Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-138/2021 ~ М-134/2021 от 18.03.2021

Дело №2а-138/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

                        13 мая 2021 года        п.    Чамзинка    Республика    Мордовия

Чамзинский районный суд Республики Мордовия в составе : председательствующего - судьи Солодовникова В.Д., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет» по электронному адресу : https://screeny-weeny.ru/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

установил :

прокурор Чамзинского района Республики Мордовия, действующий в защиту интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеуказанным заявлением.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Чамзинского района проведен мониторинг интернет – ресурсов в целях проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации, профилактики наркомании выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц на сайте с URL – адресом https://screeny-weeny.ru/ информации, предлагающей приобретение искусственной мочи, а также информации о её применении для противоправной деятельности. В качестве одной из целей является приобретение продукта – «искусственная моча» с целью подмены анализов в лечебных учреждениях, в том числе сокрытия имеющихся заболеваний, а также состояния алкогольного и наркотического опьянения при освидетельствовании у врача – нарколога. Вход на сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и копировать материалы в электронном варианте может любой интернет пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. По указанным основаниям прокурор просит суд признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по электронному адресу : https://screeny-weeny.ru/, информацией запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

От прокурора Чамзинского района Республики Мордовия поступило ходатайство о рассмотрении настоящего административного иска в порядке упрощенного (письменного) производства.

Представитель заинтересованного лица - Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия, представитель заинтересованного лица - Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в судебное заседание не явились по неизвестной суду причине, о времени и месте его проведения извещались своевременно и надлежащим образом. При этом представитель Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Мордовия Пискунова О.В. в отзыве на заявление прокурора, просила рассмотреть дело в отсутствии представителя Управления, не возражает против рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии со статьей 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в случае, если : всеми лицами, участвующими в деле, заявлены ходатайства о рассмотрении административного дела в их отсутствие и их участие при рассмотрении данной категории административных дел не является обязательным; ходатайство о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства заявлено административным истцом и административный ответчик не возражает против применения такого порядка рассмотрения административного дела; указанная в административном исковом заявлении общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцать тысяч рублей; в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.

Пунктом 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.

Исследовав письменные доказательства, суд считает административное исковое заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьёй 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

В силу части 4 статьи 29 и части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом. Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно пунктам 1, 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ( далее по тексту Федеральный закон от 27.07.2006 г. № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационнотелекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, (часть 5 статьи 15 Федерального закона №149-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 27.07.2006 г. №149-ФЗ ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 (далее Федеральный закон от 21.11.2011        № 323-ФЗ), регулирует отношения, возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, и определяет правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Профилактика - комплекс мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний, их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ приоритет профилактики в сфере охраны здоровья обеспечивается путем: разработки и реализации программ формирования здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических средств и психотропных веществ; осуществления санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий; осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними; проведения профилактических и иных медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуществления мероприятий по сохранению жизни и здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Часть 2 статьи 27 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 – ФЗ определяет, что граждане в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинские осмотры, а граждане, страдающие заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны проходить медицинское обследование и лечение, а также заниматься профилактикой этих заболеваний.

Согласно ч. 1,2 ст. 4 Федерального закона № 3 – ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» от 08.01.1998 (далее – Федеральный закон № 3 – ФЗ) государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту направлена на установление строгого контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, раннее выявление незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, постепенное сокращение числа больных наркоманией, сокращение количества правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров. Государственная политика в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту строится на следующих принципах: государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; лицензирование всех видов деятельности, связанных с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и внесенных в Список I прекурсоров; координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления; приоритетность мер по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, профилактике правонарушений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, особенно среди детей и молодежи, а также стимулирование деятельности, направленной на антинаркотическую пропаганду; государственная поддержка научных исследований в области разработки новых методов лечения наркомании; привлечение негосударственных организаций и граждан к борьбе с распространением наркомании и развитию сети учреждений медицинской реабилитации и социальной реабилитации больных наркоманией; побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации, а также побуждение лиц, эпизодически потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача, к прохождению профилактических мероприятий; развитие международного сотрудничества в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на многосторонней и двусторонней основе; лицензирование деятельности, связанной с производством, переработкой, хранением, реализацией, приобретением и использованием прекурсоров, внесенных в Таблицу I Списка IV; государственная поддержка деятельности организаций, которые осуществляют мероприятия по профилактике незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании, мероприятия по медицинской реабилитации и социальной реабилитации, социальной и трудовой реинтеграции лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества, либо оказывают финансовую помощь в осуществлении таких мероприятий, независимо от организационно-правовой формы указанных организаций; доступность наркотических средств и психотропных веществ гражданам, которым они необходимы в медицинских целях.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 46 Федерального закона от 08.01.1998 № 3 – ФЗ пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, культивирования наркосодержащих растений, осуществляемая юридическими или физическими лицами и направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, местах их приобретения, способах и местах культивирования наркосодержащих растений, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение указанных сведений посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей или совершение иных действий в этих целях запрещаются. Также запрещается пропаганда каких-либо преимуществ в использовании отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, в том числе пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, новых потенциально опасных психоактивных веществ, наркосодержащих растений, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на его психическое или физическое здоровье.

Согласно ч. 3 ст. 4 Закону Российской Федерации № 2124 – 1 от 27.12.1991 «О средствах массовой информации» (ред. от 30.12.2020) запрещаются распространение в средствах массовой информации, а также в информационно-телекоммуникационных сетях сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, о способах и местах культивирования растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов или прекурсоров, новых потенциально опасных психоактивных веществ, растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры, и распространение иной информации, распространение которой запрещено федеральными законами.

Согласно п. 2 ст. 7 Федерального закона № 38 – ФЗ от 13.03.2006 «О рекламе» не допускается реклама наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Кроме того, в соответствии с п 2 ч. 2 ст. 5 Федерального закона №436 – ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» к информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация: способная вызвать у детей желание употребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством.

При этом за пропаганду потребления наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров установлена административная ответственность (ст.6. 13 КоАП РФ).

Ст. 6.1 КоАП РФ устанавливает ответственность за сокрытие лицом, больным ВИЧ – инфекцией, венерическим заболеванием, источника заражения, а также лиц, имевших с указанным лицом контакты, создающие опасность заражения этими заболеваниями.

Из смысла приведенных норм следует запрет на распространение информации о возможности приобретения и использования искусственной мочи и систем ее сбора.

Из материалов дела следует, при проведении прокуратурой Чамзинского района Республики Мордовия проверки исполнения законодательства об информации, информационных технологиях, защите информации обнаружен Интернет-сайт с электронным адресом : https://screeny-weeny.ru/, содержащий информацию о продаже искусственной мочи, а также информацию о ее применении для противоправной деятельности. При этом вход на сайт свободный, регистрация не требуется, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и копировать материалы в электронном варианте может любой Интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Информация на сайте очевидно и бесспорно носит незаконный характер, имеет противоправные цели, поскольку вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно возможности и допустимости приобретения и использования искусственной мочи и побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствует их совершению.

Статьей 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено". Создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 2 части 5 статьи 15.1 № 149-ФЗ основаниями для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Создание Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено", осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в соответствии с критериями, утвержденными Правительством Российской Федерации (пункт 1, 2, 3 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 г. № 1101).

Судом установлено, что в соответствующем Едином реестре сайт с доменным именем : https://screeny-weeny.ru/, как содержащий информацию, запрещённую к распространению в Российской Федерации, не значится.

По делам о признании информации, пропагандирующей противоправную деятельность и размещенной в сети «Интернет», запрещенной к распространению в Российской Федерации юридически значимым обстоятельством является сам факт распространения на таком сайте в сети «Интернет» запрещенной информации. Установление данного обстоятельства является достаточным основанием для признания данной информации, распространенной в сети «Интернет», запрещенной.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что указанный сайт с электронным адресом : https://screeny-weeny.ru/ содержит информацию, запрещённую к распространению на территории Российской Федерации, в связи с чем настоящее административное исковое заявление прокурора является обоснованным и подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьёй 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.

На основании изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных административным истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил :

административное исковое заявление прокурора Чамзинского района Республики Мордовия, действующего в защиту прав и законных интересов Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещённой на сайте в сети «Интернет» с электронным адресом : https://screeny-weeny.ru/, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации, удовлетворить.

Признать информацию, размещённую на сайте в сети «Интернет» с электронным адресом : https://screeny-weeny.ru/, информацией, запрещённой к распространению на территории Российской Федерации.

Копию решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по адресу: 109074, г. Москва, Китайгородский проезд, д. 7, стр. 2, для включения указателя сайта в сети «Интернет» с электронным адресом: https://screeny-weeny.ru/ в Единый реестр доменных имён, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано через Чамзинский районный суд Республики Мордовия в Верховный Суд Республики Мордовия в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения суда.

Судья :                                                                          Солодовников В.Д.

1версия для печати

2а-138/2021 ~ М-134/2021

Категория:
Гражданские и административные дела (КАC РФ)
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Чамзинского района РМ
Другие
Федеральная служба по надзору в сфере связи
Судья
Солодовников В.Д.
18.03.2021 Регистрация административного искового заявления
18.03.2021 Передача материалов судье
19.03.2021 Решение вопроса о принятии к производству
19.03.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.05.2021 Судебное заседание
13.05.2021 Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
13.05.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
28.06.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.06.2021 Дело оформлено
11.01.2022 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)