Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7825/2015 ~ М-7407/2015 от 19.08.2015

Дело № 2-7825/2015

Мотивированное решение изготовлено 12.10.2015 года

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург 06 октября 2015 года

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е.В.,

при секретаре Коротаевой Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Усольцев А.А. к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда, компенсации за потерянное время,

У С Т А Н О В И Л:

Усольцев А.А. обратился в суд к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение.

В обосновании иска указано, что Усольцев А.А. состоит на учете СРО ФСС РФ № *** для получения санаторно-курортного лечения по профилю с заболеванием «астма». *** истец обратился к ответчику с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, предоставив в подтверждение соответствующую справку формы ***/У-04. При этом, истцу пояснили, что данные путевки предоставляются в порядке очередности, а поскольку в прошлом году ему предоставлена путевка, в этом году путевка на санаторно-курортное лечение предоставлена не будет. До настоящего времени путевка истцу не предоставлена. В связи с чем, просит суд обязать ответчика в срок до *** обязать организовать приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортном учреждении, рекомендованном заявителю в 2013 году с датой заезда до ***.

Впоследствии, истец требования заявления уточнил, окончательно просил суд обязать ответчика в срок до вступления решения суда в законную силу организовать приобретение путевки на санаторно-курортное лечение в санаторно-курортном учреждении ***, взыскать моральный вред в размере 100000 рублей, компенсировать затраченное на судебное заседание время в размере ***.

Истец Усольцев А.А. в судебном заседании требования и доводы иска подтвердил, на его удовлетворении в полном объеме настаивал, указав, что установленная ответчиком очередность в предоставлении путевки не соответствует нормам действующего законодательства.

Представитель ответчика Мантур Е.Ю. против исковых требований возражала по доводам отзыва, пояснив, что как такового отказа в предоставлении путевки истцу нет. Имеется очередность, установленная в соответствии с Административным регламентом. В настоящее время очередь истца не подошла.

Заслушав объяснения сторон, исследовав представленные ими доказательства, о дополнении которых ходатайств заявлено не было, суд приходит к следующему.

Правовые и организационные основы предоставления государственной социальной помощи отдельным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее – Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В соответствии со ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют указанные в ней категории граждан, в том числе инвалиды.

В состав набора социальных услуг включается согласно п. 1.1 ч. 1 ст. 6.2 названного Федерального закона предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год (ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

В силу ч. 5 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ порядок предоставления гражданам социальных услуг устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29.12.2004 № 328 утвержден Порядок предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, который регулирует в том числе предоставление гражданам при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение (далее – Порядок).

Пунктом 3.1 Порядка предусмотрено, что обеспечение санаторно-курортным лечением осуществляется путем предоставления гражданам при наличии медицинских показаний санаторно-курортных путевок в санаторно-курортные организации, расположенные на территории Российской Федерации и включенные в Перечень, который утверждается Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Организация приобретения путевок на санаторно-курортное лечение осуществляется Фондом социального страхования Российской Федерации и органом, уполномоченным высшим органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации на осуществление части полномочий Российской Федерации по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению отдельным категориям граждан при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно в случае их передачи на основании соглашений, заключенных между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и высшими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее – уполномоченный орган) (п. 3.3 Порядка).

Согласно п. 3.6 Порядка граждане при наличии медицинских показаний и отсутствии противопоказаний для санаторно-курортного лечения получают в лечебно-профилактическом учреждении по месту жительства справку для получения путевки по форме № 070/у-04, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации России от 22.11.2004 № 256.

Заявление о предоставлении путевки, к которому должны быть приложены все необходимые документы, в том числе справка по форме N 070/у-04, подается гражданином в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми территориальный орган Фонда заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение (далее – органы социальной защиты населения), по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в территориальные органы Фонда либо в уполномоченный орган (п. 3.7 Порядка).

Территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации и органы социальной защиты населения, а также уполномоченные органы не позднее 10 дней с момента поступления заявления о предоставлении санаторно-курортной путевки и справки для получения путевки сообщают гражданину (в том числе в электронном виде, если заявление было представлено в форме электронного документа) о регистрации его заявления с указанием даты регистрации и регистрационного номера (п. 3.8 Порядка).

Санаторно-курортные путевки должны быть выданы не позднее чем за 18 дней до даты заезда в санаторно-курортное учреждение (п. 3.9 Порядка).

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной социальной услуги по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно (далее – Административный регламент).

Документами, необходимыми для предоставления территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации заявителю путевки на санаторно-курортное лечение, предоставленной территориальным органом Фонда, являются заявление о предоставлении государственной услуги и справка для получения путевки по форме N 070/у-04, выданная заявителю лечащим врачом в лечебно-профилактическом учреждении, с рекомендацией санаторно-курортного лечения (п. 13 Административного регламента).

Частью 3 ст. 6.5 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ предусмотрено, что порядок финансирования расходов по оказанию гражданам государственной социальной помощи в виде социальных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пп. 1, 4 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864, финансовое обеспечение по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг (в него входит предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение) является расходным обязательством Российской Федерации.

Финансовое обеспечение расходов, связанных с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки в виде обеспечения путевкой на санаторно-курортное лечение, осуществляется за счет денежных средств, предусмотренных в федеральном бюджете на соответствующий год, которые направляются в виде межбюджетных трансфертов Фонду социального страхования Российской Федерации.

Фонд социального страхования Российской Федерации распределяет указанные денежные средства по территориальным отделениям Фонда на основании представленных ими бюджетных заявок и перечисляет их санаторно-курортным учреждениям в соответствии с заключенными с ними договорами (пп. 4, 11, 19 - 21 Правил финансового обеспечения расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2004 № 864).

В целях обеспечения реализации прав граждан на получение ежемесячных денежных выплат, социальных услуг, социальных доплат к пенсии, а также для обеспечения качественного и эффективного расходования средств, направляемых на ежемесячные денежные выплаты и предоставление социальных услуг, осуществляется ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (ч. 1 ст. 6.4 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

Объем необходимого финансирования для исполнения требований Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ, в том числе в части обеспечения путевками на санаторно-курортное лечение, определяется заблаговременно до принятия федерального закона о федеральном бюджете на новый финансовый год исходя из норматива финансовых затрат в месяц на одного гражданина, получающего государственную социальную помощь в виде социальной услуги по санаторно-курортному лечению, ежегодно утверждаемого Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, и численности граждан, включенных в Федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, по состоянию на 1 октября года, предшествующего очередному году, в котором указанные граждане будут иметь право на получение набора социальных услуг (п. 2 Методики расчета объема средств, предусмотренных на финансовое обеспечение расходов по предоставлению гражданам государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2013 № 1294).

Путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются территориальными отделениями Фонда социального страхования Российской Федерации за счет и в рамках выделенных бюджетных денежных средств в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений, регулирующих отношения по предоставлению отдельным категориям граждан меры социальной поддержки в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, следует, что они закрепляют механизм реализации права на санаторно-курортное лечение, определяют источник и объемы финансирования государственной социальной помощи в виде предоставления путевки на санаторно-курортное лечение, а также порядок реализации гражданами права на получение путевки на санаторно-курортное лечение.

Обращение гражданина, имеющего право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, с заявлением о предоставлении путевки на санаторно-курортное лечение, к которому приложены необходимые документы, подтверждающие нуждаемость в санаторно-курортном лечении по состоянию на соответствующий календарный период, является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой путевки на санаторно-курортное лечение должны предоставляться таким гражданам в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений. Иными словами, не исключается установление очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, что при условии соблюдения указанной последовательности согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ст. 17 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 03.04.2014 № 686-О).

Право на получение государственной социальной помощи в виде предоставления при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение имеют в равной степени все указанные в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ категории граждан, внеочередное или первоочередное обеспечение путевками на санаторно-курортное лечение кого-либо из этих категорий граждан данный Закон не предусматривает.

Положение ч. 2 ст. 6.3 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ о том, что периодом предоставления гражданам социальных услуг является календарный год, само по себе не регулирует порядок и не устанавливает сроки предоставления им путевок на санаторно-курортное лечение как в рамках указанного периода, так и за его пределами.

Соответственно, если гражданин в установленном порядке обратился в территориальные органы Фонда социального страхования Российской Федерации либо органы социальной защиты населения, либо иные уполномоченные органы с заявлением о предоставлении ему путевки на санаторно-курортное лечение, подтвердив свое право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, наличие показаний и отсутствие противопоказаний для санаторно-курортного лечения, но в течение календарного года не был обеспечен такой путевкой, данная услуга не считается предоставленной и гражданин сохраняет за собой право на ее предоставление.

По указанным обстоятельствам суд принимает во внимание права иных граждан-получателей набора социальных услуг, состоящих на учете для получения путевок на санаторно-курортное лечение по Свердловской области, заявления которых о предоставлении путевки были зарегистрированы ранее обращения истца в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по данному вопросу.

Так, из представленных материалов дела следует и не оспаривается самим истцом, что в период с 2010г. по 2013г. он ежегодно обращался в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. В 2010г. ему предоставлена путевка в санаторий «Москва» *** с заездом с 26.09.2010г.; в 2011г. - в санаторий «Аквалоо» *** с заездом с 25.08.2011г.; в 2012г. — в санаторий «Парус» *** с заездом с 28.08.2012г.; в 2013г. - в санаторий «Парус» *** с заездом с 10.11.2013г.

Судом также установлено, что 28.01.2014г. Усольцев А.А. обратился в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение. К заявлению была приложена справка формы N 070/у-04 для получения путевки *** от ***. Вышеназванная справка действительна 6 месяцев, то есть до ***. Справка формы N 070/у-04 является обязательным документом и ее отсутствие является основанием для отказа в предоставлении государственной услуги.

В связи с чем, Усольцев А.А. должен был после *** предоставить повторную справку формы N 070/у-04 подтверждающую, что санаторно-курортное лечение ему не противопоказано.

Справка формы N 070/у-04 была представлена Усольцев А.А. в Филиал *** ГУ- СРО ФСС РФ 07.10.2014г.

28.11.2014г. ему была предоставлена путевка на санаторно-курортное лечение в санаторий Крыма «Гурзуфский» с заездом с 03.12.2014г.

24.06.2015г. Усольцев А.А. обратился в Филиал *** ГУ-СРО ФСС РФ с заявлением на обеспечение путевкой на санаторно-курортное лечение, приложив к заявлению справку формы ***/у от 24.06.2015г., срок действия которой составляет 12 месяцев.

По дате подачи заявления по состоянию на сегодняшний день Усольцев А.А. находится под ***, по профилю заболевания - ***.

Следовательно, в соответствии с очередностью, путёвка на санаторно-курортное лечение будет предоставлена Усольцеву Л.И. исходя из последовательности, определяемой датой регистрации его заявления.

К доводам истца относительно внутреорганизационного характера Административного регламента, установившего очередность предоставления путевок, суд относится критически, поскольку данный документ утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.03.2012 № 271н, и его применение осуществляется на всей территории Российской Федерации при предоставлении Фондом социального страхования Российской Федерации гражданам, имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, государственной услуги по предоставлению при помощи медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

При таких обстоятельствах суд считает, что возложение на ответчика обязанности предоставить истцу санаторно-курортную путевку за 2015 год нарушает требования, определенные Порядком и Административным регламентом, без учета установленной в регионе очередности обеспечения граждан путевками на санаторно-курортное лечение, а потому исковые требования в этой части нельзя признать обоснованными.

В связи с чем, также подлежат отклонению требования истца о взыскании компенсации морального вреда, мотивированные бездействием ответчика в предоставлении путевки, поскольку при рассмотрении настоящего спора такового не установлено.

Оценивая требования истца, основанные на ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, о взыскании с ответчика компенсации за фактическую потерю времени, в связи с участием его в судебных заседаниях, подготовкой к ним, суд приходит к выводу об их необоснованности, поскольку в течение рассмотрения гражданских дел, истец не был официально трудоустроен, какие-либо удержания в связи с участием в рассмотрении дел не производились, обратного в судебном заседании не доказано. Указанная в ст. 99 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации компенсация взыскивается в пользу стороны только в том случае, если она фактически теряет заработную плату или другие доходы от неосновательного иска, либо несет иные убытки, которые может подтвердить, в связи с чем, доводы Усольцев А.А. в этой части основаны на неверном толковании самим заявителем норм действующего гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований Усольцев А.А. к Государственному учреждению Свердловское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации о возложении обязанности предоставить путевку на санаторно-курортное лечение, компенсации морального вреда, компенсации за потерю времени – отказать в полном объеме.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме подачей апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

Судья Е.В. Самойлова

2-7825/2015 ~ М-7407/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Усольцев Александр Иванович
Ответчики
ГУ Фонд социального страхования РФ
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Самойлова Елена Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky.svd.sudrf.ru
19.08.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.08.2015Передача материалов судье
24.08.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.08.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.08.2015Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.09.2015Предварительное судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2017Дело оформлено
16.03.2017Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее