Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1-66/2018 ~ М-1-32/2018 от 26.01.2018

дело № 2-1-66/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

р.п. Карсун

Ульяновской области 20 марта 2018 года

Карсунский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Лобиной Н.В.,

с участием помощников прокурора Карсунского района Ульяновской области Козлова А.В., Шарафутдинова Р.Ш.,

при секретаре Харетдиновой Л.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Карсунского района Ульяновской области, поданному в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны, к Администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Карсунского района Ульяновской области обратился в суд с иском в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны к Администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству здравоохранения, семьи и социального образования Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения. В обоснование своих требований указал, что прокуратурой Карсунского района проведена проверка по обращению Землянухиной Л.Д. о нарушении ее жилищных прав. Установлено, что на основании решения Карсунского поселкового Совета народных депутатов Карсунского района от 15.03.1995 № 22 Землянухина Л.Д. поставлена на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий под № 336 как работавшая швеей фабрики художественного ткачества, с 24.09.2001 является <данные изъяты> группы бессрочно. В 2006 г. на основании списков, предоставленных администрациями муниципальных образований области, уполномоченным органом сформирован сводный Реестр граждан указанных категорий, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. При этом, несмотря на наличие у Землянухиной Л.Д. с 2001 г. <данные изъяты>, в указанный реестр она не включена. 17.09.2009 Землянухиной Л.Д. в порядке наследования по завещанию приобретено право собственности на жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м, который 23.09.2015 был продан ей ФИО3. С 07.10.2015 Землянухина Л.Д. зарегистрирована и проживает в 3-комнатной <адрес>, общей площадью 72,53 кв.м. Данное жилое помещение принадлежит на праве собственности ее сестре ФИО5, всего в нем проживает 4 человека )заявительница, племянница Землянухина Е.В., ее сын ФИО4, ФИО5). В связи со сменой места жительства 12.10.2015 Землянухина Л.Д. обратилась в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий по новому адресу регистрации, по результатам рассмотрения которого на основании п.3 ч.1 ст. 53 ЖК РФ 21.10.2015 решением администрации МО «Карсунский район» в постановке на очередь граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий путем продажи вышеуказанного дома в сентябре 2015 года. Данное решение является незаконным и подлежит отмене. В соответствии с разъяснениями Конституционного Суда РФ от 19.04.2007 № 258-О-О намеренным ухудшением жилищных условий являются умышленные действия граждан, направленные на создание искусственного ухудшения жилищных условий, если указанные действия привели к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. Таким образом, намеренное ухудшение жилищных условий – это злоупотребление правом, которое заключается в использовании гражданами субъективного права в противоречие с его социальным назначением. Как показала проверка, продажа вышеуказанного жилого дома Землянухиной Л.Д. была осуществлена вынужденно, ввиду престарелого возраста и ухудшения состояния здоровья. Кроме того, с 24.09.2001 она страдает психическим заболеванием «легкая умственная отсталость», в связи с чем не в полной мере могла осознавать последствия своих действий. На основании изложенного просит суд признать незаконным бездействие администрации МО «Карсунский район», Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области по обеспечению Землянухиной Л.Д. социальной выплатой на улучшение жилищных условий за счет средств федерального бюджета; обязать Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области предоставить Землянухиной Л.Д. меру государственной социальной поддержки по обеспечению жильем как инвалида, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в форме социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

В судебном заседании ст. пом. прокурора Козлов А.В., пом. прокурора Шарафутдинов Р.Ш. исковые требования поддержали по указанным в заявлении основаниям.

Истец Землянухина Л.Д. в судебном заседании исковые требования поддержала, доверив представление своих интересов Землянухиной Е.В..

Представитель истца Землянухина Е.В. поддержала иск прокурора, суду пояснила, что Землянухина Л.Д. в 1989 году проживала в доме по <адрес> с родителями и братом, была поставлена на учет на очередь на получение жилья. Дом состоял из жилого помещения, кухни и подсобного помещения, был в запущенном состоянии, без удобств, нуждался в текущем ремонте, отапливался дровами. В последствии в дом провели воду, но туалет остался на улице. Землянухина Л.Д. в силу своего заболевания не могла самостоятельно справляться с домом, поэтому дом продали, а она переехала жить к ФИО5 (жене брата). Умысла на ухудшение своих жилищных условий у нее не было. Землянухина Л.Д. состоит в очереди на улучшение жилищных условий с 1989 года, является инвалидом, поэтому в силу Закона имеет право на обеспечение жильем, получение социальной выплаты. Администрация МО «Карсунский район» не имеет оснований для снятия ее с учета. До 2015 года Землянухина Л.Д. в администрацию с заявлением об обеспечении жильем не обращалась, поскольку в силу заболевания не могла самостоятельно пройти перерегистрацию. В 2015 году, после того, как они узнали о том, что Землянухина Л.Д. состоит в очереди с 1989 года, она (Землянухина Е.В.) помогла ей написать заявление в администрацию на обеспечение жильем. Решения жилищной комиссии они не обжаловали, но обращались с заявлениями в прокуратуру и администрацию Президента.

Представитель ответчика – Администрации МО «Карсунский район» Ульяновской области Казакова А.В. исковые требования не признала, суду пояснила, что решением Карсунского поселкового Совета народных депутатов Карсунского района от 15.03.1989 № 22 «О постановке на очередь, о выдаче ордеров, об отмене и распределении квартир» Землянухина Л.Д. поставлена на очередь на улучшение жилищных условий. В 2009 году Землянухина Л.Д. становится собственником жилого дома общей площадью 39,3 кв.м, то есть становится обеспечена учетной нормой. Порядок ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, регулируется Законом Ульяновской области № 49-ЗО от 06.05.2006, согласно которому ежегодно с 1 января по 1 апреля уполномоченный орган проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; в случае если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности ранее представленных сведений; в случае если произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Уполномоченный орган осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом представленных документов. Данные документы Землянухиной Л.Д. за истекший период не представлялись. Для восстановления нарушенного права в целях предоставления социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения было направлено письмо в Министерство здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области для включения в единый реестр (исх. № 2672 от 04.07.2017). 27.07.2017 получен ответ с отказом о включении Землянухиной Л.Д. в список ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей - инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01.01.2005 по Ульяновской области, и обеспечению жильём за счет средств Федерального бюджета. В администрацию с заявлением на постановку на учет как нуждающаяся в улучшении жилищных условий Землянухина Л.Д. обращалась дважды: в 2015 и в 2017 годах. Ею был собран и представлен соответствующий пакет документов. Несмотря на то, что инвалидность Землянухиной Л.Д. была установлена в 2004 году, заявление о постановке на учет в качестве нуждающейся она не писала, в связи с чем в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005 не состояла. Она обратилась с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий 12.10.2015, при этом, документ, подтверждающий инвалидность, предоставлен не был, в заявлении ссылки на данное обстоятельство также не было, на комиссии об этом также не говорилось. Из первоначально представленных документов следовало, что сделка купли - продажи совершена 23.09.2015, а 12.10.2015 Землянухина Л.Д. обратилась в администрацию с целью признания ее нуждающейся в улучшении жилищных условий. Это опровергает объяснения Землянухиной Е.В. о том, что взять к себе домой Землянухину Л.Д. побудило ухудшение здоровья последней, отсутствие достаточных денежных средств на проведение благоустройства жилья, а также невозможность содержать ей дом самостоятельно. Получение социального жилья связано с самостоятельным проживанием и необходимостью проведения благоустройства жилья, а при ухудшении состояния здоровья Землянухина Л.Д. этого сделать не сможет. Отказ от 22.10.2015 содержал ссылку на статью 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которой граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий. Землянухина Л.Д. не обжаловала данное решение, согласилась с мнением комиссии и разъяснением, что она не лишена права обратиться с аналогичным заявлением через 5 лет. Отказ от 08.09.2017 также содержал ссылку на статью 53 Жилищного Кодекса Российской Федерации, кроме того, на п.п.2 п.1 статьи 54, согласно которой данная гражданка обеспечена учетной нормой общей площади жилого помещения на одного человека (18,125). Согласно договору купли-продажи от 23.09.2015 Землянухина Л.Д продала свой жилой дом и земельный участок ФИО3. Жилой дом находился в удовлетворительном состоянии на момент его продажи, не имел дефектов и недостатков, то есть Землянухина Л.Д. не могла при наличии дома встать на учет в качестве нуждающейся в жилищных условиях. Истец, ссылаясь на то, что Землянухина Л.Д. страдает психическим заболеванием и не в полной мере могла осознавать последствия своих действий, поэтому признать продажу дома намеренным ухудшением жилищных условий нельзя, фактически оспаривает сделку купли-продажи, которую в таком случае следует признать недействительной.

Представитель ответчика – Администрации МО «Карсунский район» Азанов В.Т. в судебном заседании исковые требования не признал, поддержал доводы представителя Казаковой А.В..

Представитель ответчика – Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области в судебном заседании не присутствовал, просил о рассмотрении дела без его участия. Из представленного им письменного отзыва следует, что в рамках реализации Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», постановления Правительства Ульяновской области от 02.05.2006 № 138 «О форме предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в Ульяновской области и порядке предоставления им жилых помещений» Министерство ведет работу по предоставлению за счет средств федерального бюджета социальных выплат инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, ветеранам боевых действий, вставшим на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005. В 2006 году на основании списков, предоставленных администрациями муниципальных образований области, сформирован сводный Реестр граждан указанных категорий Ульяновской области, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.01.2005. Землянухина Л.Д. в указанном Реестре не значится и не значилась. Она зарегистрирована в трехкомнатной квартире общей площадью 72,53 кв.м (имеется газовое отопление, водоснабжение, электроснабжение, выгребная яма), принадлежащей ее сестре ФИО5, в которой зарегистрировано 4 человека. До сентября ФИО1 имела в собственности жилой дом по адресу: <адрес>, общей площадью 39,3 кв.м, жильем была обеспечена, но в сентябре 2015 года его продала, тем самым ухудшив свои жилищные условия. Решение Карсунского поселкового Совета народных депутатов от 15.03.1989 № 22 не свидетельствует о том, что Землянухина Л.Д. состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий до настоящего времени. Сейчас она на учете в органе местного самоуправления в качестве нуждающейся в жилом помещении не состоит, следовательно, законных оснований для предоставления ей социальной выплаты не имеется.

Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации в соответствии с целями социального государства, закрепленными в статье 7, гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Конституция Российской Федерации, закрепляя в статье 40 право каждого на жилище и предполагая, что в условиях рыночной экономики граждане обеспечивают его реализацию в основном самостоятельно с использованием для этого различных допускаемых законом способов, одновременно возлагает на органы государственной власти обязанность по созданию условий для осуществления данного права (часть 2); при этом малоимущим, иным, указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3).

В силу пункта «ж» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной поддержки населения отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 181-ФЗ) в качестве меры социальной защиты предусмотрено обеспечение инвалидов жильем.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, как следует из части второй названной выше статьи, финансируется за счет средств федерального бюджета и осуществляется в соответствии с положениями ст.28.2 Федерального закона № 181-ФЗ, которая, в свою очередь, предусматривает возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года (часть 1).

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Согласно ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2004 № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 - 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части.

В силу п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае: подачи ими по месту учета заявления о снятии с учета; их выезда на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; получения ими в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения; предоставления им в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей; выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

В соответствии с положениями Закона Ульяновской области от 06.05.2006 № 49-ЗО (ред. от 19.12.2016) «О порядке ведения органами местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» ведение учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, осуществляется местными администрациями городских поселений, муниципальных районов и городских округов Ульяновской области (далее - уполномоченные органы) (ст. 2). Принятие на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, осуществляется на основании заявления, поданного гражданином в уполномоченный орган по месту своего жительства в письменной форме лично или направленного в форме электронного документа через единый портал государственных и муниципальных услуг. К заявлению о принятии на учет гражданина в качестве нуждающегося в жилом помещении прилагаются, в том числе документы, подтверждающие право гражданина состоять на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма по основаниям, установленным частью 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации. Отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, допускается по основаниям, установленным частью 1 статьи 54 Жилищного кодекса Российской Федерации. Граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в Книгу учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. На основании данных Книги учета граждане, принятые на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, включаются в единый список, а граждане, имеющие право на внеочередное предоставление жилых помещений, включаются в отдельный список (ст. 3). Ежегодно с 1 января по 1 апреля уполномоченный орган проводит перерегистрацию граждан, состоящих на учете. В случае, если за истекший период не произошло изменений в ранее представленных сведениях, гражданин подтверждает это соответствующей распиской о неизменности ранее представленных сведений. В случае, если произошли изменения, гражданин обязан представить документы, подтверждающие произошедшие изменения. Уполномоченный орган осуществляет проверку обоснованности отнесения гражданина к категории нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, с учетом представленных документов (ст. 4).

Действующий в Ульяновской области Порядок предоставления меры социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны (далее – Порядок), утвержденный постановлением Правительства Ульяновской области от 2 мая 2006 года № 138, определяет условия и правила предоставления социальных выплат в том числе инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, в целях реализации меры социальной поддержки на приобретение (строительство) жилого помещения в соответствии с Федеральным законом № 181-ФЗ.

Согласно п. 2 названного выше Порядка правом на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения обладают инвалиды, семьи, имеющие детей-инвалидов (п.п. «и», «к»).

Пунктом 3 Порядка установлено, что социальная выплата предоставляется инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий в установленном порядке и вставшим на учет по месту жительства в органах местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области до 1 января 2005 года.

Социальная выплата предоставляется за счет средств федерального бюджета (пункт 4 Порядка).

Пункт 7 названного выше Порядка предусматривает, что социальные выплаты получателям предоставляются в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и включения в списки на предоставление социальных выплат уполномоченным органом, по мере поступления средств из федерального бюджета.

Правила предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 октября 2005 года № 614 (далее – Правила).

Названные Правила определяют порядок предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации в целях реализации мер социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии с Федеральными законами «О ветеранах» и «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

В пункте 3 Правил закреплено, что субвенции предоставляются в соответствии со сводной бюджетной росписью федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на цели, указанные в пункте 1 данных Правил, согласно заявке, представляемой органом государственной власти субъекта Российской Федерации по форме и в срок, которые установлены Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, истец Землянухина Л.Д. проживает в жилом помещении по адресу: <адрес> на основании договора найма жилого помещения от 07.10.2015.

Указанное жилое помещение общей площадью 72,23 кв.м принадлежит на праве общей долевой собственности ФИО5. В нем зарегистрированы: ФИО5, Землянухина Е.В., ФИО4 и Землянухина Л.Д. – с 07.10.2015, что подтверждается справкой формы № 8 от 24.01.2018, выданной Администрацией МО «Карсунский район».

Решением исполкома Карсунского поселкового Совета народных депутатов от 13.03.1989 № 22 «О постановке на очередь, о выдаче ордеров, об обмене и распределении квартир» Землянухина Л.Д., работающая швеей ФХТ, проживающая в доме родителей по <адрес>, жилой площадью 23,4 кв.м, состав семьи – 1 человек, на основании протокола комиссии по жилищным вопросам от 13.03.1989 № 11 поставлена на учет на общую очередь за номером 336.

Как установлено судом, с даты постановки на учет Землянухина Л.Д. жилым помещением по договору социального найма не обеспечивалась.

Судом также установлено, что 17.06.2009 Землянухина Л.Д. приобрела в собственность в порядке наследования жилой дом площадью 39,3 кв.м и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из ЕГРН от 05.02.2018.

28.09.2015 Землянухина Л.Д. продала вышеуказанное недвижимое имущество ФИО3, что следует из договора купли-продажи от 23.09.2015, и выписки из ЕГРН от 05.02.2018.

Согласно справке сер. МСЭ-2001 № 5159957 от 06.10.2004 Землянухина Л.Д. является <данные изъяты> группы по общему заболеванию бессрочно, а также состоит на учете у <данные изъяты> что установлено из справки ГУЗ «Карсунская ЦРБ» от 20.03.2018.

12.10.2015 Землянухина Л.Д., зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в связи с необходимостью приобрести жилое помещение со всеми удобствами и невозможностью самостоятельно содержать дом по возрасту и состоянию здоровью. В заявлении Землянухина Л.Д. также указала, что с ней проживают члены семьи – три человека, приложила копию паспорта, свидетельства о рождении, справку ф.8, справку о составе семьи, справку из БТИ, копию свидетельства о регистрации по адресу проживания.

Решением межведомственной жилищной комиссии Администрации МО «Карсунский район» (протокол № 19 от 21.10.2015) отказано в признании в качестве нуждающейся в жилом помещении Землянухиной Л.Д. на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий.

31.08.2017 Землянухина Л.Д., зарегистрированная по адресу: <адрес>, обратилась в администрацию МО «Карсунский район» с заявлением о признании ее нуждающейся в жилом помещении в связи с отсутствием способности самостоятельно содержать жилое помещение ввиду инвалидности, трудной и опасной жизни, как член семьи отца - участника ВОВ, инвалид. В заявлении Землянухина Л.Д. также указала, что с ней проживают члены семьи – три человека, приложила копию паспорта, свидетельства о рождении, справку ф. 8, справку о составе семьи, СНИЛС, справку из БТИ, копию свидетельства о гос. регистрации, письмо народного депутата от 11.04.1990 и копию выписки ЕГРС.

Решением межведомственной жилищной комиссии Администрации МО «Карсунский район» (протокол № 19 от 07.09.2017) отказано в признании в качестве нуждающейся в жилом помещении Землянухиной Л.Д. на основании ст. 53 ЖК РФ в связи с намеренным ухудшением своих жилищных условий и на основании п.п. 2 п.1 ст. 54 ЖК РФ в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи учетной нормой.

Таким образом, путем анализа исследованных в судебном заседании доказательств судом установлено, что Землянухина Л.Д. 13.03.1989 была признана нуждающейся в жилом помещении и поставлена на общую очередь получения жилья. Доказательств наличия у Землянухиной Л.Д. на тот момент каких-либо льгот для обеспечения ее жилым помещением по договору социального найма, в том числе во внеочередном порядке суду не представлено.

В материалах дела также отсутствуют доказательства обращения Землянухиной Л.Д. в Администрацию МО «Карсунский район» с заявлением и пакетом необходимых документов, подтверждающих наличие у нее инвалидности, то есть специального статуса, дающего право на получение меры социальной поддержки, предусмотренной ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в связи с чем у органа местного самоуправления отсутствовали основания для направления сведений о включении ее в реестр инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления до 01.01.2005, а, следовательно, у уполномоченного органа - Министерства здравоохранения, семьи и социального благополучия Ульяновской области - не было оснований для формирования соответствующей заявки на средства федерального бюджета в целях внеочередного обеспечения жильем Землянухиной Л.Д..

Согласно п. 1 ч. 2 статьи 32 Жилищного кодекса РСФСР, действующего до 1 марта 2005 года, граждане подлежали снятию с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

В силу ст. 56 Жилищного кодекса РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе в случае утраты ими оснований, дающих им право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Как установлено судом, 17.06.2009 Землянухина Л.Д. приобрела в собственность в порядке наследования жилой дом площадью 39,3 кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, тем самым улучшила свои жилищные условия.

В соответствии с решением Совета депутатов МО «Карсунский район» от 29 октября 2010 года № 17 учетная норма общей площади жилого помещения на одного человека составляет 18,125 кв.м.

Уровень обеспеченности истца превысил учетную норму, в связи с чем Землянухина Л.Д. с этого времени утратила основание, которое в соответствии с Жилищным кодексом РФ давало ей право на получение жилого помещения по договору социального найма.

В 2015 и 2017 г.г. Землянухина Л.Д. обращалась в Администрацию МО «Карсунский район» с заявлениями о признании ее нуждающейся в жилом помещении, уже являясь нанимателем жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Документов о наличии у нее инвалидности заявитель не представляла.

Решениями межведомственной комиссии органа местного самоуправления ей было отказано в признании нуждающейся в улучшении жилищных условий по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий, а также обеспеченности жилой площадью в пределах нормы. Решения уполномоченного органа Землянухиной Л.Д. в установленном законом порядке не обжаловались.

Землянухина Л.Д. с 2009 по 2015 г.г. являлась собственником жилого дома по адресу: <адрес>, где и проживала, была обеспечена жилым помещением, превышающим по площади установленную учетную норму. Данных о том, что данное жилое помещение не пригодно для проживания, не имеется. В 2015 г. в результате действий Землянухиной Л.Д. по отчуждению дома намеренно были ухудшены ее жилищные условия, поэтому она правомерно не признана нуждающейся в жилом помещении в связи с указанным обстоятельством. Довод представителя истца о том, что отчуждение жилого помещения носило вынужденный характер, не нашел подтверждения в судебном заседании. Из объяснений Землянухиной Е.В. в суде следует, что истец была в состоянии обслуживать свои потребности, это также подтверждается индивидуальной программой реабилитации инвалида. Вопреки доводам прокурора наличие у Землянухиной Л.Д. психического недостатка об обратном также не свидетельствует, недееспособной она не признана.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Оснований для постановки истца на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилого помещения в настоящее время также не имеется. Землянухина Л.Д. проживает в благоустроенном жилом помещении в семье родственников брата, нормой жилой площади обеспечена.

При указанных обстоятельствах оснований для удовлетворения исковых требований прокурора Карсунского района не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований прокурора Карсунского района Ульяновской области в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны к Администрации муниципального образования «Карсунский район», Министерству здравоохранения, семьи и социального образования Ульяновской области о признании незаконным бездействия и предоставлении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения отказать.

Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Карсунский районный суд Ульяновской области в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Судья Н.В. Лобина

2-1-66/2018 ~ М-1-32/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Землянухина Л.Д.
Прокурор Карсунского района Ульяновской области в интересах Землянухиной Людмилы Дмитриевны
Прокурор Карсунского района Ульяновской области
Ответчики
министерство здравоохранения, семьи и социального образования Ульяновской области
администрация муниципального образования "Карсунский район" Ульяновской области
Другие
Землянухина Е.В.
Суд
Карсунский районный суд Ульяновской области
Судья
Лобина Н. В.
Дело на сайте суда
karsunskiy--uln.sudrf.ru
26.01.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.01.2018Передача материалов судье
31.01.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
31.01.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.02.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.02.2018Судебное заседание
06.03.2018Судебное заседание
20.03.2018Судебное заседание
26.03.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
27.03.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.07.2018Дело оформлено
20.01.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее