Дело №2-61/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
гор. Зея, Амурской области 22 февраля 2012 года
Зейский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Куприяновой С.Н.,
при секретаре Гринько Н.В.
с участием представителя истца Воротникова В.Н. – Сунцова К.А., ответчика – администрации города Зеи Игнатюк Н.В., третьих лиц Воротникова Е.В. и Лепиной В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воротникова ВН, Воротниковой ВЮ к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, администрации города Зеи о признании незаконным отказа во внеочередном предоставлении государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат,
УСТАНОВИЛ:
Истцы обратились в суд с вышеназванным иском, в обоснование заявленных требований указав, что в 1999 году они были поставлены на учёт в качестве граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей в качестве членов семьи бабушки Воротниковой В.Ю. - СМЕ, которая на тот момент уже состояла на учёте. Кроме них, в списке также в качестве членов её семьи значились их дети – Лепина (Воротникова) В.В. и Воротников Е.В. 25 августа 2003 года СМЕ умерла, а в 2011 году им стало известно о том, что ей на неё и членов её семьи был выдан государственный жилищный сертификат. Они обратились с соответствующим запросом в Комитет по управлению муниципальным имуществом города Зеи и получили ответ, из которого следует, что согласно постановлению администрации г. Зея от 13.03.2001 г. <Номер обезличен> СМЕ и членам её семьи Воротниковой В.Ю. и Воротникову В.Н. было предоставлено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 88 кв.м. в рамках реализации целевой федеральной программы «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», причём в качестве членов её семьи не были указаны их дети. В ответе также указано, что какие - либо документы о получении сертификата СМЕ, а также об оформлении в собственность указанного жилого помещения, отсутствуют. Из ответа прокуратуры Зейского района на их запрос следует, что право собственности на вышеуказанную квартиру 18 сентября 2001 года было зарегистрировано за БСВ, БВА и БТГ О том, что в 2001 году был выдан государственный жилищный сертификат ни они, ни сама СМЕ не знали и поэтому не смогли воспользоваться своим правом, в связи с чем, они обратились с заявлением к ответчикам о внеочередном предоставлении государственного жилищного сертификата, однако в выдаче сертификата им было отказано. В связи с тем, что они и СМЕ в 2001 году не получили жилищный сертификат по вине ответчиков, которые не сообщили о том, что им предоставлено жилое помещение, расположенное по вышеуказанному адресу, считают отказ во внеочередном предоставлении государственного жилищного сертификата незаконным. Просят признать незаконным отказ министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области и администрации города Зеи в выдаче жилищного сертификата, обязать министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области выдать им государственный жилищный сертификат, исходя из состава семьи 4 человека с применением средней рыночной стоимости квадратного метра общей площади по субъектам Российской Федерации на момент выдачи государственного жилищного сертификата и передать его в администрацию города Зеи, обязать администрацию города Зеи передать им полученный из министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области государственный жилищный сертификат.
Определением Зейского районного суда от 06 февраля 2012 года по заявлению истцов произведена процессуальная замена ответчика - министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Амурской области на правопреемника – министерство жилищно-коммунального хозяйства Амурской области.
В судебное заседание истцы Воротников В.Н и Воротникова В.Ю. не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Представитель истца Воротникова В.Н. – Сунцов К.А на удовлетворении исковых требований настаивал, пояснив суду об обстоятельствах, изложенных в иске. Кроме того, суду пояснил, что истцам стало известно о том, что СМЕ и членам её семьи выдавался государственный жилищный сертификат только в 2011 году. Истцы ежегодно проходили перерегистрацию, в том числе и после смерти СМЕ, однако им не предоставляли каких-либо сведений о том, что они получили сертификат и не имеют право состоять в очереди. Считает, что дети истцов – третьи лица Воротников Е.В. и Лепина (Воротникова) В.В. имеют право на получение государственного жилищного сертификата во внеочередном порядке, поскольку в 2001 году они также являлись членами семьи СМЕ, находились на иждивении истцов, поскольку являлись студентами и обучались в г.Благовещенске. Считает, что вина ответчика администрации г. Зея в том, что СМЕ и истцы были не уведомлены о принятии постановления о выделении их семье квартиры, в связи с чем, они не могли своевременно принять меры по получению данного жилого помещения. В случае если данная квартира была ранее распределена другой семье, значит следующую квартиру администрация г. Зея обязана была выделить семье СМЕ, вместе с тем, права истцов были нарушены на протяжении десяти лет. Поскольку в настоящее время программа по строительству жилья для граждан, выезжающих из районов, приравненных к Крайнему Северу, не действует, права истцов должны быть восстановлены путем внеочередного предоставления государственного жилищного сертификата.
Представитель ответчика - министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в своё отсутствие. Из представленного отзыва следует, что министерство ЖКХ Амурской области исковые требования не признает, считает их незаконными и необоснованными. Воротников В.Н. является участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством» и состоит на учёте в администрации г.Зея в качестве граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья по категории «пенсионеры» с 14 мая 1999 года. В целях предварительного распределения средств федерального бюджета на соответствующий год формируются списки граждан, изъявивших желание получить сертификат в планируемом году. Министерство ЖКХ области на основании списков граждан-участников подпрограммы, полученных от администраций муниципальных образований, формирует сводный по Амурской области список граждан-участников подпрограммы, выезжающих (выехавших) из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить сертификат с разбивкой по категориям, утверждает его и представляет в Министерство регионального развития РФ. В указанном сводном списке очередь Воротникова В.Н. по категории «пенсионеры» на 2009 год - №1104 по дате подачи заявления 14.05.1999 г., на 2010 год - №1069. На 2011 год Воротников В.Н. не был включен в сводный список граждан, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат по данной категории по причине того, что за период с 1 января по 1 июля 2010 г. в администрацию г. Зея Амурской области, в которой находится учётное дело гражданина, заявление о выделении сертификата в планируемом году от него не поступало. В 2012 году номер очереди Воротникова В.Н. составил №664. Социальные выплаты для приобретения жилого помещения за счет средств федерального бюджета по государственным жилищным сертификатам предоставляются гражданам согласно очерёдности и действующему законодательству. Внеочередное представление социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета в рамках подпрограммы не допустимо, так как такие действия повлекут нарушение прав других граждан, имеющих право на получение данной социальной выплаты. Жилищный сертификат Воротникову В.Н. в рамках реализации федеральной целевой программы «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» не предоставлялся. Министерство ЖКХ области не отказывается от выдачи сертификата Воротникову В.Н., по достижении им порядкового номера своей очереди ему будет выдан сертификат. Таким образом, со стороны министерства ЖКХ области не прослеживается каких-либо нарушений и бездействия, обязательства исполняются надлежащим образом в соответствии с действующим законодательством РФ, в связи с чем, просит в иске отказать.
Представитель ответчика – администрации города Зеи Игнатюк Н.В. исковые требования не признала, считает администрацию города Зеи ненадлежащим ответчиком по делу, поскольку органы местного самоуправления не принимают решений о выдаче гражданам государственных жилищных сертификатов, а лишь осуществляют их регистрацию и учет по месту жительства. Распоряжением Главы администрации Амурской области от 18 сентября 2000 года №1060-р администрации г. Зея была распределена квартира по адресу: <адрес> по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Указанная квартира постановлением главы администрации города Зеи от 13 марта 2001 года №256 была выделена семье СМЕ на состав семьи 3 человека. СМЕ состояла в списке очередников по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего севера и приравненных к ним местностей» с 25 марта 2000 года. Согласно представленных СМЕ документов членами её семьи являлись Воротникова В.Ю. и Воротников В.Н., заявление СМЕ о принятии на учет в администрации г. Зея не сохранилось. Распоряжением Главы администрации Амурской области от 21 марта 2001 года №348-р указанная квартира была исключена из списка квартир, переданных администрации г. Зея для распределения. Позже было установлено, что спорную квартиру администрация Селемджинского района Амурской области распределила семье БТГ, которые в 2001 году зарегистрировали на неё право собственности. Постановлением администрации города Зеи от 9 февраля 2012 года №200 было отменено постановление главы администрации города Зеи от 13 марта 2001 года №256 о предоставлении жилой площади семье СМЕ Истец Воротников В.Н. был поставлен на учёт 14 мая 1999 года на основании его заявления, семья Воротникова В.Н. состоит на учёта в администрации г.Зеи, оснований для снятия с учета не имеется.
Третьи лица Воротников Е.В. и Лепина В.В. заявленные требования поддержали, суду пояснили, что у истцов в 2001 году возникло право на получение государственного жилищного сертификата в рамках реализации целевой федеральной программы «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Поскольку квартира на основании постановления главы администрации <адрес> фактически предоставлена не была, считают, что ответчики должны выдать государственный жилищный сертификат во внеочередном порядке и с учётом состава семьи из 4 человек, так как они на момент предоставления жилого помещения являлись членами семьи Воротникова В.Н.
Представитель третьего лица - администрации Селемджинского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 10 июля 1995 г. № 700 была утверждена федеральная целевая программа «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Данной программой были предусмотрены два этапа её реализации: 1 этап - 1993-2000 годы - для пенсионеров и работников бюджетных организаций, отработавших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет, инвалидов и социально незащищенных групп населения, оказавшихся нетрудоустроенными вследствие ликвидации или сокращения производства; 2 этап - 2001-2005 годы - для всех категорий граждан, отработавших по контрактам в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 10 лет.
Постановлением Правительства РФ от 24 августа 2002 г. № 630 реализация указанной программы была приостановлена.
С 31 июля 1998 года действовал Федеральный закон от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», который определял условия предоставления, порядок получения и размер жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета гражданам РФ, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Указанный Федеральный закон признан утратившим силу с 1 января 2003 года.
При рассмотрении дела судом было установлено, что истцы Воротников В.Н. и Воротникова В.Ю. на основании заявления от 14 мая 1999 года состоят на учёте в администрации города Зеи по Федеральному закону от 25 июля 1998 г. № 131-ФЗ и по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с составом семьи - 4 человека.
Для включения в списки граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, истцами были предоставлены необходимые документы, в том числе копии трудовых книжек, справка о наличии необходимого стажа работы, справка о составе семьи от 14 мая 1999 года, из которой следует, что совместно с Воротниковой В.Ю. по адресу: <адрес> зарегистрированы Воротников В.Н., ВВВ и ВВЕ
Согласно списку очередности граждан по переселению из районов, приравненных к Крайнему Северу, по г. Зея на 2000 год семья Воротникова В.Н. числится на учёте под номером 613 с составом семьи 4 человека с даты подачи заявления 14.05.1999 года.
СМЕ была принята на учет по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» 25 марта 2000 года с составом семьи 3 человека.
Из пояснений представителя администрации г. Зея следует, что заявление СМЕ о приеме на учет не сохранилось, в администрации г. Зея списки очередности имеются только с 2000 года.
В судебном заседании исследовались материалы учетного дела СМК, в нём имеются: справка о составе семьи от 11 марта 2000 года о том, что совместно с СМЕ по адресу: <адрес>, проживали Воротникова В.Ю. и Воротников В.Н.; справка о стаже работы от 11 марта 2000 года; справка о том, что её семья не участвовала в кооперативном строительстве в других регионах страны от 13 марта 2000 года; копия пенсионного удостоверения.
Согласно списку очередности граждан по переселению из районов, приравненных к Крайнему Северу, по г. Зея на 2001 год семья Воротникова В.Н. числится на учёте под номером 460, семья СМЕ – под номером 463.
Распоряжением Главы администрации Амурской области от 18 сентября 2000 года №1060-р администрации г. Зея была выделена квартира по адресу: <адрес> для распределения гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Постановлением главы администрации города Зеи от 13 марта 2001 года №256 квартира по адресу: <адрес>, общей площадью 88 кв.м. была предоставлена семье СМЕ на состав семьи 3 человека. Члена семьи СМЕ в приложении к данному постановлению были указаны Воротникова В.Ю. и Воротников В.Н., доплата за квартиру составила 263764 рубля.
Распоряжением Главы администрации Амурской области от 21 марта 2001 года №348-р были внесены изменения в распоряжение Главы администрации Амурской области от 18 сентября 2000 года №1060-р: квартира по адресу: <адрес> была исключена из списка квартир, переданных администрации г. Зея для распределения.
Кроме того, судом было установлено, что 20 ноября 1999 года БТГ, БВА и БСВ заключили в Комитетом по архитектуре и строительству администрации Амурской области договор долевого участия в строительстве жилья, а именно квартиры по адресу: <адрес>, общей площадью 88 кв.м. Строительство данной квартиры производилось за счет средств федерального бюджета по программе «Жилищные субсидии гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а также строительство жилья в зоне БАМа», а также за счет личных средств застройщика в размере 263764 рубля.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним квартира, расположенная по адресу: <адрес> находится в общей долевой собственности БТГ, БВА и БСВ
Постановлением администрации города Зеи от 9 февраля 2012 года №200 отменено постановление главы администрации города Зеи от 13 марта 2001 года №256 о предоставлении жилой площади семье СМЕ
Согласно списку очерёдности по программе «Строительство на территории Российской Федерации жилья для граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по г.Зее на 2002 год (общий) семья Воротникова В.Н. числится под номером 16 с составом семьи 4 человека, с датой подачи заявления 14 мая 1999 года, семья Сарамуда М.К. числится под номером с составом семьи 3 человека, с датой подачи заявления 25 марта 2000 года.
Таким образом, судом установлено, что фактически квартира по адресу: <адрес> СМЕ и членам её семьи Воротникову В.Н. и Воротниковой В.Ю. предоставлена не было, доплату за данную квартиру в размере 263764 рубля ни СМЕ, ни истцы не вносили.
Вместе с тем, истцы считают, что, поскольку данное жилое помещение им предоставлено не было, они имеют право на получение жилищного сертификата во внеочередном порядке, исходя из состава семьи Воротникова В.Н. – 4 человека с применением средней рыночной стоимости квадратного места общей площади по субъектам РФ на момент выдачи государственного жилищного сертификата.
В силу ст. 39 ГПК РФ основание и предмет иска определяет истец. Суд не обладает правом без согласия истца изменять основания или предмет исковых требований, заявленных истцом.
Стороны в гражданском процессе в соответствии с принципом диспозитивности вправе распоряжаться своими полномочиями, в том числе изменять предмет или основание иска, а также распоряжаться принадлежащими им материальными и процессуальными правами в любой стадии процесса (до вынесения решения судом).
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении» обращено внимание судов на то, что заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом, а также по обстоятельствам, вынесенным судом на обсуждение в соответствии с ч. 2 ст. 56 ГПК РФ.
В силу ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права. Выбор одного из способов защиты гражданских прав, предусмотренных ст. 12 ГК РФ, принадлежит не суду, а истцу, который определил в исковом заявлении избранный им способ защиты своего права.
Таким образом, суд рассматривает данное гражданское дело по заявленным истцами исковым требованиям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 25.10.2002 года №125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (с изменениями) право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001г. №675 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы», включающая в себя несколько подпрограмм, в том числе и подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильём категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153 «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы» формой государственной финансовой поддержки обеспечения граждан жильём в рамках реализации этой подпрограммы, является предоставление им за счёт средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. При реализации мероприятий указанной подпрограммы применяются сформированные в 2005г., в том числе и единые списки граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в связи с выездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 г. №1050 была утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы», также как и федеральная целевая программа «Жилище» на 2002-2010 годы, включающая в себя несколько подпрограмм, в том числе и подпрограмму «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством».
Основным механизмом реализации этой подпрограммы является предоставление сертификатов, удостоверяющих право гражданина - участника подпрограммы на получение социальной выплаты за счёт средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения. Порядок выпуска и реализации сертификатов устанавливается Правительством Российской Федерации.
В целях совершенствования деятельности по реализации Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», постановлением Правительства РФ от 10. декабря 2002 года №879 утверждено Положение о регистрации и учёте граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
В соответствии с п.17 названного Положения одновременно с постановкой на учёт граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, формируются списки по следующим категориям граждан: а) инвалиды I и II групп, инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; б) пенсионеры; в) граждане, признанные в установленном порядке безработными и состоящие не менее одного года на учете в органах службы занятости населения по месту постоянного проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; г) работающие граждане и так далее.
Таким образом, из вышеуказанных нормативных актов следует, что сертификаты на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей предоставляются в порядке очередности.
Из представленных администрацией города Зеи списков граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий: на 2003 год по категории «работающие граждане» семья Воротникова В.Н. числится под №156; на 2004 года (общий список) семья Воротникова В.Н. числится под №440; на 2005 и 2006 год по категории «работающие граждане» семья Воротникова В.Н. числится под №124; на 2007 год по категории «работающие граждане» семья Воротникова В.Н. числится под №100; на 2008 год по категории «работающее население» семья Воротникова В.Н. числится под №97; на 2009 год по категории «пенсионеры» семья Воротникова В.Н. числится под №202; на 2010 год – под №185, на 2011 год - под №189.
Из отзыва ответчика - министерства жилищно-коммунального хозяйства Амурской области следует, что в сводном по Амурской области списке граждан-участников подпрограммы, выезжающих и выехавших из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить сертификат на 2009 год номер очереди Воротникова В.Н. – 1104, на 2010 год – 1069, на 2012 год – 664.
Согласно п.36 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категории граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, утверждённых постановлением Правительства РФ от 21.03.2006г. №153, оформление и выдача сертификатов гражданам - участникам программы органами исполнительной власти субъектов РФ осуществляется в соответствии с очерёдностью, установленной в сводном списке по каждой категории граждан – участников подпрограммы.
Судом установлено, что в сводном по Амурской области списке граждан-участников подпрограммы, выезжающих и выехавших из районной Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, изъявивших желание получить сертификат семья Воротникова В.Н. состоит на учёте на 2012 год под №664. Поскольку очередь истцов на получение государственного жилищного сертификата не наступила, ответчиками обоснованно отказано в выдаче государственного жилищного сертификата. Внеочередное предоставление государственных жилищных сертификатов действующим законодательством не предусмотрено.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Выделение жилищного сертификата истцам вне очереди приведёт к нарушению прав других граждан, состоящих в очереди и принятых на учёт ранее истцов.
С учётом вышеизложенного, суд считает заявленные исковые требования не основанными на законе и не подлежащими удовлетворению, в связи с чем, принимает решение об отказе в иске.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Воротникова ВЮ, Воротниковой ФИО22 к министерству жилищно-коммунального хозяйства Амурской области, администрации города Зеи о признании незаконным отказа во внеочередном предоставлении государственного жилищного сертификата и возложении обязанности выдать государственный жилищный сертификат, отказать.
Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Зейский районный суд в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 24 февраля 2012 года.
Председательствующий С.Н. Куприянова