Дело № 2-7825/2015
Мотивированное решение изготовлено 12.10.2015 года
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 06 октября 2015 года
Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е.В.,
при секретаре Коротаевой Е.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцев А.А. к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда, компенсации за потерянное время,
У С Т А Н О В И Л:
Усольцев А.А. обратился в суд к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.
В обосновании иска указано, что Усольцев А.А. состоит на учете СРО ФСС РФ № *** для получения санаторно-курортного лечения по профилю с заболеванием «астма». *** истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив в подтверждение соответствующую справку формы ***/У-04. При этом, истцу пояснили, что данные путевки предоставляются в порядке очередности, а поскольку в прошлом году ему предоставлена путевка, в этом году путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не будет. До настоящего времени путевка истцу не предоставлена. В связи с чем, просит суд обязать ответчика в срок до *** обязать организовать приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортном учреждении, рекомендованном заявителю в 2013 году с датой заезда до ***.
Впоследствии, истец требования заявления уточнил, окончательно просил суд обязать ответчика в срок до вступления решения суда в законную силу организовать приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортном учреждении ***, взыскать моральный вред в размере 100000 рублей, компенсировать затраченное на судебное заседание время в размере ***.
Истец Усольцев А.А. в судебном заседании требования и доводы иска подтвердил, на его удовлетворении в полном объеме настаивал, указав, что установленная ответчиком очередность в предоставлении путевки не соответствует нормам действующего законодательства.
Представитель ответчика Мантур Е.Ю. против исковых требований возражала по доводам отзыва, пояснив, что как такового отказа в предоставлении путевки истцу нет. Имеется очередность, установленная в соответствии с Административным регламентом. В настоящее время очередь истца не подошла.
Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные ими доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.
Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.
В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее – Порядок).
Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).
Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22.11.2004 № 256.
Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее – органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).
Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).
Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее – Административный регламент).
Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной территориальным органом Фонда, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).
Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.
Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.
Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864).
В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).
Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1294).
Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.
Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 686-О).
Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.
Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.
Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.
По указанным обстоятельствам суд принимает во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Свердловской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.
Так, из представленных материалов дела следует и не оспаривается самим истцом, что в период с 2010г. по 2013г. он ежегодно обращался в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. В 2010г. ему предоставлена путевка в санаторий «Москва» *** с заездом с 26.09.2010г.; в 2011г. - в санаторий «Аквалоо» *** с заездом с 25.08.2011г.; в 2012г. — в санаторий «Парус» *** с заездом с 28.08.2012г.; в 2013г. - в санаторий «Парус» *** с заездом с 10.11.2013г.
Судом также установлено, что 28.01.2014г. Усольцев А.А. обратился в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. К заявлению была приложена справка формы N 070/у-04 для получения путевки *** от ***. Вышеназванная справка действительна 6 месяцев, то есть до ***. Справка формы N 070/у-04 является обязательным документом и ее отсутствие является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.
В связи с чем, Усольцев А.А. должен был после *** предоставить повторную справку формы N 070/у-04 подтверждающую, что санаторно-курортное лечение ему не противопоказано.
Справка формы N 070/у-04 была представлена Усольцев А.А. в Филиал *** ГУ- СРО ФСС РФ 07.10.2014г.
28.11.2014г. ему была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий Крыма «Гурзуфский» с заездом с 03.12.2014г.
24.06.2015г. Усольцев А.А. обратился в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, приложив к заявлению справку формы ***/у от 24.06.2015г., срок действия которой составляет 12 месяцев.
По дате подачи заявления по состоянию на сегодняшний день Усольцев А.А. находится под ***, по профилю заболевания - ***.
Следовательно, в соответствии с очередностью, путёвка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена Усольцеву Л.И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.
К доводам истца относительно внутреорганизационного характера Административного регламента, установившего очередность предоставления путевок, суд относится критически, поскольку данный документ утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н, и его применение осуществляется на всей территории Российской Федерации при предоставлении Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при помощи медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.
При таких обстоятельствах суд считает, что возложение на ответчика обязанности предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2015 год нарушает требования, определенные Порядком и Административным регламентом, без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а потому исковые требования в этой части нельзя признать обоснованными.
В связи с чем, также подлежат отклонению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, мотивированные бездействием ответчика в предоставлении путевки, поскольку при рассмотрении настоящего спора такового не установлено.
Оценивая требования истца, основанные на ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ответчика компенсации за фактическую потерю времени, в связи с участием его в судебных заседаниях, подготовкой к ним, суд приходит к выводу об их необоснованности, поскольку в течение рассмотрения гражданских дел, истец не был официально трудоустроен, какие-либо удержания в связи с участием в рассмотрении дел не производились, обратного в судебном заседании не доказано. Указанная в ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации компенсация взыскивается в пользу стороны только в том случае, если она фактически теряет заработную плату или другие доходы от неосновательного иска, либо несет иные убытки, которые может подтвердить, в связи с чем, доводы Усольцев А.А. в этой части основаны на неверном толковании самим заявителем норм действующего гражданского процессуального законодательства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении исковых требований Усольцев А.А. к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда, компенсации за потерю времени – отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья Е.В. Самойлова