Дело --
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
-- --
Мазановский районный суд -- в составе:
председательствующего судьи Потапова А.А.,
при секретаре --13,
с участием представителя администрации -- --14
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению
--17 --3, --2 к администрации -- о признании истцов и несовершеннолетнего --1 -- года рождения, пострадавшими в результате ЧС – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, включении истцов и несовершеннолетнего --1 в списки граждан, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года,
Установил:
Истцы --17, обратились в суд с соответствующим иском к ответчику.
Исковое заявление мотивировано тем, что -- между администрацией Молчановского сельсовета и --3 был заключен договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: --. В качестве члена семьи по договору, в данное жилое помещение был вселен --1 -- года рождения,
С -- по вышеуказанному адресу был зарегистрирован и стал проживать --2, с которым -- --3 заключили брак. От брака -- родилась --4.
В результате чрезвычайной ситуации - наводнения и продолжавшихся длительное время ливневых дождей, произошедшей в августе 2013 года пострадал дом, в котором они проживаем, а именно подполье обвалилось полностью, осыпалась штукатурка, появились трещины фундамента печи, плесень.
С заявлением о включении в списки пострадавших в результате ЧС, в связи с беременностью и родами --3., она смогла обратиться в администрацию Молчановского сельсовета только -- года. В результате чего -- было проведено обследование жилого помещения, в котором они проживают по адресу: --. В результате обследования комиссия пришла к заключению, что имущество утрачено частично, так как полностью обвалилось подполье, трещины фундамента печи, осыпалась штукатурка.
Однако администрация Молчановского сельсовета на основании протокола Правительственной комиссии от -- отказала им в праве на включение в списки пострадавших в результате ЧС.
-- было проведено повторное обследование жилого помещения, в котором они проживают, в результате которого было установлено, что подполье сырое, имеется обвал подполья, имеется деформация, трещины печи, сделан ремонт печи.
Согласно ответа администрации -- -- от -- им было рекомендовано обратиться в суд с заявлением о признании пострадавшими в результате ЧС.
Принимая во внимание факт постоянного проживания в указанном доме --3., --2, --1, факт порчи принадлежащего имущества, считают, что нарушено их право на получение финансовой помощи от государства, как пострадавших в результате ЧС, сложившейся на территории -- в августе 2013 года.
Считают, что они имеют право быть признанными пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, право на включение в список граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества.
С учетом уточнений просят суд признать их и несовершеннолетнего --1 -- года рождения, пострадавшими в результате ЧС – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года; включить истцов и несовершеннолетнего --1 в списки граждан, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года.
Третье лицо – Министерство -- выразило свою позицию по поводу заявленного иска в письменном отзыве, полагают, что факт утраты имущества не нашёл своего подтверждение в представленных актах. Представитель по доверенности --15, согласно телефонограмме, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
На основании ст. 167 ГПК РФ, дело рассмотрено без участия истцов, третьего лица, просивших суд рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании представитель ответчика администрации --, действующая на основании доверенности, --20., иск не признала, суду пояснила, что истцы не являются собственниками жилого помещения, они проживают по договору найма с администрацией Молчановского сельсовета, а так же отсутствует повреждения конструктивных элементов жилого помещения.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Из данных положений следует, что право на компенсацию ущерба имеют граждане, вред имуществу которых причинен вследствие чрезвычайных ситуаций, в том числе природного характера.
Распоряжением губернатора -- от -- № 123-р на территории -- с -- введен режим чрезвычайной ситуации. Распоряжением губернатора от -- № 241-р с -- отменен режим чрезвычайной ситуации, действующий с --.
Распоряжением № 316-р от -- на территории -- было объявлено чрезвычайное положение, действующее по --.
На момент возникновения спорных правоотношений вышеуказанные распоряжения являлись действующими, и подлежат применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
На территории Молчановского сельсовета -- режим чрезвычайной ситуации был введен со -- решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности администрации --.
В силу ст. 19 ч. 1, 2 Конституции РФ все равны перед законом, государство гарантирует равенство прав человека и гражданина, в том числе независимо и от места жительства.
В силу абз. 7 ч. 1 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 18 вышеуказанного Закона).
Во исполнение требований ч. 2 ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» постановлением Правительства Российской Федерации от -- -- утверждены Правила выделения бюджетных ассигнований из резервного фонда Правительства Российской Федерации по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.
Постановлением -- от -- -- установлен Порядок использования бюджетных ассигнований резервного фонда --.
В настоящее время также действует Указ Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --».
Пунктом 2 Порядка выплаты помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 года, утв. Постановлением -- от -- -- в целях осуществления компенсационных выплат гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, предусматривался порядок формирования и утверждения списков граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение в том числе, финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства РФ, и на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов РФ.
Постановлением -- от -- -- «Об оказании гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле-августе 2013 года, помощи, источником финансового обеспечения которой являются средства федерального бюджета», признано утратившим силу в результате принятия -- постановления от -- № 212.
На момент возникновения спорных правоотношений Постановление -- от -- -- являлось действующим и определяло условия реализации права граждан на получение компенсационных выплат. Обратной силы Постановлению -- от -- -- не придано. В связи с этим Постановление -- от -- -- подлежит применению при разрешении настоящего спора и восстановлении нарушенного в период его действия права.
В соответствии с п. 2 указанного Порядка, выплата помощи производится государственными казенными учреждениями -- - управлениями социальной защиты населения по городскому округу и (или) муниципальному району области (далее - ГКУ-УСЗН) гражданам, включенным в:
а) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение единовременной материальной помощи за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
б) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание единовременной материальной помощи за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации;
в) списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, на получение финансовой помощи в связи с полной или частичной утратой имущества за счет средств резервного фонда Правительства Российской Федерации;
г) списки граждан, пострадавших в результате наводнения на территории --, на оказание финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества за счет дотации на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом «б» пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от -- -- «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и --в, Амурской и Магаданской областей, --» предусмотрено Правительству Российской Федерации до -- принять решение о выплате за счёт средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично.
Протоколом заседания оперативного штаба комиссии при -- по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от -- -- были утверждены Методические рекомендации по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, в соответствии с пунктом 1.2 которых настоящие Методические рекомендации используются исполнительными органами государственной власти -- и органами местного самоуправления в работе с гражданами, которым может быть оказана единовременная материальная помощь и финансовая помощь в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 г. на территории --, и содержат разъяснения порядка оформления документов для выплаты единовременной материальной и финансовой помощи.
Из требований приведенных правовых актов следует, что соответствующая единовременная материальная помощь оказывается гражданам, постоянно проживающим в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории -- в июле - августе 2013 г., у которых пострадало личное имущество, находящееся в указанном жилом доме или на придомовом участке; а финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается таким гражданам в случае повреждения их жилого помещения.
По смыслу ст. 18 Федерального закона от -- № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» предусмотрено право на компенсацию гражданам ущерба их имуществу, из чего следует, что такие выплаты возможны только собственнику поврежденного имущества.
Истцами представлена справка администрации Молчановского сельсовета согласно, которой состав семьи состоит: --17 --3, муж – --2, сын – --1, -- рождения, дочь --4, -- года рождения. Справка выдана на основании похозяйственной книги -- по администрации Молчановского сельсовета --.
Согласно исследованным копиям паспортов истцы: --2 (--) имеет регистрацию по адресу: --, с --; --3. (--) имеет регистрацию по адресу: --, с --.
Согласно договору социального найма жилого помещения -- от -- администрация Молчановского сельсовета в лице главы Молчановского сельсовета --6, действующего на основании Устава, и --3 заключили настоящий договор о нижеследующем: Наймодатель (администрация) передает Нанимателю (--3) и членам его семьи сроком на один год изолированное жилое помещение, находящееся в муниципальной собственности, состоящее из 3 комнат в квартире площадью 96,0 кв.м., по адресу: -- для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещения вселяется сын --1 -- года рождения. Срок действия договора с -- по -- года.
Согласно договору социального найма жилого помещения -- от -- администрация Молчановского сельсовета в лице главы Молчановского сельсовета --8, действующей на основании Устава, и --17 --3 заключили настоящий договор о нижеследующем: Наймодатель (администрация) передает Нанимателю (--3.) и членам его семьи во владение и пользование изолированное жилое помещение, муниципальной собственности, состоящее из 4 комнат в доме, общей площадью 79,1 кв.м., по адресу: -- для проживания в нем. Совместно с нанимателем в жилое помещения вселяется муж --2, -- года рождения, сын --1 -- года рождения, дочь --4 -- года рождения. Срок действия договора – бессрочно.
Согласно свидетельству о заключении брака серии --, выданного -- Отделением ЗАГС по -- управления ЗАГС -- --2 и --3 заключили брак -- года, о чем -- составлена запись акта о заключении брака № --. После заключения брака присвоены фамилии мужу и жене: «--17», «--17».
Исходя из справки администрации Молчановского сельсовета -- от -- -- видно, что --2, совместно с --3. фактически и по настоящее время проживают на территории Молчановского сельсовета с июля 2010 года, а зарегистрирован --2 по адресу -- с -- года. Справка выдана на основании похозяйственной книге -- по Администрации Молчановского сельсовета -- для предъявления по месту требования.
Истцы --17 не являются собственниками жилого помещения расположенного по адресу: --, а являются нанимателями данного жилого помещения, тогда как финансовая помощь за утраченное имущество предоставляется лишь при повреждении жилого помещения, принадлежащего проживающим в нем гражданам на праве собственности, а потому суд считает, что у истцов отсутствует право на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
Согласно представленному акту обследования частично утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей с -- в селе -- от --, в результате осмотра было установлено, что: в результате ливневых дождей подполье обвалилось полностью. Трещины фундамента печи, осыпалась штукатурка. Предположительная сумма финансовой помощи 200 000 рублей.
Согласно акту повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, произошедшего с -- гола на территории -- от --, поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. Отсутствуют правоустанавливающие документы на жилой дом. Поврежденное (утраченное) имущество: не выявлено. Подполье сырое, вода отсутствует. Обвал подполья от стоявшей ранее воды. Деформация, трещины печи. Сделан ремонт печи.
Комиссионный акт от -- составлен специальной правомочной комиссией, созданной для осмотра имущества физических лиц, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации на территории Молчановского сельсовета и территории --. Сомнений у суда данный акт не вызывает и суд признает его достоверным и допустимым доказательством.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что --3., --2 и --1 на момент чрезвычайной ситуации природного характера произошедшей в июле-августе 2013 года на территории муниципального образования Молчановский сельсовет -- проживали по адресу: -- и имуществу по месту их проживания в результате стихийного бедствия ущерб причинен не был, что подтверждается: актом повторного осмотра полностью (частично) утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленным администрацией -- от --, в вышеуказанном доме – поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. В подполье вода отсутствует. Разрушения отсутствуют.
Кроме того, истцы не представили документов, подтверждающих тот факт, что --3., либо --2 является собственниками жилого дома расположенного по адресу: --;
Финансовая помощь в связи с полной или частичной утратой имущества выплачивается гражданам в случае повреждения их жилого помещения, и являющимися собственниками поврежденного жилого помещения. В данном случае законного право истцов --3., --2 на признание их и несовершеннолетнего --1 пострадавшими в период чрезвычайной ситуации, и включения в список пострадавших в результате чрезвычайной ситуации для оказания финансовой помощи за частично утраченное имущества, не представлено, поскольку постоянное проживание не собственников в жилом доме, как и регистрация в жилом доме не порождает право граждан на получение финансовой помощи за частичную утрату имущества. Суду не представлено доказательств, что --3. и --2 являются собственниками имущества (жилого дома), по адресу: --, которому причинен ущерб.
Согласно п. 3.3 Методических рекомендаций по оказанию единовременной материальной помощи и финансовой помощи гражданам в связи с чрезвычайной ситуацией, произошедшей в июле-августе 2013 года на территории --, с целью установления ущерба, созданная местной администрацией комиссия осуществляет обследование жилого помещения и имущества заявителя с составлением актов обследования рекомендованной формы.
В материалах дела имеется акт повторного осмотра жилого помещения пострадавшего в результате чрезвычайной ситуации – наводнения, обильного выпадения осадков, составленный уполномоченной комиссией --, согласно которому в доме, где проживают истцы, поврежденное (утраченное) имущество не выявлено. В подполье вода отсутствует, подполье сырое. Произошел обвал подполья от стоявшей ранее воды. Деформировалась, потрескалась печь, которой произведен ремонт.
Таким образом, каких-либо повреждений конструктивных элементов указанного жилого дома, которые бы состояли в установленной причинно-следственной связи с чрезвычайной ситуацией на территории -- в 2013 г. и являлись основанием для выплаты истцам финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, этим актом объективно не установлено. Акт составлен компетентными лицами, в соответствии с действующим законодательством, оснований подвергать сомнению допустимость и достоверность изложенных в нем, не имеется.
Что касается имеющегося в деле акта обследования частично утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей со -- в селе --, от --, в котором, кроме не имеющих правового значения для настоящего спора ссылок на повреждение подполья дома, отражен факт повреждения печи, осыпания штукатурки, то они не могут расцениваться в качестве доказательств, достаточных для обоснованного и достоверного вывода о нанесении ущерба имуществу истцов, поскольку, в отличие от исследованного выше акта, которому они не соответствуют в части ссылок на повреждение печи, они составлены, не в соответствии с утвержденными Методическими рекомендациями и не согласованы с отделом гражданской защиты населения.
Иных относимых и допустимых доказательств повреждения жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории --, истцы суду не представили.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исследовав представленные доказательства, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении требований --17 --3., --2 поскольку они не являлись в период чрезвычайной ситуации собственниками жилого помещения в котором они проживают, что исключает возможность признания их пострадавшими и включения в списки граждан на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требованиях --17 --3, --2 к администрации -- о признании истцов и несовершеннолетнего --1 -- года рождения, пострадавшими в результате ЧС – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, включении истцов и несовершеннолетнего --1 в списки граждан, на получение финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества в результате чрезвычайной ситуации – наводнения и ливневых дождей, произошедшей на территории Молчановского сельсовета -- в августе 2013 года, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурском областном суде через Мазановский районный суд -- в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Копия верна:
Председательствующий