УИД 10RS0011-01-2020-001676-25
(№5-235/2020)
ПЕТРОЗАВОДСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КАРЕЛИЯ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
22 мая 2020 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 22 мая 2020 г.
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Кузнецова Ирина Александровна, при секретаре Аксеновой О.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
общества с ограниченной ответственностью «Карелия Смарт», <данные изъяты>,
установил:
3 февраля 2020 г. по адресу: <адрес>, в рамках проводимой Карельской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки ООО «Карелия Смарт», при проведении натурного обследования территории, используемой ООО «Карелия Смарт» для осуществления хозяйственной деятельности по обращению с медицинскими отходами, выявлено нарушение ООО «Карелия Смарт» требований законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в следующем:
- в нарушение пункта 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), абзаца 2 пункта 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации инсинераторная установка ИУ-200 (печь для сжигания), используемая ООО «Карелия Смарт» для осуществления хозяйственной деятельности по обращению с медицинскими отходами, расположена на расстоянии около 1 метра от северо-западной стороны 4-х этажного здания блока корпусных цехов, площадью 27477,9 кв.м., имеющего кадастровый номер №, расположенного на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>, напротив окон арендуемого помещения;
- помещение, используемое ООО «Карелия Смарт» в процессе хозяйственной деятельности по обращению с медицинскими отходами (участок по обращению с медицинскими отходами), не соответствует требованиям пунктов 10.1, 10.4, 10.10 СанПиН 2.1.7.2790-10, на имеющемся уборочном инвентаре отсутствует маркировка, условия его хранения не обеспечены,
- в нарушение пунктов 10.8, 10.9 СанПиН 2.1.7.2790-10 в арендуемом помещении поливочный кран, трапы в полу (поддоны) отсутствуют, раковины для мытья рук не имеется; бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха помещение не оборудовано,
- в нарушение пунктов 10.2, 10.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 в арендуемом помещении отсутствует отопление, принцип разделения на «чистую» и «грязную» зоны не соблюдается,
- не осуществляется производственный контроль по требованиям пунктов 9.1, 9.2, 9.2.1, 9.2.2 СанПиН 2.1.7.2790-10,
- в нарушение пункта 7.4 СанПиН 2.1.7.2790-10 участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции контейнеров и транспортных средств отсутствует,
- в нарушение пункта 7.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 использование транспортного средства осуществляется не только для перевозки необеззараженных отходов класса «Б», но и в иных целях,
- обеззараживание транспортного средства не осуществляется по требованиям пункта 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10.
Кроме того, согласно представленным <данные изъяты> в прокуратуру фотографиям 5 февраля 2020 г. при осуществлении ООО «Карелия Смарт» приема медицинских отходов класса «Б» из указанного учреждения на автомобиле марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №, в нарушение пункта 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 отсутствовала маркировка «Медицинские отходы».
В судебном заседании законный представитель ООО «Карелия Смарт» ЧелмаевР.А., действующий на основании устава, защитник ООО «Карелия Смарт» Егоров Ю.В., действующий на основании доверенности, поддержали позицию, изложенную в письменных объяснениях и ходатайствах, согласно которым вину юридического лицо в совершении административного правонарушения не признали, просили прекратить производство по делу ввиду отсутствия состава административного правонарушения, полагали, что справка по результатам натурного обследования территории от 3 февраля 2020 г. с приложенными к ней фотоматериалами являются недопустимыми доказательствами по делу.
Помощник Карельского межрайонного природоохранного прокурора Миронова Д.Ю. в судебном заседании поддержала постановление о возбуждении производства об административном правонарушении, полагала, что в действиях ООО «Карелия Смарт» имеется состав административного правонарушения, просила назначить наказание в виде приостановления деятельности.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, допросив свидетелей, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ) нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу статьи 11 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в частности, выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, а также продукции производственно-технического назначения, пищевых продуктов и товаров для личных и бытовых нужд при их производстве, транспортировке, хранении, реализации населению.
Согласно статье 24 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 09.12.2010 №163 утверждены Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами, санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.2790-10 (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10).
Согласно пунктам 1.2, 1.3 СанПиН 2.1.7.2790-10 настоящие санитарные правила устанавливают обязательные санитарно-эпидемиологические требования к обращению (сбору, временному хранению, обеззараживанию, обезвреживанию, транспортированию) с отходами, образующимися в организациях при осуществлении медицинской и/или фармацевтической деятельности, выполнении лечебно-диагностических и оздоровительных процедур (далее - медицинские отходы), а также к размещению, оборудованию и эксплуатации участка по обращению с медицинскими отходами, санитарно-противоэпидемическому режиму работы при обращении с медицинскими отходами. Настоящие санитарные правила предназначены для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, деятельность которых связана с обращением с медицинскими отходами.
СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено, в частности, что:
- организация, осуществляющая транспортирование отходов, должна иметь участок для мытья, дезинфекции и дезинсекции контейнеров и транспортных средств (пункт 7.4);
- для перевозки необеззараженных отходов класса Б используются специализированные транспортные средства, использование их для других целей не допускается (пункт 7.5);
- санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б (в частности): кузов автомобиля должен иметь гладкую маркировку «Медицинские отходы» с внешней стороны; транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток (пункт 7.8);
- юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, организуют и осуществляют производственный контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами (пункт 9.1);
- производственный контроль за сбором, временным хранением, обезвреживанием медицинских отходов включает в себя (пункт 9.2):
визуальную и документальную проверку (не реже 1 раза в месяц): количества расходных материалов (запас пакетов, контейнеров и другое), средств малой механизации, дезинфицирующих средств; обеспеченности персонала средствами индивидуальной защиты, организации централизованной стирки спецодежды и регулярной ее смены; санитарного состояния и режима дезинфекции помещений временного хранения и/или участков по обращению с медицинскими отходами, мусоропроводов, контейнерных площадок; соблюдения режимов обеззараживания/обезвреживания; регулярности вывоза отходов (пункт 9.2.1);
лабораторно-инструментальную проверку: микробиологический контроль эффективности обеззараживания/обезвреживания отходов на установках по утвержденным методикам (не реже 1 раза в год); контроль параметров микроклимата (не реже 1 раза в год); контроль воздуха рабочей зоны на участках обеззараживания/обезвреживания отходов на содержание летучих токсичных веществ (проводится в соответствии с технологическим регламентом оборудования) (пункт 9.2.2);
- участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок). Участок располагается в специально оборудованных помещениях медицинской организации или на самостоятельной территории и осуществляет сбор, накопление, аппаратное обеззараживание/обезвреживание, утилизацию отходов классов Б и В (пункт 10.1);
- участок может располагаться как в отдельно стоящем здании в хозяйственной зоне с подъездными путями, так и в составе корпуса, в том числе в подвальных помещениях с автономной вытяжной вентиляцией (за исключением установок для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза). Расстояние от жилых и общественных зданий до участка, оборудованного установкой для уничтожения отходов методом сжигания, пиролиза определяется в соответствии с требованиями законодательства (пункт 10.2);
- участок должен быть обеспечен канализацией, водопроводом, электричеством, отоплением и автономной вентиляцией. Объемно-планировочные и конструктивные решения помещений участка должны обеспечивать поточность технологического процесса и возможность соблюдения принципа разделения на «чистую» и «грязную» зоны. На территории участка осуществляется прием, обработка (обезвреживание или обеззараживание), временное хранение (накопление) отходов, мойка и дезинфекция стоек-тележек, контейнеров и другого оборудования, применяемого для перемещения отходов (пункт 10.2);
- помещения участка предусматривают условное разделение на зоны: «грязную», к которой относятся помещение приема и временного хранения поступающих медицинских отходов, помещение обработки отходов, оборудованное установками по обеззараживанию/обезвреживанию отходов классов Б и В, помещение мойки и дезинфекции; при небольших объемах возможно временное хранение поступающих отходов и их обеззараживание в одном помещении; при хранении отходов классов Б и В более 24-х часов предусматривается холодильное оборудование; «чистую», к которой относятся помещения хранения обеззараженных/обезвреженных отходов, вымытых и обеззараженных средств перемещения отходов (возможно совместное временное хранение в одном помещении), склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая (пункт 10.3);
- поверхность стен, пола и потолков должна быть гладкой, устойчивой к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств. Полы покрываются влагостойким материалом, не скользящим и устойчивым к механическому воздействию. Наружная и внутренняя поверхность мебели и оборудования должна быть гладкой, выполненной из материалов, устойчивых к воздействию влаги, моющих и дезинфицирующих средств (пункт 10.4);
- требования к водоснабжению и канализации: основные производственные помещения (для приема и временного хранения отходов, обеззараживания, мойки и дезинфекции инвентаря и оборудования) должны оснащаться поливочным краном, трапами в полу (поддонами). В помещении обеззараживания/обезвреживания отходов предусматривается раковина для мытья рук (пункт 10.8);
- требования к оснащению участка (в том числе): помещения временного хранения и обеззараживания/ обезвреживания отходов оснащаются бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха (пункт 10.9);
- гигиенические требования к содержанию помещений, оборудования и инвентаря: все помещения, оборудование, инвентарь должны содержаться в чистоте. Текущую уборку проводят влажным способом, не реже одного раза в день с применением моющих и дезинфицирующих средств. Генеральную уборку проводят не реже 1 раза в месяц. Обработке подлежат стены, мебель, технологическое оборудование, пол. Ветошью, смоченной дезинфицирующим раствором, протирают оборудование, удаляют видимые загрязнения со стен, затем моют пол. Уборочный инвентарь, раздельный для «чистой» и «грязной» зоны, должен иметь четкую маркировку с указанием видов уборочных работ, использоваться строго по назначению и храниться раздельно в кладовых или шкафчиках основных производственных помещений (пункт 10.10).
Согласно абзацу 2 пункта 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 №390, не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.
В соответствии со справкой по результатам натурного обследования территории, используемой ООО «Карелия Смарт» в процессе хозяйственной деятельности по обращению с медицинскими отходами, от 3 февраля 2020 г. в рамках осуществления хозяйственной деятельности по обращению с медицинскими отходами ООО «Карелия Смарт» использует помещение, расположенное в 4-х этажном здании блока корпусных цехов площадью 27477,9 кв.м., имеющее кадастровый номер №, которое расположено на земельном участке с кадастровым номером №, по адресу: <адрес>; а также прилегающую к нему территорию. Указанное помещение площадью 100 кв.м. предоставлено Челмаеву Р.А. на основании договора аренды нежилого помещения № от 1 августа 2017 г. и представляет собой отгороженную часть цеха. На расстоянии около 1 м. от северо-западной стороны вышеназванного здания, напротив окон арендуемого помещения расположена инсинераторная установка (печь для сжигания). На дверях при входе в арендуемое помещение на листе формата А4, приклеенного к дверям на скотч, размещена информация: «Участок по обращению с МЕДИЦИНСКИМИ ОТХОДАМИ». Помещение представляет собой отгороженную часть цеха, центральное отопление отсутствует, канализация, со слов генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А., действующая, для освещения помещения используются светодиодные лампы. Внутри помещения имеется 1 одна комната, отгороженная от остального пространства дверью, запирающие устройства (замки), а также ручки на момент обследования на двери отсутствовали. Кроме того, в арендуемом помещении имеются перегородки, условно разделяющие помещение на 4 функциональные зоны (далее - «зоны»):
– первая «зона», со слов генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А., оборудована для его временного пребывания в период рабочего цикла инсинератора (имеется стол, застеленный матерчатым покрывалом; сооруженное из деревянных поддонов, накрытым материалом (матрасом) место для того, чтобы сидеть);
– во второй «зоне», которая отделена от первой «зоны» условной перегородкой из кирпичей, складирована мебель, автомобильные шины, картонные коробки, сумки, электроплитка, телевизор и др.;
– в третьей «зоне», смежной со второй, на момент обследования находился предмет белого цвета, накрытый прозрачным полиэтиленовым материалом, со слов генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А., данный предмет - старый сломанный холодильник, а также тележка для перевозки золы, образующейся в результате сжигания медицинских отходов; уборочный инвентарь (лопаты, метлы и др.), какая-либо маркировка на инвентаре отсутствует;
– в четвертой «зоне», расположенной напротив первой и второй «зон», установлены 4 контейнера желтого цвета разного объема, на момент обследования контейнеры были пустые, какие-либо обозначающие надписи на контейнерах отсутствовали. Со слов генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А., данные контейнеры предназначены и используются ООО «Карелия Смарт» для транспортирования медицинских отходов класса «Б».
Пол в арендуемом помещении бетонный, напольные покрытия отсутствуют. В помещении имеется два окна, одно - застеклено, второе - закрыто от проникновения света фанерой, имеет одно сквозное технологическое отверстие. На стенах помещения штукатурка, масляная краска, местами штукатурка обвалилась, краска облупилась. В отдельной комнате за дверью пол бетонный, имеется резиновый коврик, частично его закрывающий. Установленная в комнате ванна, со слов генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А., используется для проведения дезинфекции контейнеров с использованием дезинфицирующего средства «Хлорамин Б». На момент обследования в наличии в данной комнате находилось дезинфицирующее средство «Хлорамин Б» в количестве 36 пакетов массой по 300 гр. каждый, пакеты были складированы в ведре. На всех пакетах дезинфицирующего средства указана дата изготовления 2016 г., срок годности 5 лет.
Процесс дезинфекции продемонстрирован не был, поскольку на момент проведения обследования отсутствовал переходник (устройство) для подсоединения шланга высокого напряжения к самому устройству (аппарату высокого давления). Иное устройство, кран для подачи воды в комнате отсутствовали; имелось ведро со льдом (замерзшей водой). В данной комнате также хранится уборочный инвентарь (маркировка на нем отсутствует), спецодежда, стирка которой, согласно пояснениям генерального директора ООО «Карелия Смарт» Челмаева Р.А. осуществляется в той же ванне, что и дезинфекция контейнеров. Отдельное помещение под склад расходных материалов, комната персонала, санузел, душевая, участок для мытья транспортного средства отсутствуют. В арендуемом помещении поливочный кран, трапы в полу (поддоны) отсутствуют, раковины для мытья рук не имеется; бактерицидными облучателями или другими устройствами обеззараживания воздуха помещение не оборудовано.
В качестве транспортного средства, используемого для транспортирования медицинских отходов, в рамках обследования продемонстрирован автомобиль марки «<данные изъяты>», государственный регистрационный знак №. На момент обследования на заднем стекле автомобиля с внутренней стороны на листе формата А4 информацией «МЕДИЦИНСКИЕ ОТХОДЫ», на полу салона резиновое покрытие, внутренняя обшивка салона отсутствует, к стене салона на резиновых жгутах прикреплены 2 контейнера желтого цвета. В салоне автомобиля имелась емкость с надписью «Хлорамин 5% раствор» (пустая), также в салоне автомобиля находились покрытые пылью дорожные сумки (чемоданы), картонная коробка с канистрами для дизельного топлива, различные инструменты и др.
Несоблюдение ООО «Карелия Смарт» вышеуказанных нормативных требований СанПиН 2.1.7.2790-10 послужило основанием для вынесения Карельским межрайонным природоохранным прокурором постановления о возбуждении производства об административном правонарушении по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Событие инкриминируемого административного правонарушения и виновность юридического лица в его совершении подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: постановлением о возбуждении производства об административном правонарушении от 14 февраля 2020 г., которое соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и существенных недостатков не имеет, сообщением Министерства здравоохранения Республики Карелия от 17 января 2020 г. с приложенными фотографиями, решением о проведении проверки от 23 января 2020 г., письменными объяснениями Челмаева Р.А. от 29 января 2020 г., решением № от 3 октября 2016 г., приказом № от 8 ноября 2016 г., инструкцией по безопасному обращению с отходами, приказом № от 1 августа 2017 г., договором № аренды нежилого помещения от 1 августа 2017 г., паспортом инсинераторной установки ИУ-200, справкой по результатам натурного обследования территории, используемой ООО «Карелия Смарт» в процессе хозяйственной деятельности от 3 февраля 2020 г., письменными объяснениями Челмаева Р.А. от 7 февраля 2020 г., перечнем организаций, которым ООО «Карелия Смарт» оказывает услуги, связанные с обращением (сжиганием) медицинских отходов за период 2019-2020 гг., договорами на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Б, актами приема-передачи медицинских отходов класса Б, журналами учета медицинских отходов класса Б, выпиской из ЕГРЮЛ, показаниями допрошенных в судебных заседаниях в качестве свидетелей <данные изъяты>, другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «Карелия Смарт» в совершении вменяемого административного правонарушения.
В соответствии со статьей 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
По смыслу вышеприведенной нормы закона, при решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм возлагается на юридическое лицо.
Между тем, имеющиеся в материалах дела доказательства свидетельствуют о том, что у ООО «Карелия Смарт» имелась возможность для соблюдения законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, но юридическом лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Доказательств, подтверждающих, что привлекаемым лицом предприняты все необходимые меры по недопущению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства, материалы дела не содержат, а выявленное административное правонарушение свидетельствует о виновном характере бездействия правонарушителя.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины ООО «Карелия Смарт» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по статье 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов.
При этом, судья исключает из объема предъявленного ООО «Карелия Смарт» обвинения нарушения пункта 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10, абзаца 2 пункта 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, поскольку положения пункта 10.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 носят общих характер, являются отсылочными, а нарушение абзаца 2 пункта 77 Правил противопожарного режима в Российской Федерации относится к нарушению требований пожарной безопасности, ответственность предусмотрена частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Основания для переквалификации указанных действий отсутствуют, поскольку правонарушение, предусмотренное частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, имеет иной объект посягательства.
Кроме того судья исключает из объема предъявленного ООО «Карелия Смарт» обвинения нарушения пункта 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 ввиду отсутствия на автомобиле 5 февраля 2020 г. маркировки «Медицинские отходы», учитывая принцип презумпции невиновности, а также отсутствие фотографии с 4 ракурса автомобиля.
Однако, данные обстоятельства на правовую оценку действий ООО «Карелия Смарт» не влияют и не ухудшают его положение.
Доводы ООО «Карелия Смарт» об отсутствии состава административного правонарушения в остальной части являются несостоятельными, опровергаются совокупностью представленных по делу доказательств. Занятую позицию об отсутствии некоторых нарушений судья оценивает критически, расценивает как способ уйти от административной ответственности.
Кроме того, вопреки доводам ООО «Карелия Смарт» из материалов дела, в том числе условий заключенных договоров на оказание услуг по вывозу и утилизации медицинских отходов класса Б, ответов <данные изъяты>, усматривается, что именно ООО «Карелия Смарт» приняло на себя обязательства осуществлять обеззараживание, размещение и утилизацию (уничтожение) отходов в месте, определенном исполнителем, комплекс работ по обращению с отходами включает в себя прием, транспортировку, аппаратное обеззараживание, утилизацию (уничтожение). Таким образом, медицинские отходы для дальнейшей утилизации передаются ООО «Карелия Смарт» в соответствии с условиями договора без предварительного обеззараживания.
В силу статьи 431 Гражданского кодекса Российской Федерации при толковании условий договора судом принимается во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов и выражений. Буквальное значение условия договора в случае его неясности устанавливается путем сопоставления с другими условиями и смыслом договора в целом.
Невыполнение ООО «Карелия Смарт» условий договора в полном объеме согласно занятой в судебном заседании позиции, а также наличие или отсутствия каких-либо нарушений со стороны медицинских организаций, с которыми ООО «Карелия Смарт» заключены договоры, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения. Представленные фотографии и видеозапись, выполненные после проведенной проверки, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения.
Доводы о том, что справка по результатам натурного обследования территории от 3 февраля 2020 г. с приложенными к ней фотоматериалами являются недопустимыми доказательствами по делу и подлежат исключению из объема доказательств, несостоятельны и основаны на неправильном толковании норм права ввиду нижеследующего.
В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» проверки исполнения законов проводятся органами прокуратуры на основании поступившей информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Согласно пункту 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе, в том числе, требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов и материалов или их копий, статистических и иных сведений; выделения специалистов для выяснения возникших вопросов; проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.
При этом, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривает обязанности прокурора при осуществлении прокурорского надзора в обязательном порядке оформлять протокол осмотра принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов применительно к положениям статьи 27.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
С учетом положений статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протокол осмотра является доказательством по делу об административном правонарушении, но не единственным доказательством, фиксирующим результат осмотра помещений или территорий. В силу статьи 26.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях документы признаются доказательствами, если сведения, изложенные или в удостоверенные в них, имеют значение для производства по делу об административном правонарушении.
Таким доказательством может быть и справка, составленная по результатам натурального обследования территории при проверке соблюдения законодательства.
Кроме того, Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» не предусматривает обязательное вручение справки по результатам осмотра проверяемому лицу. Более того, с данной справкой законный представитель ООО «Карелия Смарт» в ходе рассмотрения настоящего дела ознакомлен, представлял соответствующие пояснения и доказательства в обоснование своей позиции.
В силу пункта 3 части 3 статьи 1 Федерального закона от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования.
Из материалов дела следует, что основанием для проведения проверки послужило обращение министерства здравоохранения Республики Карелия №, а не обращение неизвестного гражданина, как указано ООО «Карелия Смарт». Сотрудники министерства здравоохранения Республики Карелия общались с обратившимся гражданином и выезжали на место. Более того, по запросу судьи был представлен текст такого заявления гражданина.
При этом, необходимо также учитывать, что в соответствии с положениями статьи 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Ответ на заявление, жалобу и иное обращение должен быть мотивированным. Прокурор в установленном законом порядке принимает меры по привлечению к ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Обстоятельств, установленных статьей 2.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исключающих административную ответственность, по делу не установлено.
Основания для применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют, поскольку невыполнение вышеуказанных санитарно-эпидемиологических требований ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
В силу части 1 статьи 3.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, факт допуска нарушений санитарных правил и гигиенических нормативов при обращении с медицинскими отходами класса «Б» (эпидемиологически опасными отходами), а также степень вины нарушителя, обстоятельства совершения административного правонарушения, исключение из объема обвинения части вменяемых нарушений, наличие смягчающих административную ответственность обстоятельств, к которым судья относит частичное устранение выявленных нарушений (установка бактерицидного облучателя, нанесение маркировки на уборочном инвентаре, установка раковины для мытья рук, монтаж душевой), отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, то, что ранее ООО «Карелия Смарт» к административной ответственности за аналогичные правонарушения не привлекалось, приходит к выводу о том, что в отношении ООО «Карелия Смарт» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в минимальном размере 15000 руб.
При этом, основания для назначения наказания в виде предупреждения в соответствии с частью 3.5 статьи 4.1, статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствуют ввиду угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей.
Оснований для назначения наказания в виде административного приостановления деятельности не имеется.
Руководствуясь статьями 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
признать общество с ограниченной ответственностью «Карелия Смарт» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в редакции, действующей до внесения изменений Федеральным законом от 01.04.2020 №99-ФЗ), и назначить наказание в виде административного штрафа в размере 15000 (Пятнадцать тысяч) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу. Расчетный счет: 40101810600000010006 в Отделении – НБ Республика Карелия. Получатель: Управление Федерального казначейства по Республике Карелия (Прокуратура Республики Карелия), ИНН 1001006825, КПП 100101001, БИК 048602001, ОКТМО 86701000, код бюджетной классификации (КБК) 41511601061019000140.
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Кирова, д. 27) через Петрозаводский городской суд Республики Карелия (Республика Карелия, г.Петрозаводск, ул. Красная, д.33).
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (почтовый адрес: 190900, г. Санкт-Петербург, ВОХ № 1413, фактический адрес: г. Санкт-Петербург, ул. Садовая, д. 26).
Судья И.А. Кузнецова