Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2771/2013 ~ М-2482/2013 от 06.08.2013

Дело №2-2771/2013

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 ноября 2013 года г. Красноярск

Судья Кировского районного суда г. Красноярска Д.Г. Капошко,

с участием: заявителя Платоновой Л.И., представителя заявителя Бондаренко Е.С.,

представителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Змушко Н.А., действующей на основании доверенности от 16.10.2013 года,

при секретаре Петтай И.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Платоновой ЛИ об оспаривании действий руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска,

УСТАНОВИЛ:

Платонова Л.И. обратилась в суд с заявлением о признании незаконными действия (решение) руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска об отказе совершить юридически значимые действия по присвоению (изменению) адреса земельного участка с кадастровым номером ; возложении обязанности по присвоению (изменению) указанному земельному участку адреса: <адрес>, для чего издать соответствующее распоряжение. В обоснование своего заявления Платонова Л.И. указывает на следующее.

На основании свидетельства о государственной регистрации права является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. В государственном кадастре недвижимости земельный участок с кадастровым номером числится под адресом <адрес>. При этом в <адрес>, на каждой из улиц нумерация земельных участков начинается с №, в связи с чем, в <адрес>. Считает, что без указания наименования улицы, не возможно отличить её земельный участок от иного участка на другой улице, что является основанием для изменения адреса. 17.07.2013 года заявитель обратилась в администрацию г. Красноярска с письменным заявлением о присвоении (изменении) адреса, принадлежащего ей земельного участка, с приложением к нему необходимых для этого документов. 02.08.2013 года заявителем получено письмо департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска, в котором содержался отказ в совершении изложенных в поданном заявлении действий по присвоению адреса. Также в письме содержалась ссылка на необходимость обращения с таким заявлением в МБУ «Центр недвижимости», которое за плату осуществляет технические работы по адресации объектов недвижимости. Полагает, что согласно действующему законодательству присвоение, изменение адресов объектов недвижимости на территории г. Красноярска должно осуществляется бесплатно департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска на основании письменного обращения заинтересованного лица путем издания соответствующего распоряжения. При этом основанием изменения адреса являются, в том числе невозможность идентифицировать объект недвижимости, отличить его от других объектов. С учетом этого, заявитель полагает, что такие действия руководителя департамента не основаны на законе и создают препятствия к осуществлению права на внесение соответствующих сведений об адресе принадлежащего ей земельного участка. Вместе с тем, заявитель просит возместить ей судебные расходы в размере 23970 руб., понесенные на оплату услуг представителя в размере 23500 руб., а также 470 руб., в связи с осуществлением перевода денежных средств на счет представителя.

В судебном заседании заявитель Платонова Л.И. и ее представитель Бондаренко Е.С., действующий по устному ходатайству, заявленные требования поддержали в полном объеме, по изложенным в заявлении основаниям, настаивая на их удовлетворении.

Представитель департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска Змушко Н.А. (далее –представитель Департамента), действующая на основании доверенности от 16.10.2013 года, в судебном заседании выступила против удовлетворения требований Платоновой Л.И., указывая, что при обращении последней в администрацию г.Красноярска вместо кадастрового паспорта предоставлена кадастровая выписка о земельном участке. Кроме того, заявителем не проведены геодезические работы по формированию земельного участка и установлению его границ, поэтому было невозможно идентифицировать данный объект недвижимости, в связи с чем, заявителю рекомендовано обратиться в МБУ «Центр недвижимости» для проведения дополнительных технических работ по адресации. Представитель Департамента также отметила, что заявление Платоновой департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по существу не рассматривалось.

Представитель администрации г. Красноярска в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен надлежащим образом. О причинах неявки не сообщил, рассмотреть дело в свое отсутствие не просил, при этом ранее предоставил письменный отзыв на заявление Платоновой Л.И., указывая на отсутствие оснований для удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на то, что действующими нормами федерального законодательства бесплатность адресации не установлена. Стоимость технических работ по адресации объектов недвижимости установлена постановлением Главы города «Об утверждении тарифов на услуги муниципального автономного учреждения г. Красноярска «Центр недвижимости». от 12.04.2010 года №161. Действующим законодательством присвоение адресов (в значении конкретизации и привязки объекта для внесения соответствующих данных в кадастр недвижимости) не отнесено к муниципальной функции. Считает, что администрацией г. Красноярска правомерно переданы полномочия МБУ г.Красноярска «Центр недвижимости» по осуществлению технических работ при адресации объектов недвижимости на территории г. Красноярска.

Представители заинтересованных лиц МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», Управления Росреестра по Красноярскому краю в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, рассмотреть дело в свое отсутствие не просили, каких-либо возражений относительно заявления не предоставили.

Представитель заинтересованного лица филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Управления Росреестра по Красноярскому краю» в судебное заседание не явился, о месте и времени его проведения извещен в установленном законом порядке, предоставил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Суд, с учетом мнения участников процесса, на основании ст.ст.167, 257 ГПК РФ, счел возможным рассмотреть заявление по существу при указанной явке.

Заслушав участников процесса, изучив предоставленные доказательства, материалы дела, суд пришел к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.246 ГПК РФ дела, возникающие из публичных правоотношений, рассматриваются и разрешаются по общим правилам искового производства с особенностями, установленными настоящей главой, главами 24 -26.2 ГПК РФ и другими федеральными законами.

В силу ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Согласно ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Как следует из ч. 1 ст. 249 ГПК РФ обязанности по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов местного самоуправления, должностных лиц, муниципальных служащих возлагаются на органы и лиц, которые приняли оспариваемые решения или совершили оспариваемые действия (бездействие).

Заявитель Платонова Л.И. является собственником земельного участка общей площадью 654 кв.м. с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, отнесенного к категории земель населенных пунктов для ведения садоводства.

Заявитель, полагая, что в связи с тем, что в <данные изъяты> на каждой из четырех улиц имеется участок с номером , с целью идентификации своего земельного участка, 17.07.2013 года обратилась в администрацию г. Красноярска с письменным заявлением о присвоении (изменении) адреса земельному участку.

31.07.2013 года на указанное заявление руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска (далее по тексту –ДМиЗО) дан письменный ответ о необходимости обращения в МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», осуществляющее на платной основе технические работы по адресации объектов недвижимости.

Данные фактические обстоятельства подтвердила суду представитель ДМиЗО, пояснив, что заявление Платоновой в ДМиЗО по существу не рассматривалось, поскольку на территории муниципального образования г. Красноярск сложился порядок, по которому для получения услуги по присвоению адреса заинтересованное лицо должно обратиться в МБУ г.Красноярска «Центр недвижимости» на платной основе, после чего заместителя главы города – руководителем ДМиЗО выносится распоряжение о присвоении адреса объекту.

Данное заявление Платоновой Л.И. департаментом муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска по существо рассмотрено не было, при этом в письменном ответе от 31.07.2013 года заявителю указано на необходимость за получением услуги по присвоению адреса в МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости» на платной основе.

Суд считает, что действия руководителя ДМиЗО, выразившиеся в отказе в принятии к рассмотрению по существу заявления Платоновой не основаны на законе по следующим основаниям.

В силу п.27 ч.1 ст.16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 года №131-ФЗ присвоение наименований улицам, площадям и иным территориям проживания граждан в городском округе, установление нумерации домов, отнесено к вопросам местного значения городского округа.

Как следует из п.2 ст.2 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» от 27.07.2010 года №210-ФЗ, деятельность по присвоению адреса является муниципальной услугой, которая в силу положений ст.8 данного Федерального закона, по общему правилу, оказывается бесплатно, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, а также федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований.

В силу ст.6 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязаны предоставлять муниципальные услуги в соответствии с административными регламентами.

Согласно ч.1 ст.29 этого же Федерального закона административные регламенты должны быть разработаны и приняты, а информация о них должна быть включена в соответствующие реестры государственных услуг и реестры муниципальных услуг в течение двух лет со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, органами местного самоуправления административные регламенты должны быть приняты не позднее июля 2012 года, поскольку Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» вступил в законную силу 30.07.2010 года.

В соответствии с ч.7 ст.29 данного Федерального закона по истечении шести месяцев со дня вступления в силу настоящего Федерального закона не допускается взимание с заявителя платы за оказание муниципальных услуг, а также услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, за исключением случаев, когда в соответствии с федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами государственные и муниципальные услуги, а также услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления государственных и муниципальных услуг, оказываются за счет средств заявителя.

Как следует из ч.ч.1, 2 ст.9 указанного Федерального закона перечень услуг, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг и предоставляются организациями, участвующими в предоставлении муниципальных услуг, утверждается нормативным правовым актом представительного органа местного самоуправления (в отношении услуг, оказываемых в целях предоставления органами местного самоуправления муниципальных услуг). В случаях, предусмотренных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, услуги, указанные в части 1 настоящей статьи (услуги, которые являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальных услуг), оказываются за счет средств заявителя.

Порядок присвоения адресов в г. Красноярске регламентируется постановлением администрации г. Красноярска «О порядке присвоения адресов объектам недвижимости в г. Красноярске» №153 от 09.04.2010 года.

В силу п.п.3.1, 3.3 данного Порядка присвоение адресов осуществляется правовым актом города, проекты которых подготавливаются на основании письменных обращений в порядке установленном Регламентом оказания услуги по присвоению адресов объектам недвижимости в г. Красноярске.

Однако вопреки указанному постановлению администрации г. Красноярчска, а также требованиям федерального законодательства, регламент услуги по присвоению адресов объектам недвижимости на территории муниципального образования -г. Красноярск не принят. Факт отсутствия указанного регламента подтвердил суду представитель ДМиЗО.

При этом на основании постановления администрации г. Красноярска от 09.11.2009 года №458 создано муниципальное автономное учреждение г. Красноярска «Центр недвижимости», которое на основании постановления администрации г. Красноярска от 29.12.2010 года №1482-ж путем изменения существующего типа учреждения переименовано в МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости».

Постановлением администрации г. Красноярска от 25.08.2010 года №358 утверждены цены на услуги, оказываемые МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», в соответствии с которыми стоимость работ на услуги по присвоению адреса земельным участкам на территории города Красноярска определены в следующем размере: с выездом техника на объект - в размере 1095,17 рубля; без выезда техника на объект - в размере 772,22 рубля. При выполнении работ применяется понижающий коэффициент 0,5 для отдельных категорий граждан, в том числе неработающих пенсионеров, дети-сирот, многодетных семьи и других.

Распоряжением главы города г. Красноярска от 19.02.2013 года № 28-р утвержден ведомственный перечень муниципальных услуг, оказываемых муниципальными бюджетными учреждениями, согласно которому (п. 10) МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости» осуществляет подготовку и представление в установленном порядке материалов для подготовки распоряжений администрации города о присвоении (изменении) адресов объектам недвижимости, проведение обследование территории, изготовление графических планов местоположения объектов, формирование адреса.

Присвоение адреса осуществляется правовым актом города, который выносится руководителем департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска.

Указанные нормативно-правовые акты администрации города не содержат ссылки на Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». По существу правовое регулирование по вопросу оказания данной услуги сведено к принятию и утверждению администрацией города тарифов МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», и указанием в Уставе данной организации её целей деятельности в том числе, помимо прочего, проведение технических работ по присвоению адресов объектам недвижимости. При этом, вопреки ч.1 ст.9 Федерального закона«Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», перечень услуг, связанных с адресацией, оказываемых МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», и которые могут быть расценены как услуги необходимые для предоставления соответствующей муниципальной услуги, правовым актом представительного органа местного самоуправления не определен.

Таким образом, действия ДМиЗО, выразившиеся в отказе в рассмотрении по существу обращения Платоновой Л.И. о присвоении (изменении) адреса, и разъяснении необходимости обращения в МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости» для получения данной муниципальной услуги платно, в условиях отсутствия соответствующего регламента, то есть прозрачной и понятной процедуры адресации, противоречит закону и ущемляет права заявителя по получение муниципальной услуги в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Кроме того, данная муниципальная услуга должна в силу п.2 ст.2, ч.7 ст.29 указанного Федерального закона оказывается бесплатно. Доказательств того, что соответствии с федеральным законом либо принятым в соответствие с ним иным нормативным правовым актом, в том числе органа местного самоуправления, данная услуга должна оказываться платно либо услуги МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости» являются необходимыми и обязательными для предоставления муниципальной услуги по присвоению адреса, представителем ДМиЗО не представлено. Судом таких правовых оснований не установлено.

Кроме того, перечень технических работ, оказываемых МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости», правовым актом представительного органа местного самоуправления не определен, что противоречит ч.1 ст.9 Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». При этом Порядок установления тарифов (цен) на услуги (работы) муниципальных предприятий и учреждений, утвержденный Решением Красноярского городского Совета депутатов от 22.12.2006 года №12-263, таковым правовым актом не является.

Учитывая изложенное, суд считает, что отсутствие регламента оказания услуги по адресации, равно как и перечня услуг необходимых для предоставления муниципальной услуги по адресации, не может быть препятствием для гражданина в получении данной услуги бесплатно и не лишает его права обратиться в администрацию г. Красноярска, в том числе профильное подразделение – ДМиЗО, уполномоченное на принятие правового акта по присвоению адреса объекту недвижимости. При таких обстоятельствах направление гражданина непосредственно в МБУ г. Красноярска «Центр недвижимости» для получения муниципальной услуги за плату, при отсутствии надлежащий правовых оснований для этого, незаконно.

С учетом изложенного, требования заявителя в части признания незаконным отказа руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в принятии к рассмотрению заявления Платоновой Л.И. о присвоении (изменении) адреса объекту недвижимости (земельному участку), а также возложении на него обязанности принять и рассмотреть по существу с вынесением решения, заявление Платоновой Л.И., подлежат удовлетворению.

При этом суд считает необходимым отклонить требование заявителя об обязании департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска вынести правовой акт по адресации, поскольку заявление Платоновой Л.И. подлежит рассмотрению по существу департаментом, с вынесением соответствующего решения исходя из представленных ею документов, а обязывание судом департамента вынеси необходимое Платоновой Л.И. правовой акт на данном этапе по существу будет сведено к подмене административного органа и вмешательством в его компетенцию, что не лишает Палтонову Л.И., в случае отказа в вынесении правового акта о присвоении адреса обжаловать данное действия в судебном порядке.

Исходя из положений ч.1 ст.48 ГПК РФ граждане вправе вести свои дела в суде лично или через представителей. Личное участие в деле гражданина не лишает его права иметь по этому делу представителя.

В силу ч.1 ст.98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

Согласно ст.88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

В соответствии со ст.94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся расходы на оплату услуг представителей, связанные с рассмотрением дела почтовые расходы, понесенные сторонами, другие признанные судом необходимыми расходы.

Согласно ч.1 ст.100 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Заявитель Платонова Л.И. в связи с необходимостью защиты своих нарушенных прав была вынуждена обратиться к Бондаренко Е.С. за квалифицированной юридической помощью, в результате чего понесла расходы в размере 23500 руб., а также на оплату перевода денежных средств на счет представителя Бондаренко Е.С. в размере 470 руб., что подтверждается договором №2013\08\01 на оказание услуг по представительству в суде общей юрисдикции от 05.08.2013 года, актом приема-сдачи оказанных услуг от 23.10.2013 года, платежным поручением №268 от 23.10.2013 года и приходным кассовым ордером №191 от 23.10.2013 года о переводе на счет Бондаренко Е.С. суммы в размере 23500 руб., приходным кассовым ордером №192 от 23.10.2013 года на сумму 470 руб., удержанной с Платоновой Л.И. в качестве комиссии за осуществление перевода денежных средств на счет Бондаренко Е.С.

С учетом характера спора, его сложности, а также общей продолжительности рассмотрения дела и количества, состоявшихся по делу судебных заседаний, суд признает суд признает, что такие расходы заявителя были вызваны неправомерными действиями органа, чьи действия обжалуются, а следовательно необходимыми, при этом отвечающими требованиям разумности и справедливости, поэтому эти расходы должны быть возмещены заявителю в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Признать действия руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в части отказа в принятии к рассмотрению заявления Платоновой ЛИ о присвоении (изменении) адреса объекту недвижимости (земельному участку) – незаконными.

Обязать руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска принять и рассмотреть по существу с вынесением решения, заявление Платоновой ЛИ о присвоении (изменении) адреса объекту недвижимости (земельному участку) с кадастровым номером , о чем уведомить последнюю.

В удовлетворении заявления об обязании руководителя департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска издать распоряжение о присвоении (изменении) адреса земельного участка заявителя – отказать.

Взыскать с департамента муниципального имущества и земельных отношений администрации г. Красноярска в пользу Платоновой ЛИ судебные расходы в сумме 23970 руб.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Кировский районный суд г. Красноярска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Д.Г. Капошко

2-2771/2013 ~ М-2482/2013

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Платонова Лидия Ивановна
Другие
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Красноярскому краю
Администрация г.Крансоярска
МБУ "Центр недвижжимостии"
ДМИЗО
Управление Росреестра по Красноярскому краю
Суд
Кировский районный суд г. Красноярска
Судья
Капошко Д.Г.
Дело на странице суда
kirovsk--krk.sudrf.ru
06.08.2013Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
07.08.2013Передача материалов судье
09.08.2013Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2013Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2013Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
02.09.2013Предварительное судебное заседание
10.09.2013Судебное заседание
24.10.2013Судебное заседание
05.11.2013Судебное заседание
11.11.2013Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2013Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.11.2013Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее