УИД 63RS0№-24
9а-92/22
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
о возвращении заявления
<адрес> <дата>
Судья Куйбышевского районного суда <адрес> Кузина Н.Н., рассмотрев административное исковое заявление Жиркиной Натальи Ивановны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства и преграждении доступа к правосудию,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Жиркина Н.И. обратилась в суд с иском, в котором просит взыскать в пользу нее компенсацию за нарушение права на судопроизводство в разумный срок в размере 1 000 000 рублей, обязать Куйбышевский районный суд <адрес> незамедлительно устранить нарушение прав и законных интересов Жиркиной Н.И., путем направления в ее адрес копии заверенных судебных актов.
Изучив представленные документы, судья приходит к следующему
Суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен главой 22 названного кодекса.
Как разъяснено в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от <дата> N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 КАС РФ суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела): о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций (ч. 1, 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации); связанные с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью реализации государственных и иных публичных полномочий, в том числе административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям (ч. 1, 3 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Частью 6 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.
С учетом изложенного, действия (бездействия) сотрудников суда, осуществляемые при отправлении правосудия, не могут быть обжалованы в суд в порядке искового и административного искового производства, поскольку для их обжалования предусмотрен иной порядок.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судья отказывает в принятии административного искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах.
Таким образом, судья приходит к выводу о том, что суды не наделены полномочиями рассматривать в порядке административного судопроизводства вопросы, связанные с действиями подчиненных председателю работников аппарата суда при выдаче копий документов по делам, находящимся в производстве соответствующего суда. Действующим законодательством не предусмотрена возможность оспаривания действий (бездействия) судей и подчиненных председателю работников аппарата суда в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, из права каждого на судебную защиту его прав и свобод не вытекает возможность выбора гражданами по своему усмотрению способов и процедур судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции Российской Федерации, федеральными законами (Постановление от <дата> N 8-П; определения от <дата> N 123-О, от <дата> N 493-О, от <дата> N 1427-О-О, от <дата> N 388-О-О, от <дата> N 555-О-О, от <дата> N 550-О, от <дата> N 1138-О и др.).
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального конституционного закона от <дата> N 1-ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" к функциям председателя районного суда наряду с осуществлением полномочий судьи и иных процессуальных полномочий в соответствии с федеральными законами отнесены, в числе прочего, организация работы суда; общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначение на должность и освобождение от должности работников аппарата суда, а также распределение обязанностей между ними, принятие решение о поощрении работников аппарата суда или о привлечении их к дисциплинарной ответственности.
Аналогичные полномочия председателя районного суда определены Законом РФ от <дата> N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. 6.2).
Жалобы на действия работников аппарата суда общей юрисдикции рассматриваются председателем суда в порядке, предусмотренном Федеральным законом от <дата> N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", то есть вне рамок административного судопроизводства.
Решения, действия (бездействие) судьи, работников аппарата суда по выдаче копий судебных актов, не подлежат оспариванию в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу в отказе в принятии административного искового заявления.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 128 КАС РФ, судья
ОПРЕДЕЛИЛ:
В принятии административного искового заявления Жиркиной Натальи Ивановны к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по <адрес> о присуждении компенсации за нарушение разумного срока судопроизводства и преграждении доступа к правосудию - отказать.
Определение может быть обжаловано в течение 15 дней в Самарский областной суд с подачей частной жалобы через Куйбышевский районный суд <адрес>.
Судья Н.Н.Кузина