РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 февраля 2023 года г. Самара
Октябрьский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Лазарева Р.Н.
при секретаре судебного заседания Полынкиной П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а- 496/2023 по административному иску Ларионова Вадима Юрьевича к военному комиссариату Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г. Самары, военному комиссариату Самарской области о признании незаконным решения призывной комиссии, с участием заинтересованного лица врио военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары Мудрецова А.,
УСТАНОВИЛ:
Ларионов В.Ю. обратился в суд с вышеуказанным административным иском о признании незаконным решения призывной комиссии о призыве на военную службу, о признании действий военного комиссариата Самарской области по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарскому районам г. Самары, выразившиеся в выдаче повестки о явке в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы незаконными. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что решением призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самары, он признан годным к военной службе с незначительными ограничениями и призван на военную службу. Указанное подтверждается повесткой от 24.11.2022 г. Административный истец полагает, что решение призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самары незаконно, поскольку до начала медицинского освидетельствования административному истцу не были проведены обязательные диагностические исследования и он не был направлен для прохождения медицинских обследований, решение призывной комиссии не может быть принято без определения категории годности к военной службе. В виду того, что решение призывной комиссии вынесено с нарушением законодательства, то выдача повестки незаконна. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным и необоснованным решение призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самары от 10.11.2022 г., принятое в отношении Ларионова В.Ю.; признать действия военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары, выразившиеся в выдаче повестки о явке 24.11.2022 г. для отправки к месту прохождения военной службы незаконными и необоснованными.
Протокольными определениями суда к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен военный комиссариат Самарской области и в качестве заинтересованного лица привлечен врио военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары Мудрецов А.
Информация о времени и месте рассмотрения дела в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" размещена на интернет-сайте суда.
В судебном заседании административный истец - Ларионов В.Ю., требования административного иска поддержал в полном объеме по основаниям, в нем изложенным, просил удовлетворить. Кроме того, пояснил, что каких-либо заболеваний не имеет.
Представитель административного соответчика Военного комиссариата Самарской области - Халимоненко К.Н., действующий на основании доверенности, требования административного иска не признал по основаниям, изложеным в письменном отзыве на иск, просил в иске отказать.
В судебном заседании была допрошена в качестве специалиста Мелешко Н.В., которая пояснила, что административный истец ей знаком, производила его медицинское освидетельствование, в связи с призывом на военную службу, неприязненных отношений нет. Работает врачом-офтальмологом в ГБУЗ СО СГБ № 4, стаж около 35 лет. При осмотре Ларионова В.Ю., он предоставил Мелешко Н.В. выписку из Самарского Центра Глазной хирургии, в которой были указаны субъективные данные осмотра (острота зрения и оптическая коррекция), отсутствовали данные объективного осмотра авторефрактометрии в условияз циклоплегии (когда в глаза капают капли и происходит расширение зрачка глаза). 26.10.2022 г. Мелешко Н.В. дала ему направление в больницу им. Ерошевского. 09.11.2022 г. он там обследовался и представил Мелешко Н.В. данные его осмотра из больницы им. Ерошевского, ему установлена ***, что относится к категории Б-3, то есть он является годным к военной службе с незначительными ограничениями согласно Постановлению Правительства РФ «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе». Диагноз Ларионова В.Ю. учитывался с учетом всех представленных документов.
В судебном заседании была допрошена в качестве специалиста Абушаева А.А., которая пояснила, что административный истец ей не знаком, неприязненных отношений нет. Работает терапевтом в ГБУЗ СО СГБ № 4, имеет стаж более 40 лет. Абушаева А.А. осуществляла свою работу в соответствии со списком врачей, привлекаемых к работе в составе постоянно действующей ВВК военного комиссара Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самара Самарской области. Она ознакомилась со всеми представленными ей медицинскими документами при составлении карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу. Все медицинские документы учтены, врачи опирались, в том числе, на медицинское заключение больницы им. Ерошевского.
Представители административных ответчиков призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г. Самары, Военного комиссариата Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары в судебное заседание не явились, извещались о дате судебного заседания надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, об отложении дела не просили.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, изучив письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право оспорить в суде постановления должностных лиц, их действия (бездействие) если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых постановлений должностных лиц нормативным правовым актам - на должностные лица, принявших оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Судом установлено, материалами дела установлено следующее.
Согласно учетной карте призывника Ларионова В.Ю. усматривается:
-05.02.2018 г. административный истец принят на первоначальный воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет военного комиссариата г. Салават, где ему итоговым заключением врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию была определена категория годности Б-3;
-23.05.2019 г. итоговым заключением врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию призывной комиссии военного комиссариата г. Салават Ларионову В.Ю. определена категория годности Б-3;
-18.11.2019 г. Ларионов В.Ю. снят с учета военного комиссариата г. Салават;
-22.10.2019 г. Ларионов В.Ю. принят на воинский учет комиссией по постановке граждан на воинский учет военного комиссариата г. Санкт-Петербурга по Выборгскому району;
- 18.12.2019 г. итоговым заключением врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию Ларионову В.Ю. была определена категория годности Б-3;
-23.05.2019 г. решением призывной комиссии (протокол № 34) Ларионову В.Ю. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. «г» п. 2 ст. 24 ФЗ сроком до 25.05.2019 г.;
-28.06.2019 решением призывной комиссии (протокол № 55) Ларионову В.Ю. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п.п. «г» 1 п. 2 ст. 24 ФЗ сроком до 01.10.2019 г.;
-26.12.2019 г. решением призывной комиссии (протокол № 26-45/237) Ларионову В.Ю. была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу на основании п ст. 24 – 2а ФЗ сроком до 31.08.2023 г.;
-23.09.2022 г. согласно учетной карте призывника, Ларионов В.Ю. состоит на воинском учете в военном комиссариате по Октябрьскому, Куйбышевскому, Ленинскому и Самарскому районам г. Самары;
-10.11.2022 г. итоговым заключением врача, руководившего работой по медицинскому освидетельствованию Ларионову В.Ю. была определена категория годности Б-3 на основании статьи 34 «г» Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Расписание болезней).
Согласно справке «Санкт-Петербургского государственного электротехнического университета «ЛЭТИ» им. В.И. Ульянова (Ленина)» (СПбГЭТУ «ЛЭТИ») № 6304 от 30.09.2021 г. Ларионов В.Ю. поступил 01.09.2019 г. в СПбГЭТУ «ЛЭТИ», обучается на 3 курсе баклавриата по очной форме обучения по направлению подготовки (специальности) 28.03.01 «Нанотехнологии и микросистемная техника», окончание обучения – 31.08.2023 г.
Согласно письму СПбГЭТУ «ЛЭТИ» от 20.10.2021 г. № 682 в адрес военного комиссара Выборгского района города Санкт-Петербурга сообщается, что Ларионов В.Ю. отчислен по собственному желанию на основании приказа № ЛСО/1496 от 12.10.2021 г. с 01.10.2021 г.
Согласно выписке из амбулаторной карты от 09.11.2022 г. ГБУЗ СО «Самарская областная клиническая офтальмологическая больница имени Т.И. Ерошевского» административному истцу установлен клинический диагноз: ***
Постановлением Губернатора Самарской области № 280 от 21.09.2022 г. «О подготовке и проведении в Самарской области призыва граждан Российской Федерации на военную службу в октябре-декабре 2022 года» утвержден прилагаемый Перечень государственных бюджетных учреждений здравоохранения Самарской области для проведения медицинского обследования граждан Российской Федерации, призываемых на военную службу в октябре-декабре 2022 г. по направлению призывной комиссии Самарской области. В указанный перечень входит Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Самарская областная клиническая офтальмологическая больница им. Т.И. Ерошевского» по профилю обследования – офтальмология.
26.10.2022 Ларионов В.Ю. был оповещен о явке в военный комиссариат с результатами обследования (лечения) для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу (первоначальной постановкой на воинский учет), назначенной на 10.11.2022 г. к 9 час. 00 мин.
Решением призывной комиссии Октябрьского внутригородского района городского округа Самара (протокол № 2 от 10.11.2022 г.) Ларионов Вадим Юрьевич, дата года рождения, признан годным к военной службе с незначительными ограничениями (категория Б), с диагнозом: ***, призван на военную службу, административный истец получил повестку с обязанием явиться 24.11.2022 г. в военный комиссариат Октябрьского, Куйбышевского, Ленинского и Самарского районов г. Самары для отправки к месту прохождения военной службы.
Административный истец обратился с настоящим административным иском в Октябрьский районный суд г. Самары – 17.11.2022 г.
Статьей 59 Конституции РФ определено, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (часть 1); гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (часть 2); гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (часть 3).
В силу п. 1 ст. 22 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе.
В соответствии с п. 1 ст. 23 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (пункт 3 ФЗ "О воинской обязанности и военной службы").
На основании п. 4 ст. 26 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами.
В соответствии с п. 1 ст. 28 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно пункта 1 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы.
Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку (пункт 2 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 4 статьи 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Согласно пункту 3 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Положение).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (пункт 4 ст. 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе").
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения.
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно Приложению № 1.
Категория годности к военной службе при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу определяется в соответствии с графой I Расписания болезней (Приложение № 1 к Положению о военно-врачебной экспертизе - «Требования к состоянию здоровья граждан при первоначальной постановке на воинский учет, призыве на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе вооруженных сил Российской Федерации»)
Положением статьи 34 «г» Расписания болезней, являющегося приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565 (далее по тексту Расписание болезней) предусмотрено освидетельствование по заболеваниям: близорукость любого глаза на одном из меридианов более 3,0 дптр и до 6,0 дптр, дальнозоркость любого глаза на одном из меридианов более 6,0 дптр и до 8,0 дптр либо астигматизм любого вида на любом глазу с разницей рефракции в двух главных меридианах более 2,0 дптр и до 4,0 дптр с присвоением категории "Б-3" - годен к военной службе с незначительными ограничениями.
Согласно пункту 14 Положения не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования:
-флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях;
-общий (клинический) анализ крови;
-общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования:
-электрокардиография в покое;
-исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Результаты обязательных диагностических исследований, проведенных гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, приобщаются к личному делу призывника.
В день освидетельствования гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводится измерение роста, массы тела и определение индекса массы тела.
Согласно пункту 20 Положения, в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания. При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование. По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
На основании пункта 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 N 663 "Об утверждении Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" (далее по тексту - Положение о призыве на военную службу) при наличии оснований, предусмотренных ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу. Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Пунктом 13 Положения о призыве на военную службу предусмотрено, что призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации (пункт 18 Положения о призыве на военную службу).
Призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях (пункт 19 Положения о призыве на военную службу).
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 30 октября 2014 года N 26-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву" в связи с запросом Парламента Чеченской Республики" высказал правовую позицию, согласно которой неисполнение гражданином Российской Федерации конституционной обязанности по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву при отсутствии предусмотренных законом оснований для освобождения от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу или отсрочки от призыва предполагает, как правило, совершение им действий или бездействие, которые сопряжены с неисполнением им обязанностей по воинскому учету, предусмотренных Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" или свидетельствуют об уклонении от призыва на военную службу и для пресечения которых в действующем законодательстве предусматриваются механизмы, влекущие административную или уголовную ответственность.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574.
Согласно п. 8 Положения о независимой военно-врачебной экспертизе, независимая экспертиза производится по заявлению, которое подается гражданином в выбранное им экспертное учреждение в письменной форме с указанием его паспортных данных и причин, послуживших основанием для обращения.
При подаче заявления предъявляется паспорт, удостоверяющий личность заявителя.
К заявлению о производстве независимой экспертизы прилагается копия заключения военно-врачебной комиссии, заверенная в установленном порядке.
На основании действующего законодательства, с учетом представленных в материалы дела доказательств, принимая во внимание вышеустановленные обстоятельства суд отказывает административному истцу в удовлетворении административных исковых требованиях, поскольку решение призывной комиссии Октябрьского внутригородского района г.о. Самары, (протокол № 2 от 10.11.2022 г.) о признании Ларионова Вадима Юрьевича «Б» - годным к военной службе с незначительными ограничениями и о призыве его на военную службу принято административным ответчиком в пределах полномочий с соблюдением действующего законодательства, является законным и обоснованным, поскольку административным истцом не предоставлено доказательств, свидетельствующих о нарушении его прав.
Довод административного истца о том, что до начала медицинского освидетельствования административному истцу не были проведены обязательные диагностические исследования и он не был направлен для прохождения медицинских обследований, отклоняется судом, поскольку 24 октября 2022 г. Ларионов В.Ю. был оповещен о явке в военный комиссариат с результатами обследования (лечения) для проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Кроме того, представление медицинских документов и прохождение диагностических мероприятий является обязанностью гражданина, вызываемого на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии, при этом при прохождении медицинского освидетельствования административный истец не был лишен возможности самостоятельно, представить иные медицинские документы, свидетельствующие о наличии у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу. Таким образом, медицинские документы о состоянии здоровья административного истца существовавшие на день медицинского освидетельствования (10.11.2022 г.) были приняты врачебной комиссией во внимание и оценены, как при постановке диагноза, так и при определении категории годности, медицинские документы и данные медицинского освидетельствования административного истца позволили медицинской комиссии дать заключение о категории годности: Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а следовательно, не имелось оснований, указанных в пункте 4 статьи 5.1 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" и пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизы, для его направления на амбулаторное или стационарное обследование, кроме того, представленные в материалы дела медицинские документы не подтверждают наличие у административного истца заболеваний в такой степени выраженности, которая позволяет установить призывнику иную категорию годности и в судебном заседании административный истец подтвердил отсутствие каких-либо заболеваний.
Кроме того, с заявлением для прохождения контрольного медицинского освидетельствования в призывную комиссию Самарской области административный истец не обращался, правом на прохождение независимой военно - врачебной экспертизы и представления ее результатов военному комиссару Самарской области в 2022 г. не воспользовался, в экспертную организацию с заявлением на производство независимой военно - врачебной экспертизы административный истец не обращался, а также не представил доказательств, которые свидетельствовали бы о наличии заболеваний, препятствующих его призыву на военную службу или ограничивающих его годность к военной службе по иной категории, чем установлена призывной комиссией.
При указанных обстоятельствах, оснований для признания незаконным решения призывной комиссии Октябрьского района г. Самары от 10.11.2022 г. у суда не имеется.
Вышеуказанные обстоятельства, в опровержения доводов административного истца, согласуются с пояснениями специалистов Мелешко Н.В., Абушаевой А.А., опрошенных в судебном заседании. У суда отсутствуют какие-либо основания сомневаться в правдивости их пояснений.
Довод административного истца о том, что выдача повестки незаконна отклоняется судом, поскольку действующее законодательство устанавливает обязанность граждан, подлежащих призыву на военную службу, являться по повестке военного комиссариата в указанные в ней время и место, а также предусматривает ответственность за неявку по этой повестке.
Таким образом, административный ответчик осуществляя вызов по повестке административного истца действовал в рамках закона не нарушая прав и законных интересов административного истца.
Поскольку категория годности к военной службе административному истцу была установлена, оснований для освобождения его от несения срочной службы не имелось, то призывная комиссия правомерно приняла решение о призыве истца на военную службу.
Руководствуясь статьями 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Ларионова Вадима Юрьевича - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Октябрьский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 01.03.2023г.
Судья /подпись/ Р.Н. Лазарев
Копия верна
Судья -
Секретарь -