Дело № 12-31/2019
РЕШЕНИЕ
28 мая 2019 год город Гай
Судья Гайского городского суда Оренбургской области Шошолина Е.В., при секретаре Шевченко Ю.С., с участием помощника Гайского межрайонного прокурора Горожанова Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Порфирова Д. В. на постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении Порфирова Д. В.,
установил:
постановлением мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Порфиров Д.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ с назначением наказания в виде административного штрафа, с применением положений ч.2.2, ч.2.3 ст.4.1 КоАП РФ, в размере 25 000 рублей.
Данное постановление обжаловано Порфировым Д.В. В своей жалобе заявитель просит оспариваемое постановление изменить, исключив вменение в качестве нарушения лицензионных требований – не обеспечение технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы таких систем, а именно 20-летнего срока с даты вводы газопроводов в эксплуатацию.
В судебное заседание Порфиров Д.В. не явился, о времени и месте слушания дела, извещен надлежащим образом.
Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности, Калмацкий М.В. в судебном заседании доводы жалобы поддержал в полном объеме.
Помощник прокурора Горожанов Д.А. в судебном заседании возражал против удовлетворения жалобы.
Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, прихожу к следующему.
В силу ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ следует, что осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных ст. 7.23.1 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Из ч. 2 названной статьи следует, что лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования, в том числе требования, предусмотренные частями 4.1 и 5 настоящей статьи.
В соответствии с п. 3 Положения о лицензировании предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.10.2014 N 1110, лицензионными требованиями к лицензиату, устанавливаемыми в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", являются:
а) соблюдение требований, предусмотренных ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации;
б) исполнение обязанностей по договору управления многоквартирным домом, предусмотренных ч. 2 ст. 162 Жилищного кодекса Российской Федерации;
в) соблюдение требований, предусмотренных ч. 1 ст. 193 Жилищного кодекса Российской Федерации.
На основании ч. 2.3 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
На основании п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N 491, установлено, что общее имущество дома должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; в) доступность пользования жилыми и (или) нежилыми помещениями, помещениями общего пользования, а также земельным участком, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе для инвалидов и иных маломобильных групп населения; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома; ж) соблюдение требований законодательства Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
Согласно п. 11 Правил содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя: а) осмотр общего имущества, осуществляемый собственниками помещений и указанными в пункте 13 настоящих Правил ответственными лицами, обеспечивающий своевременное выявление несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации, а также угрозы безопасности жизни и здоровью граждан; б) обеспечение готовности внутридомовых инженерных систем электроснабжения и электрического оборудования, входящих в состав общего имущества, к предоставлению коммунальной услуги электроснабжения; в) поддержание помещений, входящих в состав общего имущества, в состоянии, обеспечивающем установленные законодательством Российской Федерации температуру и влажность в таких помещениях; г) уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества; д) сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме; д (1)) организацию мест для накопления и накопление отработанных ртутьсодержащих ламп и их передачу в специализированные организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов I - IV класса опасности; е) меры пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации о пожарной безопасности; ж) содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества; з) текущий и капитальный ремонт, подготовку к сезонной эксплуатации и содержание общего имущества, указанного в подпунктах "а" - "д" пункта 2 настоящих Правил, а также элементов благоустройства и иных предназначенных для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектов, расположенных на земельном участке, входящем в состав общего имущества; и) проведение обязательных в отношении общего имущества мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической эффективности, включенных в утвержденный в установленном законодательством Российской Федерации порядке перечень мероприятий; к) обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с п. 42 Правил управляющие организации и лица, оказывающие услуги и выполняющие работы при непосредственном управлении многоквартирным домом, отвечают перед собственниками помещений за нарушение своих обязательств и несут ответственность за надлежащее содержание общего имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации и договором.
Постановление Правительства РФ от 03.04.2013 года N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения» определяет минимальный перечень услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме (далее – Перечень №290).
В соответствии с п. 21 Перечня №290 работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем внутридомового газового оборудования в многоквартирном доме, включают в себя: организацию проверки состояния системы внутридомового газового оборудования и ее отдельных элементов; организацию технического обслуживания и ремонта систем контроля загазованности помещений, при выявлении нарушений и неисправностей внутридомового газового оборудования, систем дымоудаления и вентиляции, способных повлечь скопление газа в помещениях; организацию проведения работ по их устранению.
На основании п. 15 вышеуказанного Перечня работы, выполняемые в целях надлежащего содержания систем вентиляции и дымоудаления многоквартирных домов:
- техническое обслуживание и сезонное управление оборудованием систем вентиляции и дымоудаления, определение работоспособности оборудования и элементов систем;
- устранение неплотностей в вентиляционных каналах и шахтах, устранение засоров в каналах, устранение неисправностей шиберов и дроссель-клапанов в вытяжных шахтах, зонтов над шахтами и дефлекторов, замена дефективных вытяжных решеток и их креплений;
- контроль и обеспечение исправного состояния систем автоматического дымоудаления;
- контроль состояния и восстановление антикоррозионной окраски металлических вытяжных каналов, труб, поддонов и дефлекторов;
- при выявлении повреждений и нарушений - разработка плана восстановительных работ (при необходимости), проведение восстановительных работ.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что ООО УК «Гайская городская» имеет лицензию от ДД.ММ.ГГГГ на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами на территории <адрес>.
На основании договоров управления многоквартирным домом общество осуществляет управление многоквартирными домами, сведения о которых отражены в перечне многоквартирных домов, являющемся приложением к реестру лицензий, а также на официальном сайте управляющей организации ООО «УК «Гайская городская»: <адрес>
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении установлено, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Гайской межрайонной прокуратурой проведена проверка в отношении ООО УК «Гайская городская» по исполнению жилищно-коммунального законодательства, в том числе соблюдения федерального законодательства об обслуживании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования в многоквартирных домах.
По результатам проведенной проверки выявлены нарушения лицензионных требований: установлено, что в домах № по <адрес>, №,№ по <адрес>, №А по <адрес>, №№, №, № № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> № по <адрес>, находящихся в управлении общества истек нормативный срок службы внутреннего газопровода - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию. Однако общество не произвело диагностирование внутридомового газового оборудования этих домов по истечении нормативного срока службы газопроводов. Кроме того, не произвело диагностирование внутридомового газового оборудования в домах, у которых истек нормативный срок службы – 20 лет со дня ввода газопровода МКД в эксплуатацию: в домах №№, № № в <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №№, №, № по <адрес>, №№, № по <адрес>.
Также, в ходе рассмотрения дела, мировым судьей установлено, что в отношении домов № по <адрес>, №,№ по <адрес>, №А по <адрес>, №№, № №, № № по <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес> № по <адрес>, работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования в указанных домах были организованы, договор со специализированной организацией заключен.
При таких обстоятельствах, мировым судьей, исключено правонарушение, выразившееся в не проведение работ по техническому диагностированию газового оборудования в отношении домов, у которых истек нормативный срок службы - 30 лет со дня ввода газопровода МКД в эксплуатацию, как излишне вмененное.
Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что по адресам: <адрес>, № не обеспечено исправное состояние внутридомовых систем вентиляции, имеется деформация металлических конструкций, местами отсутствие оголовков дефлекторов, что является нарушением требований п. 15 Перечня №290, п. 10 Правил №. Данные обстоятельства установлены в судебном заседании и не опровергаются представителем Калмацким М.В. в судебном заседании.
Таким образом, директор ООО УК «Гайская городская» Порфиров Д.В., будучи должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, не выполнил возложенные на него обязанности, в связи с чем, обоснованно привлечен к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Вывод о совершении директором ООО УК «Гайская городская» правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ, и его виновности подтверждается совокупностью исследованных доказательств, которые были оценены судом в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ.
Мировой судья пришел к обоснованному выводу о наличии в действиях директором ООО УК «Гайская городская» Порфирова Д.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
В то же время, вменяя в вину директору ООО УК «Гайская городская» Порфирову Д.В. нарушение в части не принятия мер по обеспечению технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы таких систем, а именно 20-летнего срока с даты ввода газопровода в эксплуатацию, мировым судьей не было принято во внимание следующее.
Перечень работ, обеспечивающих безопасное использование и содержание внутридомового газового оборудования, установлен Правилами N 410.
В силу п. 8 Правил N 410 техническое диагностирование внутридомового газового оборудования осуществляется в целях: определения фактического технического состояния указанного газового оборудования либо его составных частей; поиска и определения неисправности внутридомового оборудования; определения срока возможного дальнейшего использования внутридомового газового оборудования.
9 сентября 2017 года в Правила N 410 внесены изменения, вступившие в силу 20 сентября 2017 года. Пункт 8 названных Правил изложен в новой редакции, не содержащей понятие нормативных сроков эксплуатации газопровода.
Новая редакция п. 8 Правил N 410 предусматривает, что работы по техническому диагностированию внутридомового газового оборудования осуществляются в отношении оборудования, отработавшего сроки эксплуатации, установленные изготовителем, либо сроки, установленные проектной документацией, утвержденной в отношении газопроводов.
Вместе с тем при отсутствии названных сведений применяется норма проектирования, установленная Положениями об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения ВСН 58-88 (р), утвержденными приказом Госкомархитектуры от 23 ноября 1988 года N 312, которая устанавливает срок эксплуатации внутридомового газопровода в 20 лет (Приложении N 3).
Согласно п. 3, п. 4.2 Порядка содержания и ремонта внутридомового газового оборудования в Российской Федерации, утвержденного приказом Минрегионразвития Российской Федерации N 239 от 26 июня 2009 г., содержание внутридомового газового оборудования многоквартирных и жилых домов в исправном и рабочем состоянии осуществляется путем проведения комплекса работ по его обслуживанию. В частности, в комплекс работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования включены работы по техническому диагностированию стальных газопроводов сети системы газопотребления.
В силу п. п. 6 - 7 указанного Порядка минимальные объемы работ по обслуживанию внутридомового газового оборудования для обеспечения его исправного и работоспособного состояния приведены в Приложении 1 к Порядку, в которых предусмотрено техническое диагностирование газопроводов. Проведение работ по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования осуществляется специализированной организацией при условии заключения договоров на их выполнение.
Как следует из п. 3.4 Положения о диагностировании технического состояния внутренних газопроводов жилых общественных зданий, утвержденного приказом Госстроя России N 101 от 03 мая 2000 г. (МДС 42-1.2000), первичная диагностика внутреннего газопровода производится по истечении нормативного срока службы - 30 лет со дня ввода газопровода в эксплуатацию.
В соответствии с п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании" - со дня вступления в силу настоящего Федерального закона впредь до вступления в силу соответствующих технических регламентов, требования к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранению, перевозке, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, подлежат обязательному исполнению только в части, соответствующей целям, в том числе защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества.
Таким образом, при соответствии указанным целям ранее принятые в пределах компетенции соответствующего органа государственной власти обязательные нормы в области диагностирования внутридомового газового оборудования сохраняют свою силу до принятия технического регламента и подлежат применению.
Однако мировым судьей не был исследован и не дана оценка тому обстоятельству, что нормативный срок службы внутреннего газопровода многоквартирных жилых домов №№, № № в <адрес>, № по <адрес>, № по <адрес>, №№, №, № по <адрес>, №№, <адрес> <адрес> по <адрес> не истек, в то время, как его надлежащее исследование и оценка, имеет существенное значение для правильного разрешения дела в части установления вины Порфирова Д.В. в не принятии мер по обеспечению технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы таких систем - 20 лет с даты ввода газопроводов в эксплуатацию.
С учетом того, что нормативный срок службы внутреннего газопровода указанных выше многоквартирных жилых домов не истек (не достиг 30 лет), и его дальнейшая эксплуатация допустима, вывод о допущенном директором ООО УК «ГГО» Порфировым Д.В. нарушении в части не принятия мер по обеспечению технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы 20 лет с даты ввода газопроводов в эксплуатацию подлежит исключению.
В связи с изложенным, полагаю необходимым изменить постановление мирового судьи от ДД.ММ.ГГГГ путем исключения из него указание на не принятие Порфировым Д.В. мер по обеспечению технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы 20 лет с даты ввода газопроводов в эксплуатацию.
Кроме того, из материалов дела следует, что при назначении административного наказания мировым судьей требования статей 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 КоАП РФ соблюдены. Наказание назначено в пределах санкции ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ.
Иных доводов влекущих отмену либо изменение судебного акта, не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении Порфирова Д. В. - изменить.
Исключить из постановления мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ указание на не принятие Порфировым Д. В. мер по обеспечению технического диагностирования внутридомовых систем газоснабжения по истечению нормативного срока службы 20 лет с даты ввода газопроводов в эксплуатацию.
В остальной части постановление мирового судьи судебного участка <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 14.1.3 КоАП РФ в отношении Порфирова Д. В. - оставить без изменения.
Судья: Е.В. Шошолина