Дело № 2-2573/2019
УИД 24RS0024-01-2019-002584-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2019 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Коробейниковой Ю.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Красноярской природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Надежда» о признании деятельности по временному накоплению отходов лесопиления незаконной, об устранении нарушений природоохранного и противопожарного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Красноярская природоохранная прокуратура, действующая в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратилась в суд с исковым заявлением к ООО «Надежда» о признании деятельности по временному накоплению отходов лесопиления незаконной, об устранении нарушений природоохранного и противопожарного законодательства, мотивируя свои требования тем, что ООО «Надежда» осуществляет хозяйственную деятельность по переработке древесины на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Береговой, 1/3.
ООО «Надежда» заключило договор аренды № на часть железнодорожного тупика, общей площадью 2000 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), с расположенным на нем частью сооружения железнодорожного пути необщего пользования. Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного, противопожарного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Надежда». В ходе проверки, проведенной прокуратурой ДД.ММ.ГГГГ на предмет соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха, противопожарного законодательства установлено, что в результате деятельности ООО «Надежда» создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде (загрязнение, засорение территории, среды обитания объектов животного мира) и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие па окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью граждан.
В связи с изложенным, истец изначально просил признать деятельность ООО «Надежда» ОГРН/ИНН 1142450001341/2450031316 по временному накоплению отходов лесопиления на земельном участке с кадастровым номером 24:18:3005002:69, расположенном по адресу: <адрес>, пер. Береговой, 1/3 в отсутствие специально оборудованной площадки для временного накопления отходов лесопиления незаконной; обязать ООО «Надежда» очистить часть земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Береговой, 1/3 (производственную территорию ООО «Надежда») от отходов лесопиления путем сбора и передачи для размещения на санкционированном объекте размещения отходов, внесенном в государственный реестр объектов размещения отходов, либо путем переработки/утилизации в соответствии с требованиями действующего законодательства в месячный срок с момента вступления в законную силу решения суда; обязать ООО «Надежда» на производственной территории - части земельного участка с кадастровым номером № расположенного по адресу: <адрес>, пер. Береговой, 1/3 оборудовать площадку для временного накопления отходов для осуществления деятельности в соответствии с пунктом 3.7 Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.ДД.ММ.ГГГГ-03, утвержденных главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 30.04.2003г.; обязать ООО «Надежда» провести инвентаризацию имеющихся на производственной территории (часть земельного участка с кадастровым номером №) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в двухмесячный срок с момента вступления в законную силу решения суда; обязать ООО «Надежда» поставить на государственный учет объекты, оказывающие негативное воздействие па окружающую среду, расположенные на производственной территории - части земельного участка с кадастровым номером № в двухмесячный срок с момента-вступления в законную силу решения суда; обязать ООО «Надежда» на производственной территории – части земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, пер. Береговой,1/3 устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, с приостановлением деятельности ответчика до устранения вышеперечисленных нарушений природоохранного и противопожарного законодательств.
В судебном заседании помощник Канского межрайонного прокурора Иванюшин И.Ю. уточнил заявленные исковые требования, с учетом того, что в ходе рассмотрения дела в суде ответчик в добровольном порядке устранил большую часть выявленных нарушений, в связи с чем, в итоге просил суд удовлетворить требования истца в части возложения на ответчика обязанности провести инвентаризацию имеющихся на производственной территории источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу, и возложении обязанности на ответчика на производственной территории устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, выразившиеся в размещении на территории открытого склада лесоматериалов навесов и строений V степени огнестойкости, приостановив деятельность ООО «Надежда» до устранения указанного нарушения противопожарного законодательства.
В судебном заседании представители заявителя (ответчика по делу) ООО «Надежда» - директор Михеечев В.В., адвокат Надольская С.Г. (на основании ордера), с учетом уточнений исковых требований, иск признали частично, пояснив, что мероприятия в части инвентаризации имеющихся на производственной территории источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух находятся в процессе исполнения, фактически – на завершающей стадии, в связи с чем данное требование будет исполнено ответчиком в ближайшее время, в части необходимости устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, выразившиеся в размещении на территории открытого склада лесоматериалов навесов и строений V степени огнестойкости также давали пояснения, согласно которым указанные навесы и строения частично уже демонтированы, в части причин, препятствующих выполнению указанного требования в полном объеме, со стороны ответчика были озвучены как доводы относительно того, что опечатанные судебными приставами-исполнителями станки, находящиеся в периметре указанных навесов и строений, не позволяют ответчику демонтировать их в полном объеме, в связи с чем также ставили вопрос о необходимости отмены обеспечительных мер по иску, так и относительно того, что в противном случае оборудование без защиты от воздействий окружающей среды, мороза и осадков, выйдет из строя и придет в негодность.
Третьи лица по делу – Лу Цзунь, представитель ОСП по г. Канску и Канскому району УФССП России по Красноярскому краю, в судебном заседании участия не принимали, будучи извещенными надлежащим образом.
Суд, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц в порядке ст. 167 ГПК РФ, с учетом мнения присутствующих участников процесса, и заслушав стороны, учитывая пояснения специалиста – начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю Заичкина Э.А., заслушанного в ходе разбирательства дела, исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Конституцией РФ каждому гарантировано право на жизнь и охрану здоровья. В силу ст. 34 Федерального закона РФ от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара. Правовое регулирование в сфере обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации основано на Конституции РФ и включает в себя Федеральный закон РФ от 21.12.1994 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», а также принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты. В соответствии п. 1 ст. 18 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее Закон № 96-ФЗ) хранение, захоронение и обезвреживание на территориях организаций и населенных пунктов, загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, в том числе дурнопахнущих веществ, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
Правовые акты в области пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Нормативное регулирование в области пожарной безопасности предполагает неукоснительное соблюдение уполномоченными государственными органами, органами местного самоуправления, их должностными лицами, организациями и гражданами установленных и обязательных для исполнения требований пожарной безопасности.
Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» определяет общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулирует в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями, юридическими лицами, должностными лицами, гражданами (физическими лицами), в том числе индивидуальными предпринимателями. Пожарная безопасность - состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ.
Согласно ст. 16 Федерального закона «О пожарной безопасности» к полномочиям федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности относятся, среди прочего, разработка утверждаемого Правительством Российской Федерации нормативного правового акта, устанавливающего противопожарный режим.
Правила противопожарного режима, утвержденные постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390 «О противопожарном режиме» содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов защиты в целях обеспечения пожарной безопасности.
Обязательные для исполнения требования противопожарного
законодательства установлены Правилами противопожарного режима в
Российской Федерации (далее - ПНР), утвержденными постановлением
Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме»,
Федеральным законом от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о
требованиях пожарной безопасности» (далее - Закон), Сводом правил СП
114.13330.2016 «Склады лесных материалов. Противопожарные нормы.
Актуализированная редакция СИиП 21-03-2003», принятым и введенным в
действие 10.03.2017 Приказом Министерства строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Российской Федерации от 09.09.16 № 627/пр.
Судом установлено, что ООО «Надежда» осуществляет хозяйственную деятельность по переработке древесины на земельном участке с кадастровым номером №, расположенном по адресу: <адрес> на основании договора аренды № на часть железнодорожного тупика, общей площадью 2000 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (кадастровый №), с расположенным на нем частью сооружения железнодорожного пути необщего пользования.
Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований природоохранного, противопожарного законодательства, в том числе законодательства об отходах производства и потребления, об охране атмосферного воздуха в деятельности ООО «Надежда», в результате которой были выявлены нарушения, необходимость устранения которых положена в основу настоящего искового заявления.
В частности, в ходе обследования территории ООО «Надежда» изначально были выявлены следующие нарушения требований противопожарного законодательства: на территории открытого склада лесоматериалов размещены навесы и строения V степени огнестойкости (статья 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ; п. 5.3 СП 114.13330.2016). Помимо этого, достоверно была установлена необходимость провести инвентаризацию имеющихся на производственной территории источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Суд при этом учитывает, что в ходе судебного разбирательства со стороны ответчика, как таковой, факт наличия выявленных нарушений не отрицался и признавался, в том числе, исходя из того, что большая часть изначально выявленных нарушений как природоохранного, так и противопожарного законодательства ответчиком была устранена в процессе рассмотрения дела.
Оценивая представленные по делу доказательства, суд находит установленным в судебном заседании факт того, что в результате деятельности ООО «Надежда» создана реальная угроза причинения вреда окружающей среде действиями, связанными с переработкой древесины. Указанные нарушения как природоохранного, так и противопожарного законодательства, отраженные в справке об участии в проверке от 11.03.2019 г., в справке-заключении гос.инспектора г. Канска и Канского района по пожарному надзору от 14.02.2019 г., в Представлении об устранении нарушений противопожарного законодательства, законодательства об отходах производства и потребление, об охране атмосферного воздуха № 7/1-8-2019 от 13.05.2019 г., являются недопустимыми, могут повлечь причинение вреда жизни и здоровью граждан, имущественный ущерб. Учитывая, что имеющиеся нарушение интересов Российской Федерации, а также нарушение интересов неопределенного круга лиц, в соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор наделен правом обращения в суд за защитой их интересов.
В силу положений ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: 1) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; 2) в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом «О техническом регулировании», и нормативными документами по пожарной безопасности.
Собственник объекта защиты или лицо, владеющее объектом защиты на праве хозяйственного ведения, оперативного управления либо ином законном основании, предусмотренном федеральным законом или договором, должны в рамках реализации мер пожарной безопасности в соответствии со ст. 64 Федерального закона № 123 разработать и представить в уведомительном порядке декларацию пожарной безопасности. Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков - классификационная характеристика зданий, сооружений и пожарных отсеков, определяемая пределами огнестойкости конструкций, применяемых для строительства указанных зданий, сооружений и отсеков (п. 44 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
Степень огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков должна устанавливаться в зависимости от их этажности, класса функциональной пожарной опасности, площади пожарного отсека и пожарной опасности происходящих в них технологических процессов; Пределы огнестойкости строительных конструкций должны соответствовать принятой степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков. Соответствие степени огнестойкости зданий, сооружений и пожарных отсеков и предела огнестойкости применяемых в них строительных конструкций приведено в таблице 21 приложения к настоящему Федеральному закону (ст. 87 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ).
В силу п. 5.3 СП 114.13330.2016. Свод правил. Склады лесных материалов. Противопожарные нормы. Актуализированная редакция СНиП 21-03-2003" (утв. Приказом Минстроя России от 09.09.2016 N 627/пр, здания складов пиломатериалов следует размещать на отдельных площадках. Допускается размещать здания складов и навесы на территории открытого хранения штабелей пиломатериалов, при этом здания должны быть не ниже степени огнестойкости IV и классов конструктивной пожарной опасности С2, С3. Разрывы от зданий и навесов до штабелей пиломатериалов открытого хранения следует принимать не менее 30 м.
Указанный свод правил (СП 114.13330.2016) распространяется на проектирование и реконструкцию складов лесных материалов, пиломатериалов, балансовой древесины, осмола, дров, щепы, опилок, коры и древесных отходов в соответствии с требованиями противопожарной защиты независимо от их вместимости.
Учитывая данные требования противопожарного законодательства, принимая во внимание также и пояснения начальника ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю Заичкина Э.А., полагавшего указанные нарушения в деятельности ООО «Надежда» существенными и несущими в себе угрозу противопожарной безопасности, суд полагает в указанной части исковые требования истца удовлетворить.
При этом, суд считает необходимым указать на необоснованность доводов стороны ответчика относительно отсутствия фактической опасности в связи с тем, что в настоящее время деятельность ответчиком не осуществляется, полагая, что на верность доводов суда в указанной части не влияет представленный в материалы дела Акт проверки № 186 от 11.12.2019 г., составленный представителем ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району, в котором сделаны выводы относительно того, что нарушений на момент проверки не выявлено, поскольку, указанный акт был составлен в связи с ранее вынесенным предписанием № 70/1/1-3 от 05.047.2019 г., при условии, что нарушение противопожарного законодательства в виде размещения на территории открытого склада лесоматериалов навесов и строений V степени огнестойкости так и не устранено, о чем также дал пояснения начальник ОНД и ПР по г. Канску и Канскому району ГУ МЧС России по Красноярскому краю Заичкин Э.А., и, по содержанию данных в этой части объяснений, не отрицали и представители ответчика (в части их нахождения, как таковых).
В соответствии с ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 04.05.1999 г. № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускаются на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации. Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Для получения такого разрешения, согласно ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ, юридические лица, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него, проводят инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, вредных физических воздействий на атмосферный воздух и их источников в порядке, определенном федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
При этом, вопреки требованиям закона, в ООО «Надежда» на момент проверки и на момент рассмотрения дела по существу не была в полном объеме проведена и завершена инвентаризация источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, что, по факту, стороной ответчика не оспаривалось, и, поскольку на момент принятия судом решения указанное нарушение имеет место быть, исковые требования в данной части также подлежат удовлетворению.
Таким образом, в ходе судебного разбирательства установлено, что в результате деятельности ООО «Надежда» на текущий момент все также создается реальная угроза причинения вреда окружающей среде (загрязнение, засорение территории, среды обитания объектов животного мира) и угроза жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Данный факт в последующем может оказать негативное воздействие па окружающую, природную среду, и повлечь причинение вреда здоровью граждан. У жителей г. Канска и Канского района Красноярского края, других граждан нет гарантии, что в результате хозяйственной-деятельности данного Общества не будет антисанитарного состояния территории, а деятельность ООО «Надежда» не создаст опасность причинения вреда в будущем.
В соответствии с п. 1 ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. По смыслу п. 1 ст. 1065 ГК РФ указанные нормы выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь одним из способов защиты гражданских прав.
Таким образом, положения, установленные п. 1 ст. 1065 ГК РФ, выполняют предупредительную функцию, направленную на обеспечение охраны прав и интересов граждан и организаций, являясь в соответствии со статьей 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав.
В связи с чем, суд полагает необходимым частично удовлетворить исковые требования по приостановлению деятельности ООО «Надежда», определив приостановку деятельности ответчика в части приема, переработки, хранения древесины, до момента устранения нарушений противопожарного законодательства, исключив при этом необходимость приостановления деятельности по отгрузке древесины, поскольку иное не позволит ответчику осуществлять ее вывоз, и до устранения нарушений противопожарного законодательства создаст дополнительные условия для возникновения (распространения) пожара.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования Красноярской природоохранной прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации к ООО «Надежда» о признании деятельности по временному накоплению отходов лесопиления незаконной, об устранении нарушений природоохранного и противопожарного законодательств - удовлетворить частично.
Обязать ООО «Надежда» провести инвентаризацию имеющихся на производственной территории (часть земельного участка с кадастровым №) источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в двухмесячный срок с момента вступления решения в законную силу.
Обязать ООО «Надежда» на производственной территории (части земельного участка с кадастровым №), расположенного по адресу: <адрес> устранить выявленные нарушения противопожарного законодательства, выразившиеся в размещении на территории открытого склада лесоматериалов навесов и строений V степени огнестойкости, приостановив хозяйственную деятельность ООО «Надежда» по приему, переработке и хранению древесины до устранения указанного нарушения противопожарного законодательства.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23 декабря 2019 года.
Судья А.М. Блошкина