Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1-209/2020 ~ М-1-136/2020 от 20.03.2020

Дело № 2а-1-209/2020

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Р.п. Майна 22 мая 2020 года

Майнский районный суд Ульяновской области в составе председательствующего судьи Глухова А.В.,

при секретаре Кузьминой Е.Ю.,

с участием представителя административного истца Балдуевой Е.Г., административного ответчика Никитина В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к Никитину Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по налогам и пени за 2019 год,

У С Т А Н О В И Л:

    

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области обратилась в суд с административным иском к Никитину Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по налогам и пени за 2019 год в размере 7 830 рублей 18 копеек, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в сумме 2 640 рублей, пени в размере 13 рублей 40 копеек, страховые взносы на ОСС в фиксированном размере в сумме 348 рублей, пени в размере 1 рубль 77 копеек, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в сумме 612 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек, Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 4 300 рублей, пени в размере 11 рублей 11 копеек.

В обоснование заявленных требований указано, что на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области с 24.03.2004 года по 05.04.2019 года состоял в качестве индивидуального предпринимателя Никитин Владимир Иванович, зарегистрированный по адресу: 433158, Россия, Ульяновская область, Майнский район, с. Карлинское, ул. Сельская, д.18, кв.2.

В соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 года в Налоговый кодекс РФ введен раздел ХI «Страховые взносы». При этом вышеуказанным законом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

Исходя из гл.34 ст. 419 НК РФ индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии со ст.430 НК РФ.

Согласно ст.430 НК РФ с 1 января 2018 года для ИП предусмотрен фиксированный размер платежей по взносам на ОПС и ОМС.

В соответствии с п.5 ст.432 НК РФ в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя, уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.

Страховые взносы, начисленные налогоплательщиком за 1 квартал 2019 года не оплачены. В связи с отсутствием оплаты страховых взносов, в соответствии со ст.75 НК РФ, на сумму недоимки начислены пени.

В настоящее время задолженность по страховым взносам и пени составляет: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в пенсионный фонд Российской Федерации 2 640 рублей, пени в размере 13 рублей 40 копеек, страховые взносы на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в сумме 348 рублей, пени в размере 1 рубль 77 копеек, страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет ФФОМС в сумме 612 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек.

В период осуществления предпринимательской деятельности ответчик применял систему налогообложения в виде ЕНВД.

Никитиным В.И. в Межрайонную ИФНС России № 4 по Ульяновской области представлена первичная налоговая декларация по ЕНВД за 1 квартал 2019 года по которой сумма налога подлежит к уплате в бюджет – 4 300 рублей.

На основании п.1 ст.346.28 НК РФ налогоплательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.

Налоговым периодом по единому налогу, согласно ст.346.30 НК РФ, признается квартал.

В силу п.3 ст.346.32 НК РФ «Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода».

Согласно п.1 ст.346.32 НК РФ уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы РФ по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ.

В установленный законом срок ответчик не исполнил обязанность по уплате налога. За несвоевременную уплату налога начислены пени за каждый календарный день просрочки, взыскание которых предусмотрено ст.75 Налогового кодекса РФ.

Расчет пеней по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности составил 11 рублей 11 копеек.

    В связи с неуплатой налога, страховых взносов, на основании статьи 69 НК РФ Никитину Владимиру Ивановичу выставлены требования от 04.04.2019 , от 24.04.2019 , от 06.05.2019 об уплате налога, пени, страховых взносов, в которых сообщалось о наличие задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. Однако до настоящего времени в нарушение пп.1 п.1 ст.23 НК РФ задолженность не погашена в установленном порядке, срок добровольной уплаты истек.

На сегодняшний день к уплате подлежит сумма 7 930 рублей 18 копеек.

    Определением мирового судьи судебного участка № 2 Майнского района Майнского судебного района Ульяновской области от 05.11.2019 года отменен судебный приказ от 04.10.2019 года по делу <адрес>

Представитель административного истца Балдуева Е.Г., действующая на основании доверенности от 31 января 2020 года, в судебном заседании поддержала заявленные требования в полном объеме, пояснив суду, что представленные административным ответчиком квитанции за 2019 год, свидетельствуют о том, что им уплачены страховые взносы за предыдущие налоговые периоды, поскольку административный ответчик систематически нарушал сроки оплаты налоговых платежей.

Административный ответчик Никитин Владимир Иванович в судебном заседании административные исковые требования не признал, пояснив суду, что за 1 квартал 2019 года он уплатил налоги и страховые взносы в полном объеме, представив суду квитанции об уплате налогов и страховых взносов за 1 квартал 2019 года.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

Статья 57 Конституции Российской Федерации и пункт 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации обязывают каждого платить законно установленные налоги и сборы.

Согласно п.1 статьи 346.28 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом, и перешедшие на уплату единого налога в порядке, установленном настоящей главой.

Организации и индивидуальные предприниматели переходят на уплату единого налога добровольно.

Налоговым периодом по единому налогу, согласно ст.346.30 НК РФ, признается квартал.

В силу п.3 ст.346.32 НК РФ Налоговые декларации по итогам налогового периода предоставляются налогоплательщиками в налоговые органы не позднее 20-го числа первого месяца следующего налогового периода.

Согласно п.1 ст.346.32 НК РФ уплата ЕНВД производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода в бюджеты бюджетной системы РФ по месту постановки на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика ЕНВД в соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ.

В соответствии с Федеральным законом № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 года в Налоговый кодекс РФ введен раздел ХI «Страховые взносы». При этом вышеуказанным Законом функции по администрированию страховых взносов возложены на Федеральную налоговую службу Российской Федерации.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ с 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и социальное страхование, а также на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируется главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Согласно ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками страховых взносов (далее в настоящей главе - плательщики) признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования:

1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, медиаторы, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам).

В соответствии с п.5 ст. 430 Налогового кодекса Российской Федерации, если плательщики прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, или адвокат, нотариус, занимающийся частной практикой, арбитражный управляющий, занимающиеся частной практикой оценщик, патентный поверенный, медиатор и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, сняты с учета в налоговых органах.

В силу ст.430 НК РФ плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, который определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года, 29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года;

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере 26 545 рублей за расчетный период 2018 года (29 354 рублей за расчетный период 2019 года, 32 448 рублей за расчетный период 2020 года) плюс 1,0 процента сумма дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период.

При этом размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за расчетный период не может быть более восьмикратного фиксированного размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного абзацем вторым настоящего подпункта;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере 5 840 рублей за расчетный период 2018 года, 6 884 рублей за расчетный период 2019 года и 8 426 рублей за расчетный период 2020 года.

Судом установлено, что административный ответчик Никитин Владимир Иванович в период с 24 марта 2004 года по 05 апреля 2019 года состоял на налоговом учёте в Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области, в качестве индивидуального предпринимателя. 05 апреля 2019 года индивидуальный предприниматель прекратил деятельность в связи с принятием им соответствующего решения.

Согласно представленного административным истцом расчету, сумма задолженности по налогам и пеням налогоплательщика Никитина В.И. за 1 квартал 2019 года составляет: 7 930 рублей 18 копеек, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в сумме 2 640 рублей, пени в размере 13 рублей 40 копеек, страховые взносы на ОСС в фиксированном размере в сумме 348 рублей, пени в размере 1 рубль 77 копеек, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в сумме 612 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек, Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 4 300 рублей, пени в размере 11 рублей 11 копеек.

Вместе с тем из представленных административным ответчиком Никитиным В.И. квитанций следует, что 04.02.2019 года им оплачено за 1 квартал 2019 года 2 640 рублей, 348 рублей, 612 рублей, 468 рублей, 20 февраля 2019 года оплачено за 1 квартал 2019 года – 4 300 рублей.

В силу пункта 2 статьи 45 НК РФ, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом (пункт 2).

Поручение на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства заполняется налогоплательщиком в соответствии с правилами заполнения поручений. Указанные правила устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

При обнаружении налогоплательщиком ошибки в оформлении поручения на перечисление налога, не повлекшей неперечисление этого налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке с приложением документов, подтверждающих уплату им указанного налога и его перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (пункт 7).

Правила, предусмотренные настоящей статьей, применяются также в отношении сборов, пеней, штрафов и распространяются на плательщиков сборов, налоговых агентов и ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков (пункт 8).

Минфин России по согласованию с Банком России приказом от 12 ноября 2013 года № 107н утвердил Правила указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 1); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату таможенных и иных платежей, администрируемых таможенными органами (приложение № 3); Правила указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (за исключением платежей, администрируемых налоговыми и таможенными органами) (приложение № 4); Правила указания информации, идентифицирующей лицо или орган, составивший распоряжение о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации (приложение № 5). Соблюдение Правил предусматривает обязательность заполнения всех реквизитов распоряжения о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации.

Согласно пункту 7 Правил указания информации, идентифицирующей платеж, в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату налогов, сборов и иных платежей в бюджетную систему Российской Федерации, администрируемых налоговыми органами (приложение № 2 к Приказу Минфина РФ от 12 ноября 2013 года № 107н), в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, который имеет 2 знака и может принимать следующие значения: "ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов); и другие.

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Пункт 8 Правил устанавливает, что в реквизите "107" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение показателя налогового периода, который имеет 10 знаков, восемь из которых имеют смысловое значение, а два являются разделительными знаками и заполняются точкой (".").

Налоговый период указывается для платежей текущего года, а также в случае самостоятельного обнаружения ошибки в ранее представленной декларации и добровольной уплаты доначисленного налога (сбора) за истекший налоговый период при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов). В показателе налогового периода следует указать тот налоговый период, за который осуществляется уплата или доплата налогового платежа.

При погашении задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов) в показателе налогового периода в формате "день. месяц. год" указывается конкретная дата, которая взаимосвязана с показателем основания платежа (пункт 7 настоящих Правил).

В случае указания в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств значения ноль ("0") налоговые органы при невозможности однозначно идентифицировать платеж самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

Из представленных Никитиным В.И. платежных документов от 04.02.2019 года и 20.02.2019 года об уплате налога следует, что данные документы содержат указание о том, за какой конкретно налоговый период произведена оплата и основание произведенного платежа. Так, из кассового чека от 04.02.2019 года на сумму 2 640 рублей следует, что в данной квитанции в реквизите "106" распоряжения о переводе денежных средств указывается значение основания платежа, имеется значение: "ТП" - платежи текущего года, налоговый период (, что свидетельствует о том, на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование данной квитанцией ответчиком оплачены за 1 квартал 2019 года, в других квитанциях от 04.02.2018 года об уплате страховых взносов на обязательное социальное страхование на сумму 348 рублей, на обязательное медицинское страхование на сумму 612 рублей, квитанции от 20. 02.2019 года на сумму 4 300 рублей, также указан период платежа – 1 квартал 2019 года.

Налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из указанных выше оснований платежа ("ТП" - платежи текущего года; "ЗД" - добровольное погашение задолженности но истекшим налоговым, расчетным (отчетным) периодам при отсутствии требования налогового органа об уплате налогов (сборов); "ТР" - погашение задолженности по требованию налогового органа об уплате налогов (сборов)), только в случае при невозможности однозначно идентифицировать платеж, руководствуясь законодательством о налогах и сборах.

При таких обстоятельствах уплаченные Никитиным В.И. платежи от 04.02.2019 года и 20.02.2019 года (2 640 рублей, 348 рублей, 612 рублей, 4 300 рублей) не могли быть зачтены налоговым органом в счет погашения задолженности за предыдущие налоговые периоды.

При наличии волеизъявления налогоплательщика на уплату конкретного налога за конкретный период, выраженного в платежном документе, инспекция не вправе изменить назначение платежа и направить перечисленные налогоплательщиком суммы на погашение имеющихся у него недоимок за предыдущие годы.

    Поскольку налогоплательщиком страховые взносы на ОПС, на ОСС, на ОМС и Единый налог на вмененный доход за 1 квартал 2019 года оплачены 04.02.2019 года и 20.02.2019 года своевременно и в полном объеме, налоговым органом ответчику Никитину В.И. необоснованно начислены пени на суммы страховых взносов и налога за 1 квартал 2019 года за периоды с 16.02.2019 года по 03.04.2019 года, с 16.04.2019 года по 23.04.2019 года, с 16.02.2019 года по 23.04.2019 года, 16.02.2019 года по 03.04.2019 года, с 16.04.2019 года по 23.04.2019 года, с 16.02.2019 года по 03.04.2019 года, с 16.04.2019 года по 23.04.2019 года, в размере 30 рублей 18 копеек.

С учетом изложенного, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №4 по Ульяновской области к Никитину Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по налогам и пени за 2019 год в размере 7 830 рублей 18 копеек, в том числе: страховые взносы на ОПС в фиксированном размере в сумме 2 640 рублей, пени в размере 13 рублей 40 копеек, страховые взносы на ОСС в фиксированном размере в сумме 348 рублей, пени в размере 1 рубль 77 копеек, страховые взносы на ОМС в фиксированном размере в сумме 612 рублей, пени в размере 3 рубля 90 копеек, Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности в сумме 4 300 рублей, пени в размере 11 рублей 11 копеек удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь статьями 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 4 по Ульяновской области к Никитину Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по налогам и пени за 2019 года в размере 7 930 рублей 18 копеек отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Майнский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья А.В. Глухов

2а-1-209/2020 ~ М-1-136/2020

Категория:
Гражданские и административные дела
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №4 по Ульяновской области
Ответчики
Никитин Владимир Иванович
Судья
Глухов А. В.
20.03.2020 Регистрация административного искового заявления
20.03.2020 Передача материалов судье
23.03.2020 Решение вопроса о принятии к производству
23.03.2020 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.05.2020 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
14.05.2020 Судебное заседание
22.05.2020 Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)