Дело 12-9/2015
Р Е Ш Е Н И Е
г. Лахденпохья, Республика Карелия 26 февраля 2015 года
Судья Лахденпохского районного суда Республики Карелия Каменев А.Б., при секретаре Герасимове Д.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» на постановление Министерства по природопользованию и экологии Республики Карелия по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.32 КоАП РФ,
у с т а н о в и л :
Постановлением главного государственного лесного инспектора Министерства по природопользованию и экологии РК № от ДД.ММ.ГГГГ Открытое акционерное общество «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» (далее ОАО «МРСК Северо-Запада») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере хх.хх.хх. рублей.
ОАО «МРСК Северо-Запада» обратилось в суд с жалобой на указанное постановление. Полагали, что отсутствуют доказательства нарушения пунктов 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ №417, так как в акте осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ и протоколе об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ отсутствует указание на выявление им нарушений указанных Правил 417. На момент проведения осмотра ДД.ММ.ГГГГ на арендуемом участке проводилось строительство ЛЭП с предварительной вырубкой трассы, то есть данный участок не являлся просекой, на которой находится линия электропередачи. Эксплуатация линии электропередачи на нем не осуществлялась ввиду ее отсутствия. Пункт 34 Правил 417 в данном случае неприменим. Вина МРСК в нарушении п.19 Правил 417 отсутствует, так как в спорной ситуации отсутствовала возможность для ее соблюдения. Ссылаясь на положения п.19 Правил 417, ст.20, 21 Лесного кодекса РФ, Приказа Рослесхоза от 10.06.2011г. №223 «Об утверждении Правил использования лесов для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов», Постановление Правительства РФ от 23.07.2009г. №604 «Об утверждении Правил реализации древесины, которая получена при использовании лесов, в соответствии со ст.43-46 Лесного кодекса РФ», указали, что МРСК в соответствии с п.10 Приказа Рослесхоза №223, п.7 Правил реализации древесины направило 30.04.2014 года в Министерство по природопользованию и экологии РК необходимую информацию, включая срок завершения работ по рубке. МРСК не располагало какой-либо информацией о намерениях собственника или покупателя древесины оставить ее на месте рубки на период пожароопасного сезона. МРСК не является ни собственником древесины, ни лицом, ответственным за ее хранение и реализацию. Административным органом не правильно определен субъектный состав правонарушения. МРСК заключило договор подряда № от ДД.ММ.ГГГГ с ООО «Элекрокомплект», по условиям которого подрядчик принял обязательство выполнить работы по строительству отпайки 10-кВ, ВЛИ-0,4 кВ, включая рубку деревьев на арендованном участке и строительству ЛЭП. То есть, исполнителем работ являлся подрядчик – ООО «Электрокомплект», который, по их мнению, и является лицом, виновным в совершении административного правонарушения.
На основании изложенного, заявитель просил отменить постановление по делу об административном правонарушении № Л от ДД.ММ.ГГГГ
В судебном заседании представитель ОАО «МРСК Северо-Запада» по доверенности Сополева Е.В. жалобу поддержала по основаниям, указанным в жалобе и в письменных пояснениях на возражения Министерства по природопользованию и экологии РК, в которых указали фактически те же доводы, что и в жалобе.
Представитель Министерства по природопользованию и экологии РК по доверенности Манцырев С.С. в судебном заседании полагал жалобу не подлежащей удовлетворению по основаниям, изложенным в отзыве, в котором полагали жалобу не подлежащей удовлетворению. ОАО МРСК допущено нарушение п.19, 34, 35 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 30.06.2007г. №417 (далее Правила). Приказами Министерства от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ № установлены даты начала и окончания пожароопасного сезона в 2014 году в Лахденпохском муниципальном районе РК, соответственно с ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ. Пункт 34 Правил устанавливает требования к содержанию просек, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона в свободном от горючих материалов состоянии. ОАО МРСК осуществляло строительство линейного объекта в связи с чем проводило рубку лесных насаждений в соответствии с договором и лесной декларацией. Ссылаясь также на положения п.п.19, 35 Правил указали, что при строительстве ЛЭП обеспечиваются рубка лесных насаждений и одновременная очистка мест рубок от горючих материалов ( в данном случае срубленной и не собранной в штабель древесины). Министерство обращает внимание, что п.21 Правил Обществу вменен не был, поэтому возможность либо невозможность его исполнения в данном случае рассматриваться не должна. Было установлено, что заявителем требования п.19 Правил были нарушены, что влечет административную ответственность в соответствии с ч.1 ст.8.32 КоАП РФ. Министерство не согласно с позицией общества о том, что неправильно определен субъектный состав правонарушения. разделяет данную позицию Общества по следующим основаниям. Ссылаясь на п.п. а п.23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009г. №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон», п.1 ст.715, п.1 ст.723 ГК РФ указали, что сетевой организацией, использующей лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, в том числе линией, проходящей через указанные выше квартала Лахденпохского участкового лесничества, является ОАО «МРСК Северо-Запада». Следовательно, ответственным за соблюдение Правил при использовании лесов является именно заявитель, а наличие заключенного договора подряда не освобождает Общество от ответственности за выявленные в деятельности подрядчика нарушения. Доказательств принятия Обществом всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения а также доказательств объективных препятствий для соблюдения Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно могло предвидеть и предотвратить, не представлено.
Представитель ООО «Элетрокомплект» в судебное заседание не явился, извещен о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом.
Заслушав участвующих по делу лиц, исследовав материалы настоящего дела, дела об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.
Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 1 статьи 8.32 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
В силу положений ст.96 Лесного кодекса Российской федеральный государственный лесной надзор (лесная охрана) может осуществляться государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 1 статьи 83 настоящего Кодекса, или государственными учреждениями, подведомственными органам государственной власти Российской Федерации, в пределах полномочий указанных органов, определенных в соответствии с частью 2 статьи 83 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 части 3 указанной статьи предусмотрено, что должностные лица органов государственного надзора, государственных учреждений, указанных в части 2.1 настоящей статьи, являющиеся государственными лесными инспекторами или лесничими, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право осуществлять патрулирование лесов в соответствии с нормативами, установленными уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Согласно пунктам 19, 34, 35 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.06.2007 N 417 (ред. от 14.04.2014) "Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра.
Просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
При строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
В силу подпункта «а» п.23 Постановления Правительства РФ от 24.02.2009 №160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (вместе с "Правилами установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон") сетевые организации при содержании просек обязаны обеспечивать: содержание просеки в пожаробезопасном состоянии в соответствии с требованиями правил пожарной безопасности в лесах.
Согласно ч.1 ст.715, п.1 ст.723 ГК РФ заказчик вправе во всякое время проверять ход и качество работы, выполняемой подрядчиком, не вмешиваясь в его деятельность. В случаях, когда работа выполнена подрядчиком с отступлениями от договора подряда, ухудшившими результат работы, или с иными недостатками, которые делают его не пригодным для предусмотренного в договоре использования либо при отсутствии в договоре соответствующего условия непригодности для обычного использования, заказчик вправе, если иное не установлено законом или договором, по своему выбору потребовать от подрядчика: безвозмездного устранения недостатков в разумный срок.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Министерством по природопользованию и экологии РК и «ОАО МРСК Северо-Запада» заключен договор аренды лесного участка №, в соответствии с которым ОАО «МРСК Северо-Запада» в аренду был передан лесной участок площадью 2,3 га в <адрес> <адрес> РК в целях использования лесов для строительства линейного объекта – линии электропередач. Срок действия договора хх.хх.хх..
Из положений п.п. № договора аренды следует, что арендатор обязался использовать лесной участок по назначению, нести гражданско-правовую, административную и иную ответственность за нарушение требований лесного законодательства. Не допускать нарушения установленных требований, норм и правил в области состояния, использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов. Соблюдать требования Правил пожарной безопасности в лесах РФ. Проводить за свой счет необходимые противопожарные мероприятия.
ОАО «МРСК Северо-Запада» заключило договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ № с ООО «Электрокомплект», по условиям которого подрядчик принял обязательство выполнить работы по строительству отпайки 10-кВ, ВЛИ-0,4 кВ, включая рубку деревьев на арендованном участке и строительству ЛЭП.
По условиям указанного договора (раздел 5 договора) Заказчик принял на себя обязательства, в том числе, производить приемку работ, осуществлять технических надзор за выполнением работ по договору.
ДД.ММ.ГГГГ работы на вышеуказанном участке лесного фонда были завершены, о чем ОАО «МРСК Северо-Запада» уведомило Министерство по природопользованию и экологии РК.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе осмотра лесных участков в квартале <адрес> было выявлено нарушение ОАО «МРСК Северо-Запада» лесного законодательства, выразившееся в том, что в выделах № заготовленная древесина в хлыстах уложена и оставлена в штабелях не окаймлена минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра, в выделах № древесина лежит в месте рубки в хлыстах, сучья обрублены, в штабеля не стрелевана.
Впоследствии указанное нарушение было устранено, что подтверждено актом осмотра № от ДД.ММ.ГГГГ г.
По факту нарушения был составлен протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Постановлением главного государственного лесного инспектора Министерства по природопользованию и экологии РК от ДД.ММ.ГГГГ № ОАО «МРСК Северо-Запада» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.8.32 КоАП РФ, назначено наказание в виде административного штрафа в размере хх.хх.хх. рублей.
Таким образом, обжалуемое постановление вынесено с учетом конкретных обстоятельств дела, подтвержденных исследованными доказательствами, является законным, оснований для его отмены и удовлетворения жалобы не имеется.
ОАО «МРСК «Северо-Запада», в нарушение положений договора аренды лесного участка от ДД.ММ.ГГГГ №, договора подряда от ДД.ММ.ГГГГ №, не проконтролировало выполнение работ и направило ДД.ММ.ГГГГ в Министерство по природопользованию и экологии РК уведомление об окончании рубки древесины. Между тем, ОАО «МРСК «Северо-Запада» имело объективную возможность для соблюдения требования Правил пожарной безопасности в лесах, в частности до направления указанного выше уведомления, могло провести проверку выполнения работ подрядчиком, дать соответствующие указания об устранении выявленных нарушений, и только после устранения нарушений направить уведомление об окончании рубки древесины.
Неправомерны ссылки заявителя на то, что неправильно определен субъектный состав правонарушения, а именно, что ответственность должна нести подрядная организация, непосредственно осуществлявшая работы. Организацией, использующей лесные участки для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и владеющей на праве собственности объектами электросетевого хозяйства, в том числе линией, проходящей через участки лесного фонда, является ОАО «МРСК Северо-Запада». Следовательно, данная организация и является ответственной за соблюдение Правил пожарной безопасности при использовании лесов. Наличие заключенного договора подряда не освобождает ОАО «МРСК Северо-Запада» от ответственности за выявленные в деятельности подрядчика нарушения Правил пожарной безопасности в лесах.
Доказательств принятия ОАО «МРСК Северо-Запада» всех зависящих от него мер по предупреждению совершения административного правонарушения, а также доказательств объективных препятствий для соблюдения указанных Правил в силу чрезвычайных событий и обстоятельств, которые оно могло предвидеть и предотвратить, не представлено.
Суд не принимает во внимание доводы заявителя о том, что ОАО «МРСК Северо-Запада» не имело возможности для соблюдения Правил пожарной безопасности в лесах. Согласно представленным материалам нарушения требований пожарной безопасности, послужившие основанием для привлечения ОАО «МРСК Северо-Запада» к административной ответственности были устранены ДД.ММ.ГГГГ, то есть у ОАО «МРСК Северо-Запада» имелась реальная возможность соблюсти указанные Правила.
Остальные доводы заявителя несостоятельны по изложенным основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. ст.ст. 30.6, 30.7 п.3, 30.9 КоАП РФ,
р е ш и л :
Постановление главного государственного лесного инспектора Министерства по природопользованию и экологии РК № от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, жалобу Открытого акционерного общества «Межрегиональная распределительная сетевая компания Северо-Запад» без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд в десятидневный срок со дня вручения или получения копии решения.
Судья: А.Б. Каменев