Дело № 2-229/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
30.01.2014 г.
Амурский городской суд Хабаровского края в составе:
председательствующего судьи Никуловой Т.С.,
с участием истца ФИО9,
при секретаре Соколовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Амурского городского суда дело по исковому заявлению ФИО9 к администрации Болоньского сельского поселения, администрации Амурского муниципального района о признании права на получение социальных выплат в связи с чрезвычайной ситуацией,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ в Амурский городской суд поступило указанное выше исковое заявление.
Истец в исковом заявлении указал, что он состоит на регистрационном учете по месту жительства по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ указанный дом сгорел.
С 2009 г. он сожительствует с ФИО1 и проживает в доме расположенном по <адрес>, попавшем в зону затопления в период чрезвычайной ситуации в селе <адрес>. По указанному адресу он не имеет регистрации по месту жительства в связи с тем, что зарегистрирован по <адрес>.
Просит выплатить ему как пострадавшему в зоне затопления села <адрес> материальную помощь в размере «десять краевых» и «десять федеральных» и компенсацию за утраченное в результате чрезвычайной ситуации имущество первой необходимости в размере <данные изъяты> руб. (л.д. 3).
ДД.ММ.ГГГГ ФИО9 представил заявление об уточнении исковых требований. Просит установить его право на получение компенсации от государства в связи с затоплением – <данные изъяты> руб., <данные изъяты> руб. и <данные изъяты> руб. за утраченное имущество в результате паводков (л.д. 26).
Будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, представитель ответчика администрации Болоньского сельского поселения, в суд не явился, просит рассмотреть дело в свое отсутствие (л.д. 14).
Будучи уведомленной о времени и месте рассмотрения дела представитель ответчика – администрации Амурского муниципального района Хабаровского края просит рассмотреть дело в свое отсутствие, возражений по исковым требованиям не имеет (л.д. 15).
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании истец ФИО9 заявленные требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям.
Дополнительно пояснил, что администрация Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района в списки его внесла, но администрация Амурского городского района Хабаровского края сказала, чтоб он доказал факт постоянного проживания по <адрес> период наводнения. До настоящего времени он не получил никаких льгот и теперь просит признать суд его право на получение компенсации.
В <адрес> он проживает с детства. Он жил с родителями по <адрес>, вырос и продолжал жить по этому адресу с родственниками: с бабушкой, тетей Наташей, а мать жила отдельно с сожителем. С 2009 года он стал проживать одной семьей с сожительницей ФИО1 по <адрес> С ними сейчас живут её дети возрастом 3 года, 2 года, 1 год, и старшей дочери 11 лет. Старшая дочь её, а остальные дети их совместные, отцом которых он не записан официально. Дом, где он зарегистрирован сгорел, не существует, и его постоянным местом жительства был дом сожительницы и их детей в <адрес>. Регистрацию он не поменял, потому что не захотел. Дом, по <адрес> в <адрес> принадлежит его сожительнице ФИО1, она его покупала. С 2009 по 2010 год он работал в воинской части ВОХР часовым, потом в 2011-2012 годах с полгода работал в муниципальной котельной.. Официально больше нигде не работал, занимался сбором дикоросов. Совместно с сожительницей вели жили и вели хозяйство. Было затоплено его имущество: кухонный уголок, телевизор, холодильник. Сожительница получила всю компенсацию на себя и на четверых детей. Он ничего не получил. Акта затопленного имущества у него нет. Личные вещи: одежду, документы они вывезли, затонуло то, что не смогли руками поднять. После затопления они семьей живут в <адрес>, сначала в квартире по <адрес>, это квартира сожительницы, куплена за материнский капитал до наводнения. Ещё у сожительницы есть квартира по <адрес> Там они и живут в настоящее время. Эту квартиру она купила после наводнения. Сожительница и всек дети получили все льготы в связи с затоплением, так как она подтвердила через суд постоянное проживание в <адрес> на период наводненитя.
Представитель ответчика администрации Болоньского сельского поселения представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указал, что ФИО9 зарегистрирован по <адрес>. Дом по вышеуказанному адресу сгорел в 2012 г. ФИО9 постоянно проживает <адрес> с сожительницей ФИО1 В селе Болонь ФИО9 появляется наездами, постоянно не проживает (л.д. 14).
Представитель ответчика – администрации Амурского муниципального района Хабаровского края представил письменные отзыв на исковое заявление, в котором указал, что в связи с тем, что заявитель не зарегистрирован по <адрес>, ему не выплачены единовременная материальная помощь (<данные изъяты> а также финансовая помощь в связи с утратой имущества (<данные изъяты>.).
Поскольку заявитель фактически проживает по <адрес>, администрацией Болоньского сельского поселения в отношении заявителя был составлен акта обследования утраченного имущества граждан.
Таким образом, в целях получения единовременной материальной помощи заявителю необходимо установить юридический факт постоянного проживания.
На основании изложенного, администрация района не возражает против удовлетворения заявленного требования об установлении юридического факта постоянного проживания ФИО9 в период возникновения чрезвычайной ситуации в августе-сентябре 2013 года на территории Амурского муниципального района по <адрес> (л.д. 15-16).
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО2 показал, <данные изъяты>
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля Ван С.В. показал, <данные изъяты>
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО3 показала, <данные изъяты>
<данные изъяты>
Заслушав истца ФИО9, допросив свидетелей, изучив письменные доказательства и иные материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 2 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, пострадавших вследствие чрезвычайных ситуаций, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Законом Хабаровского края № 7 от 01.03.1996г. урегулированы отношения в области защиты населения и территории Хабаровского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Распоряжением Правительства Хабаровского края от 09.08.2013г. № 569-пр «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Хабаровского края» на территории Хабаровского края, в том числе в границах Амурского муниципального района, с 12 час. 00 мин. 09.08.2013г. введен режим чрезвычайной ситуации.
Указом Президента РФ от 31.08.2013г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» предусмотрена выплата за счет средств федерального бюджета каждому гражданину, признанному пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения и постоянно проживающему в населенных пунктах, подвергшихся наводнению, единовременной материальной помощи в размере 10 тыс. рублей (без ограничения по количеству членов семьи) и компенсации в размере 100 тыс. рублей за утрату имущества первой необходимости, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично, а также предусмотрено выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей; выделение средств на строительство нового жилья взамен утраченного при отсутствии другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами.
Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013г. № 282-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками» установлено, что оказание помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, осуществляется за счет средств, предоставляемых в виде субсидий местным бюджетам городских округов «Город Хабаровск», «Город Комсомольск-на-Амуре», Амурского, Комсомольского, имени Лазо, Нанайского, Николаевского, Ульчского, Хабаровского муниципальных районов, путем предоставления: единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); единовременной материальной помощи за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013г., в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека (без ограничения по количеству членов семьи); финансовой помощи в связи с утратой имущества, в случае если это имущество было утрачено полностью или частично, за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013г., в размере 100 тыс. (сто тысяч) рублей на каждого пострадавшего человека.
Единовременная материальная помощь, а также финансовая помощь в связи с утратой имущества, указанные в п. 1 названного постановления, выплачивается гражданам Российской Федерации постоянно проживающим и зарегистрированным в жилых помещениях многоквартирных домов или в индивидуальных жилых домах в границах зоны затопления (подтопления), установленных правовыми актами органов местного самоуправления.
Постановлением главы Амурского муниципального района № 909 от 05.09.2013г. утвержден порядок оказания помощи гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся на территориях отдельных поселений Амурского муниципального района в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, согласно которому граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, имеют право на единовременную материальную помощь за счет средств краевого бюджета; единовременную материальную помощь за счет средств, поступающих из федерального бюджета; компенсацию за утрату имущества первой необходимости.
Из названных норм следует, что право на получение соответствующих выплат и компенсаций имеют граждане, постоянно проживающие и зарегистрированные в жилых помещениях в населенных пунктах, подвергшихся наводнению и пострадавшие в результате наводнения.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства Хабаровского края от 20.09.2013 № 282-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками» установлено, что финансовая помощь в связи с утратой имущества предоставляется при условии составления акта обследования утраченного имущества граждан.
Из представленных письменных доказательств установлено следующее.
Согласно справке администрации Болоньского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 состоит на регистрационном учете по месту жительства по <адрес>, а проживал на момент затопления по <адрес>, считается затопленным (л.д. 4).
Из справки ОУФМС России по <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО9 зарегистрирован по месту жительства по адресу <адрес>1, с ДД.ММ.ГГГГ
Согласно справке администрации Болоньского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО9 в период наводнения в августе-сентябре 2013 г. периодически появлялся в селе Болонь, жил и у матери ФИО3 <адрес>, у сестры ФИО4 (<адрес>) и в <адрес> считается затопленным.
Согласно справке администрации Болоньского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № жилой муниципальный <адрес> края сгорел ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 20).
Из акта обследования индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ г., заключения о необходимости выполнения капитального ремонта индивидуального жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ следует, что для жилой дом, расположенный по <адрес>, в период паводка на территории <адрес> был затоплен на высоту 0,1 м. от уровня пола. Для восстановления эксплуатационных характеристик дома, после затопления в период паводка на территории Болоньского сельского поселения, необходимо выполнить капитальный ремонт здания (л.д. 21-22,23-25).
Согласно справке администрации Болоньского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что ФИО9 состоит на регистрационном учете по <адрес>, а проживает <адрес>. Совместно с ним проживает сожительница ФИО1, трое их совместных несовершеннолетних детей ФИО5, ФИО6, ФИО7, и падчерица ФИО8
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по заявлению ФИО1 об установлении факта проживания, установлен факт постоянного проживания ФИО1, её несовершеннолетних детей, по <адрес>
Удовлетворяя исковые требования истца, суд исходит из следующего.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 17 ч 1).
Согласно ст. 27 Конституции РФ каждый, кто законно находится на территории РФ, имеет право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства.
Свобода передвижения и выбора места жительства предусмотрена также Международным пактом о гражданских и политических правах (ст. 12), другими международно–правовыми актами, в том числе протоколом №4 к Европейской конвенции прав человека (ст. 2).
Понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в статье 20 ГК РФ, Законе Российской Федерации от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» и других нормативных актах.
Соответственно конституционной норме – статье 27 положение п. 1 ст. 150 ГК РФ право свободного передвижения, выбора места пребывания и жительства относит к нематериальным благам, принадлежащим гражданину, неотчуждаемым и непередаваемым иным способом.
Согласно ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Понятия места пребывания и места жительства использованы и им даны определения в Законе РФ от 25 июня 1993 года №5242-1 « О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации»
Место жительства – жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют) дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом – интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма) договору аренды либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Как отмечалось в Постановлении КС от 24 ноября 1995 года №14-П из статьи 2 Закона РФ от 25 июня 1993 г. следует, что под местом пребывания и местом жительства подразумевается определенное юридическое состояние, возникающее при регистрационном учете граждан РФ по месту пребывания и месту жительства; при этом «место жительства» может означать как «постоянное проживание», так «преимущественное проживание», и согласно Закону не всегда совпадает с фактическим проживанием гражданина в жилых помещениях, определяемых как постоянное или преимущественное место жительства.
Свобода выбора места жительства является конституционным правом гражданина РФ. Вместе с тем закон возлагает на него обязанность регистрироваться и по месту пребывания и по месту жительства. Это распространяется и на граждан, признанных вынужденными поселенцами. Однако согласно ст. 3 Закона РФ от 19 февраля 1993 года «О вынужденных переселенцах» место пребывания вынужденных переселенцев определяет как временное поселение. Следовательно, они не могут быть признаны постоянно или преимущественно проживающими в местах временного поселения.
Из статьи 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» следует, что временное поселение является местом пребывания, а не жительства.
В судебном заседании письменными доказательствами по делу установлено, что заявитель зарегистрирован по месту жительства по <адрес> что подтверждается копией паспорта, сведениями администрации Болоньского сельского поселения, справкой ОУФМС России по Хабаровскому краю в Амурском районе от ДД.ММ.ГГГГ
Из показания свидетелей было установлено, что в 2009 г. истец создал свою семью и стал сожительствовать с ФИО1, в настоящее время у них имеется трое несовершеннолетних совместных детей. В связи с созданием собственной семьи истец проживать <адрес> истец перестал, в 2012 г. данный дом, что объективно препятствует проживанию истца по месту регистрации.
С 2009 г. истец с сожительницей стали проживать по <адрес>, данный дом принадлежит сожительнице, она его приобрела по договору купли-продажи, однако в установленном законом порядке право собственности зарегистрировано не было.
Также в судебном заседании представленными письменными доказательствами, показаниями свидетелей, было установлено, что на момент паводковой ситуации в Амурском муниципальном районе Хабаровского края летом 2013 г. истец постоянно проживал в <адрес>, данный дом был затоплен, в настоящее время нуждается в капитальном ремонте, в результате наводнения были безвозвратно утрачены личные вещи истца: телевизор, диван, шкаф, два кухонных стола, стулья.
Таким образом, учитывая установленные фактические обстоятельства, руководствуясь правовой позицией Конституционного суда от ДД.ММ.ГГГГ №14-П, суд приходит к выводу, что постоянным местом жительства истца, учитывая, что по месту регистрации <адрес>, истец объективно проживать не мог, поскольку дом уничтожен пожаром, является <адрес>, который и являлся преимущественным местом проживания семьи, как утверждают об этом свидетели.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленному истцом требованию. В случаях, предусмотренных федеральным законом, суд может выйти за пределы заявленных требований.
Рассматриваемый спор не относится к случаям, по которым суд вправе выйти за пределы исковых требований.
Суд при установленных обстоятельствах, подтвержденных совокупностью всех исследованных в судебном заседании доказательств, находит исковые требования ФИО9 о признании его пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Болонского Амурского муниципального района Хабаровского края в августе – сентябре 2013 года, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Данное решение является основанием для выплаты единовременной материальной помощи за счет средств краевого бюджета в размере 10 тыс. (десять тысяч) рублей; единовременной материальной помощи за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013г., в размере 10 тыс. (десять тысяч); финансовой помощи в связи с частичной утратой имущества, за счет средств, поступающих из федерального бюджета в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013г.
В связи с тем, что требование ФИО9 связано с необходимостью получения мер государственной поддержки, в связи с чрезвычайной ситуацией, в соответствии со ст.ст. 204, 212 ГПК РФ суд считает необходимым обратить решение суда к немедленному исполнению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 204, 214 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО9 удовлетворить.
Признать ФИО9, <данные изъяты>, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации – наводнения на территории Болоньского сельского поселения Амурского муниципального района Хабаровского края в августе – сентябре 2013 года.
Настоящее решение является основанием для включения ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения в списки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, произошедшей на территории муниципального образования Амурского муниципального района 2013 года, имеющих право на получение выплат в соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 20.09.2013г. № 282-пр «Об оказании помощи гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, сложившейся на территориях отдельных муниципальных образований края в результате прошедших в летний период 2013 года ливневых дождей, сопровождавшихся паводками».
Настоящее решение подлежит немедленному исполнению со дня вынесения в окончательном виде.
Решение в течение одного месяца со дня его вынесения в мотивированном виде, ДД.ММ.ГГГГ года, может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Амурский городской суд.
Копию решения в окончательном виде направить лицам, участвующим в деле.
Председательствующий судья Т.С. Никулова