Дело №2а-1-579/2022
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 декабря 2022 г. г.Инза, суд
Судья Инзенского районного суда Ульяновской области Росляков В.Ю.,
при секретаре Просвирниной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Шукшина А.И. к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконными решения о признании годным к военной службе,
у с т а н о в и л :
Шукшин А.И. обратился в суд с административным исковым заявлением к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконными решения о признании годным к военной службе.
В административном исковом заявлении указал, что состоит на воинском учете в отделе Военного комиссариата города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области и входит в число граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Призывной комиссией города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области в отношении него вынесено решение о призыве на военную службу от 02 ноября 2022 г, протокол №2. Фактом, подтверждающим наличие оспариваемого решения, является выписка из протокола решения призывной комиссии.
В соответствии с Пунктом 16 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации» (утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663) призывнику, в отношении которого принято решение о призыве на военную службу, вручается повестка о явке его в назначенный срок в отдел (муниципальный) для отправки к месту прохождения военной службы, но данная повестка истцу не вручалась.
С решением призывной комиссии города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области от 02.11.2022 истец не согласен.
Призывная комиссия не выдала направление на дополнительное обследование, решение вынесено без достаточных данных о состоянии здоровья истца.
В ходе прохождения призывных мероприятий истцом предъявлялись жалобы на пониженный вес, головные боли, сонливость, боли в позвоночнике, выпадение полей зрения, снижение остроты зрения, нефроптоз.
Считает, что его заболевание ограничивает категорию годности до показателя «В» - ограничено годен к военной службе, в связи с чем, в отношении него должно быть вынесено решение об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас.
На основании изложенного, просил суд признать незаконными действия членов призывной комиссии города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, выразившиеся в вынесении решения призывной комиссии вопреки положениям действующего законодательства, а именно вынесение решения в отношении гражданина, не подлежащего вызову на заседание призывной комиссии и без достаточных сведений о состоянии его здоровья.
Административный истец Шукшин А.И. в судебном заседании доводы и требования, изложенные в административном исковом заявлении, поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика – Военный комиссариат Ульяновской области» в судебное заседание не явился, представил возражения на административный иск, в соответствии с которыми Решением призывной комиссии муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области от 02 ноября 2022 года (протокол № 2) Шукшин А.И. был призван на военную службу.
Данная призывная комиссия была создана Указом Губернатора Ульяновской области. В ее состав входят должностные лица, относящиеся к разным органам государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, которые не связаны между собой отношениями подчиненности и принятое ими коллегиальное решение оформляется протоколом. Состав комиссии формируется таким образом, чтобы принятое ими решение было независимо от других лиц и организаций. Поэтому, принимая решение о призыве гражданина на военную службу, призывная комиссия руководствуется только объективными данными.
Военный комиссариат не вправе вмешиваться в деятельность призывной комиссии и давать оценку ее действиям. Призывная комиссия не является структурным подразделением военного комиссариата и он за ее действия (бездействие) ответственности не несет. В Положении о военных комиссариатах предусмотрено, что на военный комиссариат возлагается лишь организация призыва, которую он проводит при содействии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Вынесение заключения о категории годности и принятие решения о призыве граждан на военную службу - это полномочия призывной комиссии. Поэтому военный комиссариат Ульяновской области является ненадлежащим административным ответчиком по делу.
При прохождении мероприятий, связанных с осенним призывом 2022 года, Шукшин А.И. с учетом жалоб и имеющихся медицинских документов был освидетельствован врачами-специалистами и был признан по статьей 13 «д» (пониженное питание), 59«в» (Расписания болезней Постановления Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565) Б-3 - к военной службе с незначительными ограничениями, по статье 35 «г» (Расписания болезней Постановление Правительства РФ от 04.07.2013 г. № 565) Б-2 - годным к военной службе с незначительными ограничениями.
По пониженному весу Шукшин А.И. в весенний призыв 2022 года получил отсрочку на 6 месяцев, был направлен в больницу в стационар, где было проведено полное обследование. Нарушений функций органов, заболеваний установлено не было.
При наличии недостаточности питания граждане подлежат обследованию и (или) лечению в стационарных условиях. При этом граждане при призыве на военную службу (военные сборы) признаются временно не годными к военной службе на 6 месяцев. Если по результатам обследования у граждан не выявлено вызывающих снижение массы тела заболеваний, то они подлежат освидетельствованию по пункту «д» (статья 13 «д» Расписания болезней).
В осенний призыв с учетом результатов обследования, прошедшего призывником весной 2022 года, с учетом отсутствия патологий и нарушений функций органов, призывнику была выставлена категория годности Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями. Таким образом, ограничения по пониженному весу были учтены.
Во время прохождения медицинского освидетельствования у невролога Шукшин А.И. изъявлял жалобы на боли в спине. Призывник был осмотрен врачом-неврологом, при визуальном осмотре нарушений и отклонений выявлено не было. Врачом также было изучено личное дело призывника. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.
Также Шукшиным А.И. изъявлялись жалобы на зрение, были представлены медицинские документы. Врачом-специалистом призывник был осмотрен, были изучены материалы личного дела, результаты обследований. Таким образом, были учтены ограничения по зрению и поставлена категория Б-2 - годным к военной службе с незначительными ограничениями. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.
Жалоб на головные боли, а также жалоб на боли в области почек истцом во время медицинского освидетельствования не предъявлялось.
Однако врачом-хирургом при медицинском освидетельствовании были изучены результаты УЗИ брюшной полости и почек от 12 апреля 2022 года, согласно которому у призывника патологий не имелось, а также были изучены результаты анализов, сданных призывником до медицинского освидетельствования. В совокупности имеющихся медицинских документов, результатов осмотра и опроса призывника (клинической картины в целом), заболевания почек не имелось. Оснований для направления Шукшина А.М. на дополнительное обследование не имелось. УЗИ почек от 29 сентября 2022 года призывником при прохождении медицинского освидетельствования предъявлено не было. Все медицинские документы, предъявляемые призывниками, в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим порядок призыва на военную службу, приобщаются в копиях к материалам личного дела.
В соответствии с пунктом 13 раздела II Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. № 663 призывная комиссия выносит заключение в отношении призывника о призыве его на военную службу только после определения категории годности его к военной службе, которая указывается в решении призывной комиссии.
В своем административном иске Шукшин А.И. указывает, что врачами- специалистами призывной комиссии при прохождении им медицинского освидетельствования в рамках мероприятий, связанных с призывом на военную службу, при установлении категории годности, не были учтены медицинские справки и документы, предоставленные им, а также не были выданы направления для прохождения дополнительного медицинского обследования в рамках стационара, тем самым Шукшин А.И. жалуется на действия (бездействие) врачей-специалистов медицинской комиссии в составе призывной комиссии муниципального образования «Инзенский район» Ульяновской области.
Однако следует отметить, что врачи-специалисты действовали согласно правилам проведения медицинского освидетельствования на основании ст. 5.1 Федерального закона № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Оснований для направления Шукшина А.И. на дополнительное обследование в не имелось.
Кроме того, Шукшину А.И. было предложено пройти консультацию у врачей военно-врачебной комиссии Ульяновской области, был назначен день консультации, на которую призывник не явился.
Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.
Представители Военного комиссариата города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военного комиссариата Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области в судебное заседание не явились.
Исследовав материалы дела, заслушав явившиеся стороны, суд приходит к следующему.
Согласно ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных специальными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии со ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Согласно ст.59 Конституции РФ защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со ст.36 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок прохождения военной службы определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, Положением о порядке прохождения военной службы и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ч.4 ст.26 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
Согласно ч.1 ст.26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии со ст.28 Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в п.1 названной статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе.
Согласно п.5 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 №663, призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с п. 13 Положения при призыве на военную службу организация обязательного медицинского освидетельствования призывника, возлагается на призывную комиссию.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 утверждено Положение о военно-врачебной экспертизе.
Согласно пункту 1 Положения военно-врачебная экспертиза проводится в мирное и военное время в Вооруженных Силах Российской Федерации, во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти и спасательных воинских формированиях Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах внутренних дел Российской Федерации, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации в целях определения годности к военной службе, годности к службе, приравненной к военной службе, обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, установления причинной связи увечий (ранений, травм, контузий), заболеваний у военнослужащих и приравненных к ним лиц, граждан, призванных на военные сборы, граждан, уволенных с военной службы, приравненной службы и военных сборов, с прохождением ими военной и приравненной службы, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба).
В соответствии с пунктами 3 и 4 Положения на военно-врачебную комиссию возлагается проведение медицинского освидетельствования, в том числе граждан, поступающих на приравненную службу, а также граждан, не проходивших военную службу и пребывающих в запасе.
Под медицинским освидетельствованием понимаются изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент освидетельствования в целях определения их годности к военной службе (службе в органах), обучению (службе) по отдельным военно-учетным специальностям (специальностям), решение других предусмотренных настоящим Положением вопросов с вынесением письменного заключения.
В силу пункта 9 Положения военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
Из материалов дела следует, что Шукшин А.И. состоит на учете в качестве призывника в Военном комиссариате города Инза, Инзенского и Базарносызганского района с 23 января 2018 г.
В весенний призыв 2022 г. ему предоставлялась отсрочка от призыва на военную службу сроком на 6 месяцев в связи с недостаточным весом.
Шукшину А.И. было выдано направление на стационарное обследование, которое нарушение функций внутренних органов и каких-либо заболеваний не выявило.
В период осеннего призыва 2022 г. во время прохождения медицинского освидетельствования у невролога Шукшин А.И. изъявлял жалобы на боли в спине. Призывник был осмотрен врачом-неврологом, при визуальном осмотре нарушений и отклонений выявлено не было. Врачом также было изучено личное дело призывника. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.
Также Шукшиным А.И. изъявлялись жалобы на зрение, были представлены медицинские документы. Врачом-специалистом призывник был осмотрен, были изучены материалы личного дела, результаты обследований. Были учтены ограничения по зрению. Оснований для направления на дополнительное обследование не имелось.
Жалоб на головные боли, а также жалоб на боли в области почек истцом во время медицинского освидетельствования не предъявлялось.
При этом врачом-хирургом при медицинском освидетельствовании были изучены результаты УЗИ брюшной полости и почек от 12 апреля 2022 года, согласно которому у призывника патологий не имелось, а также были изучены результаты анализов, сданных призывником до медицинского освидетельствования.
УЗИ почек от 29 сентября 2022 года призывником при прохождении медицинского освидетельствования предъявлено не было.
В итоге с учетом результатов медицинского обследования, принимая во внимание выявленные патологии, 2 ноября 2022 г. призывная комиссия приняла решение о признании административного истца годным к военной службе по категории годности Б-3 - годен к военной службе с незначительными ограничениями. (л.д.7).
Сомневаться в законности вынесенного призывной комиссией решения у суда не имеется.
Повестка на призыв в Вооруженные Силы РФ Шукшину А.И. не вручалась, ему была предложена консультация врачей военно-врачебной комиссии Ульяновской области.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-177 КАС РФ, суд
р е ш и л :
Административное исковое заявление Шукшина А.И. к Военному комиссариату города Инза, Инзенского и Базарносызганского районов Ульяновской области, Военному комиссариату Ульяновской области, Призывной комиссии МО «Инзенский район» Ульяновской области, Призывной комиссии Ульяновской области, Военно-врачебной комиссии Инзенского района, Военно-врачебной комиссии Ульяновской области о признании незаконными решения о признании годным к военной службе, оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Инзенский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья:
Решение в окончательной форме изготовлено 27 декабря 2022 г.