Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-418/2021 ~ М-122/2021 от 26.01.2021

                                                                                                                                  № 2-418/2021

                                УИД:66RS0011-01-2021-000140-48

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Каменск-Уральский                                                                             1 марта 2021 года

Красногорский районный суд г. Каменска - Уральского Свердловской области в составе:

председательствующего судьи Лифановой Г.Е.,

при секретаре Карлыковой Е.С.,

с участием представителя истца – старшего помощника прокурора г. Каменска-Уральского Пермяковой Т.И., представителя ответчика – МКУ «Управление городского хозяйства» - Савельевой А.В., действующей на основании доверенности от 11.01.2021 № , представителя ответчика – Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству Коновницина А.М., действующего на основании доверенности от 09.01.2020,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокурора города Каменска - Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Каменска-Уральского обратился в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства» (далее – МКУ «УГХ»), Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству (далее – Отраслевой орган по городскому хозяйству), Администрации Каменск-Уральского городского округа (далее – Администрация) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки, расположенные по адресам:

на территории ***, <адрес>, площадью 2 м х 3 м, объемом 1,8 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов;

на территории ***, в <адрес>, площадью 4 м х 2 м, объемом 2,4 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов.

В судебном заседании старший помощник прокурора г. Каменска-Уральского Пермякова Т.И. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель МКУ «УГХ» Савельева А.В., действующая на основании доверенности № от 11.01.2021 г. сроком действия до 31.12.2021, с заявленными требованиями согласилась частично, указав на то, что МКУ «УГХ» не допускало бездействия в отношении указанных свалок, поскольку они учтены и на их уборку уже выделены денежные средства. Просит увеличить срок для ликвидации свалок до 01.11.2021.

Представитель Отраслевого органа по городскому хозяйству Коновницин А.М., действующий на основании доверенности от 09.01.2020., сроком действия до 31.12.2021, исковые требования не признал, указав, что отраслевой орган является главным распорядителем бюджетных средств, до МКУ «УГХ» доведены выделенные средства на указанные цели. Кроме того, действующим законодательством вопросы сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых отходов не относятся к вопросам местного значения. Указанные обязанности должен исполнять региональный оператор, определенный на уровне субъекта Российской Федерации. Считает, что Отраслевой орган по городскому хозяйству является ненадлежащим ответчиком.

Представитель Администрации в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом. В своем отзыве просит рассмотреть дело в его отсутствие, а также отказать в удовлетворении требований к Администрации, поскольку она не является надлежащим ответчиком.

Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, на территории *** выявлены несанкционированные свалки, состоящие из строительного мусора и бытовых отходов, расположенные на территории <адрес>, площадью 2 м х 3 м, объемом 1,8 куб. метров; <адрес>, площадью 4 м х 2 м, объемом 2,4 куб. метров (л.д. 10, 11, 12).

Доказательств ликвидации свалок не представлено.

В судебном заседании ответчиками не оспаривалось наличие указанных несанкционированных свалок, также установлен факт того, что свалки не ликвидированы.

В соответствии со статьей 42 Конституции Российской Федерации и частью 1 статьи 11 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом (пункт 2).

Статья 3 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусматривает ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях (абзац 6).

Согласно пункту 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов.

Статья 7 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определяет полномочия органов местного самоуправления в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относит к вопросам местного значения городского округа организацию мероприятий по охране окружающей среды в границах округа.

Пункт 1 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относит создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусмотрено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Приведенные правовые нормы Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» относят к вопросам местного значения городского округа организацию сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Положение статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации обязывает собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия, защите земель от захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель, ликвидации последствий загрязнения земель.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Руководствуясь приведенными положениями, приняв во внимание фактические обстоятельства дела, имеются правовые основания для удовлетворения требования о возложении на администрацию Каменск-Уральского городского округа, как на орган местного самоуправления, полномочного осуществлять деятельность по решению вопросов местного значения на территории муниципального образования Каменск-Уральского городского округа в сфере проведения работ по ликвидации несанкционированных свалок, обязанности по ликвидации указанных свалок.

Согласно Определению Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2019 № 258-О в связи с вступлением в силу Федерального закона от 29 декабря 2014 года № 458-ФЗ положения статьи 16 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части вопросов местного значения городского округа в сфере обращения с отходами претерпели изменения и по объему полномочий включают участие органов местного самоуправления в организации деятельности по очистке территории от твердых коммунальных отходов.

Данное законоположение действует во взаимосвязи с нормами законодательства в области охраны окружающей среды, а именно положениями Федерального закона от 24 июля 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», согласно которым территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1 статьи 13), а также Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», относящего к полномочиям органов местного самоуправления (городского округа) в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, организацию мероприятий по ее охране в границах городского округа (статья 7).

Названное правовое регулирование не предполагает освобождение органов местного самоуправления от участия в реализации публичных полномочий по очистке территории муниципального образования от твердых коммунальных отходов.

Таким образом, ответчик обязан организовать ликвидацию расположенных на указанных земельных участках несанкционированных свалок отходов в силу прямого указания статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также статьи 5 Областного закона от 19.12.1997 № 77-ОЗ «Об отходах производства и потребления».

Администрация осуществляет на территории муниципального образования Каменск-Уральский городской округ, на которой обнаружено несанкционированное размещение отходов, исполнительно-распорядительные полномочия в пределах своей компетенции, соответственно обязана участвовать в организации и контроле сбора и вывоза бытовых и промышленных отходов с территории района, а, значит, является надлежащим ответчиком по настоящему делу.

Неисполнение Администрацией требований земельного законодательства и законодательства об окружающей среде, наличие захламления земельных участков способно повлечь распространение пожаров, уничтожение флоры и фауны и иные тяжкие последствия. Расположение бытовых и строительных отходов в местах, не предназначенных для этого, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

На основании изложенного следует, что органы местного самоуправления не исключаются из числа организаций, на которые возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок.

Согласно пункту 11 статьи 5 Устава муниципального образования Каменск-Уральский городской округ к вопросам местного значения городского округа относится организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Администрация города Каменска-Уральского не является хозяйствующим субъектом и не осуществляет хозяйственную деятельность, а в рамках решения вопросов местного значения реализует свои полномочия через свои структурные подразделения.

Согласно Уставу Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства» указанное учреждение организует реализацию природоохранных мероприятий (пункт 2.3.5).

Доказательств тому, что ответчиками принимались меры по ликвидации вышеуказанных несанкционированных свалок, суду не представлено. Отсутствуют сведения о мероприятиях по контролю возникновения несанкционированных свалок, нет графиков проверок территорий, отсутствуют сведения о проведении мероприятий по предотвращению возникновения несанкционированных свалок. Также не представлено доказательств невозможности незамедлительного устранения несанкционированных свалок, с учетом существующей тенденции постоянного их возобновления.

Отсутствие надлежащей организации работы по уборке и утилизации бытовых отходов нарушает права неопределенного круга лиц на проживание в здоровой окружающей среде, исключающей угрозу их жизни и здоровью.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что факт незаконного бездействия ответчиков нашел подтверждение в судебном заседании. Суд должен обязать ответчиков ликвидировать несанкционированные свалки по вышеуказанному адресу.

           Прокурор просит установить срок для ликвидации несанкционированной свалки трёх месяцев после вступления решения суда в законную силу.

Представитель ответчика – МКУ «УГХ» просит установить срок исполнения до 1 ноября 2021 года, однако, суду не представлены объективные доказательства невозможности исполнения обязанности в установленные сроки, не представлено доказательств того, что работы по ликвидации несанкционированных свалок уже ведутся. Вместе с тем, суд считает возможным установить срок для ликвидации несанкционированных свалок до 01.09.2021, с учетом природно-климатических условий, положений Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Суд не может согласиться с доводами представителей Администрации Каменск-Уральского городского округа, Отраслевого органа по городскому хозяйству о признании их ненадлежащими ответчиками.

На ответчиков возложены полномочия по решению вопросов местного значения в сфере охраны окружающей среды. Несвоевременная ликвидация свалки нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, создает угрозу причинения вреда их жизни, здоровью и является основанием для принятия судом решения, обязывающего ответчиков устранить допущенные нарушения.

Создание МКУ «Управление городского хозяйства» в целях обеспечения реализации органами местного самоуправления полномочий в сфере охраны окружающей среды не освобождает Администрацию города и Отраслевой орган по городскому хозяйству от надлежащего выполнения функций по обеспечению осуществления деятельности по ликвидации несанкционированных свалок и не может служить основанием для освобождения ответчиков от гражданско-правовой ответственности.

При рассмотрении дела представители Администрации Каменск-Уральского городского округа и Отраслевого органа по городскому хозяйству не заявляли о ненадлежащем выполнении МКУ «УГХ» возложенных полномочий в части охраны окружающей среды.

Принимая во внимание обязанность Администрации города, Отраслевого органа по городскому хозяйству выполнять требования закона об охране окружающей среды, масштабность проблемы, потребность в значительных денежных средствах для устранения нарушений, суд считает, что все ответчики проявили незаконное бездействие и обязаны принять в рамках своих полномочий соответствующие меры для устранения нарушений.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Иск Прокурора города Каменска - Уральского в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному казенному учреждению «Управление городского хозяйства», Отраслевому органу Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа о признании бездействия незаконным и возложении обязанности ликвидировать несанкционированные свалки удовлетворить частично.

Признать незаконным бездействие Муниципального казенного учреждения «Управление городского хозяйства», Отраслевого органа Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрации Каменск-Уральского городского округа в непринятии мер, направленных на ликвидацию несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:

на территории <адрес>, площадью 2 м х 3 м, объемом 1,8 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов;

на территории <адрес>, площадью 4 м х 2 м, объемом 2,4 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов.

Обязать Муниципальное казенное учреждение «Управление городского хозяйства», Отраслевой орган Администрации Каменск-Уральского городского округа по городскому хозяйству, Администрацию Каменск-Уральского городского округа в срок не позднее 1 сентября 2021 года восстановить нарушенное состояние окружающей среды, приняв действенные меры по ликвидации несанкционированных мест размещения отходов, расположенных:

на территории <адрес>, площадью 2 м х 3 м, объемом 1,8 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов;

на территории <адрес>, площадью 4 м х 2 м, объемом 2,4 куб. метров, состоящее из строительного мусора, бытовых отходов.

Решение может быть обжаловано в Свердловский областной суд в течение месяца с момента вынесения мотивированного решения путем подачи апелляционной жалобы через Красногорский районный суд города Каменска – Уральского Свердловской области.

Мотивированное решение вынесено 9 марта 2021 года.

Судья                                                                                                            Г.Е. Лифанова

2-418/2021 ~ М-122/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор г.Каменска-Уральского в интересах неопределенного круга лиц
Ответчики
МКУ "Управление городского хозяйства"
Отраслевой орган администрации муниципального образования "г.Каменск-Уральский" по городскому хозяйству
Администрация г.Каменска-Уральского
Суд
Красногорский районный суд г. Каменск-Уральского Свердловской области
Судья
Лифанова Галина Евгеньевна
Дело на странице суда
krasnogorsky--svd.sudrf.ru
26.01.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2021Передача материалов судье
29.01.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.01.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.02.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.03.2021Судебное заседание
09.03.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.06.2021Дело оформлено
23.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее