Решение по делу № 2-4577/2019 ~ М-4473/2019 от 30.10.2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

19 ноября 2019 года город Иркутск

Кировский районный суд г. Иркутска в составе

председательствующего судьи Прибытковой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Якушевой Т.А.,

с участием в судебном заседании пом. прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-4577/2019 по иску прокурора города Иркутска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь» о запрете хозяйственной деятельности до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор города Иркутска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь» о запрете хозяйственной деятельности до устранения нарушений законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование исковых требований указано, что прокуратурой г. Иркутска с привлечением специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области проведена проверка исполнения ООО «МеталлТорг-Сибирь» законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участок с кадастровым номером: по адресу: <адрес>.

При проведении проверки установлено, что основными видами деятельности ООО «МеталлТорг-Сибирь» (далее Общество) является торговля оптовая отходами и ломом, деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности, заготовка, хранение, переработка, реализация лома черных металлов, цветных металлов.

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Обществу выданы следующие лицензии:

на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 28.06.2016 № 038 00247, за исключением следующих отходов, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017    № 242: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом - 2 класс опасности (код ФККО - 92011001532), отходы отработанных масел (Отходы производства нефтепродуктов) (код ФККО - 3 08 200 00 00 0), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 4 82 304 01 52 3), детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 9 21 525 31 70 3), шины пневматические автомобильные отработанные - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 ПО 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 130 02 50 4), отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования - 4 класс опасности (код ФККО - 7 41 314 41 72 4), сиденья при демонтаже автотранспортных средств - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 521 11 52 4), бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 522 11 52 4);

на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов от 05.07.2013 № ЧЦЛ 026 00247.

Местом осуществления лицензируемого вида деятельности в г. Иркутске является: <адрес>.

По указанному адресу Общество осуществляет лицензируемый вид деятельности.

Земельный участок с кадастровым номером: 38:36:000001:1095, расположенный по указанном адресу, площадью 2 500 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО «ГОРТОПСБЫТ». Указанный земельный участок передан собственником в аренду Обществу на основании договора аренды от 03.01.2019 № 9.

На указанном земельном участке общей площадью 2 500 кв.метров Обществом осуществляется приём, обработка и хранение отходов различных классов опасностей. Производственная территория не имеет твердого искусственного водонепроницаемого покрытия (бетонное основание). На производственной территории расположены участок ссыпки металла, предназначенный для разгрузки металлолома из кузовов автотранспорта, с целью дальнейшей обработки, складирования и транспортирования; участок сварочных работ, на котором осуществляется ручная дуговая сварка сталей штучными электродами; пост резки металла, на котором осуществляется газовая резка металла.

В соответствии с требованиями статьи 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны поставить на государственный учет эксплуатируемые ими объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду (далее - объекты HBOC).

В соответствии с представленной Обществом инвентаризацией выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на объекте, расположенном по адресу: 664024, <адрес> (кадастровый ) находятся следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (согласно осмотру территории и представленным документам):

1.    Участок ссыпки металла.

При пересыпке металлолома происходит выделение следующих загрязняющих веществ: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид) (0123).

2.    Внутренний проезд автотранспорта.

Проезд и работа автотранспорта на предприятии сопровождаются выбросом в атмосферу следующих загрязняющих веществ:

- азота диоксид (0301); азота оксид (0304); углерод (сажа) (0328); керосин (2732); серы диоксид (0330).

3.    Участок сварочных работ. В ходе сварки металла в атмосферу выделяются    следующие загрязняющие вещества: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид) - 0123); марганец и его соединения (0143); азота диоксид (0301); азота оксид (0304).

4.    Пост резки металла. В ходе резки металла в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид)- 0123); марганец и его соединения (0143); азота диоксид (0301); азота оксид (0304).

Согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области объекты негативного воздействия: участок ссыпки металла, участок сварочных работ, пост резки металла, расположенные на земельном участке с кадастровым    номером:    , расположенном по адресу: <адрес>, не поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Также установлено, что хранение принятого лома и отходов металлов, а также других отходов производится Обществом на открытой площадке навалом и в металлических бадьях на грунтовом основании. В ходе осмотра территории установлено скопление отходов I - IV классов опасности, на открытой не защищенной от атмосферных осадков площадке. Неметаллические части отходов (в том    числе пластмасса) складируются в металлический контейнер, на момент осмотра неметаллические части отходов расположены навалом на производственной территории. Отходы металлов, в том числе, кузова транспортных средств, также размещены навалами на открытых грунтовых площадках. Кроме того, на территории предприятия находятся вышедшие из строя транспортные средства, частично находящиеся в сборе. Отработанные автомобильные покрышки хранятся навалом на грунтовом основании производственной территории. Складирование отработанных аккумуляторов в контейнере, часть аккумуляторов упакована в мешки. Площадка для ТКО оборудована двумя бетонными плитами и деревянным настилом. На момент осмотра площадка захламлена. Рядом с площадкой расположен контейнер для ТКО - металлический, частично заполнен.

Во время осмотра производственной территории выявлены следы отработанных нефтепродуктов непосредственно на почву. Поверхность хранящихся насыпью отходов не защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т. д. отсутствует).

При осмотре территории установлено, что в результате хозяйственной, производственной и иной деятельности, у предприятия образуются и накапливаются следующие виды отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного    каталога    отходов»:    аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом - 2 класс опасности (код ФККО - 92011001532), отходы отработанных масел (Отходы производства нефтепродуктов) (код ФККО - 3 08 200 00 00 0), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 4 82 304 01 52 3), детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 9 21 525 31 70 3), шины пневматические автомобильные отработанные - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 НО 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 130 02 50 4), отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования - 4 класс опасности (код ФККО - 7 41 314 41 72 4), сиденья при демонтаже автотранспортных средств- 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 521 11 52 4), бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 522 11 52 4).

Вместе с тем, в соответствии с представленными лицензиями Общество не вправе выполнять работы по обращению с указанными отходами.

Отсутствие оборудованных мест накопления отходов производства и потребления, разливы жидкостей на почву нарушает требование ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», в соответствии с которой накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», п. 2.1.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 №80 (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

В соответствии со ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.

В соответствии со ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле, как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

В силу статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасным для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям.

Факт нарушений ответчиком требований законодательства в области охраны окружающей среды и природопользования, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения подтверждается материалами проверки, а именно заключениями специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области.

В силу ст. 3 Закона об охране окружающей среды хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую    среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Согласно ст. 39 Закона об охране окружающей среды юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами в силу ст.3 Закона об отходах производства и потребления является охрана здоровья человека, поддержание или восстановление благоприятного состояния окружающей среды; доступ в соответствии с законодательством Российской Федерации к информации в области обращения с отходами.

В соответствии с ч. 2 ст. 11 Закона об отходах производства и потребления юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами, предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.

Согласно ч.1 ст.9, ч.2 ст.36 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории; владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

Согласно ч. 2 ст. 34 Закона об охране окружающей среды нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда размещения, проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, консервации и ликвидации зданий, строений, сооружений и иных объектов.

Статьей 56 Закона об охране окружающей среды установлено, что при нарушении требований в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности такая деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В силу ст. 80 Закона об охране окружающей среды требования об ограничении, о приостановлении или о прекращении деятельности юридических и физических лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, рассматриваются судом или арбитражным судом.

Федеральный закон № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

В соответствии со ст. 39 указанного Федерального закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Несоблюдение требований санитарного законодательства создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда окружающей среде и угрозу санитарно- эпидемиологическому благополучию населения, так как несоблюдением при осуществлении деятельности санитарных норм и правил не обеспечиваются цели их принятия по обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека и среды обитания вредного влияния объектов.

Не обеспечивая соблюдение требований законодательства в сфере охраны окружающей    среды, ответчиком нарушает интересы неопределенного круга лиц, поскольку препятствуют реализации таких предусмотренных ст. 3 Закона об охране окружающей среды принципов охраны окружающей среды как соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; соблюдение права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды; охрана, воспроизводство и рациональное использование природных ресурсов как необходимые условия обеспечения благоприятной окружающей среды и экологической безопасности.

Не соблюдая при осуществлении деятельности требования законодательства в сфере охраны окружающей среды, ответчик нарушает интересы Российской Федерации, поскольку не исполняются требования федерального законодательства в части государственного регулирования в области охраны атмосферного воздуха, обращения с отходами производства и потребления, санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В соответствии со статьей 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Одним из способов пресечения является запрет неправомерной деятельности.

В силу п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав, свобод и законных интересов граждан и охрана законных интересов общества или государства.

В силу ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

На основании ст. 12 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ, ст. 35 ФЗ от 17.01.1992 N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор города Иркутска просит суд 1. Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь» (ИНН 3808227336) хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером:    , расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

1)    до оборудования места накопления отходов в соответствии с требованиями п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;

2)    до постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно, участок ссыпки металла, участок сварочных работ, пост резки металла, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на земельном участке с кадастровым номером: , расположенном по адресу: <адрес>;

3)    до проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4)    до отнесения образующихся в процессе деятельности отходов к конкретному классу опасности;

5)    до очистки земельного участка от отходов, образованных при осуществлении хозяйственной деятельности;

6)    до получения лицензии на обращение с отходами: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы отработанных масел (отходы производства нефтепродуктов), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства, детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования, сиденья при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства.

В судебном заседании помощник прокурора города Иркутска Мещеряков А.Д. поддержал заявленные исковые требования к ООО «МеталлТорг-Сибирь», настаивал на их удовлетворении в полном объеме.

Ответчик ООО «МеталлТорг-Сибирь», извещенное о времени и месте настоящего судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание своих представителей не направило, о причинах неявки суд не уведомило, о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя не просило.

При решении вопроса о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика суд учитывает, что судебная корреспонденция, направленная ответчику ООО «МеталлТорг-Сибирь» по указанному в исковом заявлении адресу, им получена 15.11.2019г., о чём свидетельствует отчет об отслеживании отправления официального сайта Почта России.

С учетом указанных обстоятельств, в целях своевременного рассмотрения дела, недопущении волокиты, соблюдения процессуальных сроков, необходимости соблюдения прав других участников процесса, запрета в злоупотреблении предоставленными правами, суд рассматривает дело в отсутствие представителя ответчика ООО «МеталлТорг-Сибирь».

Третье лицо, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, - Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области в судебное заседание своего представителя не направило, в материалы дела представлено пояснение по исковому заявлению прокурора г. Иркутска представителя Службы Куклина С.А., согласно которому представитель просит рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные исковые требования прокурора г. Иркутска к ООО «МеталлТорг-Сибирь» поддержал.

В соответствии с частью 5 ст. 167 ГПК РФ с учетом мнения пом. прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д. суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения пом. прокурора г. Иркутска Мещерякова А.Д., исследовав письменные материалы дела, оценив все исследованные доказательства в соответствии с требованиями ст.ст. 59, 60 и 67 ГПК РФ, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии со статьей 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (часть 1); земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (часть 2). Согласно статье 36 Конституции Российской Федерации граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю (часть 1); владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц (часть 2); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона (часть 3).

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе, в том числе принципа соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека; соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, а также участие граждан в принятии решений, касающихся их прав на благоприятную окружающую среду, в соответствии с законодательством; допустимость воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; обеспечения снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших доступных технологий с учетом экономических и социальных факторов.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что прокуратурой города Иркутска с привлечением специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области проведена проверка исполнения ООО «МеталлТорг-Сибирь» законодательства об отходах производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке с кадастровым номером: 38:36:000001:1095 по адресу: <адрес>, в ходе которой установлено, что на данном земельном участке Обществом осуществляется приём, обработка и хранение отходов различных классов опасностей. Производственная территория не имеет твердого искусственного водонепроницаемого покрытия (бетонное основание). На производственной территории расположены участок ссыпки металла, предназначенный для разгрузки металлолома из кузовов автотранспорта, с целью дальнейшей обработки, складирования и транспортирования; участок сварочных работ, на котором осуществляется ручная дуговая сварка сталей штучными электродами; пост резки металла, на котором осуществляется газовая резка металла.

В результате хозяйственной, производственной и иной деятельности у предприятия образуются и накапливаются следующие виды отходов в соответствии с федеральным классификационным каталогом (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242 «Об утверждении Федерального классификационного    каталога    отходов»: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом - 2 класс опасности (код ФККО - 92011001532), отходы отработанных масел (Отходы производства нефтепродуктов) (код ФККО - 3 08 200 00 00 0), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 4 82 304 01 52 3), детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 9 21 525 31 70 3), шины пневматические автомобильные отработанные - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 НО 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 130 02 50 4), отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования - 4 класс опасности (код ФККО - 7 41 314 41 72 4), сиденья при демонтаже автотранспортных средств - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 521 11 52 4), бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 522 11 52 4).

Вместе с тем, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования, а также Службой потребительского рынка и лицензирования Иркутской области Обществу выданы лицензии только на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности от 28.06.2016 № 038 00247, за исключением следующих отходов, содержащихся в Федеральном классификационном каталоге (ФККО), утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017    № 242: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом - 2 класс опасности (код ФККО - 92011001532), отходы отработанных масел (Отходы производства нефтепродуктов) (код ФККО - 3 08 200 00 00 0), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 4 82 304 01 52 3), детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства - 3 класс опасности (код ФККО - 9 21 525 31 70 3), шины пневматические автомобильные отработанные - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 ПО 01 50 4), покрышки пневматических шин с металлическим кордом - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 130 02 50 4), отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования - 4 класс опасности (код ФККО - 7 41 314 41 72 4), сиденья при демонтаже автотранспортных средств - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 521 11 52 4), бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства - 4 класс опасности (код ФККО - 9 21 522 11 52 4); на осуществление деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов от 05.07.2013 № ЧЦЛ 026 00247.

Таким образом, в соответствии с выданными лицензиями Общество не вправе выполнять работы по обращению с вышеперечисленными отходами.

Кроме того, согласно заключению специалиста Службы по охране природы и озера Байкал Иркутской области от 29.08.2019г. объекты негативного воздействия: участок ссыпки металла, участок сварочных работ, пост резки металла, расположенные на земельном участке с кадастровым    номером: ДД.ММ.ГГГГ, расположенном по адресу: <адрес>, не поставлены на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

На данном объекте находятся следующие источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (согласно осмотру территории и представленным документам):

1.    Участок ссыпки металла.

При пересыпке металлолома происходит выделение следующих загрязняющих веществ: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид) (0123).

2.    Внутренний проезд автотранспорта.

Проезд и работа автотранспорта на предприятии сопровождаются выбросом в атмосферу следующих загрязняющих веществ:

- азота диоксид (0301); азота оксид (0304); углерод (сажа) (0328); керосин (2732); серы диоксид (0330).

3.    Участок сварочных работ. В ходе сварки металла в атмосферу выделяются    следующие загрязняющие вещества: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид) - 0123); марганец и его соединения (0143); азота диоксид (0301); азота оксид (0304).

4.    Пост резки металла. В ходе резки металла в атмосферу выделяются следующие загрязняющие вещества: пыль металла (диЖелезо триоксид (Железа оксид)- 0123); марганец и его соединения (0143); азота диоксид (0301); азота оксид (0304).

Судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером: , расположенный по указанном адресу, площадью 2 500 кв.м, принадлежит на праве собственности ООО «ГОРТОПСБЫТ».

Указанный земельный участок передан собственником в аренду Обществу на основании договора аренды от 03.01.2019 № 9.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 51 ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Отношения в области обращения с отходами производства и потребления, а также отходами I - IV классов опасности и радиоактивными отходами регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определены Федеральным законом от 24 июня 1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу статьи 1 ФЗ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ отходы производства и потребления понимается вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Пунктом 2 статьи 11 ФЗ от 24.06.1998г. N 89-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в частности соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами; соблюдать требования при обращении с группами однородных отходов; соблюдать требования по предупреждению аварий, связанных с обращением с отходами, и принимать неотложные меры по их ликвидации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона законом от 24.06.1998г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30 апреля 2003г. N 80 утверждены санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.7.1322-03 Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления (далее - СанПиН 2.1.7.1322-03).

Данными правилами установлены гигиенические требования к размещению, устройству, технологии, режиму эксплуатации и рекультивации мест централизованного использования, обезвреживания и захоронения отходов производства и потребления (объектов), требования которых предназначены для юридических и физических лиц, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией объектов и рекультивацией земель.

Согласно пункту 3.2 СанПиН 2.1.7.1322-03 временное складирование отходов производства и потребления допускается: на производственной территории основных производителей (изготовителей) отходов; на приемных пунктах сбора вторичного сырья; на территории и в помещениях специализированных предприятий по переработке и обезвреживанию токсичных отходов; на открытых, специально оборудованных для этого площадках.

В соответствии с пунктом 3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03 при временном хранении отходов в нестационарных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия: временные склады и открытые площадки должны располагаться с подветренной стороны по отношению к жилой застройке; поверхность хранящихся насыпью отходов или открытых приемников-накопителей должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом и т.д.); поверхность площадки должна иметь искусственное водонепроницаемое и химически стойкое покрытие (асфальт, керамзитобетон, полимербетон, керамическая плитка и др.); по периметру площадки должна быть предусмотрена обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями; допускается ее присоединение к локальным очистным сооружениям в соответствии с техническими условиями; поступление загрязненного ливнестока с этой площадки в общегородскую систему дождевой канализации или сброс в ближайшие водоемы без очистки не допускается.

В силу абзаца 2 статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.

Доказательств, подтверждающих, что ООО «МеталлТорг-Сибирь» были предприняты все необходимые, достаточные и исчерпывающие меры для соблюдения обязательных требований, установленных федеральными нормами и правилами при осуществлении деятельности, связанной с обращением с отходами, в материалы дела не представлено.

Оценив в совокупности все исследованные доказательства по делу, исходя из анализа вышеприведенных норм материального права, суд приходит к выводу о том, что действия ООО «МеталлТорг-Сибирь» по не соблюдению требований законодательства в сфере охраны окружающей среды приводят к нарушению прав и законных интересов граждан, нарушают действующее природоохранное законодательство, которое гарантирует право каждого на благоприятную окружающую среду, ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на здоровье человека.

На основании пункта 2 статьи 34 Федерального закона «Об охране окружающей среды» нарушение требований в области охраны окружающей среды влечет за собой приостановление по решению суда эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов. Опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.

В силу статьи 56 Федерального закона «Об охране окружающей среды» при нарушении предусмотренных указанной главой природоохранных требований деятельность, осуществляемая с нарушением указанных требований, может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения. Одним из способов пресечения является запрет неправомерной деятельности.

Принимая во внимание установленные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела обстоятельства, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований прокурора города Иркутска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора города Иркутска в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь» удовлетворить.

Запретить Обществу с ограниченной ответственностью «МеталлТорг-Сибирь» (ИНН 3808227336) хозяйственную деятельность на земельном участке с кадастровым номером ДД.ММ.ГГГГ, расположенном по адресу: <адрес>, до устранения нарушений требований законодательства об охране окружающей среды, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

1. до оборудования места накопления отходов в соответствии с требованиями п.3.7 СанПиН 2.1.7.1322-03;

2. до постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, а именно, участок ссыпки металла, участок сварочных работ, пост резки металла, в порядке, установленном ст. 69.2 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» на земельном участке с кадастровым номером: 38:36:000001:1095, расположенном по адресу: <адрес>;

3. до проведения инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух;

4. до отнесения образующихся в процессе деятельности отходов к конкретному классу опасности;

5. до очистки земельного участка от отходов, образованных при осуществлении хозяйственной деятельности;

6. до получения лицензии на обращение с отходами: аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные, с электролитом, отходы отработанных масел (Отходы производства нефтепродуктов), провод медный, покрытый никелем, утративший потребительские свойства, детали автомобильные преимущественно из свинца, меди и алюминия в смеси, утратившие потребительские свойства, шины пневматические автомобильные отработанные, отходы пластмасс при демонтаже техники и оборудования, сиденья при демонтаже автотранспортных средств, бамперы автомобильные, утратившие потребительские свойства.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий Н.А. Прибыткова

Решение суда в окончательной форме принято 25.11.2019г.

Судья

2-4577/2019 ~ М-4473/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор города Иркутска
Ответчики
МеталлТорг-Сибирь ООО
Другие
Служба по охране природы и озера Байкал Иркутской области
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Прибыткова Наталья Анатольевна
Дело на странице суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
30.10.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
30.10.2019Передача материалов судье
01.11.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
14.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.11.2019Судебное заседание
25.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.01.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее