Дело № 2-288/2019
24RS0013-01-2018-002422-15
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 августа 2019 года п. Емельяново
Емельяновский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего - судьи Адиканко Л.Г.
при секретаре Нихау Т.А.,
с участием представителя истца и третьего лица - СНТ «Добрый» - ФИО4, действующей на основании доверенностей,
третьего лица – ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мкртчян В.З. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании права собственности на земельный участок,
У С Т А Н О В И Л:
Мкртчян В.З. обратился в суд с исковым заявлением, уточненным в порядке ст. 39 ГПК РФ, к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края, в котором просил о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования – для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес>
Требования иска мотивированы тем, что спорный земельный участок приобретен истцом ДД.ММ.ГГГГ на основании договора купли-продажи у ФИО5 Земельный участок с кадастровым номером № был образован из земельного участка сельскохозяйственного назначения, предоставленного администрацией Емельяновского района гражданам – членам СНТ «Добрый». До предоставления участка проведена установленная законом процедура выбора и согласования, в том числе, с КГУ «Емельяновское лесничество» и КГУ ОМ «Мининское лесничество» и ДД.ММ.ГГГГ администрацией Емельяновского района издано постановление № о предварительном согласовании места размещения земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения, для ведения садоводства, расположенного по адресу: Емельяновский район, МО Элитовский сельсовет, район д. Бугачево. Постановлением администрации Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ № данный земельный участок постановлено передать в аренду СНТ «Добрый» сроком на <данные изъяты> год. После утверждения проекта планировки и проекта межевания территории СНТ «Добрый», ДД.ММ.ГГГГ между СНТ «Добрый» и МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером №. В последующем указанный земельный участок разделен на <данные изъяты> земельных участка, в том числе, участок №, поставленный на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ. По соглашению сторон от ДД.ММ.ГГГГ договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ был расторгнут и постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № право аренды СНТ «Добрый» на земельный участок № было прекращено; постановлено предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства. Приобретенный истцом у ФИО5 участок с кадастровым номером № истец использовал по целевому назначению, оплачивал платежи, необходимые для создания имущества общего пользования - дорог и линии электропередачи. ДД.ММ.ГГГГ Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае обратилось в Емельяновский районный суд с иском к Мкртчян В.З. об истребовании земельного участка с кадастровым номером № в собственность Российской Федерации в связи с нахождением участка на землях государственного лесного фонда, и решением Емельяновского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ иск был удовлетворен. После вынесения решения Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» изменены правила отнесения земель к конкретным категориям, а также введены новые правила разрешения противоречий между лесным реестром, ГКН и ЕГРН. Пунктом 5 ст. 10 указанного закона установлено, что граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании нахождения объекта в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в связи с чем истец имеет право обратиться с настоящим иском в суд.
В судебное заседание истец не явился, доверил представление своих интересов ФИО4, которая, представляя на основании доверенности, интересы третьего лица СНТ «Добрый», требования истца поддержала, на их удовлетворении настаивала, ссылаясь на то, что в материалах дела отсутствуют убедительные и достоверные доказательства принадлежности спорного земельного участка к землям лесного фонда, и нахождения его в границах земель особо охраняемых природных территорий - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский».
Третье лицо – ФИО5 полагал требования истца подлежащими удовлетворению, поддержал мнение представителя истца и СНТ «Добрый» о том, что не имеется доказательств, указывающих на то, что спорный участок относится к категории земель, на которые не распространяются положения п. 5 ст. 10 Федерального закона 29.07.2017 № 280-ФЗ.
Представители ответчиков – Федерального агентства лесного хозяйства, Департамента лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерства лесного хозяйства Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом; ходатайств об отложении дела слушанием не заявили.
Представители третьих лиц - Российской Федерации в лице Межрегионального Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, администрации Емельяновского района Красноярского края, КГУ «Емельяновское лесничество», Управления Росреестра по Красноярскому краю, КГУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом.
Выслушав участников судебного разбирательства и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), способами защиты права являются признание права и становление восстановления положения, существовавшего до нарушения права.
В силу ст. 101 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, - вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства не лесные земли (просеки, дороги, болота и другие).
По смыслу ст. 25 ЗК РФ права на земельные участки возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости».
Согласно ст. 7 Лесного кодекса Российскуой Федерации (далее – ЛК РФ), лесным участком является земельный участок, который расположен в границах лесничеств, лесопарков и образован в соответствии с требованиями земельного законодательства и настоящего Кодекса.
В силу ст. 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьями 68 и 69 ЛК РФ, а также пунктами 3 - 4 Лесоустроительной инструкции установлено, что объектом лесоустройства является лесничество (лесопарк), его часть (участковое лесничество), лесной участок.
Лесоустройство включает в себя проектирование лесничеств и лесопарков, проектирование эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, а также особо защитных участков лесов; проектирование лесных участков, закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков; таксацию лесов; проектирование мероприятий по охране, защите, воспроизводству лесов.
Местоположение, границы и площадь лесных участков определяются соответственно по лесным кварталам и (или) лесотаксационным выделам их границам и площади. Местоположение границ может быть закреплено на местности с помощью лесоустроительных и лесохозяйственных знаков и (или) указано на картах лесов.
Согласно части 1 статьи 67 ЛК РФ лесоустройство проводится на землях лесного фонда, а также на землях, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, которая гласит, что лесничества и лесопарки также располагаются на землях:
1) обороны и безопасности, на которых расположены леса;
2) населенных пунктов, на которых расположены городские леса;
3) особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса.
В силу пункта 2 статьи 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В силу пункта 5 данной статьи ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности следующие земельные участки:
- в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи (подпункт 1),
- из состава земель лесного фонда (подпункт 2),
- занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия, музеями-заповедниками (подпункт 4),
- расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (подпункт 13).
Согласно пунктам 1 и 2 ст. 4.2 Федерального закона от 04.12.2006 № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществляется, признаются ранее учтенными объектами недвижимости, а план лесного участка в составе земель лесного фонда, выданный до 01.01.2015 года, признается юридически действительным.
Нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка. Действия, нарушающие права на землю граждан и юридических лиц или создающие угрозу их нарушения, могут быть пресечены путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения (п. 2 ч. 1, п. 4 ч. 2 ст. 60 ЗК РФ).
В силу пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», судебные акты, в соответствии с которыми права граждан и юридических лиц на объекты недвижимого имущества подлежат прекращению на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, могут быть обжалованы в порядке и в сроки, которые установлены арбитражным и гражданским процессуальным законодательством Российской Федерации. Граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании указанного обстоятельства в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в редакции настоящего Федерального закона). Указанный иск может быть подан в течение одного года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Положения части 3 настоящей статьи не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 22 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-Фз «Об особо охраняемых природных территориях», государственными природными заказниками являются территории (акватории), имеющие особое значение для сохранения или восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса.
В соответствии с частями 2, 3 ст. 95 Земельного кодекса России, земли особо охраняемых природных территорий относятся к объектам общенационального достояния и могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации и в муниципальной собственности. В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.
На землях государственных природных заповедников, в том числе биосферных, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавалась особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.
Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п «Об образовании особо охраняемой природной территории – Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Манского районов и муниципального образования г. Дивногорск Красноярского края образован государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский» общей площадью <данные изъяты> гектаров.
Указанным постановлением утверждено Положение «О Государственном комплексном заказнике краевого значения «Красноярский», пунктами 1.1, 1.2, 1.3 которого установлено, что Государственный комплексный заказник «Красноярский» является особо охраняемой природной территорией краевого значения. Заказник организован на землях лесного фонда без изъятия земельных участков у пользователей, владельцев и собственников этих участков и не является юридическим лицом.Заказник учитывается при разработке схем территориального планирования, правил землепользования и застройки, документации по планировке территории, иных видов градостроительной и землеустроительной документации, лесного плана Красноярского края, лесохозяйственных регламентов, схем комплексного использования и охраны водных объектов. В указанном Положении приведено описание местоположения заказника.
Как установлено в судебном заседании, постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № администрацией Емельяновского района предварительно согласовано СНТ «Добрый» место размещения земельного участка для ведения садоводства, расположенного по адресу: <адрес>, площадью <данные изъяты>0 кв.м. из земель сельскохозяйственного назначения (л.д. 18).
Указанным постановлением утвержден акт выбора и обследования земельного участка для ведения садоводства от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 15-16).
Постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № земельный участок с кадастровым номером №, категории земель – земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, предоставлен СНТ «Добрый» в аренду сроком на 1 год (л.д. 19); ДД.ММ.ГГГГ между МКУ «Управление земельно-имущественных отношений и архитектуры администрации Емельяновского района» и СНТ «Добрый» заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером № сроком на 1 год (л.д. 22-24).
ДД.ММ.ГГГГ администрацией Емельяновского района в лице МКУ «УправЗем» и СНТ «Добрый» подписано соглашение о расторжении договора аренды указанного земельного участка с кадастровым номером № (л.д. 25); постановлением администрации Емельяновского района от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д. 26) прекращено право аренды СНТ «Добрый» на данный земельный участок; постановлено предоставить в собственность за плату членам СНТ «Добрый» земельные участки из категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, с видом разрешенного использования – для ведения садоводства, в том числе, участок с кадастровым номером №. Указанный участок на основании договора купли-продажи был приобретен в собственность у администрации <адрес> ФИО5
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО5 и Мкртчян В.З. заключен договор купли–продажи данного земельного участка (л.д. 12); ДД.ММ.ГГГГ Управлением Росреестра по Красноярскому краю осуществлена государственная регистрация права собственности Мкртчян В.З. на указанный недвижимый объект.
Решением Емельяновского районного суда Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу № по исковому заявлению Российской Федерации в лице Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Красноярском крае к Мкртчян В.З. из чужого незаконного владения Мкртчян В.З. в собственность Российской Федерации истребован земельный участок с кадастровым номером №, местоположение: <адрес>; на Мкртчян В.З. возложена обязанность освободить данный земельный участок (л.д. 28-30).
Как было установлено судом при рассмотрении дела №, спорный земельный участок полностью располагается на землях государственного лесного фонда; на основании приказа Министерства природных ресурсов и экологии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-глр/р, а также п. 1 ст. 8 Лесного кодекса РФ, ДД.ММ.ГГГГ органами Росреестра по Красноярскому краю произведена государственная регистрация права собственности Российской Федерации на объект с кадастровым (условным) номером № - лесной участок категории земель – земли лесного фонда, разрешенное использование - для освоения лесов в соответствии с видами, разрешенными лесохозяйственным регламентом Емельяновского лесничества, площадь <данные изъяты> га, адрес (местонахождение) объекта: <адрес>, в том числе, Емельяновское участковое лесничество, совхоз «Элита», квартал (ы) (выд) 3, 5, 6 (за искл. части выд. 21), 7, 8 (за искл. части выд. 34), 10 (за искл. части выд 2,3), 11 (за искл. части выд. 1, за исключением части выд. 30, 39, 41, 41", 47, 47", 48,49, 51, 52, 53), 12 (за искл. части выд. 16,35,40).
Как было установлено судом из представленной в дело Министерством природных ресурсов и экологии <адрес> информации из государственного лесного реестра, лесной участок, расположенный в границах выделов 2, 3, 4, 5, 6, квартала 11 совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества Емельяновского района Красноярского края числится в составе КГБУ «Емельяновское лесничество», согласно лесохозяйственному регламенту, утвержденному приказом Министерства природных ресурсов от ДД.ММ.ГГГГ №, и входит в состав лесного участка, категория земель: земли лесного фонда, площадью <данные изъяты> га, с номером учетной записи в государственном лесном реестре №, условным номером № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 61 ГПК обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица.
Обращаясь с требованиями о признании права собственности на участок с кадастровым номером №, истец ссылается на то, что после вынесения вышеуказанного судебного акта Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» изменены правила отнесения земель к конкретным категориям, а также введены новые правила разрешения противоречий между лесным реестром, ГКН и ЕГРН. Пунктом 5 ст. 10 указанного закона установлено, что граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании нахождения объекта в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
В целях установления возможности применения положений названного Закона в отношении земельного участка с кадастровым номером №, судом истребованы сведения из КГКУ «Дирекция по особо охраняемым природным территориям Красноярского края», из сообщения которого следует, что постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-п на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Манского районов и МО г. Дивногорск Красноярского края образован государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский», утверждено Положение о нем. В соответствии с п. 1.2, 3.1 Положения, заказник «Красноярский» организован на землях лесного фонда. Пунктом 3.2 Положения определен перечень кварталов лесного фонда, входящих в состав заказника. Применительно к испрашиваемому участку – квартал № (выдел 5) совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества Емельяновского лесничества (кластер 1 заказника «Красноярский»). Нахождение квартала № совхоза «Элита» Емельяновского участкового лесничества в составе заказника отражено в п. 1.1.8 лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу назначено проведение судебной землеустроительной экспертизы, проведение которой поручено ООО «Кадастровый центр» (л.д. 213-214).
В ходе проведенных экспертами работ установлено, что местоположение земельного участка с кадастровым номером № на местности межевыми знаками не закреплено; объекты капитального строительства на участке отсутствуют; участок фактически не используется.
При подготовке ответа на поставленный судом вопрос находится ли земельный участок с кадастровым номером №, в границах земель Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», экспертом проведен анализ данных Единого государственного реестра недвижимости и лесоустроительных материалов (план совхоза «Элита» Емельяновского лесничества, лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года, масштаб 1:25000), а также проведено инструментальное обследование территории СНТ «Добрый» с помощью геодезического GPS приемника методом спутниковых геодезических построений.
Отвечая на указанный выше вопрос, эксперт указал, что постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №б-п «Об образовании особо охраняемой территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» установлено местоположение государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» (п.3.2). Заказник расположен на землях лесного фонда на территории Березовского, Балахтинского, Емельяновского, Майского муниципальных районов и муниципального образования г.Дивногорск. Согласно перечню кварталов лесного фонда, входящих в заказник, Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничеств, совхоз «Элита», кварталы 4-12.
Кроме того, п. 1.1.8. Лесохозяйственного регламента Емельяновского лесничества, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ №-од, указаны характеристики имеющихся и планируемых особо охраняемых природных территорий и объектов, планов по их организации, развитию экологических сетей, сохранению биоразнообразия на территории Емельяновского лесничества Красноярского края, в том числе и государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский» - совхоз «Элита», квартала 4-12.
Границы земель лесного фонда были определены экспертом картометрическим методом, для чего закоординированы опорные точки, произведена съемка в статическом режиме и произведена привязка плана совхоза «Элита» Емельяновского лесничества масштаба 1:25000, издание ДД.ММ.ГГГГ года.
При привязке материалов лесоустройства к кадастровой карте территории (кадастровый квартал №) экспертом выполнено размещение растра (плана лесоустройства) с приведением в систему координат, установленной для ведения Единого государственного реестра недвижимости; заданы пары опорных точек, в качестве которых использовались закоординированные на местности опорные точки линии ЛЭП, контура леса, пересечение автомобильных дорог.
Географическая привязка плана совхоза «Элита» Емельяновского лесничества масштаба 1:25000, утвержденного в ДД.ММ.ГГГГ году, проводилась при помощи программного обеспечения Mapinfo.
В результате выполнено сопоставление границ земельного участка с кадастровым номером № и границ земель государственного лесного фонда, определенных по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года.
При совмещении указанных границ построена схема размещения земельного участка с кадастровым номером № и границ земель государственного лесного фонда по материалам лесоустройства ДД.ММ.ГГГГ года, экспертом установлено наложение земельного участка с кадастровым номером № на земли лесного фонда в части выдела 5 квартала 11 совхоза «Элита».
Согласно заключения, земельный участок из категории земель лесного фонда зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией по данным ЕГРН ДД.ММ.ГГГГ, кадастровый № по адресу: <адрес>, Емельяновский, Большемуртинский, <адрес>ы, Емельяновское лесничество, 1. Михайловское участковое лесничество, квартал (ы) (выд.) 1,2,3 общей площадью <данные изъяты> кв.м. совхоз «Элита» Емельяновского участкового лесничества, Емельяновского лесничества, <адрес> и числится в составе КГБУ «Емельяновское лесничество», согласно лесохрозяйственного регламента, утвержденного приказом Министерства лесного хозяйства <адрес> ДД.ММ.ГГГГ №-од и полностью входит в состав земельного участка с кадастровым номером №. Сведения о границах земельного участка с кадастровым номером № в ЕГРН отсутствуют.
В результате проведения анализа и сопоставления материалов лесоустройства («Элита» Емельяновского лесничества, масштаб 1:25000, ДД.ММ.ГГГГ год) с данными ЕГРН, экспертом выявлено наложение границ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, и земель Государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», который организован на землях лесного фонда.
Будучи опрошенной в судебном заседании, эксперт ФИО6 дала пояснения по сути проведенного ею исследования, пояснив, что сведения о координатах узловых и поворотных точек границ заказника краевого значения «Красноярский» в ЕГРН отсутствуют, однако его нахождение определяется постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №б-п «Об образовании особо охраняемой территории - государственного комплексного заказника краевого значения «Красноярский», которым установлен перечень кварталов лесного фонда, входящих в заказник - Емельяновское лесничество, Емельяновское участковое лесничество, совхоз «Элита», кварталы 4-12.
Возражая против заключения судебной землеустроительной экспертизы, представитель истца и СНТ «Добрый» ФИО4 заявила, что эксперты не проводили натурный осмотр участка и территории заказника, поскольку осмотр площади заказника в течение 20 минут, что указано в заключении, физически невозможен; экспертом были использованы материалы лесоустройства 1990 года, которые не имеют юридической силы, так как содержат сведения о «сельских лесах», переданных в бессрочное безвозмездное пользование совхозам, использовались для сельскохозяйственного производства и подлежали распределению на земельные паи, а на спорный участок был образован из земельных участках, покрытых лесом, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и попавших в фонд перераспределения земель и которые, в силу положений п.1 ст. 80 ЗК РФ, могут использоваться для ведения садоводства; экспертом использована выдуманная методика исследования - метод дистанционного зондирования Земли.
Данные доводы, по убеждению суда, несостоятельны, поскольку истцом и третьим лицом доказательств, опровергающих описание спорного участка, выполненного экспертом по результатам натурного осмотра, не представлено; использование экспертом метода дистанционного зондирования Земли не противоречит целям и виду назначенного судом экспертного исследования; использование экспертом материалов лесоустройства 1990 года не может быть признано судом недопустимым, более того, данные доводы ФИО4 правового значения не имеют, поскольку материалам дела подтверждается, что спорный земельный участок образован в ДД.ММ.ГГГГ году на землях особо охраняемой природной территории - в границах Государственного комплексного заказника «Красноярский», который был создан постановлением Правительства Красноярского края в ДД.ММ.ГГГГ году.
Оценивая заключение экспертизы, суд учитывает, что заключение является одним из доказательств по делу, не имеет заранее установленной силы и подлежит оценке судом в равной степени, наряду с иными доказательствами по делу.
Исследовав заключение экспертизы ООО «Кадастровый центр», суд находит его допустимым доказательством, поскольку исследование проведено специалистами, подтвердившими наличие у них специального образования и соответствующей квалификации; до дачи заключения эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения.
Заключение экспертизы соответствует требованиям ст. 86 ГПК РФ, представляется суду обоснованным и правильным, выводы эксперта согласуются с материалами дела, нормами правового регулирования спорной ситуации, в связи с чем суд полагает возможным положить его в основу решения.
Ссылаясь на то, что истцом не доказано отнесения спорного участка к лесному фонду, стороной ответчика представлен отчет по научно-исследовательской работе «Натурное обследование, определение лесотаксационных показателей и оценка состояния и биологической ценности насаждений участка СНТ «Добрый», согласно которого имеющаяся на исследуемом участке древесина имеет низкую товарную стоимость; насаждения относятся к 3 стадии дигрессии и малоценным. Однако данное заключение, по убеждению суда, не является доказательством того, что спорный участок не относится к участку лесного фонда, поскольку данное обстоятельство опровергается иными доказательствами, представленными в дело, в том числе, вступившим в законную силу решением суда. Указанный отчет представляет собой оценку состояния и биологической ценности насаждений на территории СНТ «Добрый»; такая оценка, по мнению суда, сама по себе не является фактором, предопределяющим возможность отнесения конкретного участка к составу земель лесного фонда.
Анализируя установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, установив, что земельный участок с кадастровым номером № образован на землях лесного фонда, на которых Постановлением Правительства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ создан государственный комплексный заказник краевого значения «Красноярский», суд, учитывая требования пункта 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 280-ФЗ), согласно которому положения части 3 настоящей статьи, которую истец приводил в обоснование своих требований, не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия, приходит к выводу о том, что снований для признания за истцом права собственности на земельный участок, расположенный в границах особо охраняемых природных территориях не имеется.
При этом суд также учитывает, что согласно правовой позиции Конституционного Суда России, изложенной в Определении N 1795-О от ДД.ММ.ГГГГ, федеральный законодатель, установив приоритет сведений о категории земельных участков, содержащихся в правоустанавливающих документах и Едином государственном реестре недвижимости, исключил возможность произвольного изъятия земельных участков у граждан, которые приобрели их на законном основании и были указаны как собственники этих участков в Едином государственном реестре недвижимости, только по формальным основаниям их расположения в границах лесничеств в соответствии с данными государственного лесного реестра.
Факт приобретения Мкртчян В.З. земельного участка на законном основании не подтверждается материалами дела, поскольку спорный участок не предоставлялся в установленном законом порядке прежнему собственнику, и приобретен истцом по недействительной сделке, так как выбыл из владения собственника - Российской Федерации - помимо его воли, относится к землям особо охраняемых природных территорий и является участком, ограниченным в обороте.
В силу ч. 1 ст. 88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
В соответствии с абз. 2 ст. 94 ГПК РФ к издержкам, связанным с рассмотрением дела, относятся суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам, специалистам и переводчикам.
В ходе судебного разбирательства определением от ДД.ММ.ГГГГ по делу было назначено проведение землеустроительной экспертизы, производство которой поручено ООО «Кадастровый центр».
Заключение экспертизы, выполненной по вышеуказанному определению, представлено в дело и принято судом в качестве допустимого доказательства.
Стоимость услуг ООО «Кадастровый центр» по подготовке экспертного исследования составила <данные изъяты> рублей, которая до настоящего времени экспертному учреждению не возмещена.
С учетом того, что проведение экспертного исследования обусловлено необходимостью подтверждения доводов истца о том, что спорный участок не относится к землям, передача которых в собственность граждан исключена в соответствии с пункта 1 части 6 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 года N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", исходя из того, что требования иска оставлены судом без удовлетворения, издержки ООО «Кадастровый центр» на производство экспертизы подлежат взысканию с истца. Данные расходы являются убытками экспертной организации и уменьшению не подлежат.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Мкртчян В.З. к Федеральному агентству лесного хозяйства, Департаменту лесного хозяйства по Сибирскому федеральному округу, Министерству лесного хозяйства Красноярского края о признании права собственности на земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м., категории земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенного использования - для ведения садоводства, расположенный по адресу: <адрес> оставить без удовлетворения.
Взыскать с Мкртчян В.З. в пользу ООО «Кадастровый центр» расходы на проведение экспертизы в сумме <данные изъяты> рублей.
Решение может быть обжаловано сторонами путем подачи апелляционной жалобы в Красноярский краевой суд через Емельяновский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 20.08.2019
КОПИЯ ВЕРНА.
Судья Емельяновского районного суда Л.Г. Адиканко