63RS0028-01-2019-000363-73
№2а-409/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Сергиевск 15 мая 2019 года
Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи В.А. Тюленева,
при секретаре Петряниной И.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-409/2019 по административному иску прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (кладбищ),
у с т а н о в и л:
Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, и возложении обязанности постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки.
В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в ходе надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле, государственной регистрации недвижимости, муниципальном имуществе в администрации сельского поселения Калиновка установлено, что на территории сельского поселения расположено 4 кладбища: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка. Указанные кладбища собственника не имеют, на учет, как бесхозяйная вещь, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлены, администрацией сельского поселения в установленном порядке не проведена работа по межеванию занятых кладбищами земельных участков, не установлены границы земельных участков на местности, земельные участки не поставлены на кадастровый учет. В связи с этим администрацией сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский нарушены требования федерального законодательства. В соответствии с информацией сельского поселения Калиновка и ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области собственников данных кладбищ нет, как бесхозная вещь на учет не поставлены; межевание земельных участков не проведено, границы земельных участков на местности не установлены; земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Пунктом 24 статьи 1 главы 2 Устава сельского поселения Калиновка к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Соответствующие полномочия органу местного самоуправления муниципального района не делегировались. Не постановка на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на земельный участок, фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
В судебное заседании прокурор Сергиевского района Самарской области Рябов В.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, и указывает, что исковые требования поддерживает в полном объеме.
Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области - глава поселения Беспалов С.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит рассмотреть дело без его участия, указывая, что иск не признает, поскольку в настоящее время в бюджете сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский денежные средства, необходимые для осуществления мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, а также регистрации права собственности на них, отсутствует. По мере поступления в бюджет сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский денежных средств на указанные цели, финансирование мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, а также регистрация права собственности на них будет осуществлена.
Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Самарской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное не явился, не сообщил суду о причинах неявки, о рассмотрении дела без его участия не просил.
С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица.
Исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Сведения в ЕГРН о земельных участках, расположенных в Самарской области, Сергиевском районе, в границах сельского поселения Калиновка (земли населенных пунктов, для размещения существующего кладбища) отсутствуют, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.03.2019.
В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.
В соответствии с п. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.
Согласно ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.
Ст. 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").
В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.
Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пп. 1-1, 1-2 СанПиН 2.1.2882-11).
Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.
Администрация сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области требования указанного законодательства не исполняет, не принимает меры по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, не ставит на государственный кадастровый учет и не регистрирует право собственности на земельные участки.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Сергиевского района Самарской области удовлетворить.
Признать бездействие администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, незаконным.
Обязать администрацию сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд в течение месяца.
Председательствующий судья: В.А. Тюленев