Копия
2а-3152/2023
63RS0045-01-2023-002278-87
Решение
Именем Российской Федерации
13.04.2023г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Щелкуновой Е.В.,
при секретаре Соболевой Е.Ю.
рассмотрев открытом в судебном заседании административное дело 2а-3152/2023 по административному исковому заявлению МИФНС России №23 по Самарской области к Ковыркину ФИО4 о взыскании недоимки по обязательным платежам,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец МИФНС России №23 по Самарской области обратился в суд с вышеуказанным административным иском к ответчику Ковыркину ФИО5
В обоснование иска указано, что Ковыркин ФИО6. состоит на налоговом учете и в период 2017-2020гг. являлся плательщиком земельного налога, в период 2018-2020гг. являлся плательщиком транспортного налога в связи с наличием объектов налогообложения.
Ковыркину ФИО7 направлялись налоговые уведомления, содержащие расчет налогов.
В связи с наличием недоимки Ковыркину ФИО8. направлялись требования об уплате недоимки, пеней. Требования не исполнены.
Административный истец просит суд взыскать с Ковыркина ФИО9 недоимку на общую сумму 2289,55 руб. в том числе: по транспортному налогу: за 2018г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 5,08 руб.; за 2019г. налог в размере 1083,00 руб. пени в размере 3,07 руб.; за 2020г. налог в размере 92,43 руб., пени в размере 1,90 руб.; по земельному налогу: за 2017г. пени в размере 12,58 руб.; за 2018г. пени в размере 4,01 руб.; за 2019г. пени в размере 2,67 руб.; за 2020г., пени в размере 1,81 руб.
Представитель административного истца МИФНС России №23 по Самарской области в судебное заседание не явился, извещен судом надлежащим образом. Просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Административный ответчик Ковыркин ФИО10. в судебное заседание не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в свое отсутствие. Указал, что административный иск не признает, поскольку автомобиль продан в 2016г., земельных участков в собственности не имел.
В соответствии с ч. 2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, надлежащим образом извещенных о дате судебного разбирательства.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с положениями статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Согласно статье 1 Налогового кодекса Российской Федерации, порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В силу пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Согласно пунктам 1, 2 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
Пунктом 1 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом. В случае, если сумма недоимки не превышает 3 000 рублей, требование об уплате налога и имеющейся на день его формирования задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Земельный налог относится к местным налогам, что предусмотрено ст.15 НК РФ.
В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса РФ использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
В соответствии с ч. 1 ст. 387 НК РФ земельный налог устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения – п.1 ст. 388 Налогового кодекса РФ.
Согласно ч.1 ст. 389 ГК РФ, объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог.
В силу ч.1 ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 НК РФ и Закона Самаркой области от 06.11.2002г. №86-ГД «О транспортном налоге на территории Самаркой области» плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В соответствии с п.1 ст.358 НК РФ объектом налогообложения признаются автомобили, Мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Налоговая база определяется в соответствии со ст. 359 НК РФ в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением воздушных транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 п.1 ст.359 НК РФ), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах; в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как валовая вместимость в регистровых тоннах; в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 - как единица транспортного средства.
В соответствии с п.2 ст.359 НК РФ в отношении транспортных средств, указанных в подпунктах 1, 1.1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, налоговая база определяется отдельно по каждому транспортному средству.
Ставки налога установлены статьей 2 Закона Самарской области от 6 ноября 2002 года N 86-ГД "О транспортном налоге на территории Самарской области". В соответствии с пунктом 1 статьи 362 НК РФ сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 указанной статьи сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, исчисляется в отношении каждого транспортного средства как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.
В соответствии со ст. 361 НК РФ, ст. 2 Закона Самарской области от 06.11.2002г. № 86 ГД «О транспортном налоге на территории Самарской области» ставка транспортного налога зависит от вида транспортного средства и мощности двигателя на одну лошадиную силу.
Установлено, что Ковыркин ФИО11 состоит на налоговом учете и в период 2017-2020гг. являлся плательщиком налога на имущество в связи с наличием в собственности квартиры по адресу: г. <адрес>, в период 2018-2020гг. являлся плательщиком транспортного налога в связи с наличием в собственности ТС ВА321099 г.н. №, что подтверждается сведениями ЕГРН и РЭО ГИБДД на запрос суда.
Ковыркину ФИО12 направлялись налоговые уведомления: № 60600981 от 23.08.2018г., № 447144448 от 25.07.2019г., № 54001906 от 01.09.2020г.,№ 43224699 от 01.09.2021г., содержащие расчет налога на имущество и транспортного налога.
В связи с неоплатой налогов в установленный законом срок должнику направлялись требования об уплате недоимки, пеней: № 38296 от 05.02.2019г. сроком исполнения до 26.03.2019г., № 74641 от 25.12.2019г. сроком исполнения до 28.01.2020г., № 64491 от 22.12.2020г. сроком исполнения до 25.01.2021г., № 79967 от 09.12.2021г. сроком исполнения до 09.12.2021г.
Требования выгружены в личный кабинет.
В соответствии с положениями статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 10 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 10 000 рублей.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 10 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Таким образом, исходя из содержания вышеназванных норм закона, административное исковое заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, которое должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные в статье 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Сумма налога и пени по каждому из требований, включенных в административное исковое заявление, не превысила 10 000 руб.
Самое ранее выставленное в адрес налогоплательщика и включенное в административное исковое заявление требование № 38296 от 05.02.2019г. сроком исполнения до 26.03.2019г., следовательно, срок подачи заявления на вынесение судебного приказа истекал 26.09.2022г.
С заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании спорной недоимки административный истец обратился к мировому судье 24.08.2022г.
И.о. мирового судьи судебного участка № 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области мировым судьей судебного участка № 48 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области 31.08.2022г. в отношении Ковыркина ФИО13. вынесен судебный приказ № 2а-4177/2022 о взыскании спорной недоимки.
Определением мирового судьи судебного участка № 38 Промышленного судебного района г. Самары Самарской области от 19.09.2022г. судебный приказ отменен в связи с поступившими возражениями должника.
В суд с настоящим иском налоговая инспекция обратилась 16.03.2023г., т.е. с соблюдением ст. 48 НК РФ.
Административным истцом заявлена к взысканию с Ковыркина ФИО14 недоимка по земельному налогу: за 2017г. пени в размере 12,58 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.02.2019г.; за 2018г. пени в размере 4,01 руб. за период 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г., пени в размере 2,67 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. пени в размере 1,81 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.
Установлено, что в административном исковом заявлении налоговой инспекцией допущена опечатка, пени заявлены истцом в связи с несвоевременной оплатой налога на имущество в отношении квартиры по адресу: <адрес>, что подтверждается имеющимся в материалах дела расчетом пеней.
Наличие указанной квартиры в собственности ответчика в период 2017-2020гг. подтверждается ответом ЕГРН.
Оплата недоимки по налогу на имущество за период 2017-2020г. произведена Ковыркиным ФИО15. 13.09.2022г.
Расчет недоимки по пеням является арифметически верным, ответчиком расчет не оспорен, доказательств спорной недоимки по пеням суду не представлено.
При указанных обстоятельствах требования налоговой инспекции о взыскании с Ковыркина ФИО16. недоимки по налогу на имущество: за 2017г. пени в размере 12,58 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.02.2019г.; за 2018г. пени в размере 4,01 руб. за период 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г., пени в размере 2,67 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. пени в размере 1,81 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Административным истцом заявлена к взысканию недоимка по транспортному налогу: за 2018г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 5,08 руб. за период с 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г., налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 3,07 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. налог в размере 92,43 руб., пени в размере 1,90 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.
Расчет недоимки по налогу и пеням суд считает арифметически верным. Ответчиком расчет не оспорен. Доказательств оплаты спорной недоимки не представлено.
При указанных обстоятельства требования налоговой инспекции о взыскании с Ковыркина ФИО17. недоимки по транспортному налогу: за 2018г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 5,08 руб. за период с 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 3,07 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. налог в размере 92,43 руб., пени в размере 1,90 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г. обоснованы и подлежат удовлетворению.
Довод административного ответчика о том, что транспортное средство продано в 2016г. судом отклоняется.
Согласно сведениями РЭО ГИБДД (на запрос суда) транспортное средство ВА321099 г.н. № было зарегистрировано за ответчиком за период 2018-2020гг. (снято с учета 12.09.2022г.).
Согласно абзацу 2 пункта 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 года N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" юридические и физические лица, за которыми зарегистрированы транспортные средства, обязаны снять транспортные средства с учета в подразделениях Государственной инспекции или органах гостехнадзора, в которых они зарегистрированы, в случае изменения места регистрации, утилизации (списания) транспортных средств либо при прекращении права собственности на транспортные средства в предусмотренном законодательством Российской Федерации порядке.
Отчуждение транспортного средства без снятия его с регистрационного учета в регистрирующем органе не освобождает налогоплательщика, являющегося физическим лицом, на которого зарегистрировано данное транспортное средство, от обязанности по уплате транспортного налога, поскольку в силу императивных положений статьей 357 и 358 Налогового кодекса Российской Федерации признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, федеральный законодатель, устанавливая в нормах Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика (Определения от 29 сентября 2011 года N 1267-О-О, от 24 декабря 2012 года N 2391-О, от 26 апреля 2016 года N 873-О, от 29 мая 2019 года N 1441-О).
Доказательств, подтверждающих, что административный ответчик был лишен возможности с 2016г. снять транспортное средство с регистрационного учета суду не представлено.
Соответственно, налоговый орган правомерно начислил транспортный налог на указанное транспортное средство за 2018-2020гг., так как действующее налоговое законодательство связывает уплату транспортного налога именно с регистрацией транспортного средства в органах ГИБДД, поэтому Ковыркин ФИО18., числящийся по данным ГИБДД в 2018-2020гг. собственником транспортного средства, обязан уплачивать транспортный налог за данное транспортное средство за 2018-2020гг.
Учитывая, что судом административные исковые требования удовлетворены, а также что административный истец в соответствии с п.19 ч.1 ст. 333.36 НК РФ, освобожден от уплаты государственной пошлины, в соответствии с ч.1 ст. 114 КАС РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в доход государства в размере 400,00 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление МИФНС России №23 по Самарской области к Ковыркину ФИО19 удовлетворить.
Взыскать с Ковыркина ФИО20,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в пользу МИФНС России №23 по Самарской областинедоимку по обязательным платежам на общую сумму 2289 (две тысячи двести восемьдесят девять) руб. 55 коп. в том числе: по транспортному налогу: за 2018г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 5,08 руб. за период с 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г. налог в размере 1083,00 руб., пени в размере 3,07 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. налог в размере 92,43 руб., пени в размере 1,90 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.; по налогу на имущество: за 2017г. пени в размере 12,58 руб. за период с 04.12.2018г. по 04.02.2019г.; за 2018г. пени в размере 4,01 руб. за период 03.12.2019г. по 24.12.2019г.; за 2019г., пени в размере 2,67 руб. за период с 02.12.2020г. по 21.12.2020г.; за 2020г. пени в размере 1,81 руб. за период с 02.12.2021г. по 08.12.2021г.
Взыскать с Ковыркина ФИО21,ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб. 00 коп.
Решение суда может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Мотивированное решение суда изготовлено 28.04.2023г.
Председательствующий: Е.В.Щелкунова
Копия верна.
Судья:
Секретарь:
Подлинный документ подшит в материалах административного дела 2а-3152/2023
63RS0045-01-2023-002278-87