Судья – Дианов Д.Ю. Дело № 33а-19718/18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
19 июня 2018 года г.Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Агибаловой В.О.
судей: Пегушина В.Г., Диденко И.А.
по докладу судьи Агибаловой В.О.
при секретаре Макаровой Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Касьяновой И.В. на решение Ленинского районного суда г.Новороссийска от 12 марта 2018 года.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
Касьянова И.В. обратилась в суд к начальнику Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в г.Новороссийске с административным исковым заявлением, в котором просит признать незаконным решение начальника Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации <...> в части отказа в признании ее нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма, как супруги военнослужащего Овчаренко С.Ю.; обязать начальника Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации в г.Новороссийске отменить решение <...> года в части отказа в признании нуждающейся в жилом помещении по договору социального найма и принять новое решение.
В обосновании административного иска указала, что она является членом семьи военнослужащего. Её муж, Овчаренко С.Ю., проходит военную службу в Вооруженных силах Российской Федерации. Решением начальника Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации в г.Новороссийске от 15 ноября 2017 года военнослужащий Овчаренко С.Ю. принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи состоящей из трех человек: он, его сын - Овчаренко Д.С. и дочь - Овчаренко К.С. В части принятия ее на жилищный учет, как члена семьи военнослужащего, отказано. Считает, что решение административного ответчика в части отказа в принятии её на жилищный учет нарушает право на обеспечение жилым помещением.
Обжалуемым решением отказано в удовлетворении административного иска Касьяновой И.В.
В апелляционной жалобе, поданной в Краснодарский краевой суд, Касьянова И.В. просит отменить решение Ленинского районного суда г.Новороссийска от 12 марта 2018 года и принять по делу новое решение. При этом указано, что правоотношения, возникшие в результате приватизации Касьяновой И.В. доли в муниципальной квартире в марте 2005 года и отчуждение данной доли, не имеют связи с реализацией ее права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих». В связи с чем, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным.
Проверив материалы административного дела, выслушав Касьянову И.В., обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как видно из материалов административного дела, 15 ноября 2017 года решением начальника Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации в г.Новороссийске <...> военнослужащий Овчаренко С.Ю. (муж административного истца) принят на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, с составом семьи состоящей из трех человека: он, его сын - Овчаренко Д.С. и его дочь - Овчаренко К.С.
В части принятия Касьянову И.В. на жилищный учет, как члена семьи военнослужащего Овчаренко С.Ю., вышеуказанным решением отказано.
Полагая решение начальника Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации в г.Новороссийске <...> в части отказа в принятии её на жилищный учет нуждающихся в жилых помещениях незаконным, Касьянова И.В. обратилась в суд с настоящим административным иском.
Вместе с тем основания и порядок обеспечения военнослужащих жильем регулируются нормами Федерального закона от 27 мая 1993г. №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Жилищного кодекса Российской Федерации, принятыми в соответствии с другими федеральными законами, а также изданными в соответствии с ними указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, принятыми законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти или федеральному государственному органу, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
Из положений статей 15 и 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих» следует, что реализация права на жилье военнослужащих, заключивших контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года, осуществляется путем предоставления за счет Министерства Обороны Российской Федерации жилья для постоянного проживания в период военной службы с передачей этого жилья при увольнении в запас им в собственность или с условием его сдачи для последующего обеспечения жильем по избранному месту жительства.
В соответствии с Определением Конституционного суда Российской Федерации от 20 марта 2014г. № 660-О, положения абзаца первого пункта 14 статьи 15 и абзаца второго пункта 1 статьи 23 Федерального закона «О статусе военнослужащих», принятые в рамках дискреции законодателя, направлены на обеспечение реализации военнослужащими и лицами, уволенными с военной службы, права на жилище (определения от 15 июля 2004 года № 272-0, от 24 сентября 2012 года № 1580-О, от 22 ноября 2012 года №2105-0, от 24 декабря 2012 года № 2351-0, от 24 декабря 2013 года № 2111-0 и др.). При этом требования об однократном обеспечении жильем и о предоставлении документов об освобождении жилого помещения, предусмотренные в абзаце первом пункта 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», основаны на вытекающем из Конституции Российской Федерации принципе социальной справедливости и направлены на предотвращение необоснованного сверхнормативного предоставления военнослужащим (и членам их семей) жилищных гарантий, установленных Федеральным законом «О статусе военнослужащих».
Таким образом, предоставляя военнослужащим и членам их семьи гарантии обеспечения жильем для постоянного проживания (в собственность бесплатно или по договору социального найма), Федеральный закон «О статусе военнослужащих» возлагает на Министерство Обороны Российской Федерации обязанность по предоставлению им такого жилья только один раз за все время военной службы, что, в свою очередь, предполагает обязанность военнослужащего и членов его семьи сдать ранее занимаемое жилое помещение, выделенное ему, или членам его семьи государством. Исключений из этого правила для военнослужащих, и члена его семьи, обеспеченных жильем для постоянного проживания, законом не предусмотрено.
Из материалов административного дела следует, что 11 января 2005 года Касьянова И.В. на основании договора на передачу жилья в собственность <...> заключенного с администрацией г.Ставрополь Ставропольского края, совместно с членами семьи (отец, мать, брат) была обеспечена жилым помещением, расположенным по адресу: <...>
На основании договора о передаче жилья в собственность <...> <...> в праве общей долевой собственности на вышеуказанную квартиру принадлежала Касьяновой И.В.
25 мая 2005 года Касьянова И.В. заключила со своей матерью Касьяновой О.И. договор купли-продажи доли в квартире по адресу: <...>, <...>
Принимая во внимание, что Касьянова И.В. распорядилась полученным ранее от государства жилым помещением по своему усмотрению, и не может представить документы о его освобождении, суд первой инстанции верно указал на отсутствие оснований для принятия ее на учет нуждающихся в жилом помещении по договору социального найма в составе семьи супруга военнослужащего Овчаренко С.Ю.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал правильный вывод об отказе в удовлетворении административного иска Касьяновой И.В. к начальнику Отделения ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации о признании незаконным решения в части.
Доказательства, положенные судом первой инстанции в основу своих выводов, сомнений в достоверности не вызывают.
Довод апелляционной жалобы о том, что правоотношения, возникшие в результате приватизации Касьяновой И.В. доли в муниципальной квартире в марте 2005 года и отчуждение данной доли, не имеют связи с реализацией ее права на жилое помещение по договору социального найма в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О статусе военнослужащих», не может повлечь отмену решения суда, поскольку был рассмотрен судом первой инстанции и мотивированно отклонен.
Другие доводы апелляционной жалобы не содержат оснований, влекущих изменение или отмену решения суда первой инстанции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о законности и обоснованности решения суда первой инстанции.
В соответствии с пунктом 1 статьи 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционные жалобу, представление без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства, судебная коллегия
определила:
решение Ленинского районного суда г.Новороссийска от 12 марта 2018 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Касьяновой И.В. - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: