Дело № 2-5341/17
Решение
именем Российской Федерации
«21» июня 2017 года город Благовещенск
Благовещенский городской суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Фурсова В.А.,
при секретаре Тягушевой С.М.,
с участием Вороновой И.К., представителя Управления ЖКХ администрации г. Благовещенска – Малых К.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Вороновой И. К. о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, заявлению министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Воронова И.К. обратилась в суд с настоящим заявлением, в обоснование которого указала, что в августе 2013 года в результате чрезвычайной ситуации природного характера – паводка и выхода из берегов рек Зея и Амур – дом, расположенный по адресу ***, был подтоплен.
В результате подтопления пострадало жилое помещение, в котором проживала заявитель и ее семья. Из заключения о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания № 142 от 18 апреля 2014 года следует, что дом нуждается в проведении капитального ремонта. Таким образом, заявитель полагала, что причинно – следственная связь между повреждением жилого помещения и чрезвычайной ситуацией, произошедшей в городе Благовещенске в июле – августе 2013 года, установлена в результате проведения специального обследования дома.
Конституция Российской Федерации возлагает на государство обязанность по возмещению гражданам вреда, причиненного в результате чрезвычайной ситуации природного характера. Признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющегося для каждого неотчуждаемым благом, как это вытекает из статей 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 42 и 53, конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства. Данная конституционная обязанность корреспондирует праву граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного здоровью или имуществу чрезвычайной ситуацией природного характера.
Согласно части 2 статьи 29 Федерального конституционного закона «О чрезвычайном положении» граждане Российской Федерации имеют право на компенсацию ущерба своему имуществу, причиненного в результате чрезвычайной ситуации – наводнения.
С учетом факта порчи жилого помещения супруг заявителя Шаренко В.Е. обратился в управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, однако до настоящего времени социальная выплата не произведена. Поскольку жилое помещение по месту жительства было повреждено в связи с наводнением, заявитель считала, что имеет право на компенсацию причиненного ущерба.
На основании изложенного просила суд признать за Вороновой И. К. право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, обязать управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска предоставить Вороновой И. К. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, обратить решение суда к немедленному исполнению.
Министерство строительства и архитектуры Амурской области обратилось в суд с требованиями об оспаривании действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Шаренко В.Е. в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации, возложении обязанности исключить Шаренко В.Е. из списка граждан, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации, в обоснование которых указало, что свидетельство о государственной регистрации права на поврежденное жилое помещение было выдано только 14 января 2014 года, следовательно, на момент чрезвычайной ситуации Шаренко В.Е. собственником не являлся, что свидетельствует об отсутствии права на получение социальной выплаты и неправомерности действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Шаренко В.Е. в список граждан, жилые помещения которых пострадали в результате чрезвычайной ситуации.
Определением Благовещенского городского суда Амурской области от 5 мая 2015 года заявление Вороновой И. К. о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения и заявление министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения объединены для совместного разрешения и рассмотрения в одно производство.
На судебное заседание не явились извещенные надлежащим образом представитель истца - министерства строительства и архитектуры Амурской области, третьи лица – администрации г. Благовещенска, министерства финансов РФ, министерства строительства и ЖКХ РФ, правительства Амурской области, УФМС России по Амурской области, не предоставившие суду сведений об уважительности причин неявки. Суд, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
В судебном заседании заявитель Воронова И.К. на удовлетворении заявления настаивала, просила об их удовлетворении. Доводы министерства строительства и архитектуры Амурской области, положенные в основу заявленных требований, считала несостоятельными, поскольку право собственности ее супруга Шаренко В.Е. возникло на основании договора приватизации в 1993 году, однако прошло государственную регистрацию уже после введения режима чрезвычайной ситуации. Указанное обстоятельство, по мнению заявителя, не может являться препятствием для реализации права на компенсацию ущерба, причиненного чрезвычайной ситуацией. Возражала против пересмотра решения по новым обстоятельствам.
Представитель управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска возражает против удовлетворения исковых требований Вороновой И.К., поскольку при рассмотрении споров о предоставлении мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации Верховный Суд РФ высказал иную правоприменительную позицию, по смыслу которой в виду завершения в 2014 году мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года, прекращения финансирования данных мероприятий из федерального бюджета и утраты силы соответствующими нормативными актами субъекта РФ – Амурской области, с 01 января 2015 года у судов не имеется оснований для удовлетворения исковых требований граждан о предоставлении таких мер поддержки ( определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 г. № 59-КГ16-29 ). Указала, что Шаренко В.Е. действительно в установленном порядке обращался за получением мер социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, по результатам рассмотрения заявления был включен в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, список утвержден в установленном порядке. Между тем, ни в 2014, ни в 2015 году бюджетных ассигнований в виде субвенций из областного бюджета на цели предоставления социальной выплаты не поступало. С 1 января 2015 года признаны утратившими силу нормативные правовые акты, предусматривающие государственные полномочия органов местного самоуправления на осуществление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилья. Полагала, что поскольку Шаренко В.Е. умер 27 октября 2014 года, он подлежит исключению из списка пострадавших граждан. Просила в удовлетворении заявленных Вороновой И.К. требований отказать.
Также считала необоснованными требования министерства строительства и архитектуры Амурской области, адресованные управлению, указала, что в рамках поданного Шаренко В.Е. заявления управлением было проверено его право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения. Шаренко В.Е. на момент обращения являлся собственником жилого помещения, был зарегистрирован и проживал в доме на момент чрезвычайной ситуации, в собственности иного жилого помещения не имел, повреждение жилого помещения произошло именно в результате чрезвычайной ситуации. Утверждения министерства об обратном являются необоснованными, поскольку право возникло не с момента государственной регистрации права, а с момента заключения договора приватизации, то есть с 18 марта 1993 года.
Выслушав участвующих в деле лиц, изучив имеющиеся материалы, суд приходит к следующему.
Решением Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. удовлетворены исковые требования Вороновой И.К. в части:
Признано право Вороновой И. К. на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, соразмерно доли в праве собственности на указанное жилое помещение. Возложено на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанность произвести Вороновой И. К. социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения, расположенного по адресу ***, в размере, соответствующем доле в праве собственности на жилое помещение, за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе-сентябре 2013 года.
В удовлетворении заявления министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения - отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Амурского областного суда от 02.09.2015 г. решение Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. оставлено без изменения.
В соответствии со статьей 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК) вступившие в законную силу судебные постановления могут быть пересмотрены по вновь открывшимся или новым обстоятельствам. Новыми обстоятельствами являются указанные в части четвертой данной статьи обстоятельства, возникшие после принятия судебного постановления и имеющие существенное значение для правильного разрешения дела, к которым, в частности, относится определение (изменение) в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации практики применения правовой нормы, примененной судом в конкретном деле, в связи с принятием судебного постановления, по которому подано заявление о пересмотре дела в порядке надзора, или в постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, вынесенном по результатам рассмотрения другого дела в порядке надзора, или в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации.
Определением Благовещенского городского суда от 20 апреля 2017 года удовлетворено заявление представителя управления жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска о пересмотре по новым обстоятельствам решения Благовещенского городского суда от 23.06.2015 г. по заявлению Вороновой И.К. о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, соразмерно доли в праве собственности на указанное жилое помещение, возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, заявлению министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Рассматривая требование истца Вороновой И.К. о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, расположенного по адресу ***, соразмерно доли в праве собственности на указанное жилое помещение, возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ) граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций, на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций, на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с п. 1 ст. 18 ФЗ от 21 декабря 1994 г. №68-ФЗ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации (п. 2 этой же статьи).
В соответствии с подпунктом «а» статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Президентом Российской Федерации в порядке реализации указанных полномочий издан Указ от 31 августа 2013 г. № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области» (далее - Указ Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693).
Подпунктом «д» пункта 2 названного указа в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях перечисленных выше субъектов Российской Федерации в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в этих субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность решить вопрос о выделении средств на строительство нового жилья взамен утраченного гражданам, признанным пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения, постоянно проживающим в населённых пунктах, подвергшихся наводнению, и не имеющим другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, возложив подтверждение факта отсутствия такого жилья по заявлениям граждан на соответствующие органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии.
Во исполнение Указа Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693 Правительство Российской Федерации 12 октября 2013 г. приняло постановление № 923 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011—2015 годы» (далее — постановление Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923), которым в том числе были утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года (приложение № 11 (1) к федеральной целевой программе «Жилище» на 2011 - 2015 годы).
Предоставление трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации осуществлялось Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных федеральной целевой программой «Жилище» на 2011 - 2015 годы на цели, указанные в пункте 1 этих правил, и согласно распределению, приведённому в приложении № 4 к данной программе (пункт 4 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Одним из условий предоставления Правительством Российской Федерации трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации являлось наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта повреждённого жилья или строительства жилья (пункт 5 Правил предоставления из федерального бюджета бюджетам Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области и Хабаровского края иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года).
Согласно определению Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной категории споров № 59-КГ 16-3 от 23.05.2016г., из приведённых нормативных положений в их взаимосвязи следует, что осуществление правового регулирования отношений по предоставлению мер социальной поддержки граждан, лишившихся жилых помещений вследствие чрезвычайной ситуации - крупномасштабного наводнения в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, находится в совместном ведении Российской Федерации и её субъекта - Амурской области. К полномочиям субъекта Российской Федерации Указом Президента РФ от 31 августа 2013 г. № 693, постановлением Правительства РФ от 12 октября 2013 г. № 923 отнесено определение механизма реализации мер социальной поддержки, в том числе такой меры, как предоставление социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья за счёт средств федерального бюджета. При этом наличие утверждённого нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими от наводнения, является обязательным условием предоставления этому субъекту Российской Федерации межбюджетных трансфертов, то есть условием финансирования таких мероприятий Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 и постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 923 Правительство Амурской области приняло постановление от 28 октября 2013 г. № 520, пунктом 1 которого были утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
Согласно пункту 1 раздела I Правил предусмотрены условия и порядок предоставления гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки в виде строительства или приобретения жилья, источником финансового обеспечения которых являются средства федерального бюджета, предоставленные в виде иного межбюджетного трансферта.
Право на получение мер социальной поддержки имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания либо расположенных в многоквартирном доме, признанном аварийным, либо утраченных в результате гибели в связи с чрезвычайной ситуацией, являющиеся собственниками утраченных жилых помещений и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этих утраченных жилых помещениях на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания в соответствии с социальными и санитарными нормами (абзац первый пункта 2 раздела I Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья) (в редакции постановления Правительства Амурской области от 10 февраля 2014 г. № 57).
Подпунктом "г" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. № 693 в связи с крупномасштабным наводнением на указанных территориях в целях оказания помощи пострадавшему населению, выполнения первоочередных аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ и нормализации обстановки в указанных субъектах Российской Федерации на Правительство Российской Федерации возложена обязанность принять меры по отселению жителей из мест затопления при утрате жилья, а в случае отсутствия необходимости отселения предусмотреть выделение средств на капитальный ремонт поврежденного жилья, исходя из стоимости ремонта одного квадратного метра жилья 5 тыс. рублей (общая сумма выделяется на одно домовладение или квартиру), и определить порядок выделения указанных средств.
Судом установлено, что Шаренко В.Е. на праве собственности принадлежало жилое помещение, расположенное по адресу ***, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права 28 АА № 876274 от 14 января 2014 года.
Данное право возникло в соответствии с договором о безвозмездной передаче квартиры (дома) в собственность граждан от 18 марта 1993 года.
Из материалов дела следует, что 18 апреля 2014 года городской межведомственной комиссией по признанию помещения муниципального жилищного фонда жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания, и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу было обследовано жилое помещение, принадлежащее Шаренко В.Е. на праве собственности, - квартира № *** в доме № *** по пер. *** с. *** города Благовещенска, по результатам которого установлено, что жилой дом, в котором находится данная квартира, требует капитального ремонта.
Указанные обстоятельства отражены в заключении городской межведомственной комиссии № 142 от 18 апреля 2014 года. Из заключения также следует, жилое помещение пострадало в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории города Благовещенска.
21 мая 2014 года Шаренко В.Е. обратился в управление жилищно – коммунального хозяйства администрации города Благовещенска с заявлением о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
По результатам рассмотрения указанного обращения Шаренко В.Е. был включен в список граждан, имеющих право на получение меры социальной поддержки в виде выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Согласно спискам граждан, жилые помещения которых повреждены в результате чрезвычайной ситуации в городе Благовещенске (утвержденным мэром города Благовещенска и согласованным с руководителями межрайонного отдела УФМС России по Амурской области в городе Благовещенске, МО МВД России «Благовещенский» Амурской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области) подтверждается, что Шаренко В.Е. действительно включен в список граждан, имеющих право на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения. В качестве жилого помещения, требующего капитального ремонта, указана квартира № *** в доме № *** по пер. *** с. *** в городе Благовещенске, общая площадь которого, подлежащая капитальному ремонту, составляет 49,70 кв.м., размер социальной выплаты составляет 248 500 рублей.
Таким образом, уполномоченным на предоставление данного вида финансовой помощи органом, которым выступает управлением ЖКХ администрации города Благовещенска, право Шаренко В.Е. в установленном порядке было проверено и подтверждено.
Между тем, несмотря на признание за Шаренко В.Е. права на социальную выплату, денежные средства на капитальный ремонт последним получены не были.
Согласно имеющемуся в материалах дела свидетельству о смерти серии I-OT № *** от 27 октября 2014 года, выданному отделом ЗАГС по городу Благовещенску и Благовещенскому району, Шаренко В.Е. умер 23 октября 2014 года, не успев в полной мере реализовать возникшее право на компенсацию ущерба, причиненного имуществу в результате чрезвычайной ситуации.
После смерти Шаренко В.Е. его супруга Воронова И.К. как член семьи собственника имела намерение получить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, 2 февраля 2015 года обратилась с соответствующим заявлением в уполномоченный орган, однако в предоставлении данной меры поддержки было отказано ввиду утраты силы нормативно-правового акта, регулирующего порядок предоставления социальной выплаты.
В настоящее время Воронова И.К. является собственником пострадавшего жилого помещения, которой право собственности было приобретено в порядке наследования, что, по мнению заявителя, свидетельствует о возникновении у нее права на социальную выплату, размер которой должен быть рассчитан с учетом общей площади всего жилого помещения, подвергшегося подтоплению (согласно просительной части заявления).
Действительно, после смерти Шаренко В.Е. было открыто наследство в виде квартиры № *** по пер. *** в с. Садовое города Благовещенска. При этом в порядке наследования по закону к Вороновой И.К. перешло право собственности на 1/3 долю в праве собственности на указанное жилое помещение, что следует из свидетельства 28 АА № 0627800 от 8 июня 2015 года, выданного нотариусом Благовещенского нотариального округа Христюк С.Г.
Из пояснений самого заявителя также следует, что открытое после смерти супруга наследство действительно было принято в равных долях не только ею, но и другими наследниками.
После принятия наследства Воронова И.К. в уполномоченный орган по вопросу предоставления выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, поврежденной в результате чрезвычайной ситуации, не обращалась. Изложенное свидетельствует о нарушении установленного порядка предоставления социальной выплаты.
Порядок предоставления социальной выплаты на капитальный ремонт был установлен статьей 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ, часть 1 которой предусматривала, что социальная выплата на капитальный ремонт предоставляется пострадавшим гражданам на основании их заявления.
Согласно части 2 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ к заявлению прилагались следующие документы (либо их нотариально заверенные копии):
1) документы, удостоверяющие личность заявителя и членов его семьи, проживавших в поврежденном жилом помещении;
2) правоустанавливающие документы на поврежденное жилье, права на которое не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;
3) решение суда об установлении факта постоянного проживания заявителя в поврежденном жилом помещении на день объявления режима чрезвычайной ситуации (в случае отсутствия регистрации по месту жительства в поврежденном жилом помещении);
4) документы, подтверждающие родство заявителя с собственником поврежденного жилья.
Граждане, имеющие право на социальную выплату на капитальный ремонт в соответствии с частью 1 статьи 3 данного закона, включались в список граждан, жилые помещения которых повреждены (часть 3 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).
Социальная выплата на капитальный ремонт предоставлялась гражданам, включенным в список граждан, указанный в части 3 этой же статьи (часть 4 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).
В силу статьи 6 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ государственными полномочиями по предоставлению социальной выплаты на капитальный ремонт наделялись органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов, территории которых подверглись чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области. Органы местного самоуправления наделялись государственными полномочиями на срок по 31 декабря 2014 года. Органам местного самоуправления передавались следующие государственные полномочия: прием и рассмотрение заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт; формирование и утверждение списков граждан, жилые помещения которых повреждены; выплата пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений (части 1 - 3 статьи 6 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).
Прекращение исполнения органами местного самоуправления государственных полномочий осуществляется законом области. Прекращение осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий влечет за собой прекращение финансирования государственных полномочий (части 2 и 3 статьи 13 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ).
По смыслу приведенных нормативных положений Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ к пострадавшим гражданам, имеющим право на социальную выплату на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, отнесены как собственники этих помещений при условии наличия у них гражданства Российской Федерации, постоянного проживания в принадлежащих им и поврежденных в результате чрезвычайной ситуации жилых помещениях, а также при отсутствии у них другого жилья, пригодного для проживания, так и члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
При этом обязательным условием реализации названными категориями граждан права на социальную выплату на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений является обращение этих граждан в орган местного самоуправления, наделенный государственными полномочиями по предоставлению такой выплаты, с соответствующим заявлением и приложением к нему документов, предусмотренных частью 2 статьи 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ.
Таким образом, социальная выплата на капитальный ремонт жилых помещений, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, является мерой социальной поддержки, адресованной пострадавшим вследствие этой ситуации гражданам, реализуется в заявительном порядке, носит персональный характер и предоставляется гражданам, включенным в список граждан, жилые помещения которых повреждены..
Между тем, как следует из материалов дела, истец не являлась собственником указанного жилого помещения на день объявления режима чрезвычайной ситуации, то есть не относилась к установленной статьей 3 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ категории пострадавших вследствие чрезвычайной ситуации граждан - собственников поврежденных жилых помещений.
Кроме того, истец и как член семьи собственника поврежденного жилого помещения, постоянно проживавший в данном жилом помещении, обратилась в орган местного самоуправления (от имени которого выступало управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска) в установленном нормативным актом субъекта Российской Федерации порядке с заявлением о предоставлении ей названной социальной выплаты и не была включена в соответствующий список граждан, имеющих право на предоставление такой выплаты в период действия только 02 февраля 2015 года, в то время, как с 01 января 2015 года было прекращено действие постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения.
Таким образом, Вороновой И.К. не были соблюдены обязательные условия реализации права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, предусмотренные статьей 5 Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ, и она в установленном порядке не была признана пострадавшей в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Ввиду изложенного Воронова И.К. не соответствует всем требованиям, предъявляемым Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ к претендентам на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения.
Кроме того, с заявлением о предоставлении социальной выплаты на ремонт принадлежащего ему жилого помещения в порядке, установленном статьей 5 названного закона, в управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска обращался супруг истца Шаренко В.Е., который при жизни не реализовал свое право на данную меру социальной поддержки. Указанная социальная выплата ему фактически не предоставлялась и денежные средства не начислялись.
Между тем согласно статье 1112 Гражданского кодекса Российской Федерации в состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности. Не входят в состав наследства права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности, право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, а также права и обязанности, переход которых в порядке наследования не допускается данным кодексом или другими законами. Не входят в состав наследства личные неимущественные права и другие нематериальные блага.
Таким образом, в состав наследства входит только то имущество и те имущественные права, которые принадлежали наследодателю на день открытия наследства и которые не связаны неразрывно с личностью наследодателя. Возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, имеющих персональный характер, законом не предусмотрена.
Указанная позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации по аналогичной категории споров от 06.02.2017 г. № 59-КГ16-29.
Ввиду прекращения действия с 1 января 2015 г. Закона Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ нельзя признать правомерным вывод судебных инстанций о возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска обязанности по предоставлению Вороновой И.К., предъявившей требования к указанному органу после 1 января 2015 г., социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного в результате чрезвычайной ситуации жилого помещения за счет иных межбюджетных трансфертов, направляемых из федерального бюджета бюджету Амурской области. Полномочиями по приему и рассмотрению заявлений и документов от граждан на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений, а также по выплате пострадавшим гражданам денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденных жилых помещений управление жилищно-коммунального хозяйства администрации г. Благовещенска наделялось именно в соответствии с Законом Амурской области от 28 октября 2013 г. N 257-ОЗ.
Помимо этого, согласно приложению N 4 к федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 годы финансирование мероприятий по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, признанным пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года, осуществлялось только в 2013 и 2014 годах, в 2015 году финансирование этих мероприятий не производилось. Действующей в настоящее время федеральной целевой программой "Жилище" на 2015 - 2020 годы (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 25 августа 2015 г. N 889) финансирование мероприятий по такому направлению не предусмотрено.
Указом Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 г. N 693, а также утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050 федеральной целевой программой "Жилище" на 2011 - 2015 годы не предусмотрено предоставление мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, в отсутствие установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (в данном случае Амурской области) порядка реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Таким образом, в связи с прекращением с 1 января 2015 г. действия постановления Правительства Амурской области от 28 октября 2013 г. N 520 "Об утверждении Правил предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья", то есть нормативного правового акта субъекта Российской Федерации (Амурской области), устанавливающего порядок реализации мер социальной поддержки граждан, признанных в предусмотренном законодательством порядке пострадавшими от наводнения, и, соответственно, после окончания финансирования таких мероприятий из федерального бюджета, а также возможность перехода в порядке наследования не реализованного наследодателем права на получение мер социальной поддержки, имеющих персональный характер, у суда не имеется правовых оснований для признания права Вороновой И.К. на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения и на возложения на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, поскольку нормативные правовые акты, регулирующие предоставление мер социальной поддержки граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением 2013 года, утратили силу.
Разрешая требования министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления ЖКХ администрации города Благовещенска по включению Шаренко В.Е. в список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт, суд исходит из следующего.
На момент обращения Шаренко В.Е. в управление ЖКХ администрации города Благовещенска правоотношения по предоставлению мер социальной поддержки гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года, в виде выплаты денежных средств на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений были регламентированы Законом Амурской области от 28 октября 2013 года № 257-ОЗ «О предоставлении гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе – сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер поддержки на цели капитального ремонта».
Указанный законодательный акт закреплял право граждан, отвечающих установленным условиям, на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденных жилых помещений
В соответствии с частью 1 статьи 3 указанного Закона, право на социальную выплату на капитальный ремонт имели граждане Российской Федерации, постоянно проживавшие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации, являющиеся собственниками поврежденного жилья и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, и (или) члены их семей, являющиеся гражданами Российской Федерации, постоянно проживавшие в этом поврежденном жилье на день объявления режима чрезвычайной ситуации и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания.
По смыслу приведенной нормы право на получение такой меры социальной поддержки как выплата на капитальный ремонт жилого помещения имеют граждане, соответствующие на момент чрезвычайной ситуации обязательным условиям, а именно постоянно проживающие на момент чрезвычайной ситуации в жилом помещении, которое принадлежит последним на праве собственности.
Оспаривая правомерность включения органом местного самоуправления Шаренко В.Е. в список и отнесения тем самым к категории граждан, имеющих право на получение данной меры социальной поддержки, представитель министерства ссылается на отсутствие у Шаренко В.Е. правомочий собственника в отношении пострадавшего жилого помещения на момент чрезвычайной ситуации.
Действительно, материалами дела подтверждается, что свидетельство о государственной регистрации права на квартиру № *** по пер. *** с. *** горда Благовещенска было выдано Шаренко В.Е. 14 января 2014 года.
Между тем, из указанного свидетельства следует, что документом-основанием для проведения государственной регистрации являлся договор на безвозмездную передачу квартиры (дома) в собственность граждан от 18 марта 1993 года.
Таким образом, право собственности Шаренко В.Е. на поврежденное жилое помещение являлось ранее учтенным и существовало на момент чрезвычайной ситуации.
При этом формальное отсутствие юридической регистрации возникшего в силу закона права собственности на жилое помещение при условии, что лицо, постоянно проживающие в указанном жилом помещении, по каким – либо объективным причинам не имеет возможности произвести такую регистрации, по мнению суда, не может стать препятствием для возмещения со стороны государства вреда, причиненного имуществу гражданина в результате чрезвычайной ситуации. Иной подход по существу вел бы к ограничению прав граждан, несоразмерному конституционно защищаемым ценностям, среди которых социальное устройство государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1 статьи 7 и статья 55 Конституции Российской Федерации).
Соответствие заявителя иным требованиям, предъявляемым к лицу, изъявившему желание получить социальную выплату, судом было проверено и представителем министерства под сомнение не ставилось.
Поскольку в ходе рассмотрения заявления право на предоставление социальной выплаты Шаренко В.Е. было подтверждено, у управления ЖКХ администрации города Благовещенска имелись все правовые основания для включения указанного лица в список граждан – получателей данной меры государственной поддержки.
С учетом приведенных обстоятельств, заявление министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения включению удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Вороновой И. К. о признании права на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении на управление жилищно-коммунального хозяйства администрации города Благовещенска обязанности предоставить социальную выплату на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - отказать.
В удовлетворении заявления министерства строительства и архитектуры Амурской области об оспаривании действий управления жилищно - коммунального хозяйства администрации города Благовещенска по включению Шаренко В. Е. в списки граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, возложении обязанности исключить Шаренко В. Е. из списка граждан, имеющих право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт поврежденного жилого помещения, - отказать.
Настоящее решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Фурсов В.А.
Решение в окончательной форме изготовлено 26 июня 2017 года.