Решение по делу № 2-1734/2019 ~ М-1354/2019 от 25.04.2019

Дело № 2-1734/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

31 июля 2019 года     г.о. Балашиха

Московская область

Железнодорожный городской суд Московской области в составе

председательствующего судьи Артемовой Е.В.,

при секретаре Цырендондоковой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Бутковского Аркадия Владимировича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Бутковский А.В. обратился в суд с иском к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж, назначении досрочной пенсии по старости, указав, что 04 декабря 2018 года он обратился в ГУ - ГУ ПФР № 7 по г. Москве и Московской области Управление № 2 по городскому округу Балашиха Московской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости. Ответчик решением от 11 марта 2019 года № отказал ему в досрочном назначении пенсии по старости по причине отсутствия необходимой продолжительности стажа медицинской деятельности (требуется 30 лет специального стажа, а в наличии 27 лет 02 месяца 21 день), при этом отказав в зачёте в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, на соответствующих видах работ и в следующие периоды:

период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского: с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года - 00 лет 11 мес. 00 дней, т.к. отсутствует зачисление на должность врача-интерна;

период пребывания в клинической ординатуре: с 01.09.1997 года по 04.09.1999 года - 02 года 00 мес. 04 дня, т.к. время учёбы не может быть включено в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости;

период работы в ООО «Лечебный центр» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделений по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии, физиотерапии и ЛФК: с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года - 02 года 05 мес. 00 дней, т.к. работа в организациях здравоохранения, имеющих форму собственности ЗАО, ООО, ОАО - в специальный стаж засчитана быть не может. Устав не содержит информацию о наличии структурных подразделений Общества, периоды в которых могли быть зачислены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости. Структурные подразделения, в которых он работал и которые соответствуют штатному расписанию организации (отделение по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи, отделение хирургии, физиотерапии и ЛФК, отделение хирургии и стационара с операционным блоком) Правилами Постановления № 781 от 29 октября 2002 года не предусмотрены;

периоды командировок: с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней.

С решением ответчика от 11 марта 2019 года он не согласен, т.к. считает его незаконным. Период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. 31 июля 1994 года он окончил полный курс Благовещенского медицинского института по специальности "Лечебное дело", что подтверждается дипломом. Для прохождения интернатуры в период с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года он работал врачом-интерном в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского, что подтверждается трудовой книжкой. В должностные обязанности входило выполнение функций врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации, что подтверждается сведениями из записи в трудовой книжке. Касаемо периода работы в ООО «Лечебный центр», этот период исключён ответчиком, т.к. работа в организациях здравоохранения, имеющих форму собственности ЗАО, ООО, ОАО в специальный стаж засчитана быть не может. Устав не содержит информацию о наличии структурных подразделений Общества, структурные подразделения, в которых он работал и которые соответствуют штатному расписанию (отделение по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи, отделение хирургии, физиотерапии и ЛФК, отделение хирургии и стационара с операционным блоком) правилами не предусмотрены. Этот период подлежит включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости по следующим основаниям: ответчик не принял во внимание специфику функционирования данного Центра, которое является частной медицинской организацией, основными видами деятельности которой является деятельность в области здравоохранения, деятельность лечебных учреждений, лечебная практика, деятельность скорой медицинской помощи (п. 2.3 Устава), осуществляемой в соответствии с лицензией. ООО «Лечебный центр» - это организация здравоохранения, следовательно, работа в данной организации в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделения по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, поэтому работа в нём подлежит включению в специальный стаж периода его работы как врача-анестезиолога-реаниматолога отделений по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии в ООО «Лечебный центр» с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года.

Касаемо периода нахождения в командировках, эти периоды подлежат включению в стаж для назначения досрочной страховой пенсии по старости. В период нахождения в командировках он не прерывал трудовых отношений с работодателем. В данный период за ним сохранялась заработная плата, с которой уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.

Просит суд отменить решение от 11 марта 2019 года Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ - ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ и периодов:

с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года - период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского;

с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года - период работы в ООО «Лечебный центр»;

с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней - периоды нахождения в командировках.

Обязать Управление № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ - ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области включить в стаж на соответствующих видах работ следующие периоды работы:

с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года - период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского;

с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года - период работы в ООО «Лечебный центр»;

с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней - периоды нахождения в командировках.

Назначить Бутковскому А.В. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ст. 30 ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с осуществлением врачебной деятельности со 02 сентября 2016 года.

Истец Бутковский А.В. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме. Просил суд иск удовлетворить.

Представитель ответчика Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области Бирюкова И.С. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что исковые требования являются незаконными, оснований для назначения досрочной пенсии не имеется, в связи с отсутствием необходимых для назначения пенсии 30 лет специального стажа. Просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.

Суд, выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.

В силу ст. 12 ГПК РФ, гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.

Согласно ст. 55 ГПК РФ, доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств.

В соответствии со статьей 7 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

В силу ч. 1 ст. 37 Конституции Российской Федерации, труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Согласно ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающими право на досрочное назначение пенсии.

Согласно пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Списки работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение, утверждены Постановлением Правительства РФ от 16 июля 2014 года № 665.

Подпунктом «н» пункта 1 Списка работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665, установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» применяются при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения: Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно; Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений абзацев четвертого и пятого пункта 2 указанного Постановления, - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года; Согласно пункту 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии», при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу подпунктов 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений. Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет. В то же время при изменении организационно-правовой формы учреждений, предусмотренных подпунктами 19 и 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона N 173-ФЗ, в случае сохранения в них прежнего характера профессиональной деятельности работников, суд вправе установить тождественность должностей, работа в которых засчитывается в стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, тем должностям, которые установлены после такого изменения.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пениях в Российской Федерации». К такой должности отнесены, в том числе врачи-специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), работающие в учреждениях здравоохранения, в том числе в больницах, поликлиниках всех наименований.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 утвержден Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, в который включены врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

Следует учесть, что, устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с той, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности, с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Таким образом, федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение страховой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 29 сентября 2015 года N 1920-О).

Судом установлено, что решением ГУ – Главного управления Пенсионного фонда Российской Федерации № 7 по г. Москве и Московской области от 11 марта 2019 года Бутковскому А.В. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии ввиду отсутствия стажа, дающего право на досрочное назначение пенсии по старости.

В трудовой стаж, дающий истцу право на досрочное назначение пенсии по старости, не включены следующие периоды:

период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского: с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года - 00 лет 11 мес. 00 дней, т.к. отсутствует зачисление на должность врача-интерна; период пребывания в клинической ординатуре: с 01.09.1997 года по 04.09.1999 года – 02 года 00 мес. 04 дня, не может быть засчитан в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, так как время учебы не может быть включено в стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости; период работы в ООО «Лечебный центр» в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделений по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии, физиотерапии и ЛФК с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года - 02 года 05 мес 00 дней, так как работа в организациях здравоохранения, имеющих форму собственности ЗАО, ООО, ОАО, в специальный стаж засчитана быть не может; периоды нахождения в командировках: с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2002 года № 173-ФЗ (п. 5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно, в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию и в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные, предусмотренные ст. 116 Трудового кодекса РФ. Другие периоды, а также отпуска, предоставляемые наряду с ежегодными основными и дополнительными оплачиваемыми отпусками, в стаж работы, с учетом которой досрочно назначается трудовая пенсия по старости, не включаются. Таковыми являются отпуск без сохранения содержания по уходу за ребенком, административный отпуск, курсы повышения квалификации и т.д.

Федеральным Законом от 20 апреля 2007 года № 6-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации "Об образовании", в соответствии с которыми послевузовское профессиональное образование может быть получено в аспирантуре (адъюнктуре), ординатуре и интернатуре, создаваемых в образовательных учреждениях высшего профессионального образования (п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации "Об образовании").

Получение послевузовского профессионального образования предусмотрено Федеральным законом от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования (п. 7 ст. 6). Такой формой является интернатура как первичная годичная послевузовская подготовка для лиц, освоивших образовательные программы высшего медицинского и высшего фармацевтического образования. Лица, обучающиеся в интернатуре медицинских высших учебных заведений, согласно п. 1 ст. 18 названного Федерального закона являются слушателями учреждений системы послевузовского профессионального образования. По окончании интернатуры слушателям присваивается квалификация врача-специалиста.

В соответствии с п. 2 подр. 1 "Общие положения" раздела "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС квалификационные характеристики применяются в качестве нормативных документов, а также служат основой для разработки должностных инструкций, содержащих конкретный перечень должностных обязанностей с учетом особенностей труда работников медицинских организаций.

Раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" ЕКС, утвержденного Приказом Миндзравсоцразвития России от 06 ноября 2009 года N 869, содержал квалификационную характеристику должности "врач-интерн", которая была исключена из ЕКС Приказом N 541н. Исключение квалификационной характеристики должности "врач-интерн" произведено с учетом норм, содержащиеся в п. 2 ст. 25 Закона Российской Федерации "Об образовании" и п. 7 ст. 6 Федерального закона "О высшем и послевузовском образовании".

Миндзравсоцразвития России, осуществляя полномочия по принятию ЕКС, Приказом от 23 июля 2010 года N 540 отменил свои Приказы от 06 ноября 2009 года N 869 "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" и от 03 марта 2010 года N 122 "О внесении изменения в Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения".

Положение об одногодичной специализации (интернатуре) выпускников лечебных, педиатрических и стоматологических факультетов медицинских институтов и медицинских факультетов университетов, утвержденное Приказом Минздрава СССР от 20 января 1982 года N 44, применяется только в части, не противоречащей Закону Российской Федерации "Об образовании" и Федеральному закону "О высшем и послевузовском образовании".

В ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июня 1993 года N 5487-1 предусмотрено, что врачи в период их обучения в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения имеют право на работу в этих учреждениях под контролем медицинского персонала, несущего ответственность за их профессиональную подготовку. Вместе с тем, данная норма не свидетельствует о том, что ЕКС должен содержать квалификационную характеристику должности "врач-интерн", поскольку изменились правовые основы интернатуры.

Вместе с тем, в соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 29 января 2004 года N 2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства, действовавшего на момент приобретения права.

Пунктом 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъясняется, что по волеизъявлению и в интересах застрахованного лица, претендующего на установление досрочной трудовой пенсии по старости по нормам Федерального закона N 173-Ф3, периоды работы до 1 января 2002 года могут быть исчислены на основании ранее действовавших нормативных правовых актов.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066, утратившим силу в связи с введением в действие Постановления Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, введенный в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года. Согласно п. 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного указанным Постановлением Правительства, врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению (Перечню), один год работы засчитывается за один год и шесть месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В перечне наименования должностей не предусмотрена должность – «врач- интерн».

Пунктом 2 Списка N 464, утвержденного Постановлением Совета Министров, РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464, предусмотрено право на пенсию за выслугу лет врачам-хирургам всех наименований и среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля. При этом исчисление сроков выслуги лет производится в льготном исчислении - один год работы за один год и шесть месяцев. Данным перечнем должность «врач-интерн» не предусмотрена.

В номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, приведенной в приложении N 3 к положению об оплате труда работников здравоохранения РФ, утвержденного Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 октября 1999 года N 377, должность врача-интерна выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам. Врач-интерн осуществляет функции врача под руководством врача-специалиста и по завершении подготовки в интернатуре сдает выпускные экзамены по специальности.

Данный Приказ утратил силу в связи с изданием Минздравсоцразвитием РФ Приказа от 23 июля 2010 года N 540.

Действующим в настоящее время Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, в разделе Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения" (утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 23 июля 2010 года N 541н) должность врача-интерна не предусмотрена.

Также, номенклатурой должностей врачебного, фармацевтического и среднего медицинского персонала, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 23 ноября 1992 года, утратившего силу в связи с изданием Приказа Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 года N 35, который также утратил силу в связи с изданием Приказа Минздравсоцразвития России от 24 ноября 2008 года N 665, которые действовали в вышеуказанный спорный период, должность врача-интерна также была выделена как самостоятельная и прямо не отнесена к врачам-специалистам.

Данным перечнем должность «врач-интерн» не предусмотрена.

Как следует из справки № 536 от 31 декабря 2014 года ГБУ Здравоохранения «Камчатская краевая больница им. А.С. Лукашевского», зачисление Бутковского А.В. на штатную должность врача-интерна не производилось, в связи с отсутствием таковой в штатном расписании больницы.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оснований для включения в медицинский стаж Бутковского А.В. прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года, как в календарном так и в льготном порядке периода работы не имеется, так как отсутствует зачисление Бутковского А.В. на должность врача-интерна.

Пункт 20 Федерального Закона «О страховых пенсиях» предусматривает право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, то есть законодательном установлена единственная организационно-правовая форма организации - учреждение. Постановление Конституционного Суда РФ от 03 июня 2004 года № 11-П также подтверждает право на досрочную пенсию только медицинских работников учреждений здравоохранения.

Согласно ст. 87 Гражданского кодекса РФ, а также Закону «Об обществах с ограниченной ответственностью», обществом с ограниченной ответственностью признается созданное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на доли; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им долей в уставном капитале общества.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.).

Поэтому право на досрочное пенсионное обеспечение связывается не с любой работой в определенной профессиональной сфере, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с регулярным неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными исполняемыми функциональными обязанностями по занимаемой должности, спецификой и характером труда.

Исходя из этого законодатель выделил в особую категорию работников, т.е. лиц, состоящих в трудовых отношениях, чья лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения протекала на протяжении длительного периода в учреждениях здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий, режима работы и выполнение определенной нагрузки. Этой категории работников предоставлено право на льготное пенсионное обеспечение по старости. Возложение законодателем на Правительство Российской Федерации полномочия по определению того, какого рода профессиональная деятельность может быть отнесена к лечебной и иной деятельности по охране здоровья, предполагает, что в основе соответствующей дифференциации лежат объективные критерии оценки характера труда и специфики функционирования учреждений здравоохранения (Определение Конституционного Суда РФ от 18 апреля 2006 года № 84-0 и от 23 июня 2009 года № 906-0-0).

При этом учитываются как характер работы, так и особенности функционирования лечебно-профилактических учреждений (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2006 года N 84-О, от 29 января 2009 года N 67-О-О).

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости и выделение в особую категорию лиц, имеющих право на досрочное пенсионное обеспечение по старости, отдельных работников, осуществляющих лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, не могут расцениваться как нарушающие принцип равенства всех перед законом (статья 19, часть 1, Конституции Российской Федерации), либо ограничивающие право граждан на пенсионное обеспечение.

Правительство Российской Федерации Постановлением от 29 октября 2002 года № 781 утвердило названные Список и Правила, которые конкретизируют применительно к пенсионному обеспечению не раскрытые в указанном Федеральном законе понятия «лечебная и иная деятельность по охране здоровья населения» и «учреждение здравоохранения», обеспечивая тем самым реализацию права граждан на досрочное пенсионное обеспечение.

Вместе с тем п. 6 Правил Постановления № 781 от 29 октября 2002 года предусмотрен перечень структурных подразделений организаций, работа в которых засчитывается в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсий.

Устав не содержит информацию о наличии структурных подразделений Общества, периоды в которых могли быть зачислены в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Устанавливая в Федеральном законе от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в конкретной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), вследствие чего, наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о том, что истец в спорные периоды времени осуществлял трудовую деятельность в учреждениях здравоохранения.

Исходя из пункта 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждение может быть создано гражданином или юридическим лицом (частное учреждение) либо соответственно Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием (государственное или муниципальное учреждение). При этом форма собственности (государственная, муниципальная, частная) учреждений в данном случае правового значения не имеет.

С позиции Гражданского кодекса Российской Федерации, учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (абзац первый пункта 1 статьи 120), тогда как ООО «Лечебный центр», что подтверждено лицензиями, по своей организационно-правовой форме относится к коммерческим организациям, целью деятельности которых, помимо прочих, является максимальное извлечение прибыли (пункт 2 статьи 50). В связи с чем, в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации, названные организации являются коммерческими и, следовательно, не могут быть отнесены к учреждению.

Таким образом, структурные подразделения, в которых работал Бутковский А.В. и которые соответствуют штатному расписанию организации (отделение по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи, отделение хирургии, физиотерапии и ЛФК, отделение хирургии и стационара с операционным блоком) Правилами не предусмотрены. Данный факт подтвержден выпиской из индивидуального лицевого счета Бутковского А.В.

Доводы истца о том, что право лица, осуществлявшего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения на получение пенсии, не может быть постановлено в зависимость от организационно-правовой формы организации, в которой он работал, суд находит несостоятельным, поскольку в основу дифференциации досрочного пенсионного обеспечения по старости законодателем положены не только специфика профессиональной деятельности лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки.

Осуществляемая индивидуальными предпринимателями и коммерческими организациями профессиональная деятельность, в том числе, в медицинской сфере, организуется ими по своему усмотрению и не охватывается требованиями действующего законодательства, предъявляемыми к продолжительности и интенсивности работы в тех или иных должностях.

В связи с этим выполняемая ими профессиональная деятельность существенно отличается от жестко регламентируемой деятельности работников учреждений здравоохранения, а потому установленные законодателем различия в условиях досрочного пенсионного обеспечения по старости, основанные на таких объективных критериях, как условия, режим и интенсивность работы, не могут рассматриваться как нарушающие конституционный принцип равенства при реализации права на пенсионное обеспечение, гарантированного статьей 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации.

Несмотря на то, что осуществление медицинской деятельности ООО «Лечебный центр» основывается на лицензии, а медицинская деятельность законом отнесена к видам деятельности, которые подлежат лицензированию (пункт 46 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011 года N 99 "О лицензировании отдельных видов деятельности"), наличие лицензии на осуществление медицинской деятельности само по себе не свидетельствует о тождественности занимаемой Бутковским А.В. должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделений по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии, физиотерапии и ЛФК должностям в учреждениях здравоохранения.

Основанная на указанных признаках дифференциация в условиях реализации права на трудовую пенсию по старости сама по себе не может расцениваться как нарушающая принцип равенства всех перед законом (статья 19 часть 1 Конституции Российской Федерации), либо ограничивающая право граждан на пенсионное обеспечение (статья 39 часть 1 Конституции Российской Федерации).

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 03 июня 2004 года N 11-П действительно указал, что форма собственности как таковая не может служить достаточным основанием для дифференциации условий назначения трудовых пенсий по старости лицам, работающим в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям; то обстоятельство, в чьем ведении находятся эти учреждения и кому принадлежит закрепленное за ними имущество - государству, муниципальному образованию, акционерному обществу и пр., само по себе не предопределяет различий в условиях и характере профессиональной деятельности их работников и не свидетельствует о существовании таких различий. Однако, истец заблуждается, полагая, что указанная правовая позиция Конституционного Суда РФ подтверждает обоснованность его доводов, поскольку в названном Постановлении Конституционного Суда РФ указано на недопустимость ограничения пенсионных прав лиц, работающих в учреждениях здравоохранения в одних и тех же по своим функциональным обязанностям должностях и по одним и тем же профессиям, в зависимости от формы собственности такого учреждения (государственная, муниципальная или частная), т.е. речь идет не о любых организационно-правовых формах юридических лиц, а лишь о виде собственности учреждения здравоохранения, в то время как установлено и истцом не оспаривается, что в спорные периоды он работал не в учреждении здравоохранения, а в коммерческой организации.

Таким образом, у Бутковского А.В., работавшего в период с 29 июня 2015 года по 28 ноября 2017 года в должности врача-анестезиолога-реаниматолога отделений по оказанию стационарной и скорой медицинской помощи и хирургии, физиотерапии и ЛФК в ООО «Лечебный центр», не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж, поскольку законодательством связано право на досрочную пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), а ООО «Лечебный центр» имеет иную организационно-правовую форму.

Согласно ст. 57 ГПК РФ, доказательства представляются сторонами и другими лицами, участвующими в деле.

В соответствии с ч. 1 ст. 67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст.ст. 12, 35 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Учитывая изложенное, суд считает требования Бутковского А.В. об отмене решения от 11 марта 2019 года Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в стаж на соответствующих видах работ и периодов: с 01.08.1994 года по 30.06.1995 года - период прохождения интернатуры по анестезиологии и реанимации в отделении анестезиологии и реанимации в Камчатской областной больнице им. А.С. Лукашевского; с 29.06.2015 года по 28.11.2017 года - период работы в ООО «Лечебный центр», не подлежащими удовлетворению.

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", повышение квалификации является обязательным условием трудовой деятельности медицинских работников.

В силу ст. 54 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, действовавших до 01 января 2012 года, повышение квалификации являлось основанием для выдачи сертификата специалиста, дающего право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации.

Согласно ст. 187 Трудового кодекса Российской Федерации, в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.

В соответствии со ст. 196 Трудового кодекса Российской Федерации, необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. В случаях предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работником определенных видов деятельности.

Таким образом, работнику, направленному на повышение квалификации, гарантируются такие же трудовые права, как и лицам, трудящимся полное рабочее время, по сути, законодателем установлено, что период нахождения работника на курсах повышения квалификации приравнивается к выполнению своих прямых обязанностей по должностям, предусмотренным соответствующими Списками.

В силу ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируются сохранение места работы (должности) и среднего заработка, а также возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.

Поскольку в периоды нахождения Бутковского А.В. в командировке трудовой договор с ним не расторгался, за ним сохранялось место работы и выплачивалась средняя заработная плата, из которой производились необходимые отчисления, суд приходит к выводу, что периоды с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года подлежат включению в специальный стаж истца.

Удовлетворяя исковые требования в части включения в специальный стаж периодов нахождения в командировках, в которые истец направлялся для повышения квалификации, участия в конференциях, семинарах, совещаниях (приказ № 49, приказ № 19, приказ № 33), суд исходит из того, что Бутковским А.В. представлены доказательства, подтверждающие осуществление медицинской деятельности в указанные периоды, в периоды нахождения в командировках за истцом сохранялось место работы и средняя заработная плата, производились отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации, а потому они подлежат включению в специальный стаж наравне с периодами профессиональной деятельности, включенной ответчиком в специальный стаж в бесспорном порядке.

Доводы ответчика о том, что в периоды нахождения в командировках истец лечебной деятельностью не занимался, что не предусмотрено включение в специальный стаж периодов нахождения в командировках, суд находит несостоятельными.

Согласно ст. 166 Трудового кодекса РФ, служебной командировкой считается поездка работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Из материалов дела следует, что направление истца в командировки в период занятия им своей профессиональной деятельностью (врач анестезиолог-реаниматол) осуществлялось по этой же деятельности, следовательно, в периоды командировок истец выполнял служебное поручение по своей работе. Кроме того, из материалов дела следует, что направление истца в командировки было связано с осуществлением медицинской деятельности, поскольку согласно имеющимся в материалах дела приказам истец направлялся в командировки для участия в медицинских семинарах, совещаниях, конференциях, например, для участия в тематическом семинаре-практикуме усовершенствования врачей анестезиологов-реаниматологов, для усовершенствования врачей на цикл усовершенствования «Избранные вопросы по анестезиологии и реаниматологии», для участия в работе V Всероссийской научно-практической конференции «Озон в биологии и медицине», что также подтверждено соответствующими свидетельствами и удостоверениями о прохождении повышения квалификации, выданными Бутковскому А.В.

Таким образом, суд считает исковые требования Бутковского А.В. об отмене решения от 11 марта 2019 года Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области ГУ-ГУ Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области в части отказа во включении в стаж соответствующих периодов: с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней, с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней, с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней – периоды нахождения в командировках, подлежащими удовлетворению.

В связи с тем, что досрочно пенсия назначается с момента возникновения такого права, суд считает требования Бутковского А.В. о досрочном назначении страховой пенсии по старости со 02 сентября 2016 года подлежащими оставлению без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

суд

РЕШИЛ:

Иск Бутковского Аркадия Владимировича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж – удовлетворить частично.

Признать решение от 11 марта 2019 года Управления № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственного учреждения-Главного управления Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области об отказе в досрочном назначении пенсии по старости незаконным частично.

Обязать Управление № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственное учреждение-Главное управление Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области включить в стаж работы Бутковского Аркадия Владимировича, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды нахождения в командировках:

с 26.08.1995 года по 23.10.1995 года - 01 мес. 28 дней,

с 07.04.1997 года по 25.04.1997 года - 19 дней,

с 19.05.2003 года по 23.05.2003 года - 05 дней.

В остальной части иск Бутковского Аркадия Владимировича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о признании незаконным решения об отказе в досрочном назначении пенсии, включении трудовой деятельности в трудовой стаж – оставить без удовлетворения.

Иск Бутковского Аркадия Владимировича к Управлению № 2 по г.о. Балашиха Московской области Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда России № 7 по г. Москве и Московской области о назначении досрочной пенсии по старости – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Московский областной суд в течение месяца со дня изготовления его в окончательной форме через Железнодорожный городской суд Московской области.

Федеральный судья Е.В. Артемова

Мотивированный текст решения

изготовлен 12 августа 2019 года

2-1734/2019 ~ М-1354/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Бутковский Аркадий Владимирович
Ответчики
ГУ-ГУ ПФРФ № 7 по г. Москве и МО
Суд
Железнодорожный городской суд Московской области
Судья
Артемова Елена Викторовна
Дело на странице суда
zheleznodorojniy--mo.sudrf.ru
25.04.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.04.2019Передача материалов судье
29.04.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.04.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.04.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
27.05.2019Судебное заседание
20.06.2019Судебное заседание
10.07.2019Судебное заседание
31.07.2019Судебное заседание
12.08.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.03.2020Дело оформлено
16.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее