РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 июля 2022 г. с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Логиновой М.Е.,
с участием:
представителя истца ст. помощника Самарского межрайонного природоохранного прокурора Моисеева Н.Г.,
представителя ответчика Администрации муниципального района Шигонский и третьего лица Администрации сельского поселения Суринск муниципального района Шигонский Тимохиной М.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-396/2022 по исковому заявлению заместителя Самарского межрайонного природоохранного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области о возложении обязанности совершить определенные действия,
Установил:
Заместитель Самарского межрайонного природоохранного прокурора обратился в суд с исковым заявлением в интересах в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Администрации сельского поселения Подвалье муниципального района <адрес> (далее также - Администрация сельского поселения), в котором просил возложить на Администрацию сельского поселения обязанность в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, расположенное на территории сельского поселения Подвалье около <адрес>, координаты: широта 53.649, долгота 48.747.
В обоснование заявленных требований указано, что в результате проведенного Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа соблюдения законодательства об отходах производства и потребления установлено, что в нарушение ст. ст. 12, ст. 13, 13.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 2, 21 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пунктов 216, 220 Санитарных правил и норм СанПиН 2.13684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ДД.ММ.ГГГГ № (далее также - СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21), на территории сельского поселения Подвалье муниципального района <адрес> около <адрес> по указанным выше координатам допущено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на почве вне специально оборудованных мест накопления отходов. Выявленные нарушения земельного, санитарно-эпидемиологического законодательства, законодательства об отходах производства и потребления оказывают негативное воздействие на экологическую обстановку, могут отразиться на здоровье граждан, ограничивают конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду и нарушают их право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды. Кроме того, этим нарушаются права Российской Федерации в части полномочий проведения единой государственной политики в области обращения с отходами, охраны окружающей среды, направленной на сохранение благоприятной окружающей среды и здоровье человека.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ ненадлежащий ответчик - Администрация сельского поселения заменен на надлежащего ответчика - Администрацию муниципального района <адрес> (далее также – <адрес>), при этом Администрация сельского поселения оставлена участвовать в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика.
В ходе судебного заседания представитель истца ст. помощник Самарского межрайонного природоохранного прокурора ФИО2 исковые требования к <адрес> поддержал по изложенным в исковом заявлении основаниям. Дополнил, что несанкционированное размещение отходов производства и потребления находится на земельном участке из состава земель, государственная собственность на которые не разграничена. Указанный земельный участок собственника или иного титульного владельца не имеет. Собственники отходов, размещенных на свалке, не установлены. В силу положений Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение указанным земельным участком и освобождение его от отходов должна осуществлять <адрес>. Полагал необходимым и достаточным с учетом требований разумности установить ответчику срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика <адрес> и третьего лица Администрации сельского поселения по доверенностям ФИО3 в судебном заседании иск признала. Пояснила, что действительно на территории сельского поселения расположена указанная выше несанкционированная свалка отходов производства и потребления. Собственники отходов не установлены. Земельный участок под свалкой относится землям, государственная собственность на которые не разграничена. Данный участок никому на каком-либо вещном праве не предоставлен. Поэтому на основании Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение указанным земельным участком и ликвидация размещенной на нем свалки входит в полномочия <адрес>. Просила предоставить срок для исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Выслушав объяснения представителей участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
По мнению суда, истец представил достаточные доказательства в обоснование заявленных требований, в том числе нарушения прав неопределенного круга лиц и Российской Федерации оспариваемым бездействием, тогда как ответчиком доказательств законности оспариваемого бездействия не представлено.
В ходе судебного разбирательства установлено, что в результате проведенного Самарской межрайонной природоохранной прокуратурой анализа соблюдения законодательства об отходах производства и потребления выявлено, что на территории сельского поселения по указанным выше координатам допущено несанкционированное размещение отходов производства и потребления на почве вне специально оборудованных мест накопления отходов.
Данное обстоятельство подтверждается информацией, предоставленной в Самарскую межрайонную природоохранную прокуратуру <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ и Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства <адрес> в письме от ДД.ММ.ГГГГ.
До сих пор свалка не ликвидирована, рекультивация занимаемого свалкой земельного участка не осуществлена.
Согласно материалам дела занятый свалкой земельный участок собственника или иного титульного владельца не имеет, на кадастровый учет не поставлен, сведения в ЕГРН о нем не внесены.
Таким образом, данный участок относится к землям, государственная собственность на которые не разграничена.
Собственники отходов, размещенных на свалке, не установлены.
Указанные обстоятельства ответчиком и третьим лицом не оспариваются.
На основании статьи 42 Конституции Российской Федерации и пункта 1 статьи 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Законодательство в области охраны окружающей среды в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из данного Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, в той мере, в какой это необходимо для обеспечения санитарно эпидемиологического благополучия населения, регулируются законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и законодательством об охране здоровья, иным направленным на обеспечение благоприятной для человека окружающей среды законодательством (пункт 6 статьи 2 Федерального закона «Об охране окружающей среды»).
Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пункт 1 статьи 3.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» допускает накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТа 30772-2001 «Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», введенного постановлением Госстандарта России от ДД.ММ.ГГГГ №-ст, (далее - ГОСТ 30772-2001) являются несанкционированными свалками отходов.
В соответствии с абз. 4 и 8 ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в целях охраны земель на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Статьей 1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным законом. Отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Право собственности на отходы определяется в соответствии с гражданским законодательством (статья 4 названного Федерального закона).
Документы, позволяющие определить собственника отходов, расположенных на занятом свалкой земельном участке, в материалы дела не представлены.
Согласно примечанию к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001, если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, не установлены, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.
Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, в силу предписаний абзаца второго пункта 1 статьи 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» не является препятствием для распоряжения ими.
В силу абзаца 4 пункта 2 статьи 3.3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных данным пунктом.
Из правового анализа приведенной нормы следует, что занятый свалкой земельный участок, расположенный на территории сельского поселения, входящего в муниципальный район Шигонский, находится в ведении органа местного самоуправления муниципального района, который и должен нести обязанность по недопущению загрязнения либо иного негативного воздействия на этот участок.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Пункт 216 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 предусматривает, что накопление отходов допускается только в специально оборудованных местах накопления отходов, соответствующих требованиям Санитарных правил.
Согласно пункту 220 СанПиН ДД.ММ.ГГГГ-21 при накоплении отходов во временных складах, на открытых площадках без тары (навалом, насыпью) или в негерметичной таре должны соблюдаться следующие условия:
временные склады и открытые площадки должны располагаться по отношению к жилой застройке в соответствии с требованиями к санитарно-защитным зонам;
поверхность отходов, накапливаемых насыпью на открытых площадках или открытых приемниках-накопителях, должна быть защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров (укрытие брезентом, оборудование навесом);
поверхность площадки должна иметь твердое покрытие (асфальт, бетон, полимербетон, керамическая плитка).
На основании статьи 130 Конституции Российской Федерации местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, в том числе в части организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Статьей 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» предусмотрено, что территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями (пункт 1). Организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с данным Законом (пункт 2).
Как предусмотрено ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют данные полномочия в области обращения с отходами на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с подпунктом 14 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 16 ст. 7 Устава муниципального района Шигонский участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории муниципального района <адрес> относится к вопросам местного значения муниципального района.
<адрес> в соответствии со ст. ст. 40 - 41 Устава муниципального района Шигонский является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления, обладающим полномочиями по решению вопросов местного значения муниципального района, к ее компетенции относится, в частности, предоставление земельных участков юридическим лицам и гражданам, организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также осуществление полномочий, отнесенных к компетенции местной администрации (исполнительно-распорядительного органа) муниципального образования федеральными законами, законами <адрес>, настоящим Уставом.
Поскольку несанкционированное размещение отходов производства и потребления осуществлено на территории муниципального района Шигонский, собственник отходов не установлен, ответственным за территорию, на которой размещены отходы, является <адрес>, то последняя в силу примечания к пункту 7.8 ГОСТа 30772-2001 является собственником отходов.
Таким образом, исходя из положений приведенных выше нормативных актов, обязанность по ликвидации свалки возложена на <адрес>. Доказательств обратного ответчиком не представлено.
<адрес> мер к ликвидации несанкционированной свалки нарушает права неопределенного круга лиц - граждан на благоприятную окружающую среду, а также права государства как собственника земли.
Согласно частям 1, 2 статьи 39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
В соответствии с ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
Абзацем 1 части 4.1 статьи 198 ГПК РФ предусмотрено, что в случае признания иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой одним из способов защиты этих прав является присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Суд принимает признание иска ответчиком, поскольку это не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы иных лиц. Волеизъявление ответчика на признание иска было добровольным и осуществлено после разъяснения судом соответствующих правовых последствий. Полномочия представителя ответчика на признание иска предусмотрены выданной главой муниципального района Шигонский доверенностью от ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с изложенным исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Как следует из ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, в случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Предложенный сторонами срок для исполнения возложенных на ответчика обязанностей (до ДД.ММ.ГГГГ) определен с учетом требований разумности, в том числе необходимости принятия <адрес> мер по заключению муниципального контракта, а также соблюдения бюджетного законодательства.
Согласно п. 1 подп. 19 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются, в частности, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков. Таким образом, государственная пошлина, от уплаты которой прокурор при подаче иска освобожден, не может быть взыскана с ответчика.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, ч. 3 ст. 173, ч. 4.1 ст. 198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Принять признание иска ответчиком Администрацией муниципального района <адрес>.
Исковое заявление заместителя Самарского межрайонного природоохранного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию муниципального района <адрес> обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ ликвидировать несанкционированное размещение отходов производства и потребления, расположенное на территории сельского поселения Подвалье около <адрес>, координаты: широта 53.649, долгота 48.747.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Председательствующий А.Ю.Полянский
Решение вынесено в окончательной форме 25.07.2022.
Судья А.Ю.Полянский