Дело № 12-145/2021
Мировой судья судебного участка № 4
Боровичского судебного района Мейстер Е.В.
Решение
г. Боровичи Новгородской области 08 ноября 2021 года
Судья Боровичского районного суда Новгородской области Певцева Т.Б.,
с участием лица, привлекаемого к административной ответственности, Семенова А.В.,
рассмотрев жалобу Семенова ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу <адрес>, на постановление мирового судьи судебного участка № 4 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года, которым он, как должностное лицо- Глава Администрации Прогресского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 4 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года должностное лицо – Глава Администрации Прогресского сельского поселения Боровичского района Новгородской области Семенов А.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 15000 рублей.
Семенов А.В. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, указывая постановление мирового судьи судебного участка №4 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года является незаконным и подлежит отмене, поскольку при рассмотрении дела мировым судьей не дана надлежащая оценка всем обстоятельствам, изложенным Семеновым А.В., его защитником, указывающим на отсутствие события правонарушения. Кроме того, в ходе рассмотрения дела по данному протоколу об административном правонарушении судом нарушен срок рассмотрения дела, предусмотренный ч.1. ст. 29.6 КоАП РФ. Так, протокол об административном правонарушении поступил в суд в конце апреля 2021 года, судебное заседание назначено на 13 мая 2021 года, в последующем производство по делу неоднократно откладывалось. Ходатайств о продлении срока рассмотрения дела судье не поступало, мотивированное определение о продлении срока рассмотрения дела не выносилось. Постановление судьи без уважительных на то причин вынесено за пределами срока рассмотрения дела.
Семенов А.В. в судебном заседании после разъяснения прав, отводов и ходатайств не заявил, не возражал против рассмотрения дела в отсутствие его представителя Иванова А.В., извещенного надлежаще о месте и времени рассмотрения дела.
При рассмотрении дела Семенов А.В. доводы жалобы поддержал, по основаниям указанным в ней, также пояснил, что в настоящее время он в должности Главы Прогресского сельского поселения он не состоит в связи с отставкой. Должность Главы поселения является выборной должностью, она не входит в Реестр должностей муниципальной службы, поэтому к Главе поселения не может быть применено наказание в виде дисквалификации. В связи с чем, постановление о привлечении его к ответственности по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ как Главы вынесено за пределами срока давности привлечения к ответственности, который составляет 3 месяца. Кроме того, предписание № 47/1/1 от 09.04.2020 года не исполнено в связи с не выделением Советом депутатов денежных средств на указанные в нем требования пожарной безопасности.
Главный государственный инспектор Боровичского и Любытинского районов Новгородской области по пожарному надзору Муромцев А.А. в судебное заседание не явился, о дате и времени судебного заседания извещен надлежаще, об отложении дела не ходатайствовал.
Судья определил рассмотреть дело при указанной явке.
Выслушав лиц, участвующих при рассмотрении жалобы, исследовав письменные материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
В соответствии со ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Согласно ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 12 КоАП РФ влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет.
Согласно части 12 статьи 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор, является административным правонарушением.
В силу ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме и при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления.
В силу частей 1, 2 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования: избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации. Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с данной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования (часть 2 статьи 37 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Федерального закона от 02.03.2007 N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" должностью муниципальной службы признается должность в органе местного самоуправления, аппарате избирательной комиссии муниципального образования, которые образуются в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по обеспечению исполнения полномочий органа местного самоуправления, избирательной комиссии муниципального образования или лица, замещающего муниципальную должность. Должности муниципальной службы устанавливаются муниципальными правовыми актами в соответствии с реестром должностей муниципальной службы в субъекте Российской Федерации, утверждаемым законом субъекта Российской Федерации.
Уставом Прогресского сельского поселения Боровичского муниципального района, принятым решением Совета депутатов, в статье 25 предусмотрено, что глава поселения является высшим должностным лицом сельского поселения и Главой Администрации Прогресского сельского поселения, наделенным данным уставом в соответствии со ст. 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ полномочиями по решению вопросов местного значения, избираемым гражданами РФ сроком на 5 лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Глава Прогресского сельского поселения не может занимать муниципальные должности муниципальной службы, что согласуется с положениями Областного закона Новгородской области от 25.12.2007 N 240-ОЗ "О некоторых вопросах правового регулирования муниципальной службы в Новгородской области", согласно которым ни должность «глава сельского поселения», ни «глава администрации сельского поселения» не включены в реестр должностей муниципальной службы.
Согласно решению Совета депутатов Прогресского сельского поселения от 20.09.2017 № 73 Семенов А.В. вступил в должность Главы поселения 21.09.2017 года.
При рассмотрении жалобы установлено, что 20 апреля 2021 года главным государственным инспектором Боровичского и Любытинского районов по поджарому надзору Муромцевым А.А. составлен протокол № об административном правонарушении, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 00 мин. по адресу: <адрес>, ФИО2, являясь должностным лицом - ФИО1 Прогресского сельского поселения Боровичского района Новгородской области, повторно совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ, т.е. повторно не выполнил в установленный срок законное предписание органа, осуществляющего федеральный государственный пожарный надзор № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно п.п. 1,2, 10-13, срок исполнения которого истёк ДД.ММ.ГГГГ, за что предусмотрена ответственность по ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ.
В то же время постановлением мирового судьи судебного участка № Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года Семенов А.В. привлечен к административной ответственности как Глава Администрации Прогресского сельского поселения Новгородской области.
Таким образом, в нарушение требований статей 24.1, 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях мировой судья оставил без внимания, что протокол об административном правонарушении составлен в отношении Главы Прогресского сельского поселения и рассмотрел дело в отношении должностного лица - Главы Администрации Прогресского сельского поселения.
Кроме того, по смыслу положений статьи 4.5 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по истечении установленных сроков давности привлечения к административной ответственности вопрос об административной ответственности лица обсуждаться не может.
Согласно части 1 статьи 3.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дисквалификация заключается в лишении физического лица права замещать должности федеральной государственной гражданской службы, государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации, муниципальной службы, а также занимать руководящие должности в органах управления юридического лица.
Круг лиц, к которым может быть применена дисквалификация, определен в части 3 названной статьи, к числу которых относятся лица, замещающие должности муниципальной службы.
Основания, при которых полномочия главы муниципального образования прекращаются досрочно, определены в пункте 6 статьи 36 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и статье 25 и статье 27 упомянутого устава, их перечень является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию, дисквалификация в их числе отсутствует.
Таким образом, дисквалификация не может быть применена к Главе муниципального образования (ст. 3.11 КоАП РФ).
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за совершение инкриминируемого административного правонарушения Семенову А.В., как главы поселения, в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ составляет три месяца, и на 06 сентября 2021 года истек, поскольку глава Прогресского сельского поселения Семенов А.В. к лицам, замещающим должности муниципальной службы, не относился.
Указанные обстоятельства правовой оценки при рассмотрении настоящего дела об административном правонарушении по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях также не получили.
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Таким образом, с учетом обстоятельства, исключающего в силу п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении, привлечение Семенова А.В. к ответственности произведено необоснованно.
Допущенные при рассмотрении настоящего дела нарушения процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях оставлено без внимания мировым судьей.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.
Согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению в случае истечения установленных ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности.
При таких обстоятельствах постановление мирового судьи судебного участка № 4 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года, вынесенные в отношении Главы Администрации Прогресского сельского поселения Семенова А.В. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ подлежит отмене, а производство по данному делу об административном правонарушении в силу положений пункта 3 части 1 статьи 30.7 и пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.6 - 30.9 КоАП РФ,
решил:
Жалобу Семенова ФИО9 удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 4 Боровичского судебного района Новгородской области от 06 сентября 2021 года, которым Семенов ФИО10, как глава Администрации Прогресского сельского поселения, признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 14 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административного наказания в виде административного штрафа в размере 15000 рублей, отменить.
Производство по данному делу на основании пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекратить в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности.
Решение вступает в законную силу немедленно, но может быть обжаловано в порядке ст.ст. 30.12 - 30.19 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья Т.Б. Певцева