Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-943/2019 ~ М-151/2019 от 14.01.2019

    адм. дело №2а-943/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» февраля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Сахаровой Е.А.

при секретаре                                  Бурлуцкой Е.Ю.

с участием адвоката                        Обуховой Е.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пригара Василия Михайловича к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения по итогам рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, обязании предоставить временное убежище на территории РФ,

                                           У С Т А Н О В И Л :

Пригара В.М. обратился в суд с административным иском, указав, что является гражданином <адрес> опасаясь за свою жизнь и здоровье, в связи с активными боевыми действиями, в которых он не желает принимать участие, так как не согласен с политикой проводимой государством <адрес>, он прибыл в Российскую Федерацию в конце 2012 года. 16.10.2018 административным истцом было подано заявление в УВМ ГУ МВД России по Воронежской о предоставлении временного убежища па территории РФ, однако, 19.12.2018 Пригара В.М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Не согласившись с вынесенным решением, Пригара В.М., просит суд признать незаконным решение УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018об отказе в предоставлении временного убежища, обязатьГУ МВД России по Воронежской области предоставить временное убежище.

Административный истец Пригара В.М. в судебном заседании просил удовлетворить его требования и пояснил, что он не согласен с политикой проводимой <адрес>, не делает принимать участие в боевых действиях, а он в обязательном порядке подлежит мобилизации, так как является военнообязанным, в связи с этим, он прибыл на территорию России, где постоянно находится с 2014г. Не мог легализоваться на территории РФ, так как были утрачены документы удостоверяющие его личность, по поводу чего он обращался в органы полиции, однако, документы так и не нашли, возникли трудности с оформлением документов, так как для получения новых необходимо было выехать на территорию <адрес>, что угрожало ему мобилизацией. Неоднократно обращался в миграционные органы в России, однако, личность его была только установлена в конце 2018г., после чего он сразу обратился с заявлением о предоставлении временного убежища.

Представитель административного истца Пригара В.М. адвокат по ордеру Обухова Е.Ю. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что решение ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 является законным и обоснованным, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

             В соответствии с п.1 ч.1 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений…, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Пригара Василий Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>.

16.10.2018 Пригара В.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории РФ по причине угрозы безопасности в связи с возможной мобилизацией и призывом в армию <адрес> для участия в боевых действиях против <адрес>, поскольку военный конфликт на <адрес> носит характер гражданской войны, раскол существует и внутри семей и среди друзей, в связи с чем, участие в боевых действиях на той или иной стороне вооруженного конфликта может привести к противостоянию с родственниками, друзьями; он не желает участвовать в гражданской войне, которая направлена против мирных жителей.

По итогам предварительного рассмотрения ходатайства УВМ ГУ МВД России по Воронежской области 16.10.2018 ему выдана справка о рассмотрении его заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ сроком действия до 16.01.2019.

Решением УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 л/д № 1120-00-014679 Пригара В.М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 12 Федерального Закона «О беженцах» от 19.02.1993 года №4528-1. В обосновании своего решения УВМ ГУ МВД России по Воронежской области указывает следующее.

Согласно результатам проверок по учетам МВД России 11.09.2018г. Пригара В.М. нарушил режим пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Решением Коминтерновского суда г.Воронежа ему было назначено наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого выезда из РФ с помещением в специальное учреждение для иностранных граждан.

16.10.2018г. Пригара В.М. обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.

Пригара В.М. полагает, что в случае возвращения на территорию страны гражданской принадлежности в настоящее время для него есть реальная угроза безопасности в связи с возможной мобилизацией и призывом в армию <адрес>. Не желает участвовать в боевых действиях против <адрес>, поскольку военный конфликт на <адрес> носит характер гражданской войны, раскол существует и внутри семей и среди друзей, в связи с чем, участие в боевых действиях на той или иной стороне вооруженного конфликта может привести к противостоянию с родственниками, друзьями; он не желает участвовать в гражданской войне, которая направлена против мирных жителей.

До прибытия в Россию Пригара В.М. постоянно проживал на территории <адрес>, <адрес>. В <адрес> остались отец, сестра. Мать в настоящее время находится на территории <адрес>, <адрес>, где работает.

Исходя из пояснений административного истца в судебном заседании судом установлено, что Пригара В.М. прибыл на территорию РФ в конце 2012г. После прибыл на территорию РФ в 2013 году по приглашению настоятеля монастыря для строительства монастыря, однако, позднее выехал с территории РФ. Вновь въехал в начале 2014 года. В Воронеже устроился на работу, желает жить и работать на территории РФ, в страну национальной принадлежности возвращаться не собирается, поскольку опасается быть призванным в вооруженные силы <адрес>, и не желает вести борьбу против <адрес>.

Согласно данных базы ФМС России АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» (л.д.50-51) судом установлено, что после 17.01.2014г. административный истец с территории РФ не выезжал. Впервые прибыл на территорию России 09.01.2013г. Указано, что Пригара В.М. был признан потерпевшим по уголовному дела 04.02.2016г. по факту грабежа.

При официальном пересечении границы, и заполнении миграционной карты 17.01.2014 на границе Пригара В.М. целью въезда в Российскую Федерацию указала «частная».

По итогам предварительного рассмотрения ходатайства Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области 16.10.2018 Пригара В.М. была выдана справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации л/д № сроком действия до 16.01.2019.

Намерений и возможности поехать в какое-либо другое государство, кроме России, Пригара В.Н. не имеет в связи с политической ситуацией в стране гражданской принадлежности.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018г. в предоставлении временного убежища на территории РФ Пригара В.М. было отказано, поскольку УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, проанализировав сведения, сообщенные заявителем, информацию, сообщенную при проведении собеседования, а также материалы его личного дела, пришли к выводу, что Пригара В.М. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложной внутриполитической обстановки в этой стране. В ходе проведения опроса при подаче заявления о предоставлении временного убежища на территорию Российской Федерации Пригара В.М. сообщил, что не испытывает проблем со здоровьем. Обязательное медицинское освидетельствование Пригара В.М. не проводилось, в связи с чем, не представляется сделать вывод о неблагоприятном состоянии его здоровья, которое требовало бы длительного нахождения на территории Российской Федерации, и препятствовало бы возвращению Пригара В.М. в <адрес> Таким образом, административный ответчик не усмотрел, что в отношении заявителя существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют ему вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Согласно п.7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

В силу ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Из представленной представителем административного ответчика в материалы административного дела копии анкеты лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ, следует, что Пригара В.М. не желает возвращаться в государство гражданской принадлежности, поскольку боится быть призванным в вооруженные силы <адрес> с целью вести борьбу против <адрес>. В свою очередь, при вынесении оспариваемого решения УВМ ГУ МВД Россиипо Воронежской области не в полном объеме была дана оценка сведениям, изложенным Пригара В.М. в поданном им заявлении, поскольку в качестве основания отказа в предоставлении временного убежища на территории РФ значится, что Пригара В.М. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложившейся внутриполитической обстановке в этой стране. Таким образом, административный ответчик не усмотрел, что в отношении заявителя существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют ему вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика.

          Согласно Постановления Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (ред. от 08.08.2017) "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" (вместе с "Временными правилами предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке") постановление Правительства Российской Федерации № 274 от 9 апреля 2001г. "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением лицам временного убежища на территории Российской Федерации, в части, не урегулированной настоящим постановлением.

          Временные правила определяют порядок предоставления гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. Согласно Временным правилам лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи: а) подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания; б) проходят в течение 10 календарных дней обязательное медицинское освидетельствование в установленном порядке. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации: а) проводит проверку сведений о лице, подавшем заявление, и прибывших с ним членах его семьи по соответствующим информационным базам данных Министерства внутренних дел Российской Федерации с целью подтверждения информации, указанной в заявлении; б) направляет в территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации информацию о лице, подавшем заявление, и прибывших с ним членах его семьи не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, для осуществления учета. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления. В случае отсутствия у лица, подавшего заявление, и прибывших с ним членов его семьи действительных документов, удостоверяющих личность, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Временных правил, устанавливает личность таких лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

        Вместе с тем, указанный нормативный акт не был применен при рассмотрении заявления административного истца о предоставлении временного убежища. Основанием для отказа в удовлетворении заявления указано, что предоставление временного убежища является для административного истца альтернативой общему порядку легализации на территории РФ, что Пригара В.М. имел возможность урегулировать свое правовое положение как иностранного гражданина, обратившись с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ с учетом квоты. Препятствий для его возвращения на родину не существует, нет оснований полагать, что опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей, в условиях сложной внутриполитической обстановки в это стране.

Однако, доводам административного истца, указанным в анкете и заявлении при обращении за предоставлением временного убежища, в полной мере не была дана оценка. В нарушении требований Постановления Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (ред. от 08.08.2017) "О предоставлении временного убежища гражданам <адрес> на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" исходя из представленного суду дела Пригара В.М. в подлиннике не были проверены его доводы о мобилизации и не желании принимать участие в боевых действиях против <адрес> областей, с учетом того, что он является военнообязанным. При этом, ни в заявлении, на в анкете административный истец не указывал, что в <адрес> ведутся военные действия, однако, миграционный орган ссылается на данное обстоятельство, не проверяя его доводов, указанных в заявлении, формально ссылаясь на того, что они не подтверждены. Доводы о том, что Пригара В.М. имел возможность ранее легализоваться на территории России, указаны безосновательно, так как 27.05.2014г. Пригара В.М. обращался в ОП№6 УМВД России по г.Воронежу по поводу утраты паспорта гражданина <адрес>. Постановлением от 03.08.2014г. в возбуждении уголовного дела по факту кражи паспорта и иных документов, было отказано. При этом, после утраты документов, удостоверяющих личность Пригара В.М. предпринимал мены к получению документов, удостоверяющих личность, обращаясь в различные органы: 06.10.2015г. в Правительство Воронежской области, которое направило обращение по подведомственности в Управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области (л.д.77-81), которым не было предпринято никаких мер применительно к постановлению Правительства РФ от 22.07.2014 N 690, где указано, что в случае отсутствия у лица, действительных документов, удостоверяющих личность, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Временных правил, устанавливает личность таких лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Даже после обращения в Аппарат Правительства РФ в октябре 2017г., которое было перенаправлено в МВД России, и как следует из ответа от 02.11.2017г., Пигара В.М. не было разъяснено о возможности установления личности, что было сделано только после его помещении в Центр временного содержания иностранных граждан в октябре 2018г. Исходя из изложенного, судом установлено, что после утраты документов, удостоверяющих личность, административный истец неоднократно обращался в различные инстанции с целью получения документов, удостоверяющих личность с целью легализации на территории РФ, однако, получал отказы. Таким образом, у него не было возможности ранее обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища, и как указано в отказе ответчика с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, кроме того, он обращался с таким заявлением, и ему было отказано.

На основании Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2014 года N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке", однако, как указывал суд, оно не было применено при рассмотрении вопроса о предоставлении временного убежища административному истцу, вместе с тем, постановление предусматривает упрощенный порядок предоставления временного убежища гражданам Украины по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине, что в данном случае имеет место. Временное убежище, как временная международная защита, может быть предоставлено иностранным гражданам только при наличии угрозы их жизни или свободе в случае их возвращения в государство их происхождения, в данном случае из-за внутреннего и международного конфликта в этом государстве.

             Конституцией Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1); Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (статья 63, часть 1). Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

             Отсутствие в указанном Федеральном законе, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории Российской Федерации, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции Российской Федерации).

         По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. В данном случае суд считает, что предоставление административному истцу временного убежища является единственным основанием легализации пребывания на территории РФ, так как иные способы легализации не могут быть применены в отношении административного истца, в связи с тем, что были утрачены документы удостоверяющие личность, в течении длительного срока Пригара В.М. предпринимал попытки их восстановления и легализации на территории РФ, что было сделано только в октябре 2018г., после чего административный истец сразу обратился за предоставлением временного убежища по гуманным соображениям.

Как следует из характеристики Пригара В.М., выданной ООО «ГОУБАС» за время работы в ООО «ГОУБАС» Пригара В.М. зарекомендовал себя в качестве дисциплинированного, аккуратного, пунктуального, инициативного работника, способного взять на себя ответственность в принятии решений сложных вопросов, находящиеся в его компетенции, является чрезвычайно дружелюбным человеком, имеет большие навыки делового общения. За время пребывания на территории РФ в течении длительного времени, административный истец не допускал нарушения действующего законодательства РФ, за исключения режима пребывания, однако, суд полагает, что данное правонарушение носило вынужденный характер, виду отсутствия документов и невозможности их быстрого восстановления, на момент рассмотрения административного дела судом личность административного истца не была установлена.

Как указывает административный истец в административном исковом заявлении и пояснила представитель административного истца по ордеру адвокат Обухова Е.Ю. в судебном заседании, Пригара В.М. опасается стать жертвой незаконного уголовного преследования в связи с уклонением от прохождения военной службы, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, по возвращении в <адрес> его могут обязать воевать против <адрес>; нахождение родственников на территории <адрес> обусловлено невозможностью покинуть зону конфликта из-за сложностей передвижения и материальными трудностями.

Срок обращения административного истца в суд с указанными требованиями в соответствие со ст.219 КАС РФ не пропущен.

Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений…об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться…в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершенияопределенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом изложенного, суд полагает, что неполная оценка уполномоченным на то органом изложенных иностранным гражданином доводов невозможности возвращения в государство гражданской принадлежности в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ, не применение нормативного акта, который должен быть применен при рассмотрении заявления, а именно постановления правительства РФ N 690 от 22.07.2014, привело к вынесению незаконного решения л/д №1120-00-014679 от 19.12.2018г., что привело к нарушению прав иностранного гражданина, что является допустимым в силу действующего международного законодательства и законодательства РФ, на основании чего суд полагает необходимым удовлетворить в полном объеме требования Пригара В.М.

           Исходя из того, что судом признается незаконным решение УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 л/д №1120-00-014679 об отказе Пригара Василию Михайловичу в предоставлении временного убежища, заявление о предоставлении временного убежища от 16.10.2018 остается не рассмотренным по существу и подлежит рассмотрению повторно, с учетом особенностей, установленных данным судебным решением, что является способом восстановления нарушенного права. При этом, как способ восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым указать на обязанность ГУ МВД России по Воронежской области принять решение о предоставлении временного убежища Пригара В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес> <адрес>, при наличии иных оснований для отказа в предоставлении временного убежища. При этом, суд полагает, что принимая решение в указанной части никак не ограничивать уполномоченный орган при принятии решения по вопросу согласно предоставленных полномочий, так как при наличии иных оснований ответчик вправе принять решение по своему усмотрению, предусмотренное законом, а доводы, указанные в оспариваемом решении судом были исследованы, и при отсутствии иных оснований для отказа, заявление административного истца о предоставлении временного убежища должно быть удовлетворено.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018г. л/д №1120-00-014679 по итогам рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища Пригара Василию Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно рассмотреть заявление Пригара Василия Михайловича о предоставлении временного убежища от 16.10.2018г., и при наличии иных оснований для отказа в предоставлении временного убежища, принять решение о предоставлении временного убежища Пригара Василию Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

    адм. дело №2а-943/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

«26» февраля 2019 года Центральный районный суд г. Воронежа в составе:

председательствующего судьи     Сахаровой Е.А.

при секретаре                                  Бурлуцкой Е.Ю.

с участием адвоката                        Обуховой Е.Ю.,

рассмотрел в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Пригара Василия Михайловича к ГУ МВД России по Воронежской области о признании незаконным решения по итогам рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища, обязании предоставить временное убежище на территории РФ,

                                           У С Т А Н О В И Л :

Пригара В.М. обратился в суд с административным иском, указав, что является гражданином <адрес> опасаясь за свою жизнь и здоровье, в связи с активными боевыми действиями, в которых он не желает принимать участие, так как не согласен с политикой проводимой государством <адрес>, он прибыл в Российскую Федерацию в конце 2012 года. 16.10.2018 административным истцом было подано заявление в УВМ ГУ МВД России по Воронежской о предоставлении временного убежища па территории РФ, однако, 19.12.2018 Пригара В.М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ. Не согласившись с вынесенным решением, Пригара В.М., просит суд признать незаконным решение УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018об отказе в предоставлении временного убежища, обязатьГУ МВД России по Воронежской области предоставить временное убежище.

Административный истец Пригара В.М. в судебном заседании просил удовлетворить его требования и пояснил, что он не согласен с политикой проводимой <адрес>, не делает принимать участие в боевых действиях, а он в обязательном порядке подлежит мобилизации, так как является военнообязанным, в связи с этим, он прибыл на территорию России, где постоянно находится с 2014г. Не мог легализоваться на территории РФ, так как были утрачены документы удостоверяющие его личность, по поводу чего он обращался в органы полиции, однако, документы так и не нашли, возникли трудности с оформлением документов, так как для получения новых необходимо было выехать на территорию <адрес>, что угрожало ему мобилизацией. Неоднократно обращался в миграционные органы в России, однако, личность его была только установлена в конце 2018г., после чего он сразу обратился с заявлением о предоставлении временного убежища.

Представитель административного истца Пригара В.М. адвокат по ордеру Обухова Е.Ю. административный иск поддержала по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд удовлетворить требования в полном объеме.

Представитель административного ответчика ГУ МВД России по Воронежской области по доверенности Урюпина А.С. против удовлетворения административного иска возражала, пояснила, что решение ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 является законным и обоснованным, просила суд отказать административному истцу в его удовлетворении в полном объеме.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив, представленные доказательства, приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Согласно ч.4 ст.4 КАС РФ иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные и международные организации (далее также - иностранные лица) имеют право обращаться в суды за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов в сфере административных и иных публичных правоотношений, основанных на властном подчинении одной стороны другой. Иностранные лица пользуются процессуальными правами и выполняют процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями, за исключением случаев, прямо предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

             В соответствии с п.1 ч.1 ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений…, об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

В соответствии с п.1 ч.9 ст.226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Согласно ч.11 ст.226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Следовательно, по данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

Судом установлено, что Пригара Василий Михайлович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является гражданином <адрес>.

16.10.2018 Пригара В.М. обратился в УВМ ГУ МВД России по Воронежской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории РФ по причине угрозы безопасности в связи с возможной мобилизацией и призывом в армию <адрес> для участия в боевых действиях против <адрес>, поскольку военный конфликт на <адрес> носит характер гражданской войны, раскол существует и внутри семей и среди друзей, в связи с чем, участие в боевых действиях на той или иной стороне вооруженного конфликта может привести к противостоянию с родственниками, друзьями; он не желает участвовать в гражданской войне, которая направлена против мирных жителей.

По итогам предварительного рассмотрения ходатайства УВМ ГУ МВД России по Воронежской области 16.10.2018 ему выдана справка о рассмотрении его заявления о предоставлении временного убежища на территории РФ сроком действия до 16.01.2019.

Решением УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 л/д № 1120-00-014679 Пригара В.М. было отказано в предоставлении временного убежища на территории РФ в связи с отсутствием оснований, предусмотренных ч. 2 ст. 12 Федерального Закона «О беженцах» от 19.02.1993 года №4528-1. В обосновании своего решения УВМ ГУ МВД России по Воронежской области указывает следующее.

Согласно результатам проверок по учетам МВД России 11.09.2018г. Пригара В.М. нарушил режим пребывания (проживания) иностранных граждан на территории Российской Федерации, выразившееся в уклонении от выезда из РФ по истечении срока пребывания (проживания) в РФ, т.е. совершил административное правонарушение, предусмотренное ч.1.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Решением Коминтерновского суда г.Воронежа ему было назначено наказание в виде административного выдворения за пределы РФ в форме контролируемого выезда из РФ с помещением в специальное учреждение для иностранных граждан.

16.10.2018г. Пригара В.М. обратился в УВМ ГУ МВД по Воронежской области с заявлением о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации.

Пригара В.М. полагает, что в случае возвращения на территорию страны гражданской принадлежности в настоящее время для него есть реальная угроза безопасности в связи с возможной мобилизацией и призывом в армию <адрес>. Не желает участвовать в боевых действиях против <адрес>, поскольку военный конфликт на <адрес> носит характер гражданской войны, раскол существует и внутри семей и среди друзей, в связи с чем, участие в боевых действиях на той или иной стороне вооруженного конфликта может привести к противостоянию с родственниками, друзьями; он не желает участвовать в гражданской войне, которая направлена против мирных жителей.

До прибытия в Россию Пригара В.М. постоянно проживал на территории <адрес>, <адрес>. В <адрес> остались отец, сестра. Мать в настоящее время находится на территории <адрес>, <адрес>, где работает.

Исходя из пояснений административного истца в судебном заседании судом установлено, что Пригара В.М. прибыл на территорию РФ в конце 2012г. После прибыл на территорию РФ в 2013 году по приглашению настоятеля монастыря для строительства монастыря, однако, позднее выехал с территории РФ. Вновь въехал в начале 2014 года. В Воронеже устроился на работу, желает жить и работать на территории РФ, в страну национальной принадлежности возвращаться не собирается, поскольку опасается быть призванным в вооруженные силы <адрес>, и не желает вести борьбу против <адрес>.

Согласно данных базы ФМС России АС ЦБДУИГ СПО «Мигрант-1» (л.д.50-51) судом установлено, что после 17.01.2014г. административный истец с территории РФ не выезжал. Впервые прибыл на территорию России 09.01.2013г. Указано, что Пригара В.М. был признан потерпевшим по уголовному дела 04.02.2016г. по факту грабежа.

При официальном пересечении границы, и заполнении миграционной карты 17.01.2014 на границе Пригара В.М. целью въезда в Российскую Федерацию указала «частная».

По итогам предварительного рассмотрения ходатайства Управлением по вопросам миграции ГУ МВД России по Воронежской области 16.10.2018 Пригара В.М. была выдана справка о рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации л/д № сроком действия до 16.01.2019.

Намерений и возможности поехать в какое-либо другое государство, кроме России, Пригара В.Н. не имеет в связи с политической ситуацией в стране гражданской принадлежности.

Решением ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018г. в предоставлении временного убежища на территории РФ Пригара В.М. было отказано, поскольку УВМ ГУ МВД России по Воронежской области, проанализировав сведения, сообщенные заявителем, информацию, сообщенную при проведении собеседования, а также материалы его личного дела, пришли к выводу, что Пригара В.М. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложной внутриполитической обстановки в этой стране. В ходе проведения опроса при подаче заявления о предоставлении временного убежища на территорию Российской Федерации Пригара В.М. сообщил, что не испытывает проблем со здоровьем. Обязательное медицинское освидетельствование Пригара В.М. не проводилось, в связи с чем, не представляется сделать вывод о неблагоприятном состоянии его здоровья, которое требовало бы длительного нахождения на территории Российской Федерации, и препятствовало бы возвращению Пригара В.М. в <адрес> Таким образом, административный ответчик не усмотрел, что в отношении заявителя существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют ему вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории Российской Федерации.

Согласно п.1 ч.2 ст.12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они имеют основания для признания беженцем, но ограничиваются заявлением в письменной форме с просьбой о предоставлении возможности временно пребывать на территории Российской Федерации.

Порядок предоставления временного убежища определен постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2001 г. №274 «О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации», в соответствии с которым решение о предоставлении временного убежища принимается в случае существования гуманных причин, требующих временного пребывания лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья).

Согласно п.7 указанного Порядка решение о предоставлении временного убежища принимается при наличии оснований для признания лица беженцем по результатам проверки сведений об этом лице и прибывших с ним членах его семьи, в том числе обстоятельств прибытия на территорию Российской Федерации либо существования гуманных причин, требующих временного пребывания данного лица на территории Российской Федерации (например, состояние здоровья) до устранения таких причин или изменения правового положения лица.

В силу ст.1 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.

Согласно п.2 ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 19.02.1993 года №4528-1 «О беженцах» временное убежище может быть предоставлено иностранному гражданину или лицу без гражданства, если они не имеют оснований для признания беженцем по обстоятельствам, предусмотренным настоящим Федеральным законом, но из гуманных побуждений не могут быть выдворены (депортированы) за пределы территории Российской Федерации.

Причинами, по которым может предоставляться временное убежище из гуманных побуждений, являются: тяжелое состояние здоровья лица, подлежащего выдворению, если в государстве его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда лицо должно быть выдворено, ему не может быть оказана необходимая медицинская помощь, вследствие чего его жизнь окажется в опасности; реальная угроза для жизни или свободы лица вследствие голода, эпидемии, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера либо внутреннего или международного конфликта, охватывающего всю территорию государства его гражданской принадлежности (прежнего обычного места жительства), куда это лицо должно быть выдворено; реальная угроза для лица в случае его возвращения на территорию государства гражданской принадлежности стать жертвой пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания.

Из представленной представителем административного ответчика в материалы административного дела копии анкеты лица, подавшего заявление о предоставлении временного убежища на территории РФ, следует, что Пригара В.М. не желает возвращаться в государство гражданской принадлежности, поскольку боится быть призванным в вооруженные силы <адрес> с целью вести борьбу против <адрес>. В свою очередь, при вынесении оспариваемого решения УВМ ГУ МВД Россиипо Воронежской области не в полном объеме была дана оценка сведениям, изложенным Пригара В.М. в поданном им заявлении, поскольку в качестве основания отказа в предоставлении временного убежища на территории РФ значится, что Пригара В.М. не привел убедительных доводов, свидетельствующих о том, что его опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей страны в условиях сложившейся внутриполитической обстановке в этой стране. Таким образом, административный ответчик не усмотрел, что в отношении заявителя существуют гуманные основания, которые в настоящее время не позволяют ему вернуться в страну постоянного проживания и требуют временного пребывания на территории Российской Федерации.

Вместе с тем, суд не может согласиться с доводами административного ответчика.

          Согласно Постановления Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (ред. от 08.08.2017) "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" (вместе с "Временными правилами предоставления временного убежища на территории Российской Федерации гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, в упрощенном порядке") постановление Правительства Российской Федерации № 274 от 9 апреля 2001г. "О предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации" применяется к отношениям, возникающим в связи с предоставлением лицам временного убежища на территории Российской Федерации, в части, не урегулированной настоящим постановлением.

          Временные правила определяют порядок предоставления гражданам Украины и лицам без гражданства, постоянно проживавшим на территории Украины, прибывшим на территорию Российской Федерации в поисках убежища, а также прибывшим с ними в поисках убежища членам их семей в соответствии с Федеральным законом "О беженцах" возможности временного пребывания на территории Российской Федерации по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине. Согласно Временным правилам лицо, подавшее заявление, и прибывшие с ним члены его семьи: а) подлежат обязательной государственной дактилоскопической регистрации в территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту пребывания; б) проходят в течение 10 календарных дней обязательное медицинское освидетельствование в установленном порядке. Территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации: а) проводит проверку сведений о лице, подавшем заявление, и прибывших с ним членах его семьи по соответствующим информационным базам данных Министерства внутренних дел Российской Федерации с целью подтверждения информации, указанной в заявлении; б) направляет в территориальный орган Федеральной службы безопасности Российской Федерации информацию о лице, подавшем заявление, и прибывших с ним членах его семьи не позднее рабочего дня, следующего за днем приема заявления, для осуществления учета. Решение о предоставлении временного убежища принимается территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту подачи лицом письменного заявления в срок, не превышающий 3 рабочих дней со дня подачи заявления. В случае отсутствия у лица, подавшего заявление, и прибывших с ним членов его семьи действительных документов, удостоверяющих личность, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Временных правил, устанавливает личность таких лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

        Вместе с тем, указанный нормативный акт не был применен при рассмотрении заявления административного истца о предоставлении временного убежища. Основанием для отказа в удовлетворении заявления указано, что предоставление временного убежища является для административного истца альтернативой общему порядку легализации на территории РФ, что Пригара В.М. имел возможность урегулировать свое правовое положение как иностранного гражданина, обратившись с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание на территории РФ с учетом квоты. Препятствий для его возвращения на родину не существует, нет оснований полагать, что опасения стать жертвой негуманного обращения в <адрес> являются большими, чем у других жителей, в условиях сложной внутриполитической обстановки в это стране.

Однако, доводам административного истца, указанным в анкете и заявлении при обращении за предоставлением временного убежища, в полной мере не была дана оценка. В нарушении требований Постановления Правительства РФ от 22.07.2014 N 690 (ред. от 08.08.2017) "О предоставлении временного убежища гражданам <адрес> на территории Российской Федерации в упрощенном порядке" исходя из представленного суду дела Пригара В.М. в подлиннике не были проверены его доводы о мобилизации и не желании принимать участие в боевых действиях против <адрес> областей, с учетом того, что он является военнообязанным. При этом, ни в заявлении, на в анкете административный истец не указывал, что в <адрес> ведутся военные действия, однако, миграционный орган ссылается на данное обстоятельство, не проверяя его доводов, указанных в заявлении, формально ссылаясь на того, что они не подтверждены. Доводы о том, что Пригара В.М. имел возможность ранее легализоваться на территории России, указаны безосновательно, так как 27.05.2014г. Пригара В.М. обращался в ОП№6 УМВД России по г.Воронежу по поводу утраты паспорта гражданина <адрес>. Постановлением от 03.08.2014г. в возбуждении уголовного дела по факту кражи паспорта и иных документов, было отказано. При этом, после утраты документов, удостоверяющих личность Пригара В.М. предпринимал мены к получению документов, удостоверяющих личность, обращаясь в различные органы: 06.10.2015г. в Правительство Воронежской области, которое направило обращение по подведомственности в Управление Федеральной миграционной службы по Воронежской области (л.д.77-81), которым не было предпринято никаких мер применительно к постановлению Правительства РФ от 22.07.2014 N 690, где указано, что в случае отсутствия у лица, действительных документов, удостоверяющих личность, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации в течение срока рассмотрения заявления, предусмотренного пунктом 5 настоящих Временных правил, устанавливает личность таких лиц в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Даже после обращения в Аппарат Правительства РФ в октябре 2017г., которое было перенаправлено в МВД России, и как следует из ответа от 02.11.2017г., Пигара В.М. не было разъяснено о возможности установления личности, что было сделано только после его помещении в Центр временного содержания иностранных граждан в октябре 2018г. Исходя из изложенного, судом установлено, что после утраты документов, удостоверяющих личность, административный истец неоднократно обращался в различные инстанции с целью получения документов, удостоверяющих личность с целью легализации на территории РФ, однако, получал отказы. Таким образом, у него не было возможности ранее обратиться с заявлением о предоставлении временного убежища, и как указано в отказе ответчика с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, кроме того, он обращался с таким заявлением, и ему было отказано.

На основании Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" в связи со сложной внутриполитической ситуацией на Украине и продолжающимся ростом количества граждан Украины, прибывающих на территорию Российской Федерации в поисках убежища, Правительством Российской Федерации принято Постановление от 22 июля 2014 года N 690 "О предоставлении временного убежища гражданам Украины на территории Российской Федерации в упрощенном порядке", однако, как указывал суд, оно не было применено при рассмотрении вопроса о предоставлении временного убежища административному истцу, вместе с тем, постановление предусматривает упрощенный порядок предоставления временного убежища гражданам Украины по гуманитарным основаниям в связи с ситуацией, сложившейся на Украине, что в данном случае имеет место. Временное убежище, как временная международная защита, может быть предоставлено иностранным гражданам только при наличии угрозы их жизни или свободе в случае их возвращения в государство их происхождения, в данном случае из-за внутреннего и международного конфликта в этом государстве.

             Конституцией Российской Федерации определено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права (статья 17, часть 1); Российская Федерация предоставляет политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (статья 63, часть 1). Названным конституционным положениям корреспондирует статья 14 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающая право каждого искать убежище от преследования в других странах и пользоваться этим убежищем и устанавливающая, что это право не может быть использовано в случае преследования, в действительности основанного на совершении неполитического преступления или деяния, противоречащего целям и принципам Организации Объединенных Наций. Право убежища закреплено также в Конвенции о статусе беженцев (1951 год) и Протоколе, касающемся статуса беженцев (1967 год), являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью российской правовой системы.

             Отсутствие в указанном Федеральном законе, а также в Постановлении Правительства Российской Федерации исчерпывающего перечня обстоятельств, относящихся к гуманным побуждениям, достаточным для предоставления лицу временного убежища на территории Российской Федерации, не означает, однако, наличия у правоприменителя неограниченной свободы усмотрения при разрешении вопроса о предоставлении временного убежища, - принятие такого решения должно осуществляться с учетом правовой природы и предназначения института временного убежища, а также конституционного принципа признания прав и свобод человека высшей ценностью (статья 2 Конституции Российской Федерации).

         По своей правовой природе временное убежище, предоставляемое в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 12 Федерального закона "О беженцах", является мерой дополнительной защиты, препятствующей выдворению (депортации) лиц, не имеющих законных оснований для пребывания на территории Российской Федерации, однако в силу сложной жизненной ситуации временного характера вынужденных находиться на территории Российской Федерации. Данный институт носит экстраординарный характер и действует наряду с общими основаниями легализации пребывания (проживания) иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Предоставление иностранному гражданину и лицу без гражданства временного убежища на территории Российской Федерации возможно только при исчерпании предусмотренных законодательством механизмов получения разрешения на пребывание (проживание) на территории Российской Федерации. В данном случае суд считает, что предоставление административному истцу временного убежища является единственным основанием легализации пребывания на территории РФ, так как иные способы легализации не могут быть применены в отношении административного истца, в связи с тем, что были утрачены документы удостоверяющие личность, в течении длительного срока Пригара В.М. предпринимал попытки их восстановления и легализации на территории РФ, что было сделано только в октябре 2018г., после чего административный истец сразу обратился за предоставлением временного убежища по гуманным соображениям.

Как следует из характеристики Пригара В.М., выданной ООО «ГОУБАС» за время работы в ООО «ГОУБАС» Пригара В.М. зарекомендовал себя в качестве дисциплинированного, аккуратного, пунктуального, инициативного работника, способного взять на себя ответственность в принятии решений сложных вопросов, находящиеся в его компетенции, является чрезвычайно дружелюбным человеком, имеет большие навыки делового общения. За время пребывания на территории РФ в течении длительного времени, административный истец не допускал нарушения действующего законодательства РФ, за исключения режима пребывания, однако, суд полагает, что данное правонарушение носило вынужденный характер, виду отсутствия документов и невозможности их быстрого восстановления, на момент рассмотрения административного дела судом личность административного истца не была установлена.

Как указывает административный истец в административном исковом заявлении и пояснила представитель административного истца по ордеру адвокат Обухова Е.Ю. в судебном заседании, Пригара В.М. опасается стать жертвой незаконного уголовного преследования в связи с уклонением от прохождения военной службы, пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, по возвращении в <адрес> его могут обязать воевать против <адрес>; нахождение родственников на территории <адрес> обусловлено невозможностью покинуть зону конфликта из-за сложностей передвижения и материальными трудностями.

Срок обращения административного истца в суд с указанными требованиями в соответствие со ст.219 КАС РФ не пропущен.

Согласно ст.227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений…об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление. В резолютивной части решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) должны содержаться…в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершенияопределенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.

С учетом изложенного, суд полагает, что неполная оценка уполномоченным на то органом изложенных иностранным гражданином доводов невозможности возвращения в государство гражданской принадлежности в заявлении о предоставлении временного убежища на территории РФ, не применение нормативного акта, который должен быть применен при рассмотрении заявления, а именно постановления правительства РФ N 690 от 22.07.2014, привело к вынесению незаконного решения л/д №1120-00-014679 от 19.12.2018г., что привело к нарушению прав иностранного гражданина, что является допустимым в силу действующего международного законодательства и законодательства РФ, на основании чего суд полагает необходимым удовлетворить в полном объеме требования Пригара В.М.

           Исходя из того, что судом признается незаконным решение УВМ ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018 л/д №1120-00-014679 об отказе Пригара Василию Михайловичу в предоставлении временного убежища, заявление о предоставлении временного убежища от 16.10.2018 остается не рассмотренным по существу и подлежит рассмотрению повторно, с учетом особенностей, установленных данным судебным решением, что является способом восстановления нарушенного права. При этом, как способ восстановления нарушенного права административного истца суд считает необходимым указать на обязанность ГУ МВД России по Воронежской области принять решение о предоставлении временного убежища Пригара В.М., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес> <адрес>, при наличии иных оснований для отказа в предоставлении временного убежища. При этом, суд полагает, что принимая решение в указанной части никак не ограничивать уполномоченный орган при принятии решения по вопросу согласно предоставленных полномочий, так как при наличии иных оснований ответчик вправе принять решение по своему усмотрению, предусмотренное законом, а доводы, указанные в оспариваемом решении судом были исследованы, и при отсутствии иных оснований для отказа, заявление административного истца о предоставлении временного убежища должно быть удовлетворено.

Руководствуясь ст.ст. 175-181, 227 КАС РФ, суд

                                                        Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение ГУ МВД России по Воронежской области от 19.12.2018г. л/д №1120-00-014679 по итогам рассмотрении заявления о предоставлении временного убежища Пригара Василию Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>.

Обязать ГУ МВД России по Воронежской области повторно рассмотреть заявление Пригара Василия Михайловича о предоставлении временного убежища от 16.10.2018г., и при наличии иных оснований для отказа в предоставлении временного убежища, принять решение о предоставлении временного убежища Пригара Василию Михайловичу, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, урож. <адрес>.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий:

1версия для печати

2а-943/2019 ~ М-151/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Пригара Василий Михайлович
Ответчики
ГУ МВД РФ по Воронежской области
Суд
Центральный районный суд г. Воронежа
Судья
00 Сахарова Елена Анатольевна
Дело на странице суда
centralny--vrn.sudrf.ru
14.01.2019Регистрация административного искового заявления
14.01.2019Передача материалов судье
14.01.2019Решение вопроса о принятии к производству
24.01.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
24.01.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.01.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.02.2019Судебное заседание
14.02.2019Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
26.02.2019Судебное заседание
26.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.03.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.03.2019Дело оформлено
18.07.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее