Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-1989/2021 ~ М-1846/2021 от 31.05.2021

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

25 июня 2021 года г. Сызрань

Сызранский городской суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Бабкина С.В.,

при секретаре ФИО4,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № ***а-1989/2021 по административному иску ООО «Агентство финансового контроля» к судебному приставу-исполнителю ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО1, старшему судебному приставу ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО3, Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными,

Установил :

ООО «Агентство финансового контроля» (далее ООО «АФК») обратилось в суд с данным административным иском, ссылаясь на то, что <дата> судебным приставом-исполнителем ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> УФССП России по Самарской области (далее ОСП № *** г. Сызрани и <адрес>) ФИО1 в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ № *** «Об исполнительном производстве» вынесено постановление об окончании исполнительного производства и возвращении исполнительного документа взыскателю по исполнительному производству № ***-ИП от <дата>, возбужденному на основании исполнительного документа № *** о взыскании задолженности с должника ФИО2 в пользу взыскателя ООО "АФК". Копия постановления с исполнительным документом поступили в ООО «АФК» <дата>, тем самым в соответствии с ч. 3 ст. 219 КАС РФ срок обращения с административным исковым заявлением в суд не истек. С указанными действиями представитель ООО "АФК" не согласен, поскольку они нарушают законные права и интересы взыскателя, что приводит к необоснованному затягиванию реального исполнения вступившего в законную силу действующего и неисполненного судебного акта. Бремя доказывания наличия уважительных причин неисполнения исполнительного документа в установленный законом срок возлагается на судебного пристава-исполнителя. Поскольку решение суда на сегодняшний день не исполнено административный истец считает, что постановление об окончании исполнительного производства вынесено преждевременно, без осуществления необходимых и достаточных мер по выявлению места нахождения должника, его имущества, источника дохода. Поэтому обратились с данным иском в суд и просят признать незаконными бездействие судебного пристава-исполнителя ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО1, выразившееся в непринятии достаточных мер принудительного исполнения по исполнительному производству № ***-ИП, обязать начальника ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО3 запросить у взыскателя исполнительный документ и отменить постановление об окончании исполнительного производства № ***-ИП для осуществления полного комплекта мер, направленных на фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе № *** от <дата>.

Представитель административного истца ООО «АФК» по доверенности ФИО5 в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель административных ответчиков по доверенностям ведущий судебный пристав-исполнитель ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО6 в представленном письменном отзыве просила рассмотреть дело без ее участия, в удовлетворении административного искового заявления отказать, указав, что на исполнении в ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> находилось исполнительное производство № ***-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа дело № *** о взыскании с ФИО2 суммы долга в размере 11757,74 руб. в пользу ООО «АФК». Постановление о возбуждении исполнительного производства было направлено в адрес сторон исполнительного производства. <дата> данное исполнительное производство было окончено в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46, п. 3 ч. 1 ст. 47 ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Постановление об окончании исполнительного производства с оригиналом исполнительного документа был направлен в адрес взыскателя ШПИ 44601055178979. Требования о признании незаконными бездействия судебного пристава-исполнителя ФИО1 не обоснованы и не соответствуют материалам исполнительного производства, поскольку норма ст. 63 ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" лишь только указывает на меры принудительного исполнения, а не конкретизирует, что судебный пристав обязан когда и в какие орган направить запросы для выявления имущественного положения, дохода и иной информации о должнике. В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применялись все предусмотренные меры для исполнения решения суда. Согласно соглашения об электронном документообороте, организациями своевременно предоставлялись сведения о должнике на основании запросов судебного пристава-исполнителя. Судебным приставом осуществлены все предусмотренные меры для исполнения решения суда. В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ-229 "Об исполнительном производстве" взыскатель имеет право повторно предъявить исполнительный документ для исполнения.

Заинтересованное лицо ФИО2 в судебное заседание не явился, о слушании дела извещался надлежащим образом, об уважительных причин неявки суду не сообщил, об отложении слушания дела суд не просил, поэтому суд определил рассмотреть дело без его участия.

Суд, исследовав письменные доказательства и материалы дела, считает заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

В силу ст. 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны : 1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие); 2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения; 3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.

Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет :

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих : а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Согласно ч. 11 вышеуказанной статьи, обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).

В соответствии со ст. 68 Федерального закона от <дата> N 229-ФЗ (ред. от <дата>) "Об исполнительном производстве", мерами принудительного исполнения являются действия, указанные в исполнительном документе, или действия, совершаемые судебным приставом-исполнителем в целях получения с должника имущества, в том числе денежных средств, подлежащего взысканию по исполнительному документу.

Меры принудительного исполнения применяются судебным приставом-исполнителем после возбуждения исполнительного производства. Если в соответствии с настоящим Федеральным законом устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, то меры принудительного исполнения применяются после истечения такого срока.

Мерами принудительного исполнения являются : обращение взыскания на имущество должника, в том числе на денежные средства и ценные бумаги; обращение взыскания на периодические выплаты, получаемые должником в силу трудовых, гражданско-правовых или социальных правоотношений; обращение взыскания на имущественные права должника, в том числе на право получения платежей по исполнительному производству, в котором он выступает в качестве взыскателя, на право получения платежей по найму, аренде, а также на исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации, права требования по договорам об отчуждении или использовании исключительного права на результат интеллектуальной деятельности и средство индивидуализации, право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации, принадлежащее должнику как лицензиату; изъятие у должника имущества, присужденного взыскателю, а также по исполнительной надписи нотариуса в предусмотренных федеральным законом случаях; наложение ареста на имущество должника, находящееся у должника или у третьих лиц, во исполнение судебного акта об аресте имущества; обращение в регистрирующий орган для регистрации перехода права на имущество, в том числе на ценные бумаги, с должника на взыскателя в случаях и порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом; совершение от имени и за счет должника действия, указанного в исполнительном документе, в случае, если это действие может быть совершено без личного участия должника; принудительное вселение взыскателя в жилое помещение; принуди-тельное выселение должника из жилого помещения; принудительное освобождение нежилого помещения от пребывания в нем должника и его имущества; принудительное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства; принудительное освобождение земельного участка от присутствия на нем должника и его имущества; иные действия, предусмотренные федеральным законом или исполнительным документом.

В силу ст. 68 вышеуказанного Закона, обращение взыскания на имущество должника включает изъятие имущества и (или) его реализацию, осуществляемую должником самостоятельно, или принудительную реализацию либо передачу взыскателю.

Взыскание на имущество должника по исполнительным документам обращается в первую очередь на его денежные средства в рублях и иностранной валюте и иные ценности, в том числе находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях, за исключением денежных средств и драгоценных металлов должника, находящихся на залоговом, номинальном, торговом и (или) клиринговом счетах. Взыскание на денежные средства должника в иностранной валюте обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях. Взыскание на драгоценные металлы, находящиеся на счетах и во вкладах должника, обращается при отсутствии или недостаточности у него денежных средств в рублях или иностранной валюте в соответствии с частью 3 статьи 71 настоящего Федерального закона.

При отсутствии или недостаточности у должника денежных средств взыскание обращается на иное имущество, принадлежащее ему на праве собственности, хозяйственного ведения и (или) оперативного управления, за исключением имущества, изъятого из оборота, и имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, независимо от того, где и в чьем фактическом владении и (или) пользовании оно находится.

Должник вправе указать имущество, на которое он просит обратить взыскание в первую очередь. Окончательно очередность обращения взыскания на имущество должника определяется судебным приставом-исполнителем.

Если сведений о наличии у должника имущества не имеется, то судебный пристав-исполнитель запрашивает эти сведения у налоговых органов, иных органов и организаций, исходя из размера задолженности, определяемого в соответствии с частью 2 настоящей статьи. При этом у органов, осуществляющих государственную регистрацию прав на имущество, лиц, осуществляющих учет прав на ценные бумаги, банков и иных кредитных организаций, владельцев номинальных банковских счетов судебный пристав-исполнитель запрашивает необходимые сведения с разрешения старшего судебного пристава или его заместителя, данного в письменной форме или в форме электронного документа, подписанного старшим судебным приставом или его заместителем усиленной квалифицированной электронной подписью. Взыскатель при наличии у него исполнительного листа с неистекшим сроком предъявления к исполнению вправе обратиться в налоговый орган с заявлением о представлении этих сведений.

Налоговые органы, органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на имущество, лица, осуществляющие учет прав на ценные бумаги, банки и иные кредитные организации, иные органы и организации представляют запрошенные сведения в течение семи дней со дня получения запроса.

Согласно ст. 98 вышеуказанного Закона, судебный пристав-исполнитель обращает взыскание на заработную плату и иные доходы должника-гражданина в следующих случаях : 1) исполнение исполнительных документов, содержащих требования о взыскании периодических платежей; 2) взыскание суммы, не превышающей десяти тысяч рублей; 3) отсутствие или недостаточность у должника денежных средств и иного имущества для исполнения требований исполнительного документа в полном объеме.

При отсутствии или недостаточности у должника заработной платы и (или) иных доходов для исполнения требований о взыскании периодических платежей либо задолженности по ним взыскание обращается на денежные средства и иное имущество должника в порядке, установленном главой 8 настоящего Федерального закона.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <дата> N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", бездействие судебного пристава-исполнителя может быть признано незаконным, если он имел возможность совершить необходимые исполнительные действия и применить необходимые меры принудительного исполнения, направленные на полное, правильное и своевременное исполнение требований исполнительного документа в установленный законом срок, однако не сделал этого, чем нарушил права и законные интересы стороны исполнительного производства. Например, незаконным может быть признано бездействие судебного пристава-исполнителя, установившего отсутствие у должника каких-либо денежных средств, но не совершившего всех необходимых исполнительных действий по выявлению другого имущества должника, на которое могло быть обращено взыскание, в целях исполнения исполнительного документа (в частности, не направил запросы в налоговые органы, в органы, осуществляющие государственную регистрацию имущества и (или) прав на него, и т.д.).

Судом установлено, что на исполнении в ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> находилось исполнительное производство № ***-ИП от <дата>, возбужденное на основании исполнительного документа по делу № *** о взыскании с ФИО2 суммы долга в размере 11757,74 руб. в пользу ООО "АФК".

В рамках данного исполнительного производства судебным приставом-исполнителем применялись все предусмотренные меры для исполнения решения суда : сделаны запросы в ФМС, ФНС, ПФР, ГИБДД МВД, Росреестр, ЗАГС, банки.

<дата> исполнительное производство № ***-ИП окончено и исполнительный документ был возвращен взыскателю в связи с тем, что у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание и все принятые судебным приставом исполнителем допустимые законом меры по отысканию имущества оказались безрезультатными, что подтверждено списком № *** внутренних почтовых отправлений от <дата> и согласно отчета об отслеживании почтовых отправлений получено ООО «АФК» <дата>

В силу пункта 2 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если они соответствуют нормативным правовым актам и не нарушают права, свободы и законные интересы административного истца.

При недоказанности административным истцом нарушения оспаривае-мыми решениями, действиями (бездействием) его прав, свобод и законных интересов, требования административного истца удовлетворены быть не могут.

Системное толкование положений процессуального закона позволяет сделать вывод, что основанием признания действия (бездействия) незаконным является совокупность двух обстоятельств : нарушение прав административного истца, незаконность в поведении административного ответчика.

Таким образом, решение, принимаемое в пользу административного истца, обязательно должно содержать два элемента : признание незаконным решения, действия (бездействия) и указание на действия направленные на восстановление нарушенного права. Признание судом лишь факта незаконности действий судебного пристава будет противоречить целям и задачам административного судопроизводства о восстановлении нарушенных прав.

На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу о том, что судебным приставом-исполнителем ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО1 были предприняты все зависящие от нее меры для исполнения, нарушений прав и законных интересов взыскателя в данном случае не усматривается.

Постановление об окончании исполнительного производства вынесено в соответствии с нормами действующего законодательства, в частности, ФЗ-229 "Об исполнительном производстве".

Кроме того, взыскатель имеет право повторно направить данный исполнительный документ для повторного исполнения в ОСП № *** г. Сызрани и <адрес>.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что не имеется оснований для удовлетворения административного иска ООО «АФК» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО1, Старшему судебному приставу ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО3, Управлению ФССП России по Самарской области о признании незаконными бездействий.

Также не имеется оснований для привлечения судебного пристава-исполнителя ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> УФССП России по Самарской области ФИО1 к административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ, а кроме этого данные требования в рамках рассмотрения дела в соответствии с требованиями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации не могут быть рассмотрены.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административный иск ООО «Агентство финансового контроля» к Судебному приставу-исполнителю ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО1, Старшему судебному приставу ОСП № *** г. Сызрани и <адрес> ФИО3, Управлению ФССП России по Самарской области о признании бездействий незаконными, - оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Сызранский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья : Бабкин С.В.

2а-1989/2021 ~ М-1846/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ООО АФК
Ответчики
судебный пристав-исполнитель ОСП № 1 г.Сызрани Шибашова Наталья Алексанлровна
УФССП России по Самарской обл.
старший судебный пристав ОСП № 1 г.Сызрани Шуева Светлана Евгеньевна
Другие
Арутюнян М.С.
Судья
Бабкин С.В.
31.05.2021 Регистрация административного искового заявления
31.05.2021 Передача материалов судье
01.06.2021 Решение вопроса о принятии к производству
01.06.2021 Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.06.2021 Подготовка дела (собеседование)
11.06.2021 Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.06.2021 Судебное заседание
25.06.2021 Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.06.2021 Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.07.2021 Дело оформлено
29.12.2022 Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)