Дело № 2а-10778/24-2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 декабря 2015 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Картавых М.Н.,
при секретаре Марковой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проскуряковой А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительных планов земельного участка незаконным,
у с т а н о в и л:
Проскурякова А.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, но получила отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ №. Отказ в выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома мотивирован тем, что принадлежащий на праве собственности истице земельный участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала, утвержденным постановлением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ. Проскурякова А.В. просит признать отказ Администрации Петрозаводского городского округа в подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома незаконными; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Котов П.В. иск поддержал в полном объеме.
Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Калачева М.В. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.
Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Проскуряков М.М. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, возражений не направил, просил рассмотреть дело без его участия.
Заслушав пояснения представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Проскурякова А.В. и Проскуряков М.М. являются собственниками земельного участка в районе ул. Борнаволокской в г.Петрозаводск, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и блокированными домами. Разрешенное использование участка подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.
ДД.ММ.ГГГГ Проскурякова А.В. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок для индивидуального жилого дома.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № года Администрация отказала Проскуряковой А.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.
К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.
В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.
Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.
Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.
Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.
Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.
Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.
Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.
Согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером 10:01:0050165:57 отнесен к зоне застройки индивидуальными и блокированными домами.
Согласно п. 2-3 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.
Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).
Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.
Статьей 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты зоны застройки индивидуальными и блокированными домами. Указанный регламент в полной мере учитывает возможность использования земельных участков истца по назначению для индивидуального жилищного строительства.
Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.
Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.
Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.
Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.
Отказывая в выдаче градостроительного плана Проскуряковой А.В. Администрация Петрозаводского городского округа указала, на то, что принадлежащий ей земельный участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа № от ДД.ММ.ГГГГ Однако при этом не было учтено, что градостроительный план земельного участка является основанием для подготовки необходимой землеустроительной документации и получения разрешения на строительство.
Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка … и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.
Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащем Проскуряковой А.В. и Проскурякову М.М. участке, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.
При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказа в выдаче градостроительного плана не законным подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обязывает административного ответчика совершить действия, в которых Проскуряковой А.В. было незаконно отказано.
Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Из материалов дела видно, что согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ Проскурякова А.В. заплатила за юридические услуги адвоката Котова П.В. <данные изъяты> руб. Учитывая конкретные обстоятельства дела, количество времени, затраченного представителем административного истца по оказанию юридической помощи, сложности дела и исходя из принципа разумности и справедливости, суд определяет сумму расходов по оплате услуг представителя в <данные изъяты> рублей.
Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Проскуряковой А.В. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административный иск Проскуряковой А.В. удовлетворить.
Признать незаконными отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана, оформленные письмом от ДД.ММ.ГГГГ № на имя Проскуряковой А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.
Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить, утвердить и выдать Проскуряковой Алле Владимировне градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома.
Взыскать с Администрацию Петрозаводского городского округа в пользу Проскуряковой Аллы Владимировны расходы по оплате юридических услуг представителя <данные изъяты> руб., государственной пошлины <данные изъяты> руб.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья М.Н. Картавых
Мотивированное решение изготовлено 21.12.2015