Дело № 12-27/2014г. 18 декабря 2014 года
с.Дубёнки Республики Мордовия
РЕШЕНИЕ
Судья Дубёнского районного суда Республики Мордовия Салахутдинова А.М.,
при секретаре Юрташкиной Л.В.,
с участием защитника должностного лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, Антонова С.Г., действующего на основании нотариальной доверенности от 20 октября 2014 года серии 13 АА № 0442669,
прокурора Дубёнского района Республики Мордовия Филиппова С.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника должностного лица Лизина В.В. - Антонова С.Г. на постановление мирового судьи судебного участка Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 21 октября 2014 года,
у с т а н о в и л:
Постановлением мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 21 октября 2014 года должностное лицо – директор ООО «Карьер Поводимовский» Лизин В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей 00 копеек.
Защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Антонов С.Г., действующий на основании нотариальной доверенности от 20 октября 2014 года серии 13 АА № 0442669, обратился в суд с жалобой на вышеуказанное постановление, в которой просит постановление мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 21 октября 2014 года отменить, производство по делу прекратить, указывая, что в нарушении требований пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» у Лизина В.В. отсутствовали сведения о проведении прокуратурой в отношении него или ООО «Карьер Поводимовский» проверки, а в письме отсутствовали указания на наличие в органах прокуратуры информации, поступившей о фактах нарушения законодательства. Мировым судьей при вынесении постановления данные обстоятельства не были учтены, при этом изучение содержания запроса является основанием для определения наличия или отсутствия состава правонарушения.
Кроме того, считает неверными выводы суда о том, что наличие информации у Минлесхоз РМ не освобождает от ответственности, поскольку в отношении проверяемой организации действует презумпция добросовестности, что, в отсутствие конкретных фактов нарушения законов, исключает предъявление требований о предоставлении документов, подтверждающих надлежащее исполнение законов проверяемой организацией; информация о проведении плановой проверки подлежит заблаговременной публикации в течение периода, предшествующего проведению указанной плановой проверки; право проверяемой организации быть уведомленной о проверке в разумный срок и информированной об основаниях проверки; право проверяемой организации на непредставление документов, имеющихся в открытом доступе либо в распоряжении каких-либо органов государственного контроля (надзора), либо в случае несоответствия оснований проверки положениям пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации». В связи с чем считает, что запрос информации у Лизина В.В. ставит его в более невыгодное положение, по сравнению с руководителями других организаций, и этого нарушения возможно было избежать путем запроса сведений у Минлесхоз РМ.
На основании изложенного считает, что вина Лизина В.В. отсутствует, поскольку требования прокурора являются незаконными и, соответственно, отсутствует состав правонарушения по статье 17.7 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Должностное лицо, в отношении которого ведется производство по административному делу, Лизин В.В. на рассмотрении жалобы не явился, со слов его защитника Антонова С.Г., Лизин В.В. находится в командировке.
В судебном заседании защитник должностного лица, в отношении которого ведется производство по административному делу, Антонов С.Г., действующий на основании нотариальной доверенности от 20 октября 2014 года серии 13 АА № 0442669, жалобу поддержал по изложенным в ней основаниям, просил её удовлетворить.
Проверив доводы жалобы, заслушав объяснения защитника должностного лица, исследовав представленные материалы, заслушав заключение прокурора района Филиппова С.Е., полагавшего необходимым постановление мирового судьи оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения, считаю, что жалоба подлежит оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей.
Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении подлежит выяснению, в частности, виновность лица в совершении административного правонарушения.
В ходе рассмотрения дела об административном правонарушении мировым судьей было установлено, что директором ООО «Карьер Поводимовский» Лизиным В.В. 08 августа 2014 года по месту нахождения юридического лица по адресу: Республика Мордовия, Дубёнский район, с.Поводимово, улица Советская, дом 1, было получено требование прокурора Дубёнского района Республики Мордовия о предоставлении в срок до 13 августа 2014 года следующих документов:
- лицензии (разрешения) на добычу общераспространенных полезных ископаемых на земельном участке с кадастровым номером №;
- проекта горного отвода;
- проекта разработки земли;
- лицензии на проведение геологических работ, проекта рекультивации земельного участка с кадастровым номером 13:06:0111005:47.
Однако запрашиваемые документы в установленный срок директором ООО «Карьер Поводимовский» в прокуратуру района не представлены.
Исследовав административный материал, обстоятельства совершения должностным лицом административного правонарушения, судья приходит к выводу о том, что в действиях директора ООО «Карьер Поводимовский» Лизина В.В. усматриваются признаки правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, поскольку по состоянию на 13 августа 2014 года должностным лицом Лизиным В.В. истребуемые документы в прокуратуру Дубёнского района Республики Мордовия не направлены и не представлены.
Указанные обстоятельства подтверждены материалами дела об административном правонарушении: требованием прокурора Дубёнского района Республики Мордовия от 04 августа 2014 года № 7-7-2014/2166 (л.д.3); почтовым уведомлением, полученным Лизиным В.В. 08 августа 2014 года (л.д.2); вызовом Лизина В.В. в прокуратуру района для составления постановления о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д.5); постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица Лизина В.В. (л.д.7-9); сообщением прокурора района от 21 октября 2014 года № 9-2-2014/2908 и рапортом старшего специалиста К.Т.Н. от 21 октября 2014 года о том, что в прокуратуру Дубёнского района Республики Мордовия по состоянию на 02 октября 2014 года ответ на запрос не поступал и не поступил до настоящего времени (л.д.19, 20).
Достоверность и допустимость перечисленных доказательств сомнений у судьи не вызывает.
Таким образом, обоснованность привлечения должностного лица - директора ООО «Карьер Поводимовский» Лизина В.В. к административной ответственности по статье 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях сомнений у судьи не вызывает.
Доводы жалобы о том, что требование прокурора о предоставлении документов является незаконным, так как в материалах дела отсутствуют данные о проведении какой-либо проверки, в рамках которой были затребованы документы, несостоятельны.
В соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов (статья 1).
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 данного Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок. Неисполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, влечет за собой установленную законом ответственность.
По смыслу пункта 1 статьи 22 и пункта 1 статьи 21 Федерального закона № 2202-1«О прокуратуре Российской Федерации» прокурор при осуществлении возложенных на него функций вправе требовать от органов управления и руководителей коммерческих и некоммерческих организаций представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
Перед органами прокуратуры стоит задача не только выявлять и пресекать нарушения в сфере землепользования, привлекать виновных лиц к гражданско-правовой и иной ответственности, но и добиваться выполнения контролирующими органами, должностными лицами местного самоуправления и иными лицами возложенных на них функций по сохранению земель и восстановлению нарушенных.
В приказе Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" отражены направления надзорной деятельности, среди которых надзор в сфере экономики и экологической безопасности является одним из основных.
Пункт 9 приказа Генерального прокурора РФ от 7 декабря 2007 г. N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" обязывает прокуроров с учётом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании её ресурсов; по каждому факту экологического правонарушения принципиально ставить вопросы об ответственности виновных лиц и взыскании причинённого материального ущерба.
Из анализа указанных правовых норм, следует, что органы прокуратуры, реализуя полномочия по надзору в сфере экономики и экологической безопасности вправе затребовать информацию, необходимую для выявления и устранения нарушений закона.
При этом, из сообщения прокурора Дубёнского района Республики Мордовия от 11 декабря 2014 года № 7-17-2014/3312 усматривается, что на исполнение в ОСП по Дубёнскому району Республики Мордовия находится решение Дубёнского районного суда Республики Мордовия от 22 апреля 2014 года по иску прокурора об обязании ООО «Карьер Поводимовский» произвести рекультивацию земельного участка вследствие незаконной разработки карьера, надзор за ОСП по Дубёнскому району Республики Мордовия входит в компетенцию прокуратуры района, что также свидетельствует о законности требования прокурора по истребованию необходимых документов.
Довод жалобы об отсутствии состава административного правонарушения является необоснованным, поскольку сам по себе факт невыполнения требований прокурора о предоставлении документов и сведений в установленный срок имел место.
Судья признает неубедительными также доводы жалобы о возможности проведения прокурором проверок исполнения законов только на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах их нарушения, требующих принятия мер прокурором, со ссылками на положения пункта 2 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
По мнению судьи, такое толкование приведенной нормы Закона приведено заявителем без учета её структуры и способа изложения законодателем, а также внутренней системной связи.
Системное толкование положений абз. 1 и 2 пункта 2 статьи 21, статьи 22 указанного Закона позволяет суду прийти к выводу о том, что при осуществлении надзора за исполнением законов органы прокуратуры вправе проводить любые проверки, но не должны при этом подменять иные государственные органы. Именно для этого правила законодателем введено упомянутое исключение: в случае поступления в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, органы прокуратуры обязаны провести проверку по данным фактам, даже если её проведение отнесено законом к компетенции иных государственных органов.
Кроме того, доводы жалобы защитника должностного лица Антонова С.Г. о незаконности требования прокурора об истребовании документов, ставящее Лизина В.В. в более невыгодное положение, по сравнению с руководителями других организаций, не могут быть приняты во внимание, так как указанное требование прокурора, могло быть обжаловано должностным лицом, в случае несогласия с ним. Однако, каких-либо действий, направленных на его обжалование, предпринято не было и материалы дела подобных документов не содержат.
Доводы жалобы о том, что запрашиваемые сведения возможно истребовать у Минлесхоз РМ, были предметом рассмотрения мировым судьей при вынесении постановления по делу и обоснованно отклонены, как не освобождающие Лизина В.В. от административной ответственности, поскольку действующее законодательство предоставляет прокурору право истребовать документы у руководителей коммерческих организаций и не содержит ограничений по срокам, составу и объёму запрашиваемой информации, необходимой для осуществления прокурором его задач и функций.
При этом нарушений каких-либо прав директора ООО «Карьер Поводимовский» Лизина В.В. при истребовании прокурором района соответствующих документов, судья, применительно к данному случаю, не усматривает.
Других оснований, которые могут повлечь отмену либо изменение вынесенного постановления, в рассматриваемой жалобе не содержится.
При этом порядок и срок давности привлечения должностного лица к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
Обстоятельства, на основании которых мировой судья основал свои выводы, и приведенные им доказательства, являются достаточными, чтобы исключить какие-либо сомнения в виновности должностного лица Лизина В.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей назначено Лизину В.В. в пределах санкции статьи 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, справедливо с учетом характера совершенного административного правонарушения и личности виновного.
Таким образом, обжалуемое постановление является законным и обоснованным, а доводы жалобы защитника должностного лица Антонова С.Г. не могут повлечь его отмену.
При таких обстоятельствах, постановление мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 21 октября 2014 года подлежит оставлению без изменения, а жалоба защитника должностного лица Антонова С.Г. - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения, судья
р е ш и л:
Постановление мирового судьи судебного участка Дубёнского района Республики Мордовия от 21 октября 2014 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 17.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – директора ООО «Карьер Поводимовский» Лизина В.В., оставить без изменения, жалобу защитника должностного лица Антонова С.Г. - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия через Дубёнский районный суд Республики Мордовия в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья Дубёнского районного суда
Республики Мордовия А.М. Салахутдинова