Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-409/2019 ~ М-284/2019 от 29.03.2019

63RS0028-01-2019-000363-73

№2а-409/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

с. Сергиевск                             15 мая 2019 года

Сергиевский районный суд Самарской области в составе председательствующего судьи В.А. Тюленева,

при секретаре Петряниной И.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-409/2019 по административному иску прокурора Сергиевского района Самарской области в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации к администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйных объектов недвижимого имущества (кладбищ),

у с т а н о в и л:

    Прокурор Сергиевского района Самарской области обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц и Российской Федерации с иском к администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, и возложении обязанности постановки на государственный кадастровый учет и регистрации права собственности на земельные участки.

В обоснование своих требований указал, что прокуратурой района в ходе надзора за исполнением законодательства о погребении и похоронном деле, государственной регистрации недвижимости, муниципальном имуществе в администрации сельского поселения Калиновка установлено, что на территории сельского поселения расположено 4 кладбища: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка. Указанные кладбища собственника не имеют, на учет, как бесхозяйная вещь, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлены, администрацией сельского поселения в установленном порядке не проведена работа по межеванию занятых кладбищами земельных участков, не установлены границы земельных участков на местности, земельные участки не поставлены на кадастровый учет. В связи с этим администрацией сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский нарушены требования федерального законодательства. В соответствии с информацией сельского поселения Калиновка и ответа Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области собственников данных кладбищ нет, как бесхозная вещь на учет не поставлены; межевание земельных участков не проведено, границы земельных участков на местности не установлены; земельные участки на кадастровый учет не поставлены. Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с ГК РФ (статьи 294, 296). Пунктом 24 статьи 1 главы 2 Устава сельского поселения Калиновка к вопросам местного значения поселения относятся: организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Соответствующие полномочия органу местного самоуправления муниципального района не делегировались. Не постановка на государственный кадастровый учет и не регистрация права собственности на земельный участок, фактически занятый кладбищем, может привести к обезличиванию территории кладбища, влечет нарушение прав на достойное отношение после погребения, приводит к нарушению прав неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, поскольку отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.

В судебное заседании прокурор Сергиевского района Самарской области Рябов В.И., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, не явился, представив заявление, в котором просит рассмотреть дело без его участия, и указывает, что исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области - глава поселения Беспалов С.В., будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив отзыв, в котором просит рассмотреть дело без его участия, указывая, что иск не признает, поскольку в настоящее время в бюджете сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский денежные средства, необходимые для осуществления мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, а также регистрации права собственности на них, отсутствует. По мере поступления в бюджет сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский денежных средств на указанные цели, финансирование мероприятий по постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, занятых кладбищами в в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, а также регистрация права собственности на них будет осуществлена.

Представитель заинтересованного лица администрации муниципального района Самарской области, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте рассмотрения дела, в судебное не явился, не сообщил суду о причинах неявки, о рассмотрении дела без его участия не просил.

С учетом изложенного, суд счел возможным рассмотрение дела в отсутствие административного истца, представителя административного ответчика и представителя заинтересованного лица.

Исследовав представленные доказательства, суд считает заявление прокурора обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Сведения в ЕГРН о земельных участках, расположенных в Самарской области, Сергиевском районе, в границах сельского поселения Калиновка (земли населенных пунктов, для размещения существующего кладбища) отсутствуют, что подтверждается Уведомлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от 26.03.2019.

В соответствии со ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Частью 4 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые гражданскими захоронениями.В силу ст. 18 Федерального закона от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления, а согласно ч. 2 ст. 15 Федерального закона N 8-ФЗ места погребения по принадлежности могут быть либо государственными либо муниципальными.

В соответствии с п. 1 ст. 4 вышеназванного Федерального закона N 8-ФЗ местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших.

Согласно ст. 16 Федерального закона N 8-ФЗ выбор земельного участка для размещения места погребения осуществляется в соответствии с правилами застройки города или иного поселения с учетом гидрогеологических характеристик, особенностей рельефа местности, состава грунтов, предельно допустимых экологических нагрузок на окружающую среду, а также в соответствии с санитарными правилами и нормами и должен обеспечивать неопределенно долгий срок существования места погребения.

Ст. 42 Конституции Российской Федерации, часть 1 статьи 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10 января 2001 года "Об охране окружающей среды" определяют, что каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности (абз. 3 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения").

В соответствии со статьей 17 Федерального закона N 8-ФЗ деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления (п. 1).

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 июня 2011 года N 84 утверждены СанПиН 2.1.2882-11 "Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения", которыми устанавливаются санитарно-эпидемиологические требования к условиям размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности.

Требования СанПиН 2.1.2882-11 являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности (пп. 1-1, 1-2 СанПиН 2.1.2882-11).

Согласно п. 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утвержденным в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зеленых насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зеленой защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.

Не проведение кадастровых работ с целью уточнения границ и площади занятых под кладбище земельных участков, отсутствие установленных границ спорных земельных участков, не приведение территории кладбищ в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета в установленном законом порядке, приводит к нарушению санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронения умерших, препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля над местами погребения, обеспечению безопасности жизни и здоровья населения, осуществлению земельного контроля.

Администрация сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области требования указанного законодательства не исполняет, не принимает меры по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, не ставит на государственный кадастровый учет и не регистрирует право собственности на земельные участки.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административное исковое заявление прокурора Сергиевского района Самарской области удовлетворить.

Признать бездействие администрации сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области, выразившееся в непринятии мер по постановке на учет земельных участков, занятых кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка, незаконным.

Обязать администрацию сельского поселения Калиновка муниципального района Сергиевский Самарской области поставить на государственный кадастровый учет и зарегистрировать право собственности на земельные участки, занятые кладбищами: в с. Калиновка, в п. Ендурайкино, в п. Карабаевка, в ур. Тимофеевка.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Сергиевский районный суд в течение месяца.

Председательствующий судья: В.А. Тюленев

2а-409/2019 ~ М-284/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Сергиевского района Самарской области
Ответчики
Администрация сельского поселения Калиновка Сергиевского района Самарской области
Другие
Администрация муниципального района Сергиевский Самарской области
Суд
Сергиевский районный суд Самарской области
Судья
Тюленев В.А
Статьи
29.03.2019 Регистрация административного искового заявления
29.03.2019 Передача материалов судье
01.04.2019 Решение вопроса о принятии к производству
01.04.2019 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2019 Подготовка дела (собеседование)
28.05.2019 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.04.2019 Рассмотрение дела начато с начала
15.05.2019 Судебное заседание
15.05.2019 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.06.2019 Дело оформлено
17.06.2019 Дело передано в архив
05.08.2019 Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
07.08.2019 Изучение поступившего ходатайства/заявления
28.08.2019 Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)