РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
23 января 2013 года г.о. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
судьи Булыгина Р.В.,
при секретаре Тарасенко Ю.А.,
с участием представителя заявителя – Борисовой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-274/2013 по заявлению Фроловой Анны Олеговны об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратился в суд с заявлением о об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара, указав, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>, Участок б/н, площадью 585 кв.м. под садоводство с полным пакетом документов.
ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 получила отказ МИО в предоставлении участка, по причине того, что ДСА <адрес> направил Заключение № №3 о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку, в отношении этого испрашиваемого участка, ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, заявитель просит признать отказ ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории №3 незаконным.
Обязать ДСА г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, площадью 585 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, Участок б/н, на кадастровом плане соответствующей территории.
В судебном заседании представитель заявителя требования поддержала в полном объеме.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Департамента Строительства и Архитектуры г.о. Самара не явился, о дне слушания извещен.
В судебное заседание представитель заинтересованного лица Министерство имущественных отношений <адрес> не явился, о дне слушания извещен.
Выслушав представителя истца, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 15 ЗК РФ граждане имеют равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности могут быть предоставлены в собственность граждан за исключением участков, которые не могут находиться в частной собственности.
Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев изъятия земельных участков из оборота, установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных или муниципальных нуж Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с п. 1 ст.27, ст.29 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся
в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Согласно п. 10 ст.З ФЗ «О введении в действие ЗК РФ» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Согласно ст. 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно статье 255 Гражданского процессуального кодекса РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Судом установлено, что что ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратилась в Министерство имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, рассоложенного по адресу: г.о. Самара, <адрес>, участок б/н, площадью 585 кв.м. под садоводство.
При подаче заявления, ею был приложен пакет документов в соответствии с требованиями «Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством», утвержденным постановлением правительства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно п.2.4. указанного Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
Заявителем вся информация была приложена. К заявлению прилагались - копия доверенности представителя, ответ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что она не имела с 1992-1998 годы предоставленных земельных участков, ответ Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что в период с 1992 по 1998 годы информации о предоставлении испрашиваемого земельного участка иным лицам не имеется. Ответ ФИО6» от ДД.ММ.ГГГГ № о том, что сведения об испрашиваемом земельном участке в государственном кадастре объектов недвижимости отсутствуют, Уведомление Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ го да № об отсутствии в ЕГРП сведений о зарегистрированных правах на испрашиваемый земельный участок, Уведомление Росреестра от ДД.ММ.ГГГГ № об отсутствииу ФИО1 на праве собственности объектов недвижимого имущества, Проект границ земельного участка.
Таким образом, в направлении запросов, которые предусмотрены п.2.4. порядка, необходимости не возникало, и Министерство во исполнение требований абз. З п.2.4. порядка, обязано было направить в Департамент строительства и архитектуры обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или на кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка.
Согласно сообщения Министерства имущественных отношений <адрес> №-С от ДД.ММ.ГГГГ следует, что утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане невозможно по причине того, ДСА <адрес> направил Заключение № № ДД.ММ.ГГГГ о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, поскольку, в отношении этого испрашиваемого мною участка, ведутся работы по формированию земельного участка для последующего предоставления на бесплатной основе гражданам, имеющим трех и более детей.
Согласно ч. 2.4. ст. 9 Закона Самарской области «О земле», земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан, имеющих трех и более детей, в том числе для индивидуального жилищного строительства, бесплатно однократно, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", частями 2, 2.1 настоящей статьи и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.
В данном случае, испрашиваемый земельный участок нельзя было считать свободным от прав третьих лиц, поскольку право заявителя на его предоставление возникло еще до внесения этих изменений в Закон.
Предоставление в собственность граждан, указанных в части 2.4 статьи 9 настоящего Закона, бесплатно земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным настоящей статьей, и с учетом требований, предусмотренных земельным законодательством.
Пунктом 2 ст. 5. <адрес> «О земле» установлено, что распоряжение расположенными в городском округе Самара земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляет уполномоченный <адрес> исполнительный орган государственной власти.
Постановлением <адрес> ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, согласно которому граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в Министерство имущественных отношений <адрес>.
Пунктами 2.4, 2.5 названного Порядка предусмотрено, что Министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в пункте 2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара с учетом зонирования территорий утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в Министерство либо в адрес лица, которое обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.
Отказ МИО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ был получен заявителем по почте ДД.ММ.ГГГГ.
Установленные судом обстоятельства по рассматриваемому спору дают суду основание считать, что оспариваемое решение ДСА г.о. Самара об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории является незаконным и необоснованным.
Суд приходит к выводу, что решение ДСА г.о Самара об утверждении схемы расположения вышеуказанного спорного земельного участка, нарушают право последнего, гарантированное ст. 35 Конституции РФ иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им.
При указанных обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные требования являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 258 Гражданского процессуального кодекса РФ суд признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199, 252 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Признать отказ ДСА г.о. Самара в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории № незаконным.
Обязать ДСА г.о. Самара утвердить схему расположения земельного участка, площадью 585 кв.м., находящегося по адресу: <адрес>, Участок б/н, на кадастровом плане соответствующей территории.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
ПредседательствующийР.В. Булыгин