Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-120/2021 ~ М-35/2021 от 15.01.2021

                            Производство № 2а-120/2021 года             УИД: 28RS0015-01-2021-000069-29

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

    17 февраля 2021 года                                                                                            г. Райчихинск

Райчихинский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Шороховой Н.В.

при секретаре Матвеевой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области к Романовой Ольге Михайловне о взыскании задолженности по налогам, пеней,

У С Т А Н О В И Л:

    МИ ФНС России № 2 по Амурской области обратилась в Райчихинский городской суд Амурской области с административным иском к Романовой О.М. о взыскании задолженности по налогам, указав в обоснование, что Романова Ольга Михайловна, ИНН , является плательщиком имущественных налогов, согласно ст. 45 НК РФ, обязана оплачивать их в установленные законом сроки.

По состоянию на текущую дату за налогоплательщиком числится задолженность по налогу на имущество за 2015 год, согласно прилагаемому налоговому уведомлению от ДД.ММ.ГГГГ . Инспекцией произведен расчет налога в следующей последовательности: налоговый период, налоговая ставка, количество месяцев, за которые производится расчет, перерасчет к году – указаны в налоговом уведомлении.

В связи с неуплатой налогов в установленные законодательством сроки Инспекцией, в соответствии со ст. 75 НК РФ были начислены пени.

В соответствии со ст. 45 НК РФ, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Неисполнение обязанности по уплате налогов и пеней явилось основанием для направления Инспекцией в адрес налогоплательщика, в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ, требования от ДД.ММ.ГГГГ, в котором налогоплательщику предлагалось добровольно оплатить налог, пени в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления, требование административным ответчиком не исполнено.

В соответствии со ст. 123.4 НК РФ, в Инспекцию поступило определение мирового судьи Амурской области об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в отношении Романовой О.М., в связи с чем на дату обращения в суд с административным исковым заявлением срок, предусмотренный п. 2 ст. 48 НК РФ пропущен.

На основании ст. 95 КАС РФ, Инспекция ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для взыскания с Романовой О.М. задолженности по налогу на имущество физических лиц в сумме 236,38 руб.

На основании изложенного, МИ ФНС России № 2 по Амурской области просит взыскать с Романовой Ольги Михайловны, ИНН , налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, - 236,38 руб.

Представитель административного истца МИ ФНС России № 2 в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал в заявлении о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Административный ответчик Романова О.М. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.

В силу ст. 150, 152 КАС РФ суд определил: рассмотреть административное дело в отсутствие административных сторон.

Изучив письменные материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Частью 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации установлена обязанность налогоплательщиков уплачивать законно установленные налоги.

В соответствии с ч. 1, 2, 6 ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.

Если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.

Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом.

Согласно ч. 1-3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Не допускается взыскание налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет средств на специальных избирательных счетах, специальных счетах фондов референдума.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.

Копия заявления о взыскании не позднее дня его подачи в суд направляется налоговым органом (таможенным органом) физическому лицу, с которого взыскиваются налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы.

Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.

Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

По смыслу закона, если в принятии заявления о вынесении судебного приказа было отказано, взыскатель не лишен возможности обратиться в суд в порядке главы 32 КАС РФ в течение шести месяцев с момента истечения срока исполнения требования об уплате обязательного платежа, санкции в добровольном порядке. В данном случае в административном исковом заявлении указываются сведения об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа; к административному исковому заявлению прилагается соответствующее определение мирового судьи (пункт 2 статьи 48 НК РФ, часть 3 статьи 123.4, часть 1 статьи 286, статья 287 Кодекса).

На основании ч. 2 ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента.

В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.

Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору (часть 1 ст. 57 Налогового кодекса Российской Федерации).

На основании ч. 1, 2 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

В соответствии с ч. 1-6 ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации, пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.

Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.

Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Пени могут быть взысканы принудительно за счет денежных средств налогоплательщика на счетах в банке, а также за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 46 - 48 настоящего Кодекса.

Частью 1 ст. 399 НК РФ установлен налог на имущество. Налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

На основании ч. 1 ст. 401 НК РФ, объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: 1) жилой дом; 2) квартира, комната; 3) гараж, машино-место; 4) единый недвижимый комплекс; 5) объект незавершенного строительства; 6) иные здание, строение, сооружение, помещение.

Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления (ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации).

Как следует из материалов дела, Романова О.М. владеет на праве общей долевой собственности – ? доля в праве, и общей совместной собственности жилыми помещениями, расположенными по адресу: <адрес>, с кадастровыми номерами , что подтверждается сведениями, учетными данными МИ ФНС России № 2 по Амурской области, уведомлениями Управления Росреестра по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ.

Административный ответчик Романова О.М. как налогоплательщик, согласно ст. 45 НК РФ, обязана оплачивать налог на имущество в установленные законом сроки.

На момент подачи административного искового заявления за административным ответчиком Романовой О.М. имеется задолженность по налогу на имущество – 236,38 руб., в связи с его несвоевременной уплатой.

Из налогового уведомления МИ ФНС России № 2 по Амурской области от 130265014 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что за 2015 год по данным двум объектам имелась задолженность по налогу на имущество – 166,00 руб. и 71,00 руб., всего – 236,38 руб., который следовало уплатить в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.

В связи с неисполнением этого требования в уведомлении в установленный срок, согласно ст. 48 НК РФ, административному ответчику Романовой О.М. было направлено требование о добровольном исполнении налоговых обязанностей от ДД.ММ.ГГГГ – до ДД.ММ.ГГГГ.

В указанный в требовании срок и на день подачи административного искового заявления, требования административным ответчиком не исполнены, задолженность по налогу на имущество составила 236,38 руб.

Поскольку в добровольном порядке требования налогового органа Романовой О.М. не исполнены, административные исковые требования МИ ФНС России № 2 обоснованные.

Вместе с тем, в силу положений ч. 2 ст. 21 Федерального закона РФ от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции органом контроля за уплатой страховых взносов в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

В соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.

Материалами дела установлено, что требование по уплате налога на имущество от ДД.ММ.ГГГГ административному ответчику предлагалось исполнить в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с учетом суммы недоимки, не превышающей 3 000,00 руб. С заявлением о выдаче судебного приказа к мировому судье административный истец обратился ДД.ММ.ГГГГ, то есть за пределами установленного законом шестимесячного срока. ДД.ММ.ГГГГ мировым судьей Амурской области по Прогрессовскому судебному участку вынесено определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа с учетом пропущенного срока на обращение. С учетом изложенного, суд приходит к выводу о пропуске административным истцом срока на обращение в суд с настоящим административным иском. Обращение административного истца последовало только ДД.ММ.ГГГГ, о чем свидетельствует штамп регистрации входящей корреспонденции года.

Данное обстоятельство не отрицает и административный истец, ходатайствуя о восстановлении пропущенного процессуального срока.

Разрешая заявленное ходатайство, суд не находит возможности для его удовлетворения, поскольку МИ ФНС России № 2 по Амурской области является налоговым органом, юридическим лицом с определенным штатом сотрудников, в том числе обладающих юридическими познаниями, в связи с чем у данного органа имелась возможность своевременного обращения с административным иском в судебную инстанцию. Кроме того, ходатайство налогового органа ничем не мотивировано, об уважительности причин пропуска срока не заявлено. Оснований для удовлетворения ходатайства нет.

Принудительное взыскание налогов, пеней за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, осуществляться не может (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 22 марта 2012 года № 479-О-О).

Пропуск без уважительных причин установленного федеральным законом срока обращения в суд служит основанием для отказа в удовлетворении заявленных в суде требований.

Поскольку судом установлено, что административным истцом пропущен срок обращения с настоящим административным иском в суд, требования МИ ФНС России № 2 по Амурской области о взыскании с Романовой О.М. задолженности по налогу на имущество за 2015 год в сумме 236,38 руб. удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст.ст. 157, 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

отказать Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Амурской области в удовлетворении заявленных к Романовой Ольге Михайловне административных исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских округов, за 2015 год в сумме 236,38 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Райчихинский городской суд в течение месяца со дня вынесения.

Председательствующий судья:                       Н. В. Шорохова

2а-120/2021 ~ М-35/2021

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ)
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная ИФНС России № 2 по Амурской области
Ответчики
Романова Ольга Михайловна
Судья
Шорохова Н.В.
15.01.2021 Регистрация административного искового заявления
18.01.2021 Передача материалов судье
19.01.2021 Решение вопроса о принятии к производству
19.01.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.02.2021 Подготовка дела (собеседование)
17.02.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.02.2021 Судебное заседание
17.02.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
Судебный акт #1 (Решение)