Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1852/2021 ~ М-1241/2021 от 05.04.2021

63RS0-69

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

<адрес>                 13 мая 2021 г.

Ленинский районный суд <адрес> в составе:

председательствующего судьи Наточеева М.А.,

при секретаре Тимошенко Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах Захарова И. Г. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту,

УСТАНОВИЛ:

<адрес> обратился в суд с иском в защиту интересов Захарова И.Г. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту, указав, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременности проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта.

По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2017 – 2019 годы.

Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в 2019 году предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Вид работ – ремонт крыши.

Согласно информации НО «ФКР» от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время работы по ремонту вышеуказанного дома не проведены, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> нарушает, в том числе, права Захарова И.Г., который является инвалидом II группы, зарегистрирован и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просит обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» обеспечить выполнение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>.

В судебном заседании помощник прокурора <адрес> Пузравина И.Ю. исковые требования поддержала в полном объеме.

Истец Захаров И.Г. в судебное заседание не явился, извещался надлежащим образом, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствии.

Представитель НО «ФКР» в судебное заседание не явился, извещались надлежащим образом, представили ходатайство, в котором просят рассмотреть дело в свое отсутствие.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.

Выслушав позицию истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований. Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

Статьей 166 ЖК РФ установлено, что перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, оказание и (или) выполнение которых финансируются за счет средств фонда капитального ремонта, который сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, включает в себя: ремонт внутридомовых инженерных систем электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, водоотведения; ремонт, замену, модернизацию лифтов, ремонт лифтовых шахт, машинных и блочных помещений; ремонт крыши; ремонт подвальных помещений, относящихся к общему имуществу в многоквартирном доме; ремонт фасада; ремонт фундамента многоквартирного дома.

Согласно ч.1 ст.180 ЖК РФ функциями регионального оператора являются:

1) аккумулирование взносов на капитальный ремонт, уплачиваемых собственниками помещений в многоквартирных домах, в отношении которых фонды капитального ремонта формируются на счете, счетах регионального оператора;

2) открытие на свое имя специальных счетов и совершение операций по этим счетам в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме выбрали регионального оператора в качестве владельца специального счета. Региональный оператор не вправе отказать собственникам помещений в многоквартирном доме в открытии на свое имя такого счета;

3) осуществление функций технического заказчика работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

4) финансирование расходов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, в пределах средств этих фондов капитального ремонта с привлечением при необходимости средств, полученных из иных источников, в том числе из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета;

5) взаимодействие с органами государственной власти субъекта Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора;

6) иные предусмотренные данным кодексом, законом субъекта Российской Федерации и учредительными документами регионального оператора функции.

В соответствии с ч.1 ст.182 ЖК РФ региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пункты 3, 4, 5 ч.2 ст.182 ЖК РФ).

В соответствии с постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Некоммерческая организация "Фонд капитального ремонта" является специализированной некоммерческой организацией, деятельность которой направлена на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, а также реализация иных мероприятий в сфере жилищно-коммунального хозяйства <адрес>.

Согласно ст.168 ЖК РФ региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов. Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя: 1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции; 2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах; 3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах по каждому виду услуг и (или) работ (ч.2 ст.168 ЖК РФ).

В целях реализации региональной программы капитального ремонта, конкретизации сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, уточнения планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, определения видов и объема государственной поддержки, муниципальной поддержки капитального ремонта органы государственной власти субъекта Российской Федерации обязаны утверждать краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, сроком на три года с распределением по годам в пределах указанного срока (ч.7 ст.168 ЖК РФ).

Законом предусмотрено внесение в региональную программу капитального ремонта и краткосрочные планы реализации региональной программы капитального ремонта изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме. Региональная программа капитального ремонта подлежит актуализации не реже чем один раз в год (ч.4, 5, 7 ст.168 ЖК РФ).

Из материалов дела следует, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения НО «ФКР» требований жилищного законодательства в части своевременности проведения капитального ремонта многоквартирных домов, предусмотренного краткосрочной программой проведения капитального ремонта.

По результатам проведенной проверки, выявлены нарушения в деятельности НО «ФКР».

Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утверждена региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Приказом министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ утвержден региональный краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>, на 2017 – 2019 годы.

Из содержания краткосрочной программы капитального ремонта следует, что в 2019 году предусмотрено выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома по адресу: <адрес>. Вид работ – ремонт крыши.

Согласно информации НО «ФКР» от ДД.ММ.ГГГГ в настоящее время работы по ремонту вышеуказанного дома не проведены, поскольку фактически отсутствует подрядная организация, привлеченная ответчиком для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирного дома.

Нарушение сроков проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме по адресу: <адрес> нарушает, в том числе, права Захарова И.Г., который является инвалидом II группы, зарегистрирован и проживает в вышеуказанном доме, несет бремя расходов на капитальный ремонт, поскольку несвоевременное его проведение существенно нарушает гарантированные Конституцией РФ жилищные права.

Правовое регулирование деятельности региональных операторов, направленное на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлено Жилищным Кодексом РФ. Функции регионального оператора определены в ст. 180 ЖК РФ.

В целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме региональный оператор обязан, в частности, привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту подрядные организации и заключить с ними от своего имени соответствующие договоры; контролировать качество и сроки оказания услуг и (или) выполнения работ подрядными организациями и соответствие таких услуг и (или) работ требованиям проектной документации; осуществить приемку оказанных услуг и (или) выполненных работ (пп. 3, 4, 5 ч. 2 ст. 182 ЖК РФ).

Ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение региональным оператором перед собственниками своих обязательств, предусмотренных законом, установлена ч. 5 ст. 178 и ч. 1 ст. 188 ЖК РФ.

Из приведенных выше норм права следует, что жилищным законодательством установлены разные виды ответственности регионального оператора перед собственниками помещений в многоквартирном доме: ответственность за неисполнение своих обязательств (ч. 5 ст. 178, ч. 1 ст. 188 ЖК РФ), при которой региональный оператор отвечает за собственное противоправное поведение как сторона, нарушившая обязательство, и ответственность за последствия неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по проведению капитального ремонта подрядными организациями, привлеченными региональным оператором (ч. 6 ст. 182 ЖК РФ), при которой в силу прямого указания в законе ответственность регионального оператора возникает за действия (бездействие) третьих лиц, не являющихся стороной обязательства, возникающего между региональным оператором и собственниками помещений при организации проведения капитального ремонта общего имущества дома.

В соответствии с положениями п. 1 ст. 9 ГК РФ, устанавливающего, что граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, выбор одного из предусмотренных законом способов защиты нарушенного права принадлежит тому лицу, чье право нарушено.

В силу ч. 1 ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ -ГД «О системе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>», принятого Самарской Губернской Думой 04.06.2013г. региональный оператор обеспечивает проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, в объеме и в сроки, которые предусмотрены региональной программой капитального ремонта, и финансирование капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, в том числе в случае недостаточности средств фонда капитального ремонта, за счет средств, полученных за счет платежей собственников помещений в других многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, за счет субсидий, полученных из бюджета <адрес> и (или) местного бюджета, за счет иных не запрещенных законом средств.

Судом установлено, что в настоящее время работы по капитальному ремонту многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес> не начаты. Следовательно, ответчик не исполняет возложенные на него действующим жилищным законодательством обязанности в части организации проведения работ по капитальному ремонту, что влечет срыв проведения капитального ремонта по указанному дому и, соответственно, привело к срыву региональной программы капитального ремонта на 2017-2019 год.

Таким образом, доказательства того, что на настоящий момент ответчиком осуществлен выбор подрядной организации и заключены договоры на проведение работ по капитальному ремонту вышеуказанного многоквартирного дома, в нарушение ст.56 ГПК РФ, ответчиком не представлены. Размещение на официальном сайте НО «ФКР» <адрес> информации для подрядных организаций, включенных в реестр квалифицированных подрядных организаций, которые имеют возможность заключения договоров для проведения капитального ремонта в многоквартирных домах, указанных в реестре несостоявшихся конкурсов, и отсутствием поступивших предложений по ним не является доказательством надлежащего исполнения обязанности по своевременному проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и не может служить основанием для освобождения ответчика от обязанности обеспечения выполнения работ по капитальному ремонту многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории <адрес>.

Обеспечение подготовки задания на выполнение работ по капитальному ремонту многоквартирного дома, подготовке и утверждению проектной документации на проведение капитального ремонта, привлечение для выполнения работ по капитальному ремонту подрядной организации и заключение договора подряда относится к полномочиям ответчика, осуществляемым им в ходе организации проведения работ по капитальному ремонту.

При таких обстоятельствах, требования прокурора о возложении на ответчика обязанности по обеспечению проведения работ по капитальному ремонту в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку данный дом включен в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и ответчик, обязанный в силу закона обеспечить своевременную организацию проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, данную обязанность до настоящего времени не исполнил.

Вместе с тем суд считает, что для проведения вышеуказанных действий необходим срок не менее 6 месяцев, полагая, что данный срок является разумным и достаточным для осуществления вышеуказанных обязанностей, входящих в непосредственную компетенцию ответчика, осуществление которых согласно вышеприведенному законодательству должно носить постоянный характер.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора <адрес> в интересах Захарова И. Г. к Некоммерческой организации «Региональный оператор <адрес> Фонд капитального ремонта» о возложении обязанности проведения работ по капитальному ремонту– удовлетворить частично.

Обязать Некоммерческую организацию «Региональный оператор <адрес> «Фонд капитального ремонта» организовать проведение работ по капитальному ремонту крыши многоквартирного дома по адресу: <адрес> течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В остальной части иска отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.

Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья М.А. Наточеева

2-1852/2021 ~ М-1241/2021

Категория:
Гражданские и административные дела
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Прокурор Сызранского района Самарской области
Захаров И.Г.
Ответчики
Некоммерческая организация "Региональный оператор Самарской области "Фонд капитального ремонта"
Судья
Наточеева М. А.
05.04.2021 Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.04.2021 Передача материалов судье
12.04.2021 Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.04.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.04.2021 Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
27.04.2021 Предварительное судебное заседание
13.05.2021 Судебное заседание
20.05.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.05.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)