Производство № 2а-10003/2021
УИД 28RS0004-01-2021-014479-62
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30 декабря 2021 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Емшанова И.С.,
при секретаре Чернышовой В.А.,
с участием представителя министерства социальной защиты населения Амурской области НЮ,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению министерства социальной защиты населения Амурской области об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
установил:
Министерство социальной защиты населения Амурской области обратилось в суд с данным заявлением, в обоснование указав, что министерство является должником по исполнительному производству № 30051/21/28025-ИП, возбужденному 3 ноября 2021 года.
В постановлении о возбуждении производства судебным приставом было указано, что требования исполнительного документа подлежат немедленному исполнению.
2 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в связи с неисполнением судебного акта в установленный срок.
Между тем, в действиях министерства отсутствует виновное противоправное бездействие в неисполнении решения суда, поскольку с момента возбуждения исполнительного производства должником предпринимались все меры к исполнению требований исполнительного документа.
На основании изложенного просит суд освободить министерство социальной защиты населения Амурской области от взыскания исполнительского сбора по исполнительному производству № 30051/21/28025-ИП от 3 ноября 2021 года.
В судебном заседании представитель административного истца на доводах иска настаивала.
В судебное заседание иные участвующие в деле лица не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении рассмотрения дела судье не поступало. При таких обстоятельствах, суд определил в порядке статьи 150 КАС РФ рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Вступившим в законную силу решением Благовещенского районного суда от 8 октября 2021 года на министерство социальной защиты населения Амурской области возложена обязанность произвести ДК выплаты единовременной материальной помощи в размере 10 000 рублей на человека и финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества первой необходимости в размере 50 000 рублей, за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 года № 1928.
3 ноября 2021 года судебным приставом-исполнителем возбуждено исполнительное производство № 30051/21/28025-ИП.
Как следует из указанного постановления, требование по исполнительному документу подлежит немедленному исполнению - в течении суток с момента получения должником копии настоящего постановления.
В связи с неисполнением в добровольном порядке требований исполнительного документа, 2 декабря 2021 года судебным приставом-исполнителем ИА вынесено постановление о взыскании с должника исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Административный истец просит суд освободить его от взыскания исполнительского сбора, полагая, что в неисполнении решения суда отсутствуют его виновные действия.
Рассматривая заявленные требования по существу, суд отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 названной статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (часть 2).
При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора (часть 7).
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 30 июля 2001 года № 13-П, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства. Из этого следует, что в качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (статьи 49, 50, 52 - 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Основания ответственности за нарушение обязательства установлены в статье 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Таким образом, по смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Как следует из разъяснений, содержащихся в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», лица (не субъекты предпринимательской деятельности) могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В обоснование отсутствия вины в неисполнении требований исполнительного документа истец указывает, что все возможные меры для надлежащего исполнения обязательства должником были приняты.
Давая оценку приведенным доводам, суд отмечает следующее.
29 июня 2021 года Правительством Амурской области принято постановление № 416 «Об осуществлении выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации».
Данным актом постановлено оказать пострадавшим гражданам за счет средств резервного фонда Правительства Амурской области в соответствии с Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные ассигнования резервного фонда Правительства Российской Федерации, бюджетам субъектов Российской Федерации на финансовое обеспечение отдельных мер по ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществления компенсационных выплат физическим и юридическим лицам, которым был причинен ущерб в результате террористического акта, и возмещения вреда, причиненного при пресечении террористического акта правомерными действиями, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2019 г. № 1928 (далее - Правила № 1928):
1) единовременную материальную помощь в размере 10 тыс. рублей на человека (подпункт «в» пункта 4 Правил № 1928);
2) финансовую помощь в связи с утратой имущества первой необходимости: за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 тыс. рублей на человека;
за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека (подпункт «г» пункта 4 Правил № 1928).
В целях обеспечения получения гражданами указанной помощи разработан порядок взаимодействия между органами власти различных уровней, за каждым из которых закреплены определенные функции.
В частности, органы местного самоуправления формируют списки граждан, нуждающихся в мерах социальной поддержки, и направляют их вместе с решениями судов в министерство лесного хозяйства и пожарной безопасности Амурской области в течение 2 календарных дней со дня составления.
Министр лесного хозяйств и пожарной безопасности Амурской области формирует и подписывает поступившие списки (сводные списки), предоставляет их на утверждение губернатору Амурской области, после чего в течение 2 календарных дней со дня утверждения направляет списки в министерство социальной защиты населения Амурской области.
Министерство социальной защиты населения Амурской области на основании утвержденных губернатором области списков граждан (сводных списков граждан) производит выплату единовременной материальной помощи, финансовой помощи в связи с утратой имущества первой необходимости через государственные казенные учреждения Амурской области - управления социальной защиты населения путем перечисления на счета граждан, открытые в кредитных организациях, указанные в заявлениях, в течение 10 дней со дня принятия распоряжения Правительства Амурской области о выделении средств.
Таким образом, основанием для перечисления денежных средств является поступивший в Министерство социальной защиты населения Амурской области список граждан, согласованный министром лесного хозяйств и пожарной безопасности Амурской области и утвержденный губернатором области.
Из представленных истцом документов усматривается, что список граждан на получение единовременной материальной помощи, в который включен ДК, поступил в министерство 12 ноября 2021 года.
16 ноября 2021 года Правительством Амурской области принято распоряжение о выделении денежных средств из резервного фонда в целях оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, материальной помощи.
16 ноября 2021 года денежные средства перечислены на счет взыскателя.
Список граждан на получение финансовой помощи, в который включен ДК, поступил в министерство 14 декабря 2021 года.
17 декабря 2021 года Правительством Амурской области принято распоряжение о выделении денежных средств из резервного фонда в целях оказания гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, материальной помощи.
17 декабря 2021 года денежные средства перечислены на счет взыскателя.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что законодателем закреплен порядок предоставления мер социальной поддержки, который представляет собой ряд последовательных этапов (включение лица в список пострадавших граждан, его утверждение и согласование несколькими инстанциями, выделение денежных средств), который требует определенных временных затрат и делает невозможным исполнение решения суда в установленный в постановлении о возбуждении исполнительного производства срок.
В части своих обязательств решение суда исполнено министерством в максимально короткие сроки.
Таким образом, суд полагает, что министерством социальной защиты населения Амурской области предприняты меры для надлежащего исполнения обязательства. Обстоятельств, повлекших невозможность исполнения указанного исполнительного документа по вине должника, которое можно расценивать как бездействие по неисполнению решения суда, судом не установлено.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о возможности освобождения должника – министерства социальной защиты населения Амурской области от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 30051/21/28025-ИП.
В силу части 8 статьи 112 Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» решение суда подлежит немедленному исполнению.
Руководствуясь ст. 180 КАС РФ суд,
решил:
административное исковое заявление удовлетворить.
Освободить министерство социальной защиты населения Амурской области от взыскания исполнительского сбора в размере 50 000 рублей, установленного постановлением судебного пристава-исполнителя специализированного отделения по исполнению особо важных исполнительных документов ИА от 2 декабря 2021 года в рамках исполнительного производства № 30051/21/28025-ИП.
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий судья Емшанов И.С.