УИД 28RS0004-01-2020-004808-56
Дело № 2-4038/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 августа 2020 года г. Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Майданкиной Т.Н.,
при секретаре судебного заседания Ганичевой Т.С.,
с участием представителя истца – Пнева А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Благовещенска, действующего в интересах неопределенного круга лиц и несовершеннолетних к МАДОУ «Детский сад № 47» о возложении обязанности обеспечить здание охраной, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средствами передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно-пропускными пунктами, оснастить здание металлоискателями, обеспечить достаточное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Благовещенска обратился в суд в защиту интересов неопределенного круга лиц, с исковым заявлением, в обоснование которого указал, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска», по результатам которой выявлены нарушения требований законодательства об образовании, о противодействии терроризму.В ходе проверки установлено, ЧТО МАДОУ «ДСТШШ сад № 47 г. Благовещенска» состоит из 1 корпуса, который расположен по адресу ул. Октябрьская, д. 236.При этом, проверкой выявлены нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности объектов, а именно:МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не обеспечен охранойсотрудниками частных охранных организаций, подразделениямивневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны;в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» на 1-м этаже необорудованы помещения для охраны с установкой в них системвидеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожныхсообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации);в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны);в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не оснащено стационарными или ручными металлоискателями;в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не обеспечивается непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), поскольку установлено только 10 видеокамер (6 внешнего наблюдения, 4 внутреннего). Указанное отрицательно сказывается на комплексной безопасности, антитеррористической защищенности лиц, пребывающих в дошкольной организации, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая и противодиверсионная устойчивость объекта, что не позволяет обеспечить предупреждение террористических актов и чрезвычайных ситуаций и, как следствие, влечет нарушение прав детей дошкольного возраста и работников детского сада, в том числе права на охрану жизни и здоровья.Выявленные нарушения требований вышеуказанного законодательства стали возможными в результате ненадлежащего выполнения должностных обязанностей работниками МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска», ответственными за данный участок работы.В целях устранения выявленных нарушений заместителем прокурора города Благовещенска заведующей МАДОУ «Детский сад № 47 г.Благовещенска» 20 февраля 2020 года вынесено представление, которое рассмотрено, однако меры к фактическому устранению выявленных нарушений не приняты.Точное количество заинтересованных в исходе настоящего дела лиц, интересы которых будут затронуты, определить невозможно в силу того, что не представляется возможным установить точное число участников образовательного процесса, поэтому прокурор использует право на обращение в суд в защиту неопределенного круга лиц.
На основании изложенного, просит: обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» обеспечить охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» оборудовать на 1-м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» оснастить здание стационарными или ручными металлоискателями, в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу; обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» обеспечить достаточное непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), поскольку установлено только 10 видеокамер (6 внешнего наблюдения, 4 внутреннего), в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора г. Благовещенска Амурской области настаивал на удовлетворении исковых требований, привел доводы, аналогичные изложенным в иске.
Представитель ответчика МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» в судебное заседание не явился, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв, в котором указал, что по первому исковому требованию МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» учредителю подана заявка о выделении денежных средств на указанные цели, Управлением образования города 10 апреля 2020 года в Финансовое управление администрации города Благовещенска направлено письмо № 03684 с просьбой рассмотреть возможность выделения дополнительных бюджетных ассигнований городского бюджета в апреле 2020 года по направлению расходов «0701 Дошкольное образование» на физическую охрану территории в сумме 3283,2 тыс. руб. По второму исковому требованию, МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» заключен договор от 8 мая 2020 года № 47/ДС-св-236 с ООО «Вэлком» на создание системы видеонаблюдения с использованием материалов подрядчика в сроки по 31 декабря 2020 года, и заключен договор от 02.07.2020 года № 76 с ООО «ППА Рубеж» на выполнение работ по монтажу кнопки тревожной сигнализации. Срок выполнения работ в течении 65 календарных дней с момента заключения договора. По третьему требованию: было проведено обследование здания специалистами ФГУП «Охрана» Росгвардии по Амурской области. По результату обследования получен ответ об отсутствии необходимых условий, обязательно предъявляемых к оборудованию пота охраны. По четвертому исковому требованию, МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» приобретен один металлоискатель ручной «Sphinx» ВМ-612. По пятому исковому требованию, МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» заключен договор от 08 мая 2020 года № 47/ДС-св-236 с ООО «Вэлком» на создание системы видеонаблюдения и средств передачи сообщений в подразделения войск национальной гвардии РФ в срок по 31 декабря 2020 года (плановое окончание работ – 31 августа 2020 года). На основании изложенного, просит отказать в удовлетворении требования под номером 4 в связи с фактическим его исполнением.
Представитель третьего лица - администрации г. Благовещенска, в судебное заседание не явился, в обоснование своей позиции представил письменный отзыв, в котором указал, что главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по статьям расхода в городском бюджете на реализацию полномочий в области образования является управление образования. Так, управлением образования были выделены и доведены денежные средства на выполнение следующих мероприятий МАДОУ «Детский сад № 19 г. Благовещенска»: приобретен ручной металлоискатель на сумму 6000 рублей; на выполнение работ по модернизации системы видеонаблюдения на сумму 309489 рублей в здании по ул. Октябрьская, 236. Дополнительным соглашением № 4 от 18 июня 2020 года к соглашению № 2 от 9 января 2020 года предусмотрены лимиты на проведение работ по монтажу кнопки тревожной сигнализации в сумме 35488 рублей. Поскольку МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» исполняются требования антитеррористической защищенности, при этом, истцом не приведено доказательств о бездействии учреждения, в связи с чем, отсутствует необходимость судебного вмешательства в деятельность данного учреждения, с целью защиты прав неопределенного круга лиц путем возложения требуемой обязанности. Просит в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица – Управления образования администрации г. Благовещенска, извещен надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явился. Суд, руководствуясь ч.3 ст. 167 ГПК РФ, определил: рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав пояснения представителя истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Судом установлено, что прокуратурой города Благовещенска проведена проверка исполнения требований законодательства об антитеррористической защищенности образовательных учреждений, в ходе которой установлено следующее, что МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» состоит из одного корпуса, который расположен по адресу: ул. Октябрьская, д. 236. При этом, проверкой выявлены нарушения обязательных требований антитеррористической защищенности объектов, а именно: МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не обеспечен охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны; в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» на 1-м этаже не оборудованы помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации); в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не оборудованы основные входы в здания, входящие в состав объектов (территорий), контрольно-пропускными пунктами (постами охраны); в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не оснащено стационарными или ручными металлоискателями; в МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» не обеспечивается непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), поскольку установлено только 10 видеокамер (6 внешнего наблюдения, 4 внутреннего).
Согласно позиции истца, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, обязанных финансировать профилактические мероприятия.
Проверяя законность и обоснованность заявленных требований, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 2 и ст. 45 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его прав и свобод - обязанностью государства.
Согласно п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 41 названного закона охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 — ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах обеспечения и защиты основных прав и свобод человека и гражданина, системного и комплексного использования политических, информационно-пропагандистских, социально - экономических, правовых и иных мер противодействия терроризму, а также приоритета предупреждения терроризма.
Согласно ч. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» юридические лица обеспечивают выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) в отношении объектов, находящихся в их собственности или принадлежащих им на ином законном основании.
Во исполнение ст. 5 закона постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 года № 1235 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства образования и науки Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства образования и науки Российской Федерации, определяющие требования к обеспечению безопасности образовательных организаций (далее - Требования).
В силу пунктов 17 - 22 Требований антитеррористическая защищенность объектов (территорий) образования независимо от их категории опасности обеспечивается, в частности, путем осуществления комплекса мер, направленных на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории); организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования; исключения бесконтрольного пребывания на объектах (территориях) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объектов (территорий); оснащение объектов (территорий) инженерно-техническими средствами защиты.
На основании ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Приказом Рособразования от 11.11.2009 года № 2013 «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» руководителям подведомственных образовательных учреждений предписано принять дополнительные меры по усилению режима пожарной и антитеррористической безопасности, а органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников).
Более того, в целях определения методических подходов к организации создания единой системы обеспечения безопасности образовательных учреждений Минобрнауки РФ 04 июня 2008 года разработаны методические указания, в соответствии с которыми антитеррористическая защищенность образовательного учреждения считается одним из критериев обеспечения безопасности при оценке готовности учебных заведений к учебному процессу.
При этом, согласно Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05 октября 2009 года, одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечения безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств; расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Учитывая изложенное, принятие мер по антитеррористической защищенности, в том числе на прилегающей территории, является обязанностью Учреждения.
Выполнение указанных обязанностей направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников Учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данные меры являются профилактическими и направлены на противодействие террористической деятельности.
В соответствии с п. 7 ч. 2 ст. 5.1. Федерального закона от 06.03.2006 № 35 - ФЗ «О противодействии терроризму» выполнение юридическими и физическими лицами требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в собственности субъекта Российской Федерации или в ведении органов государственной власти субъекта Российской Федерации организует высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации, который осуществляет в пределах своих полномочий меры в области профилактики терроризма, минимизации и ликвидации последствий его проявлений.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
На основании п. 7.1 ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06.10.2003 № 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального городского, сельского поселения относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения
В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 данного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
Судом установлено, что согласно ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» администрация города Благовещенска является исполнительно - распорядительным органом местного самоуправления. При этом в структуру администрации города Благовещенска, которая утверждается представительным органом местного самоуправления в силу положений ч. 8 ст. 37 Федерального закона от 06.10.2003 № 131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» могут входить отраслевые (функциональные) и территориальные органы местной администрации.
В соответствии со ст. 32 Устава муниципального образования города Благовещенска, утвержденного решением Думы города Благовещенска от 24.05.20015 № 62/89, в структуру администрации города Благовещенска входят отраслевые (функциональные) и территориальные органы администрации, которые могут наделяться правами юридического лица.
Постановлением администрации города Благовещенска от 27.05.2020 № 1640 внесены изменения в постановление от 30.05.2005 № 1456, Положение об управлении образования города Благовещенска утверждено в новой редакции.
Согласно данному Положению Управление образования администрации города Благовещенска является самостоятельным структурным подразделением администрации города Благовещенска со статусом юридического лица (и. 1.1).
Управление образования от своего имени может приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (и. 1.5).
В соответствии с п.п. 3.9 - 3.11 управление образования в соответствии с возложенными на него задачами, выступая в качестве учредителя муниципальных образовательных учреждений:
осуществляет контроль за сохранностью и эффективным использованием закрепленного за муниципальными образовательными организациями имущества;
- обеспечивает содержание зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройством прилегающих к ним территорий;
- осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя), получателя и администратора бюджетных средств.
Кроме того, согласно п. 3.35 управление образования участвует в формировании городского бюджета в части расходов на образование, рассматривает и утверждает порядок составления, утверждения и ведения бюджетной сметы, является главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых на содержание муниципальных образовательных организаций и учреждений образовательной сферы.
Таким образом, главным распорядителем бюджетных средств, предусмотренных по статьям расхода в городском бюджете на реализацию полномочий в области образования является управление образования, доказательств обратного, в порядке ст. 56 ГПК РФ, суду не представлено.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из положений ст. 57 ГПК РФ следует, что доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Исходя из принципа состязательности сторон, закрепленного в ст. 12 настоящего Кодекса, а также положений ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, лицо, не реализовавшее свои процессуальные права на представление доказательств, несет риск неблагоприятных последствий не совершения им соответствующих процессуальных действий.
С учетом, в совокупности исследованных доказательств с точки зрения относимости, допустимости и достаточности в соответствии со статьями 55, 59, 60 ГПК РФ, и с учетом установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, что заявленный иск обоснован и подлежит удовлетворению в полном объеме.
В силу положений ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого оно должно быть исполнено.
Рассматривая требование истца о возложении обязанности на МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска»обеспечить здание охраной, оборудовать помещение для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средствами передачи тревожных сообщений, оборудовать входы в здание контрольно-пропускными пунктами, оснастить здание металлоискателями, обеспечить достаточное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объектав течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу, суд находит их обоснованными и достаточными для исполнения вступившего в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать МАДОУ «Детский сад № 47 г. Благовещенска» здание, расположенное по адресу: Амурская область, город Благовещенск, ул. Октябрьская, 236:
обеспечить охраной сотрудниками частных охранных организаций, подразделениями вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации, военизированными и сторожевыми подразделениями организации, подведомственной Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, или подразделениями ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу;
оборудовать на 1 -м этаже помещения для охраны с установкой в нем систем видеонаблюдения, охранной сигнализации и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации (подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации), в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу;
оборудовать основные входы в здание контрольно-пропускными пунктами (постами охраны), в течение 1 месяца после вступления решения суда в законную силу;
оснастить здание стационарными или ручными металлоискателями, в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу;
обеспечить достаточное непрерывное видеонаблюдение уязвимых мест и критических элементов объекта (территории), в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Т.Н. Майданкина
Решение в окончательной форме принято 12 августа 2020 года.