

Ответчики семейно – родовые общины коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» в судебное заседание своих представителей не направили, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом. Согласно представленного отзыва, ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, поскольку Общество на переданном ему в аренду земельном участке какого – либо строительства не вело.

По определению суда дело рассмотрено при данной явке.

Суд, заслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Статьи 42 Конституции РФ и 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» гарантируют каждому право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии с абзацами 1, 2 преамбулы к Федеральному закону от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения.

Подчиненность и порядок финансирования организаций, уполномоченных органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществлять управление государственными природными заказниками регионального значения, определяются соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

На основании ст. 24 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территориях государственных природных заказников постоянно или временно запрещается или ограничивается любая деятельность, если она противоречит целям создания государственных природных заказников или причиняет вред природным комплексам и их компонентам.

Задачи и особенности режима особой охраны территории конкретного государственного природного заказника федерального значения определяются положением о нем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Задачи и особенности режима особой охраны конкретного государственного природного заказника регионального значения определяются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принявшими решение о создании этого государственного природного заказника.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, которые расположены в границах государственных природных заказников, обязаны соблюдать установленный в государственных природных заказниках режим особой охраны и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность.

Постановлением администрации НАО от 20.10.2014 № 391-п утверждено положение о государственном природном заказнике регионального значения «Нижнепечорский».

В соответствии с п. 1 Положения государственный природный заказник регионального значения «Нижнепечорский» (далее - заказник) является территорией, имеющей особое значение для сохранения и восстановления природных комплексов и их компонентов. Заказник образован с целью сохранения и восстановления природных комплексов, ландшафтов и их компонентов.

В силу п. 5 Положения объявление территории заказником производится без изъятия занимаемых им земельных участков у пользователей, владельцев и собственников земельных участков.

Землевладельцы, землепользователи и собственники земельных участков, расположенных в границах заказника, обязаны соблюдать в заказнике режим особой охраны, установленный настоящим Положением, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законом ответственность (п. 6).

Статьей 26 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ определено, что памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, - особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы федерального и регионального значения и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются соответственно федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы федерального или регионального значения осуществляется соответственно постановлением Правительства Российской Федерации или решением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. В случае необходимости соответствующие земельные участки и водные объекты могут быть изъяты для государственных нужд в порядке, установленном гражданским, земельным и водным законодательством.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков на обеспечение установленного режима особой охраны памятников природы федерального или регионального значения возмещаются за счет средств соответственно федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, а также средств внебюджетных фондов.

Постановлением администрации НАО от 30.12.2014 № 530-п утверждено Положение о памятнике природы регионального значения «Пым-Ва-Шор», согласно п. 1 которого природные комплексы и объекты естественного и искусственного происхождения - минеральнотермальные источники, расположенные на ручье Пым-Ва-Шор, археологические объекты, геологические и биологические комплексы являются памятником природы регионального значения «Пым-Ва-Шор», а территория, занятая ими, - особо охраняемой природной территорией регионального значения (далее - памятник природы).

Памятник природы создан в целях сохранения минеральнотермальных источников на ручье Пым-Ва-Шор, археологических объектов, геологических и биологических комплексов Большеземельской тундры.

В силу п. 4 Положения объявление территории памятником природы производится без изъятия занимаемых им земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков и без ограничения их хозяйственной деятельности, кроме деятельности, указанной в пункте 7 настоящего Положения.

Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находится памятник природы, обеспечивают режим особой охраны памятника природы в соответствии с охранным обязательством.

Все физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный настоящим Положением режим особой охраны памятника природы (п.6).

Из материалов дела следует, что в феврале 2019 года в ходе проведения рейдовых мероприятий сотрудниками КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» на правом берегу ручья Пым-Ва-Шор 15 метрах от уреза воды в точке с координатами N 67009’50,4” Е 60051’07,9” обнаружено сроение (балок) на металлических санях размером 4,5х 2,5 м.

По факту нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории регионального значения государственной природный памятник «Пым-Ва-Шор» проводились розыскные мероприятия, направленные на установление владельца строения, которого установить не удалось, что следует из постановления от 17.02.2020 о прекращении производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.39 КоАП РФ на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

В период с февраля по март 2019 года сотрудниками КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» на территории государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» также были выявлены:

- участок №1 озера Голодная Губа в районе рыбопромыслового участка «Сакомбой 2» примерно в 50 м от уреза воды в точке с координатами N 67049’56,5” Е 052030’32,7” деревянное строение, размерами 3,5х5м, предназначенное для временного проживания;

- участок №1 озера Голодная Губа в 3 километрах на Юго-Запад от мыса Чуклин Нос, примерно в 50 м от уреза воды в точке с координатами N 67045’00,7” Е 052019’50,9” деревянное строение, размерами 3,5х5м, предназначенное для временного проживания;

- участок №2 Нижнепечорская пойма на левом берегу протоки «Ахала» в 20 м от уреза воды в точке с координатами N 68003’2,1” Е 53015’39,84” деревянное строение, размерами 6,5х5м, предназначенное для временного проживания.

Постановлениями от 25.02.2020 и 19.03.2020, производства по делам об административных правонарушениях, возбужденных в отношении неустановленного лица по факту нарушения правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемой природной территории государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» прекращены на основании п.6 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ.

При этом в рамках указанных дел об административном правонарушении владельцы выявленных строений не установлены.

Судом также установлено, что указанные объекты в установленном законом порядке в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним не зарегистрированы, собственников не имеют.

В соответствии с п. 8 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Нижнепечорский» на территории заказника запрещается деятельность, если она противоречит целям его создания или причиняет вред природным комплексам и их компонентам, в том числе: предоставление земельных участков под застройку, кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением; строительство зданий и сооружений, дорог и трубопроводов и прочих коммуникаций, кроме случаев, предусмотренных настоящим Положением; взрывные работы.

Пунктом 7 Положения о памятнике природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» на территории памятника природы запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятника природы.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.60 ЗК РФ в случае самовольного занятия земельного участка нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению.

Лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, а именно сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений и освобождению земельного участка, на основании решения суда (п.2 ст.62 ЗК РФ).

Указанное свидетельствует о том, что спорные четыре строения, различных размеров, возведенные на территориях государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» и памятника природы регионального значения «Пым-Ва-Шор», разрешенное использование которых не допускает строительства на нем данных объектов, и в силу указанных выше нормативных предписаний признаются незаконно возведенными постройками и подлежат сносу.

Разрешая вопрос о надлежащем ответчике по настоящему делу, суд исходит из следующего.

Согласно ч.1 ст. 35 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

На основании ч.1 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ задачами государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации требований в области охраны окружающей среды, касающихся:

а) режима особо охраняемой природной территории;

б) особого правового режима использования земельных участков, природных ресурсов и иных объектов недвижимости, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий;

в) режима охранных зон особо охраняемых природных территорий.

В силу ч.3, 5 ст. 33 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ на особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

На особо охраняемых природных территориях федерального и регионального значения, управление которыми осуществляется государственными учреждениями, государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется также должностными лицами указанных государственных учреждений, являющимися государственными инспекторами в области охраны окружающей среды.

Пунктом 4 Положения о государственном природном заказнике регионального значения «Нижнепечорский» предусмотрено, что заказник находится в ведении Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа.

Управление заказником и обеспечение его функционирования осуществляет казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды».

Охрану заказника осуществляют Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) и казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (далее - Учреждение).

На основании п. 12 Положения охрана заказника, а также проведение природоохранных мероприятий осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 3 Положения о памятнике природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» памятник природы находится в ведении Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее - Департамент).

В соответствии с п. 5 Положения управление памятником природы и обеспечение его функционирования осуществляет казенное учреждение Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды» (далее - Учреждение).

Охрану памятника природы осуществляют Департамент и Учреждение.

Согласно п. 1 Положения о Департаменте природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, утвержденного постановлением администрации НАО от 16.12.2014 № 485-п Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа (далее - Департамент) является исполнительным органом государственной власти Ненецкого автономного округа, осуществляющим функции по нормативному правовому регулированию и реализации государственной политики в сферах охраны окружающей среды, природопользования, недропользования, землепользования, лесопользования и водопользования, управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения.

На основании п.п. 17, 17.1 п. 14 Положения о Департаменте природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО, в сфере охраны окружающей среды Департамент осуществляет обеспечение охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения; ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения.

В целях реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Департамента природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа в сферах недропользования, водопользования, природопользования и охраны окружающей среды, в области лесных отношений, в сфере промышленной политики создано КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды».

Подпунктом 4 п. 2.3 Устава Учреждения предусмотрено, что целями деятельности Учреждения является исполнение государственных функций в том числе в сферах отношений, связанных с охраной окружающей среды и управления особо охраняемыми природными территориями регионального значения в НАО.

Для достижения целей указанных в п.п. 4 п. 2.3 Устава, Учреждение осуществляет в установленном законодательством РФ порядке следующие виды деятельности: оценка возможности хозяйственного использования компонентов природной среды на ООП, подготовка обоснования для придания территориям статуса ООПТ, а также предложения по режимам охраны и развитию существующих ООПТ; разработка и реализация планов управления ООПТ (менеджмент планы); осуществление государственного экологического надзора на ООПТ регионального значения; обеспечение комплексного анализа и прогноза состояния ООПТ; подготовка и предоставление учредителю предложений по режимам охраны ООПТ, развитию ООПТ (п.2.7).

Анализируя перечисленные нормы права, Положение о Департаменте природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО, Устав Учреждения суд приходит к выводу, что в данном случае КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды» является органом, осуществляющим полномочия Департамента по управлению особо охраняемыми природными территориями регионального значения в НАО на подведомственной территории, но в пределах полномочий, перечисленных в п. 2.7 Устава.

Тогда как, Департамент, осуществляя государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, обязан принимать меры организационного характера, направленные на устранение выявленных нарушений, обеспечивая охрану особо охраняемых природных территорий регионального значения.

В спорных правоотношениях Департамент должен осуществлять управленческие функции, то есть обязан осуществлять распорядительное, контрольное, иное организационно-властное воздействие в том числе как на созданное казенное учреждение, так и в отношении арендаторов участков, расположенных в пределах особо охраняемых территорий.

С учетом изложенного выше, поскольку лица, осуществившие строительство построек на территориях государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» и памятника природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» не установлены, строения расположены на территории, подведомственной Департаменту, то в данном случае суд приходит к выводу, что обязанность по организации освобождению незаконно занятых участков от четырех строений лежит на Департаменте, как на органе осуществляющим государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.

Доказательств того, что освобождение участков от построек, расположенных на территориях государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский» и памятника природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» должно произвести иное лицо в нарушение ст. 56 ГПК РФ суду не представлено.

Оснований для возложения данной обязанности на семейно – родовые общины коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная», которые являются арендаторами земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых территорий на основании договоров аренды №08-16/154 от 31.07.2014 и №05-04/2015 от 20.12.2016 соответственно, в пределах которых были обнаружены три спорных строения, исходя из существа возникшего спора и законодательства, регулирующее спорные правоотношения не имеется.

Суд также учитывает то обстоятельство, что в процессе рассмотрения дела сторонами не оспаривалось, что спорные постройки были возведены не установленными лицами до момента заключения договоров аренды с указанными арендаторами.

Более того, условиями договоров аренды от 31.07.2014 и 20.12.2016 не предусматривается обязанность арендаторов по освобождению земельных участков от незаконно возведенных не установленными лицами на них построек.

То обстоятельство, что ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» при заключении договора аренды было дано охранное обязательство не свидетельствует о том, что на Общество может быть возложена данная обязанность.

Тогда как следует из содержания ч.2 ст. 27 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ в силу охранного обязательства собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства лишь по обеспечению режима особой охраны памятников природы, но не по охране особо охраняемых природных территорий.

Отсутствуют основания и для возложения обязанности по организации сноса незаконных построек на УИЗО НАО, поскольку у последнего исходя из Положения об Управлении, утвержденного Постановлением администрации НАО от 25.08.2015 № 275-п отсутствуют полномочия по управлению особо охраняемыми природными территориями.

С учетом изложенного суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению к ответчику Департаменту, при этом заявленные требования к ответчикам КУ НАО «Центр природопользования и охраны окружающей среды», УИЗО НАО, семейно – родовым общинам коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», ООО «Агрокомплекс «Инта Приполярная» удовлетворению не подлежат.

В силу статьи 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. В противном случае искажается сама суть правосудия по гражданским делам, к процедуре которого обращается истец для защиты своего права, не достигается цель защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов. Защита нарушенных прав не может быть признана действенной, если судебный акт своевременно не исполняется.

Принимая во внимание обстоятельства дела, суд полагает обоснованным установить ответчику срок для исполнения возлагаемой обязанности до 30.04.2021, считая данный срок разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

исковое заявление заместителя прокурора Ненецкого автономного округа в защиту интересов неопределенного круга лиц к Департаменту природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа, казенному учреждению Ненецкого автономного округа «Центр природопользования и охраны окружающей среды», Управлению имущественных и земельных отношений Ненецкого автономного округа, семейно – родовым общинам коренных малочисленных народов Севера Ненецкого автономного округа «Опседа», «Нерута», «Илебц», «Варк» «Табседа», «ВЫ ТУ», «Ялумд», «Сармик», обществу с ограниченной ответственностью «Агрокомплекс «Инта Приполярная» о возложении обязанности организовать снос незаконных построек удовлетворить частично.

Обязать Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса Ненецкого автономного округа в срок до 30 апреля 2021 года организовать снос незаконных построек, расположенных на территории государственного природного заказника регионального значения «Нижнепечорский»: 1)в районе озера Голодная Губа в точке с координатами N 67049’56,5” Е 052030’32,7”; 2) в районе озера Голодная Губа в точке с координатами N 67045’00,7” Е 052019’50,9”; 3) в районе протоки «Ахала» в точке с координатами N 680 03’2,1” Е 530 15’39,84”; и незаконной постройки, расположенной на территории памятника природы регионального значения «Пым-Ва-Шор» в районе ручья Пым-Ва-Шор в точке с координатами N 67009’50,4” Е 60051’07,9”.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано в суд Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Нарьян-Марский городской суд.

Председательствующий             подпись                Д.А.Яровицына

2-465/2020 ~ М-319/2020

Категория:
Гражданские дела - первая инстанция
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Заместитель прокурора Ненецкого автономного округа
Ответчики
Община "Табседа"
КУ НАО "Центр природопользования и охраны окружающей среды"
Община "Илебц"
УИЗО по НАО
Община "Опседа"
Департамент природных ресурсов, экологии и агропромышленного комплекса НАО
Община "Нерута"
Община "Сармик"
Община "ВЫ ТУ"
ООО "Агрокомплекс "Инта Приполярная"
Община "ВарК"
Община "Ялумд"
Судья
Яровицына Дарья Андреевна
06.04.2020 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2020 Передача материалов судье
08.04.2020 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
08.04.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
08.04.2020 Производство по делу приостановлено
14.05.2020 Производство по делу возобновлено
14.05.2020 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.05.2020 Предварительное судебное заседание
16.06.2020 Предварительное судебное заседание
29.06.2020 Судебное заседание
06.07.2020 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.07.2020 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2020 Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)