2-297/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
город Гусев 10 мая 2016 года
Резолютивная часть решения оглашена 10 мая 2016 года.
Мотивированное решение составлено 13 мая 2016 года.
Гусевский городской суд Калининградской области в составе:
председательствующего судьи Безденежных М.А.,
при секретаре Аринушкиной Ю.Е.,
с участием истцов Нилаковой М.Ф., Васильевой Н.А. и их представителей Лактионова Ю.М. и Каримова М.Т.,
представителя истца Никоноровой С.Н. – Болонина Н.М.,
представителя ответчика ОАО «Янтарьэнергосбыт» Марчук А.А.,
представителя ответчика ООО «РЦ-Гусев» Суржиковой Л.Г.,
представителя третьего лица администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области Ижутиной В.С.,
рассмотрев материалы гражданского дела по исковому заявлению Микалаускене Геновайте Юргио, Нилаковой Марии Федоровны, Васильевой Надежды Алексеевны, Болонина Николая Михайловича, действующего в интересах Никоноровой Светланы Николаевны на основании доверенности, к ОАО «Янтарьэнергосбыт» и ООО «РЦ-Гусев» о признании действий ОАО «Янтраьэнергосбыт» по начислению и взиманию платы по оплате электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, понуждении ответчиков заключить договор энергоснабжения для закупки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирного жилого дома, понуждении ОАО «Янтарьэнергосбыт» устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, сделать перерасчет и засчитать взысканную плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в счет погашения платежей за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета,
УСТАНОВИЛ:
Микалаускене Г.Ю., Нилакова М.Ф., Васильева Н.А., Болонин Н.М., действующий в интересах Никоноровой С.Н. на основании доверенности, обратились в суд с иском к ОАО «Янтарьэнергосбыт» и ООО «РЦ-Гусев» о признании действий ОАО «Янтраьэнергосбыт» по начислению и взиманию платы по оплате электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, понуждении ответчиков заключить договор энергоснабжения для закупки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирного жилого дома, понуждении ОАО «Янтарьэнергосбыт» устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, сделать перерасчет и засчитать взысканную плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в счет погашения платежей за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета. Указав, что 09 апреля 2008 года собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> заключен договор управления МКД с ОАО «Управляющая компания». В настоящее время управление МКД осуществляет ООО «РЦ-Гусев» как правопреемник ОАО «Управляющая компания». 21 марта 2011 года собственниками жилых помещений многоквартирного <адрес> заключен договор энергоснабжения с ОАО «Янтарьэнерго». Плату за поставленную электроэнергию взимает ОАО «Янтарьэнергосбыт» - структурное предприятие ОАО «Янтарьэнерго». Ежемесячно начиная с июня 2015 года от ОАО «Янтарьэнергосбыт» поступают требования по оплате электроэнергии на общедомовые нужды. В квитанции на оплату услуг по энергоснабжению с июня 2015 года появилась дополнительная графа электроэнергия МОП, в последующем переименованная то в потребленную электроэнергию, то в электроэнергию по приборам учета. Действиями ОАО «Янтарьэнергосбыт» нарушаются права собственников жилых помещений как получателей услуги. Ущерб наносится незаконными действиями со стороны ОАО «Янтарьэнергосбыт». Обращения собственников жилых помещений к руководителям ОАО «Янтарьэнерго» и в Правительство Калининградской области положительных результатов не дали, что привело к получению потребителями незаконных уведомлений о приостановлении поставок электрической энергии. Под угрозой прекращения поставок электрической энергии со стороны ответчика ОАО «Янтарьэнерго» истцы вынуждены произвести оплату незаконно представленных квитанций по оплате электроэнергии МОП. Факт оплаты собственниками жилых помещений ни в коем разе не является признанием собственниками предъявленных квитанций. Оплата была произведена под угрозой приостановления поставки электрической энергии. Собственники жилых помещений пользуются электрическими медицинскими приборами. В случае отсутствия электрической энергии под угрозу будет поставлена жизнь и здоровье собственников жилых помещений в силу состояния здоровья использующих медицинские электрические приборы. Так же по причине состояния здоровья пожилые собственники жилых помещений не имеют регулярной возможности посещать магазины, и вынуждены закупать продукты впрок. При отсутствии электрической энергии будет невозможной работа холодильников и длительное хранение продуктов. Жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). В случае отсутствия договора между управляющей компанией, выбранной в установленном порядке для управления МКД, и ОАО «Янтарьэнерго» как ресурсоснабжающей организацией, последняя не вправе отказаться от энергоснабжения МКД, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг. При управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками за оказание услуг, выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в доме и качество которых должно соответствовать установленным требованиям (ч.ч. 2.2, 2.3 ст. 161 ЖК РФ). Правовые основания для предъявления к оплате в счетах-квитанциях ОАО «Янтарьэнергосбыт» потребителям платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды отсутствуют. В соответствии с ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении МКД управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в МКД за оказание всех услуг и/или выполнение работа, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством РФ Правил содержания общего имущества в МКД, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством РФ Правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах. Согласно п. 8 Правил <...> исполнителем коммунальных услуг может выступать лицо из числа, указанных в п.п. 9 и 10 Правил. Данными лицами могут являться управляющая организация, товарищество собственников жилья, ресурсоснабжающая организация. В силу подп. «г» п. 31 названных Правил исполнитель обязан производить в установленном данными Правилами порядке расчет размера платы за предоставленные коммунальные услуги и при наличии оснований производить перерасчет размера платы за коммунальные услуги, в том числе в связи с предоставлением коммунальных услуг ненадлежащего качества и/или с перерывами, превышающими допустимую продолжительность, за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении. Частью 7 ст. 155 ЖК РФ предусмотрено, что собственники помещений в МКД, в котором не созданы товарищество собственников жилья либо жилищный кооператив или иной специализированный потребительский кооператив и управление которым осуществляется управляющей организацией, плату за жилое помещение и коммунальные услуги вносят этой управляющей организации, за исключением случаев, предусмотренных ч. 7.1 данной статьи и ст. 171 ЖК РФ. Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в МКД собственники помещений в МКД и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги (за исключением коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД) ресурсоснабжающим организациям. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям признается выполнением собственниками помещений в МКД и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества. Ответчик ОАО «Янтраьэнерго» в соответствии с ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ и подп. «г» п. 31 Правил предоставления коммунальный услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 (далее – Правила № 354), ч.ч. 7, 7.1 ст. 155, ч.ч. 2.3, 12 ст. 161 ЖК РФ, п.п. 8-10, подп. «г» п. 13 Правил № 354, не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов МКД, обслуживаемых управляющими организациями, плату за коммунальные ресурсы, потребленные при использовании общего имущества. Счета-квитанции, предъявленные к оплате ОАО «Янтарьэнергосбыт» являются необоснованными, как противоречащие нормам ЖК РФ, Правил № 354, правовой позиции ВС РФ, изложенной в Определении от 23 июня 2015 года № 8-КГПР15-2, а также фактическим обстоятельствам. Кроме того, жилищное законодательство не допускает возможности прямой оплаты собственниками, нанимателями помещений МКД ресурсоснабжающим организациям коммунальных услуг, потребляемых при использовании общего имущества в МКД (ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ), за исключением случая осуществления собственниками помещений дома непосредственного управления таким домом (ч. 8 ст. 155 ЖК РФ). В силу п. 44 Правил № 354 распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, не может превышать объем, рассчитанный исходя из нормативов потребления услуги. Исключением является наличие соответствующего решения общего собрания собственником помещений в МКД о распределении «сверхнормативного» объема между всеми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого помещения в доме. Если указанное решение не принято, то «сверхнормативный» объем коммунальной услуги исполнитель (управляющая организация, ТСЖ, ЖСК) оплачивает за счет собственных средств. Действующим законодательством ресурсонабжающим организациям не предоставлено право взыскивать с потребителя плату за коммунальные услуги, потребленные на общедомовые нужды, следовательно, таким организации не вправе производить расчет и требовать напрямую от жильцов МКД, обслуживаемых управляющими компаниями, плату за коммунальные ресурсы, израсходованные на общедомовые нужды, а также компенсацию потерь, поскольку не являются исполнителями и не управляют МКД, в связи с чем не отвечают за качество коммунальных услуг и услуг по содержанию общедомовых инженерных сетей. Правовая позиция, согласно которой прямые отношения между гражданами и ресурсоснабжающей организацией возможны только при выборе непосредственного способа управления МКД, была также изложена в п. 8 Постановления Президиума ВАС РФ от 30 сентября 2012 года № 8714/12, от 24 сентября 2013 года № 5614/13. Кроме того, в Определении ВС РФ от 25 декабря 2014 года № 308-ЭС14-7187 указано, что собственники помещений в МКД не несут никаких обязанностей непосредственно перед ресурсоснабжающей организацией, в связи с чем ресурсоснабжающая организация вправе требовать внесения платы не от собственников помещений, а только от управляющей организации. Исходя из системного толкования п. 14 Правил № 354, управляющая компания обязана предоставлять потребителям коммунальные услуги с момента поставки коммунального ресурса, в том числе в рамках фактически сложившихся с ресурсоснабжающей организацией отношений по поставке коммунального ресурса. Иное толкование данной нормы противоречило бы ст.ст. 161, 162 ЖК РФ и давало бы управляющей компании возможность, не заключая договор с ресурсоснабжающей организацией, уклоняться от своих обязанностей по договору управления МКД. Таким образом, МУП «Управление ЖКХ», являясь управляющей организацией, в силу закона должно предоставлять жителям МКД жилого <адрес> весь комплекс коммунальных услуг, в том числе закупать электроэнергию для мест общего пользования. Управляющая организация не может в нарушение императивных норм законодательства осуществлять только часть функций управления, не оказывая населению коммунальную услугу энергоснабжения, и фактически изменять выбранный собственниками способ управления помимо их воли путем не заключения договора энергоснабжения. В соответствии с вышеизложенным и руководствуясь правовой позицией ВС РФ, изложенной в Определении от 23 июня 2015 года № 8-КГПР15-2, ст.ст. 155, 161, 162 ЖК РФ, Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354 истцы просят:
- признать незаконными действия ОАО «Янтарьэнергосбыт» по начислению и взиманию платы по оплате электроэнергии на общедомовые нужды;
- обязать ответчика ООО «РЦ-Гусев» заключить договор энергоснабжения с ОАО «Янтарьэнергосбыт», согласно действующему законодательству, и закупать электроэнергию для мест общего пользования жилого <адрес>;
- обязать ответчика ОАО «Янтарьэнергосбыт» устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды;
- обязать ответчика ОАО «Янтарьэнергосбыт» сделать перерасчет и засчитать взысканную плату за коммунальную услуга по электроснабжению на общедомовые нужды в счет погашения платежей за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета потребленной электроэнергии жильцами <адрес>.
В судебном заседании истцы Нилакова М.Ф., Васильева Н.А. и их представители Каримов М.Т. и Лактионов Ю.М., а также представитель истца Никоноровой С.Н. - Болонин Н.М. исковые требования поддержали по доводам, изложенным в иске, настаивая на удовлетворении исковых требований.
Истцы Микалаускене Г.Ю. и Никонорова С.Н. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика ОАО «Янтарьэнергосбыт» Марчук А.А. возражала против удовлетворения исковых требований, пояснив, что действия общества в части начисления платы за потребленную электроэнергию в местах ОДН законны и обоснованы. Договор энергоснабжения относится к публичным договорам и считается заключенным с момента, когда потребителю была поставлена электроэнергия, а потребитель ее принял и оплатил. Указанные действия потребителя свидетельствуют о том, что условия договора за поставку электроэнергии напрямую с ресурсоснабжающей организацией потребителем приняты. Дом, в котором проживают истцы, находился в непосредственном управлении. Сведений о заключении между собственниками дома и управляющей организацией договора управления не поступало. Тем не менее, как следует из заключенного договора управления, собственники взяли на себя обязательства по оплате поставленных им коммунальных услуг в полном объеме. В данном доме установлен общедомовой прибор учета, в связи с чем начисления за поставленную электроэнергию производятся на основании формулы: из показаний расчетного прибора учета вычитается сумма показаний индивидуальных приборов учета, разница умножается на тариф и распределяется пропорционально площади занимаемых помещений.
Представитель ответчика ООО «РЦ-Гусев» Суржикова Л.Г. не согласна с иском, пояснив, что со стороны управляющей компании принимаются меры к заключению договора энергоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Представитель третьего лица администрации МО «Гусевский городской округ» Калининградской области Ижутина В.С. исковые требования поддержала, полагая, что выставлять счета за поставленную электроэнергию должна управляющая организация.
Третьи лица Кропачев М.К., Кропачева Н.В., Симогин В. Б., Макеев М.Ю., Думанская М.М., Думанский А.М., Романовская С.П., Седачев Ю.А., Максимова Н.Ю., Максимов Е.А., Конева Н.А., Горбатенко В.В. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав объяснения, исследовав письменные материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.
В силу ст. 30 ЖК РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены настоящим Кодексом.
Собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения и, если данное помещение является квартирой, общего имущества собственников помещений в соответствующем многоквартирном доме.
В соответствии со ст. 39 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника.
По общему правилу, установленному ч. 1 ст. 157 ЖК РФ, размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Федеральным законом от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» предусмотрена обязанность собственников помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, до 01 июля 2012 обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными (общедомовыми) приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также индивидуальными приборами учета используемой воды, электрической энергии.
В судебном заседании установлено, что истец Нилакова М.Ф. является собственником <адрес>, истец Васильева Н.А. - собственником <адрес> вышеуказанного жилого дома, истец Никонорова С.Н. - собственником <адрес> данного жилого дома, что подтверждается сведениями Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> и Гусевского отделения Калининградского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ».
Истец Микалаускене Г.Ю. зарегистрирована в <адрес> вышеуказанного жилого дома в качестве члена семьи собственника, что подтверждается поквартирной карточкой.
Квартиры истцов, как и все квартиры данного МКД, оборудованы индивидуальным прибором учета электрической энергии, которые до января 2016 года были расположены внутри жилых помещений. В настоящее время все ИПУ вынесены за пределы квартир.
Многоквартирный жилой <адрес> также оборудован и общедомовым прибором учета, что подтверждается актом № 34 от 24 февраля 2014 года.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В силу абз. 1 п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 354 от 06 мая 2011 года, размер платы за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды в многоквартирном доме, оборудованном коллективным (общедомовым) прибором учета, за исключением коммунальной услуги по отоплению, определяется в соответствии с формулой 10 приложения № 2 к Правилам.
В соответствии с абз. 4 п. 44 указанных Правил, если исполнителем коммунальной услуги является ресурсоснабжающая организация, то объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается и распределяется между потребителями пропорционально размеру общей площади принадлежащего каждому потребителю (находящегося в его пользовании) жилого или нежилого помещения в многоквартирном доме в соответствии с формулами 11 - 14 приложения № 2 к настоящим Правилам. При этом не применяется порядок расчета, установленный абз. 2 и абз. 3 п. 44 Правил и предусматривающий, что объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги.
В судебном заседании установлено и не оспаривается сторонами, что все квартиры данного МКД оборудованы индивидуальными приборами учета.
В силу ст. ст. 153, 154 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для нанимателей и собственников жилых помещений в многоквартирных домах включает плату за электроснабжение.
Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией. (ч. 2 ст. 161 ЖК РФ)
Согласно ч. 7.1 ст. 155 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме собственники помещений в многоквартирном доме и наниматели жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме могут вносить плату за все или некоторые коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, а за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами - региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами. При этом внесение платы за коммунальные услуги ресурсоснабжающим организациям, региональному оператору по обращению с твердыми коммунальными отходами признается выполнением собственниками помещений в многоквартирном доме и нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного либо муниципального жилищного фонда в данном доме своих обязательств по внесению платы за коммунальные услуги перед управляющей организацией, которая отвечает перед такими собственниками и нанимателями за предоставление коммунальных услуг надлежащего качества
В соответствии с п. 17 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года № 354, ресурсоснабжающая организация является исполнителем коммунальной услуги, заключает договоры с потребителями, приступает к предоставлению коммунальной услуги в следующих случаях:
- при непосредственном управлении многоквартирным домом;
- в многоквартирном доме, в котором не выбран способ управления;
- в жилых домах (домовладениях).
В судебном заседании установлено, что с июня 2015 года жильцам <адрес>, в том числе и истцам, ОАО «Янтарьэнергосбыт», как ресурсоснабжающей организацией, производится начисление платы за электроэнергию МОП и выставление на оплату квитанций за потребленную электрическую энергию на ОДН.
Из выставленных ОАО «Янтарьэнергосбыт» истцам счетов по оплате электроэнергии на ОДН следует, что расчет платы после при наличии общедомового прибора учета производится исходя из показаний последнего с учетом занимаемой истцами площади и тарифа.
Данные обстоятельства сторонами не оспариваются.
Деятельность по управлению многоквартирным домом осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирным домом, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта РФ. (ч. 1 ст. 192 ЖК РФ)
На основании п. 1 ст. 7 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 255-ФЗ «О внесении изменений в ЖК РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» юридические лица, индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность по управлению многоквартирным домом, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 01 мая 2015 года. После 01 мая 2015 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается.
Из материалов дела следует, что с 01 июля 2015 года на основании договора № 68 от 01 июля 2015 года деятельность по управлению МКД № 10 по <адрес> осуществляется ООО «РЦ-Гусев».
Вместе с тем, договор энергоснабжения между ООО «РЦ-Гусев» и ОАО «Янтарьэнергосбыт» не заключен и находится в стадии согласования.
В случае отсутствия договора между управляющей компанией и ресурсоснабжающей организацией, последняя не вправе отказаться от энергоснабжения многоквартирного дома, не вправе отключить или ограничить электроснабжение граждан, проживающих в указанном доме, обязано поставлять электроэнергию в полном объеме, в том числе и на общедомовые нужды, непосредственно гражданам, выполняя при этом функции исполнителя коммунальных услуг.
При исполнении указанных обязанностей ресурсоснабжающая организация в силу п. 8 Правил вправе требовать и получать от потребителей оплату предоставленных коммунальных услуг. Исполнение гражданами законных требований ресурсоснабжающей организации об оплате переданной коммунальной услуги, в том числе и на общедомовые нужды, не может нарушать права и законные интересы граждан, поскольку такой платеж предусмотрен нормативным актом.
Таким образом, с учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, а также принимая во внимание вышеприведенные нормы действующего законодательства оснований для удовлетворения исковых требований о признании действий ОАО «Янтраьэнергосбыт» по начислению и взиманию платы по оплате электроэнергии на ОДН незаконными, понуждении ОАО «Янтарьэнергосбыт» устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, сделать перерасчет и засчитать взысканную плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в счет погашения платежей за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета, не имеется.
Суд также не находит оснований для удовлетворения исковых требований о понуждении ответчиков заключить договор энергоснабжения для закупки электроэнергии для мест общего пользования МКД, поскольку в соответствии со ст. 421 ГК РФ понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
При этом, в силу ч. 1 ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.
В соответствии с ч. 12 ст. 161 ЖК РФ управляющие организации, товарищества собственников жилья либо жилищные кооперативы или иные специализированные потребительские кооперативы, осуществляющие управление многоквартирными домами, не вправе отказываться от заключения в соответствии с правилами, указанными в ч. 1 ст. 157 настоящего Кодекса, договоров с ресурсоснабжающими организациями, которые осуществляют холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Согласно ч. 4 ст. 445 ГК РФ, если сторона, для которой в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Исходя из анализа вышеизложенных требований законодательства, только ресурсоснабжающие организации могут понудить управляющую компанию к заключению договоров ресурсоснабжения.
Таким образом, оснований для удовлетворения исковых требований не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Микалаускене Геновайте Юргио, Нилаковой Марии Федоровны, Васильевой Надежды Алексеевны, Болонина Николая Михайловича, действующего в интересах Никоноровой Светланы Николаевны на основании доверенности, к ОАО «Янтарьэнергосбыт» и ООО «РЦ-Гусев» о признании действий ОАО «Янтраьэнергосбыт» по начислению и взиманию платы по оплате электроэнергии на общедомовые нужды незаконными, понуждении ответчиков заключить договор энергоснабжения для закупки электроэнергии для мест общего пользования многоквартирного жилого дома, понуждении ОАО «Янтарьэнергосбыт» устранить нарушения требований законодательства путем исключения из счетов-квитанций начисления платы за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды, сделать перерасчет и засчитать взысканную плату за коммунальную услугу по электроснабжению на общедомовые нужды в счет погашения платежей за потребленную электроэнергию по показаниям индивидуальных приборов учета, - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд путем подачи жалобы через Гусевский городской суд Калининградской области в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.А. Безденежных