Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-298/2015 ~ М-279/2015 от 21.04.2015

2-298/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский

12 мая 2015 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Жидких И.Г.,

с участием заявителя Дейкиной Н. В.,

представителя заявителя Дейкиной Н.В. - адвоката Хайлова А.П., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С., действующей на основании доверенности,

при секретаре Яшиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дейкиной Н. В. об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по принятию решения об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

УСТАНОВИЛ:

Дейкина Н.В. обратилась в суд с заявлением, указывая, что согласно ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного КЭЧ в/ч 25852 Титову Р.В. и ей как члену его семьи было предоставлено право занятия жилого помещения в виде однокомнатной квартиры площадью 27 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

С этого времени они проживали в квартире, оплачивали коммунальные услуги, с 2000 года в квартире проживает и их несовершеннолетняя дочь Титова А.Р.

ДД.ММ.ГГГГ брак между ней и Титовым Р.В. был расторгнут, однако она и ее дочь остались проживать в занимаемом жилом помещении на территории закрытого военного городка. Отдельный договор социального найма с ними не заключался, дочь осталась членом семьи нанимателя.

Несмотря на это, в поступившем в ее адрес уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ей и члену ее семьи дочери Титовой А.Р. было отказано в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.

Основанием для этого явилось то, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению. Также после прекращения брака с нанимателем, она является бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения, а после прекращения семейных отношений с нанимателем за ней не сохраняется право пользования служебным жилым помещением. Кроме того ФГКУ «Западрегионжилье» считает, что договор найма служебного жилого помещения считается прекращенным в связи с прекращением трудовых и военных отношений с МО РФ.

Предоставленное им жилое помещение не является служебным, в разряд служебных оно отнесено не было, о чем свидетельствует форма ордера на жилое помещение и отсутствие соответствующего договора найма служебного жилья. Требований о выселении к ним никто не предъявлял, право пользования квартирой они не утратили.

По ее мнению, проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием к выдаче ей ГЖС, поскольку связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него лиц, утративших связь с военным ведомством.

Таким образом, за ней, как бывшим членом семьи нанимателя и за ее дочерью Титовой А.Р., членом семьи нанимателя, как за лицами, оставшимися проживать в занимаемом жилом помещении по договору социального найма, сохраняются все жилищные права, как нанимателей жилого помещения, в том числе и право на переселение из закрытого военного городка путем выдачи им государственного жилищного сертификата. Другого жилья она и ее дочь не имеют.

Просит признать незаконным уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее и члена ее семьи Титовой А. Р. участниками подпрограммы; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В судебном заседании заявитель Дейкина Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. При этом пояснила, что в настоящее время она работает в котельной в/г в закрытой части расположенной на территории Воронеж-45 Воронежского эксплуатационного района теплоснабжения оператором котельной, но в данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком. В квартире по адресу: <адрес> проживает ее бывший супруг Титов Р.В., однако она и ее дочь зарегистрированы в данном жилом помещении, она работает в вышеуказанной части много лет и имеет право на участие в подпрограмме по обеспечению жильем.

Представитель заявителя адвокат Хайлов А.П. поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме, при этом пояснил, что отказом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права заявителя по участию в подпрограмме «Жилище» на 2011-2015 годы. Дейкиной Н.В. было отказано по причине, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению. Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Титову Р.В. и его супруге Титовой Н.В., (после заключения нового брака Дейкиной) было предоставлено жилое помещение по <адрес>-45. Ордер в то время являлся единственным основанием для вселения в жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ЖК РФ, согласно которым все права сохранены за гражданами. В настоящее время, брак между ними расторгнут. Для участия в подпрограмме необходим факт проживания в закрытом военном городке. Факт регистрации подтверждается, кроме паспорта и финансовым лицевым счетом, поквартирной карточкой.

Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, но от начальника 2 отдела Дергунова А.В. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того поступили письменные возражения, в которых указывает, что требования заявителя не признает в полном объеме по основаниям изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет участников ГЖС.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» и приложением к постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к федеральной собственности и находится у них на правах хозяйственного введения или оперативного управления.

Предоставленная Титову Р.В. и члену его семьи супруги Титовой Н.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ квартира является федеральной собственностью и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254». Жилищный фонд является специализированным и входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.

В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членов его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

В удовлетворении требований Дейкиной Н.В. просит отказать (л.д. 54-55).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение заявление в отсутствие представителя органа, чьи действия обжалуются, по имеющимся доказательствам.

Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С. суду показала, что Дейкина (Титова) Н.В., ее дочь Титова А.Р. и ее бывший супруг Титов Р.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, но по указанному адресу не проживают. Данное жилое помещение было предоставлено войсковой частью Титову Р.В. на время трудовых отношений. В настоящий момент Титов Р.В. и Дейкина (Титова) Н.В. не работают в ФКУ «Войсковая часть 14254» и не проходят службу по контракту. Из Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставление служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитии и проживание в них допускается только гражданам, которые являются сотрудниками воинских частей Минобороны России. Проверкой, проведенной войсковой частью, установлено, что в спорной квартире никто не проживает, квартира находится в аварийном состоянии, квартира без замков, захламлена, в электропробках вставлены жучки из толстой медной проволоки, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из изложенного, наниматель Титов Р.В. и его бывшая супруга Дейкина (Титова) Н.В. не проживают в данной квартире, не обеспечивают сохранность жилого помещения, не поддерживают надлежащее состояние жилого помещения, нарушают требования пожарной безопасности и иных требований законодательства и подлежат выселению.

Кроме того, в случае прекращения семейных отношений с нанимателем жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя не сохраняется. В связи с тем, что Дейкина Н.В. вселялась в <адрес> как член семьи нанимателя, а в настоящий момент она таковым не является, тем более что и сам наниматель выехал из указанного жилого помещения и не связан ни трудовыми, ни служебными отношениями с войсковой частью, жилое помещение удерживает незаконно и в список граждан изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат включен быть не может.

По указанным выше основаниям отказ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ считает правомерным.

В обоснование требований предоставила письменный отзыв (л.д. 31-35).

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 1 Жилищного кодекса РФ гласит, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40), а указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п.п. «б» п. 5, п.п. 6, 17-19, 24, 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки, перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ) имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, постоянное проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданина, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов, связанным со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Каких-либо дополнительных условий для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.

Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 51В08-2. Из смысла судебного акта следует, что если гражданин на законном основании был вселен в служебное жилое помещение на территории закрытого военного городка и после утраты оснований пользования предоставленным жилым помещением не был в установленном порядке выселен из предоставленного жилого помещения, он, несомненно, подлежит обеспечению ГЖС как подлежащий отселению из закрытого военного городка.

В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес>45 является закрытым военным городком.

В силу п. 9 Приказа Министра обороны РФ от 08 ноября 2011 года № 2050 «Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в вооруженных силах Российской Федерации», формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Порядок очередности определяется для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - с даты подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части.

В судебном заседании установлено, что заявитель Дейкина (Титова) Н.В. вместе с дочерью Титовой А.Р. зарегистрированы в <адрес>-45, что подтверждается копиями их паспортов с отметками о регистрации (л.д.7,8), выпиской из домовой книги (поквартирной карточки) (л.д.13), справкой о регистрации Дейкиной (Титовой) Н.В. (л.д. 14), а следовательно, они относятся к гражданам, поименованным в пп. «б» п. 5 Правил. Дейкина Н.В. выразила желание участвовать в подпрограмме, обратившись с соответствующим заявлением в надлежащий орган, представили необходимые документы, в установленном порядке. Она с дочерью не были выселены из предоставленного жилого помещения, поэтому подлежат включению в список участников подпрограммы.

Таким образом, законных оснований для отказа в признании Дейкиной Н.В. и члена ее семьи дочери Титовой А.Р. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, не имеется. Доводы ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, изложенные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит несостоятельными.

ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на ст. 93 ЖК РФ и п. 3 ст.104 ЖК РФ, указывая, что у Дейкиной Н.В. и члена ее семьи нет правовых оснований для проживания на территории <адрес>, так как прекращение трудовых отношений влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения. Указанные аргументы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для разрешения данного спора имеет значение сам факт регистрации и проживания в закрытом городке независимо от оснований такого проживания.

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отказывает Дейкиной (Титовой) Н.В. во включении в список подпрограммы ее и члена ее семьи дочери Титовой А.Р. потому что ДД.ММ.ГГГГ она расторгла брак с Титовым Р.В., что подтверждается свидетельством о расторжении брака I -СИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) и перестала быть членом семьи нанимателя, в связи с чем утратила право пользования служебным жилым помещением. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 с. 31 ЖК РФ).

Данную позицию суд также оценивает как необоснованную, так как до настоящего времени Дейкина (Титова) Н.В. зарегистрирована в закрытом военном городке по вышеуказанному адресу, работает в котельной в/г в закрытой части расположенной на территории Воронеж-45 Воронежского эксплуатационного района теплоснабжения оператором котельной, что подтверждается справкой Филиала ОАО «РЭУ» «Курский» от ДД.ММ.ГГГГ гола (л.д. 56), а также копией трудовой книжки на имя Дейкиной Н.В. (л.д. 15-17), утратившей право пользования жилым помещением в установленном законом порядке не признана. Доказательств обратного суду не представлено.

Ссылки представителя войсковой части на то обстоятельство, что Дейкина (Титова) Н.В. зарегистрирована, но фактически не проживает на территории войсковой части, не может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку в оспариваемом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом данный довод приведен не был. Кроме того, включение Дейкиной (Титовой) Н.В. и ее дочери Титовой А.Р. в список участников подпрограммы не лишает войсковую часть права в установленном законом порядке обратиться с требованием о их выселении из служебного жилого помещения.

При таких обстоятельствах Дейкина Н.В. и ее дочь Титова А.Р. подлежат переселению из закрытого военного городка и их следует считать участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а требования о признании незаконными уведомления начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Дейкиной (Титовой) Н. В. и члена ее семьи Титовой А. Р. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.

Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ включить Дейкину (Титову) Н. В. и члена ее семьи дочь Титову А. Р. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

                                                                     Мотивированное решение

                                                                  изготовлено 15 мая 2015 года

Председательствующий: п/п

Копия верна: Судья:

Секретарь:                                            

2-298/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

пгт Грибановский

12 мая 2015 года

Грибановский районный суд Воронежской области в составе:

председательствующего судьи Жидких И.Г.,

с участием заявителя Дейкиной Н. В.,

представителя заявителя Дейкиной Н.В. - адвоката Хайлова А.П., представившего удостоверение и ордер от ДД.ММ.ГГГГ,

представителя заинтересованного лица ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С., действующей на основании доверенности,

при секретаре Яшиной Л.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по заявлению Дейкиной Н. В. об обжаловании действий ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации по принятию решения об отказе в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы,

УСТАНОВИЛ:

Дейкина Н.В. обратилась в суд с заявлением, указывая, что согласно ордера на жилое помещение от ДД.ММ.ГГГГ года, выданного КЭЧ в/ч 25852 Титову Р.В. и ей как члену его семьи было предоставлено право занятия жилого помещения в виде однокомнатной квартиры площадью 27 кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.

С этого времени они проживали в квартире, оплачивали коммунальные услуги, с 2000 года в квартире проживает и их несовершеннолетняя дочь Титова А.Р.

ДД.ММ.ГГГГ брак между ней и Титовым Р.В. был расторгнут, однако она и ее дочь остались проживать в занимаемом жилом помещении на территории закрытого военного городка. Отдельный договор социального найма с ними не заключался, дочь осталась членом семьи нанимателя.

Несмотря на это, в поступившем в ее адрес уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ей и члену ее семьи дочери Титовой А.Р. было отказано в признании участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ.

Основанием для этого явилось то, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению. Также после прекращения брака с нанимателем, она является бывшим членом семьи нанимателя служебного жилого помещения, а после прекращения семейных отношений с нанимателем за ней не сохраняется право пользования служебным жилым помещением. Кроме того ФГКУ «Западрегионжилье» считает, что договор найма служебного жилого помещения считается прекращенным в связи с прекращением трудовых и военных отношений с МО РФ.

Предоставленное им жилое помещение не является служебным, в разряд служебных оно отнесено не было, о чем свидетельствует форма ордера на жилое помещение и отсутствие соответствующего договора найма служебного жилья. Требований о выселении к ним никто не предъявлял, право пользования квартирой они не утратили.

По ее мнению, проживание в закрытом военном городке является самостоятельным основанием к выдаче ей ГЖС, поскольку связано со спецификой данного населенного пункта и необходимостью отселения из него лиц, утративших связь с военным ведомством.

Таким образом, за ней, как бывшим членом семьи нанимателя и за ее дочерью Титовой А.Р., членом семьи нанимателя, как за лицами, оставшимися проживать в занимаемом жилом помещении по договору социального найма, сохраняются все жилищные права, как нанимателей жилого помещения, в том числе и право на переселение из закрытого военного городка путем выдачи им государственного жилищного сертификата. Другого жилья она и ее дочь не имеют.

Просит признать незаконным уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании ее и члена ее семьи Титовой А. Р. участниками подпрограммы; обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ включить их в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы.

В судебном заседании заявитель Дейкина Н.В. заявленные требования поддержала в полном объеме, просит их удовлетворить по указанным в заявлении основаниям. При этом пояснила, что в настоящее время она работает в котельной в/г в закрытой части расположенной на территории Воронеж-45 Воронежского эксплуатационного района теплоснабжения оператором котельной, но в данный момент находится в отпуске по уходу за ребенком. В квартире по адресу: <адрес> проживает ее бывший супруг Титов Р.В., однако она и ее дочь зарегистрированы в данном жилом помещении, она работает в вышеуказанной части много лет и имеет право на участие в подпрограмме по обеспечению жильем.

Представитель заявителя адвокат Хайлов А.П. поддержал заявленные требования, просит их удовлетворить в полном объеме, при этом пояснил, что отказом ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ нарушаются права заявителя по участию в подпрограмме «Жилище» на 2011-2015 годы. Дейкиной Н.В. было отказано по причине, что она не относится к категориям граждан, которые подлежат переселению. Согласно ордеру от ДД.ММ.ГГГГ Титову Р.В. и его супруге Титовой Н.В., (после заключения нового брака Дейкиной) было предоставлено жилое помещение по <адрес>-45. Ордер в то время являлся единственным основанием для вселения в жилое помещение. С ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в ЖК РФ, согласно которым все права сохранены за гражданами. В настоящее время, брак между ними расторгнут. Для участия в подпрограмме необходим факт проживания в закрытом военном городке. Факт регистрации подтверждается, кроме паспорта и финансовым лицевым счетом, поквартирной карточкой.

Представитель ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, уведомленный о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в судебное заседание не явился, но от начальника 2 отдела Дергунова А.В. поступило письменное заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Кроме того поступили письменные возражения, в которых указывает, что требования заявителя не признает в полном объеме по основаниям изложенным в решении от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет участников ГЖС.

В соответствии с п. 12 ст. 1 ФЗ «Об обороне» и приложением к постановлению Верховного Совета РФ от ДД.ММ.ГГГГ имущество Вооруженных Сил РФ относится исключительно к федеральной собственности и находится у них на правах хозяйственного введения или оперативного управления.

Предоставленная Титову Р.В. и члену его семьи супруги Титовой Н.В. на основании ордера от ДД.ММ.ГГГГ квартира является федеральной собственностью и закреплена на праве оперативного управления за ФКУ «Войсковая часть 14254». Жилищный фонд является специализированным и входит в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых городков Вооруженных Сил РФ и органов федеральной службы безопасности.

В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членов его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу не сохраняется (ч. 4 ст. 31 ЖК РФ).

В удовлетворении требований Дейкиной Н.В. просит отказать (л.д. 54-55).

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение заявление в отсутствие представителя органа, чьи действия обжалуются, по имеющимся доказательствам.

Представитель ФКУ «Войсковая часть 14254» Нестеренко Т.С. суду показала, что Дейкина (Титова) Н.В., ее дочь Титова А.Р. и ее бывший супруг Титов Р.В. зарегистрированы по адресу: <адрес>, но по указанному адресу не проживают. Данное жилое помещение было предоставлено войсковой частью Титову Р.В. на время трудовых отношений. В настоящий момент Титов Р.В. и Дейкина (Титова) Н.В. не работают в ФКУ «Войсковая часть 14254» и не проходят службу по контракту. Из Распоряжения Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предоставление служебных жилых помещений, жилых помещений в общежитии и проживание в них допускается только гражданам, которые являются сотрудниками воинских частей Минобороны России. Проверкой, проведенной войсковой частью, установлено, что в спорной квартире никто не проживает, квартира находится в аварийном состоянии, квартира без замков, захламлена, в электропробках вставлены жучки из толстой медной проволоки, что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ года.

Исходя из изложенного, наниматель Титов Р.В. и его бывшая супруга Дейкина (Титова) Н.В. не проживают в данной квартире, не обеспечивают сохранность жилого помещения, не поддерживают надлежащее состояние жилого помещения, нарушают требования пожарной безопасности и иных требований законодательства и подлежат выселению.

Кроме того, в случае прекращения семейных отношений с нанимателем жилого помещения право пользования данным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя не сохраняется. В связи с тем, что Дейкина Н.В. вселялась в <адрес> как член семьи нанимателя, а в настоящий момент она таковым не является, тем более что и сам наниматель выехал из указанного жилого помещения и не связан ни трудовыми, ни служебными отношениями с войсковой частью, жилое помещение удерживает незаконно и в список граждан изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат включен быть не может.

По указанным выше основаниям отказ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ считает правомерным.

В обоснование требований предоставила письменный отзыв (л.д. 31-35).

Исследовав материалы дела, выслушав участников судебного заседания, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статья 1 Жилищного кодекса РФ гласит, что граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими.

Согласно Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище (часть 1 статьи 40), а указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (часть 3 статьи 40).

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем получения жилья по договору социального найма, но и с помощью безвозмездных субсидий на его приобретение, право на получение, которых удостоверяется государственным жилищным сертификатом (далее - ГЖС).

Пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 сентября 1997 года № 1062 «О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащих и некоторых других категорий граждан» в целях обеспечения предусмотренных законодательством Российской Федерации социальных гарантий военнослужащих и некоторых других категорий граждан в ходе проведения военной реформы установлено, что приоритетной формой бюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянного проживания военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членов семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы, которые нуждаются в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, является выпуск и погашение государственных жилищных сертификатов.

В соответствии с п.п. «б» п. 5, п.п. 6, 17-19, 24, 27 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (утв. Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153), устанавливающих порядок выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации названной подпрограммы - граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки, перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством РФ по представлению Министерства юстиции РФ) имеют право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, в рамках подпрограммы; в рамках подпрограммы получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и изъявившие такое желание; применительно к условиям подпрограммы членами семьи гражданина - участника подпрограммы признаются, в отношении граждан, указанных в подпунктах «а» - «е» пункта 5 настоящих Правил, постоянное проживающие совместно с ним супруга (супруг), их дети, родители; выдачу сертификатов осуществляют гражданам - участникам подпрограммы, указанным в подпунктах «а» и «б» пункта 5 настоящих Правил, - федеральные органы исполнительной власти, в которых законодательством РФ предусмотрена военная служба (служба); для участия в подпрограмме граждане, указанные в пункте 5 настоящих Правил, подают соответственно в воинские части, организации, учреждения федеральных органов исполнительной власти (далее - подразделения) или в органы местного самоуправления, в которых они состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (в качестве граждан, имеющих право на получение социальных выплат), заявление (рапорт) об участии в подпрограмме с приложением документов. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Список граждан, изъявивших желание получить сертификат, формируется по каждой категории граждан в той же хронологической последовательности, в какой граждане - участники подпрограммы были постановлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Для включения в список граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году, гражданин - участник подпрограммы, состоящий на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях в подразделениях, или гражданина, проживающий в закрытом военном городке или поселке, представляет рапорт (заявление) в порядке и сроки, устанавливаемые соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

Таким образом, проживание граждан в закрытых военных городках является самостоятельным основанием для выдачи им государственных жилищных сертификатов, связанным со спецификой данных населенных пунктов и необходимостью отселения из них лиц, утративших связь с военным ведомством. Каких-либо дополнительных условий для включения в состав участников подпрограммы действующее правовое регулирование не содержит.

Вышеуказанная позиция нашла свое отражение в Определении Верховного Суда Российской Федерации от 22 июля 2008 года № 51В08-2. Из смысла судебного акта следует, что если гражданин на законном основании был вселен в служебное жилое помещение на территории закрытого военного городка и после утраты оснований пользования предоставленным жилым помещением не был в установленном порядке выселен из предоставленного жилого помещения, он, несомненно, подлежит обеспечению ГЖС как подлежащий отселению из закрытого военного городка.

В соответствии с Перечнем имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации и органов Федеральной службы безопасности, утвержденным Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ , <адрес>45 является закрытым военным городком.

В силу п. 9 Приказа Министра обороны РФ от 08 ноября 2011 года № 2050 «Об утверждении порядка формирования списков граждан - участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050, состоящих на учете в Министерстве обороны Российской Федерации и изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат в планируемом году, учета граждан, проживающих на территории закрытых военных городков, оформления и выдачи государственных жилищных сертификатов в вооруженных силах Российской Федерации», формирование сводного списка получателей сертификатов осуществляется в соответствии с хронологической последовательностью постановки на учет граждан - участников подпрограммы.

Порядок очередности определяется для граждан, подлежащих переселению из закрытых военных городков, - с даты подачи (отправки по почте) ими в структурное подразделение уполномоченного органа заявления (рапорта) на участие в подпрограмме, а для граждан, ранее вставших в воинских частях на учет для переселения из закрытых военных городков, - по дате регистрации заявления в воинской части.

В судебном заседании установлено, что заявитель Дейкина (Титова) Н.В. вместе с дочерью Титовой А.Р. зарегистрированы в <адрес>-45, что подтверждается копиями их паспортов с отметками о регистрации (л.д.7,8), выпиской из домовой книги (поквартирной карточки) (л.д.13), справкой о регистрации Дейкиной (Титовой) Н.В. (л.д. 14), а следовательно, они относятся к гражданам, поименованным в пп. «б» п. 5 Правил. Дейкина Н.В. выразила желание участвовать в подпрограмме, обратившись с соответствующим заявлением в надлежащий орган, представили необходимые документы, в установленном порядке. Она с дочерью не были выселены из предоставленного жилого помещения, поэтому подлежат включению в список участников подпрограммы.

Таким образом, законных оснований для отказа в признании Дейкиной Н.В. и члена ее семьи дочери Титовой А.Р. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны РФ, не имеется. Доводы ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, изложенные в уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ года, суд находит несостоятельными.

ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ ссылается на ст. 93 ЖК РФ и п. 3 ст.104 ЖК РФ, указывая, что у Дейкиной Н.В. и члена ее семьи нет правовых оснований для проживания на территории <адрес>, так как прекращение трудовых отношений влечет прекращение договора найма служебного жилого помещения. Указанные аргументы не могут быть приняты судом во внимание, поскольку для разрешения данного спора имеет значение сам факт регистрации и проживания в закрытом городке независимо от оснований такого проживания.

В уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ отказывает Дейкиной (Титовой) Н.В. во включении в список подпрограммы ее и члена ее семьи дочери Титовой А.Р. потому что ДД.ММ.ГГГГ она расторгла брак с Титовым Р.В., что подтверждается свидетельством о расторжении брака I -СИ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.10) и перестала быть членом семьи нанимателя, в связи с чем утратила право пользования служебным жилым помещением. В случае прекращения семейных отношений между нанимателем служебного жилого помещения и членом его семьи право пользования служебным жилым помещением за бывшим членом семьи нанимателя, по общему правилу, не сохраняется (ч. 4 с. 31 ЖК РФ).

Данную позицию суд также оценивает как необоснованную, так как до настоящего времени Дейкина (Титова) Н.В. зарегистрирована в закрытом военном городке по вышеуказанному адресу, работает в котельной в/г в закрытой части расположенной на территории Воронеж-45 Воронежского эксплуатационного района теплоснабжения оператором котельной, что подтверждается справкой Филиала ОАО «РЭУ» «Курский» от ДД.ММ.ГГГГ гола (л.д. 56), а также копией трудовой книжки на имя Дейкиной Н.В. (л.д. 15-17), утратившей право пользования жилым помещением в установленном законом порядке не признана. Доказательств обратного суду не представлено.

Ссылки представителя войсковой части на то обстоятельство, что Дейкина (Титова) Н.В. зарегистрирована, но фактически не проживает на территории войсковой части, не может послужить основанием для отказа в удовлетворении заявления, поскольку в оспариваемом уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ заинтересованным лицом данный довод приведен не был. Кроме того, включение Дейкиной (Титовой) Н.В. и ее дочери Титовой А.Р. в список участников подпрограммы не лишает войсковую часть права в установленном законом порядке обратиться с требованием о их выселении из служебного жилого помещения.

При таких обстоятельствах Дейкина Н.В. и ее дочь Титова А.Р. подлежат переселению из закрытого военного городка и их следует считать участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы» в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, а требования о признании незаконными уведомления начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны РФ» от ДД.ММ.ГГГГ подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст. 12, 56, 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным уведомление начальника 2 отдела ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании Дейкиной (Титовой) Н. В. и члена ее семьи Титовой А. Р. участниками подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.

Обязать ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства Обороны РФ включить Дейкину (Титову) Н. В. и члена ее семьи дочь Титову А. Р. в число участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по Министерству обороны Российской Федерации.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд в течение месяца, со дня изготовления мотивированного решения в окончательной форме.

                                                                     Мотивированное решение

                                                                  изготовлено 15 мая 2015 года

Председательствующий: п/п

Копия верна: Судья:

Секретарь:                                            

1версия для печати

2-298/2015 ~ М-279/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Дейкина Наталья Викторовна
Другие
в/ч 14254 г. Воронеж-45
ФГКУ "Западное региональное управление жилищного обеспечения" Министерства обороны Российской Федерации
Суд
Грибановский районный суд Воронежской области
Судья
Жидких И.Г.
Дело на сайте суда
gribanovsky--vrn.sudrf.ru
21.04.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.04.2015Передача материалов судье
22.04.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
22.04.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.04.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2015Судебное заседание
07.05.2015Судебное заседание
12.05.2015Судебное заседание
15.05.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.05.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.11.2015Дело оформлено
03.11.2015Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее