Дело № 2-214/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 марта 2017 года пос. Игра Удмуртской Республики
Игринский районный суд УР в составе:
Председательствующего судьи Старковой Т.М.
С участием помощника прокурора Игринского района УР Воронова А.В.
при секретаре Исуповой Е.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кабачигуртское» о понуждении к совершению действий,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> Удмуртской Республики обратился в суд с иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Администрации Муниципального образования «Кабачигуртское» о понуждении к совершению действий. В обоснование заявленного иска прокурор указал, что прокуратурой района в январе 2016 года проведена проверка соблюдения Администрацией МО «Кабачигуртское» требований законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, по результатам которой выявлены следующие нарушения. В силу п. 8 ст. 6 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. В соответствии с п. 9 ст. 5 указанного закона, автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. Пунктом 1.1. Ведомственных строительных норм (ВСН) 1 - 83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования» определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог. Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п.1.2. ВСН 1-83). В соответствии с требованиями Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечивать безопасность дорожного движения. При этом, соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследованием дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Пунктом 5 части 1 статьи 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения поселения относится, в числе прочих, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них. Согласно ч. 3, 4 ст. 14 Закона к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19, 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Иные вопросы местного значения, предусмотренные частью 1 настоящей статьи для городских поселений, не отнесенные к вопросам местного значения сельских поселений в соответствии с частью 3 настоящей статьи, на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов. В этих случаях данные вопросы являются вопросами местного значения муниципальных районов. Таким образом, предусмотренные пунктом 5 частью 1 статьи 14 полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них относятся к вопросам местного значения муниципального района, то есть МО «<адрес>». В соответствии с ч.4 ст.15 Закона, органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Росси йской Федерации. Согласно п.1.1 Соглашения между МО «Кабачигуртское» и МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ, Администрация МО «Кабачигуртское» осуществляет полномочия Администрации МО «<адрес>» по вопросам ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, Администрация МО «Кабачигуртское» осуществляет полномочия МО «<адрес>» в области ремонта и содержания автомобильных дорог, а также иные полномочия в области использования автомобильных дорог. Постановлением Главы Администрации МО «Кабачигуртское» от ДД.ММ.ГГГГ №, утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования МО «Кабачигуртское», указанных в приложении, в который включена, в том числе, автомобильная дорога по <адрес> д. Кабачигурт. Постановлением Главы МО «Кабачигуртское» от ДД.ММ.ГГГГ №, автомобильные дороги общего пользования приняты в муниципальную собственность МО «Кабачигуртское», в том числе, автомобильная дорога по <адрес> д. Кабачигурт. Поскольку, полномочия по дорожной деятельности в отношении этой дороги осуществляет МО «Кабачигуртское», то на него возложены обязанности по осуществлению работ по паспортизации дороги. Статья 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ» предусматривает, что содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения. Классификация работ по содержанию автомобильных дорог устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере дорожного хозяйства. Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог. Поскольку содержание указанных автомобильных дорог местного значения, включенных в указанный перечень, на основании п. 1.1 Соглашения относится к вопросам Администрации МО «Кабачигуртское», работы по паспортизации дорог должны проводиться администрацией поселения, в административных границах которого имеются дороги местного значения. Пунктом 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ № установлено, что оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности либо уполномоченной им организацией. Поскольку технический паспорт определяет фактическое состояние автомобильной дороги и необходим для обеспечения безопасности дорожного движения, а безопасность дорожного движения затрагивает интересы граждан, проживающих на территории поселения, Администрация Муниципального образования «Кабачигуртское» обязана провести технический учет и паспортизацию автомобильных дорог, расположенных в границах населенных пунктов МО «Кабачигуртское». Статья 12 ГК РФ предусматривает способы защиты гражданских прав, в том числе, пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу их нарушения, присуждение к исполнению обязанности в натуре. В силу ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке. Согласно ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Неисполнение Администрацией МО «Кабачигуртское» предусмотренной законами и иными нормативными актами обязанности по учету и паспортизации автомобильных дорог, нарушает права неопределенного круга лиц, проживающих в населенных пунктах сельского поселения, поскольку не обеспечивается безопасность дорожного движения. В своем исковом заявлении прокурор <адрес> УР просил суд обязать Администрацию МО «Кабачигуртское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию автомобильной дороги по <адрес> д. <адрес> УР.
В судебном заседании представитель прокуратуры <адрес> УР ВАВ доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, полностью поддержал, просил суд их удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации МО «Кабачигуртское» ПЕМ, являющаяся Главой Администрации, полностью признала исковые требования прокурора <адрес> УР в части проведения паспортизации автомобильной дороги по <адрес> д. <адрес> УР.
Выслушав представителя прокуратуры, представителя ответчика, изучив и проанализировав письменные доказательства по делу, суд приходит к следующему.
Положения статьи 45 ГПК РФ предусматривают право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.В соответствии со ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к дорожной деятельности относится деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
При этом, под содержанием автомобильной дороги понимается комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения относится к вопросам местного значения.
В целях реализации государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения должны разрабатываться федеральные, региональные и местные программы, направленные на сокращение количества дорожно-транспортных происшествий и снижение ущерба от этих происшествий. Эти положения закона содержатся в ст. 10 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, закреплено в ст. 12 ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии с п.п. 10, 11 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) " Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" к собственности муниципального района относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения поселений, частных автомобильных дорог.
Включение автомобильной дороги в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения либо перечень автомобильных дорог необщего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения является основанием для закрепления такой автомобильной дороги за владельцем автомобильной дороги на соответствующем вещном праве.
В соответствии с п. 10 ст. 5 указанного Федерального закона автомобильными дорогами общего пользования местного значения муниципального района являются автомобильные дороги общего пользования в границах муниципального района, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог общего пользования местного значения поселений, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения муниципального района может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района.
Согласно п. 5 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ, с изменениями от ДД.ММ.ГГГГ) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 4 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №ФЗ, органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1.1 Ведомственных строительных норм (ВСН) 1-83 «Типовая инструкция по техническому учету и паспортизации автомобильных дорог общего пользования», определено, что паспортизация автомобильных дорог производится с целью получения данных о наличии дорог и дорожных сооружений, их протяженности, техническом состоянии для рационального планирования дорог по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию дорог.
Указанная инструкция была утверждена Минавтодором РСФСР в 1983 году, когда все автомобильные дороги являлись государственной собственностью, и обязанность по проведению паспортизации возлагалась на дорожные управления министерства, в чьем ведении находились все автомобильные дороги государства.
С возникновением института местного самоуправления произошло разграничение собственности в отношении автомобильных дорог. При этом, вышеназванная инструкция не отменена, она регламентирует порядок технического учета и паспортизации автомобильных дорог общего пользования.
Техническому учету и паспортизации подлежат все автомобильные дороги общего пользования. Учет и паспортизацию проводят по каждой автомобильной дороге в отдельности (п. 1.2 ВСН 1-83).
Технический паспорт является единственным документом технического учета дорог и дорожных сооружений, определяющим фактическое состояние автомобильной дороги на протяжении всего срока ее службы, и необходим для осуществления полномочий органами местного самоуправления для обеспечения безопасности дорожного движения.
В силу пункта 3 Порядка проведения оценки технического состояния автомобильных дорог, утвержденного Приказом Минтранса России от ДД.ММ.ГГГГ №, оценка технического состояния автомобильных дорог в отношении автомобильных дорог общего пользования местного значения проводится органом местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Приказом Министерства транспорта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждена «Классификация работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог». В подпункте 4 пункта 9 Классификации работ определено, что паспортизация автомобильных дорог и искусственных сооружений входит в состав работ по содержанию дорог.
Между МО «<адрес>» и МО «Кабачигуртское» было заключено очередное Соглашение о передаче осуществления части полномочий и межбюджетных трансфертов на осуществление дорожной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ и Дополнительное соглашение к нему от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п. 1.1 данного соглашения на Администрацию МО «Кабачигуртское» возложены полномочия по вопросам: ремонта и содержания автомобильных дорог местного значения в границах населенного пункта населения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом, на Администрацию МО «Кабачигуртскоее», на основании вышеизложенного соглашения возложены полномочия по осуществлению дорожной деятельности, в том числе, по осуществлению работ по паспортизации дорог.
Постановлением Главы МО «Кабачигуртское» № от ДД.ММ.ГГГГ утвержден перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения Муниципального образования «Кабачигуртское».
Из приложения следует, что в нем указан Перечень автомобильных дорог населенных пунктов на территории МО «Кабачигуртское», куда вошла, в том числе, автомобильная дорога общего пользования местного значения, расположенная по <адрес> д. <адрес> УР.
По делу, бесспорно, установлено, что автомобильная дорога по <адрес> д. <адрес> УР является автомобильной дорогой общего пользования местного значения и расположена в границах Муниципального образования «Кабачигуртское». Собственником автодороги является МО «Кабачигуртское», что подтверждается Постановлением Главы МО «Кабачигуртское» № от ДД.ММ.ГГГГ и приложением к нему. Однако, ответчиком паспортизация указанной выше автомобильной дороги не проводилась, несмотря на то, что это необходимо для обеспечения безопасности дорожного движения.
Работы по паспортизации дорог должны проводиться Администрацией Муниципального образования «Кабачигуртское», в административных границах которого находятся дороги местного значения и которому переданы полномочия, закрепленные в пункте 5 части 1 ст. 14 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Таким образом, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд признает законными требования прокурора <адрес> УР о возложении обязанности на Администрацию МО «Кабачигуртское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести паспортизацию дороги по <адрес> д. <адрес> УР.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при вынесении решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд указывает в решении срок для их совершения.
Указанный прокурором срок исполнения заявленных требований – до ДД.ММ.ГГГГ, суд находит разумным и достаточным. Кроме того, при наличии объективных причин невозможности исполнения решения суда в указанный срок, ответчик не лишен права поставить перед судом вопрос об отсрочке исполнения решения.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> Удмуртской Республики в интересах неопределенного круга лиц к Администрации МО «Кабачигуртское» о понуждении к совершению действий, удовлетворить.
Обязать Администрацию Муниципального образования «Кабачигуртское» в срок до ДД.ММ.ГГГГ осуществить паспортизацию автомобильной дороги общего пользования местного значения, расположенной по <адрес> д. <адрес> УР.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд УР в месячный срок со дня его вынесения путем подачи апелляционной жалобы через Игринский районный суд УР.
Судья: