Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-10778/2015 ~ М-10436/2015 от 19.11.2015

Дело № 2а-10778/24-2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

17 декабря 2015 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Картавых М.Н.,

при секретаре Марковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Проскуряковой А.В. к Администрации Петрозаводского городского округа о признании отказа Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительных планов земельного участка незаконным,

у с т а н о в и л:

Проскурякова А.В. обратилась в суд с административным иском по тем основаниям, что ей на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>. Истец обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлениями о подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома, но получила отказ, оформленный письмом от ДД.ММ.ГГГГ . Отказ в выдаче градостроительного плана для строительства индивидуального жилого дома мотивирован тем, что принадлежащий на праве собственности истице земельный участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала, утвержденным постановлением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ. Проскурякова А.В. просит признать отказ Администрации Петрозаводского городского округа в подготовке и выдаче градостроительного плана принадлежащего ей земельного участка для строительства индивидуального жилого дома незаконными; обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить и выдать градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Котов П.В. иск поддержал в полном объеме.

Представитель Администрации Петрозаводского городского округа Калачева М.В. по доверенности в судебном заседании возражала против удовлетворения требований, ссылаясь на изложенную в письменном виде позицию.

Привлеченное к участию в деле заинтересованное лицо Проскуряков М.М. в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен, возражений не направил, просил рассмотреть дело без его участия.

Заслушав пояснения представителей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Судом установлено, что Проскурякова А.В. и Проскуряков М.М. являются собственниками земельного участка в районе ул. Борнаволокской в г.Петрозаводск, с кадастровым номером <данные изъяты>, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальные жилые дома, территориальная зона – Жи, зона застройки индивидуальными и блокированными домами. Разрешенное использование участка подтверждается кадастровым паспортом земельного участка.

ДД.ММ.ГГГГ Проскурякова А.В. обратилась в Администрацию Петрозаводского городского округа с заявлением о выдаче градостроительного плана на земельный участок для индивидуального жилого дома.

Письмом от ДД.ММ.ГГГГ года Администрация отказала Проскуряковой А.В. в выдаче градостроительного плана земельного участка, указав, что участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно ст. 2 Градостроительного кодекса РФ (далее – ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются на принципах, в том числе таких, как обеспечение устойчивого развития территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования; обеспечение сбалансированного учета экологических, экономических, социальных и иных факторов при осуществлении градостроительной деятельности; осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории; участие граждан и их объединений в осуществлении градостроительной деятельности, обеспечение свободы такого участия и т.д.

К полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области градостроительной деятельности относятся: подготовка и утверждение документов территориального планирования городских округов; утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городских округов; утверждение правил землепользования и застройки городских округов; утверждение подготовленной на основе документов территориального планирования городских округов документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом; выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территориях городских округов; ведение информационных систем обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территориях городских округов; принятие решений о развитии застроенных территорий; проведение осмотра зданий, сооружений на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов, предъявляемыми к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности указанных объектов, требованиями проектной документации, выдача рекомендаций о мерах по устранению выявленных нарушений в случаях, предусмотренных ГрК РФ; разработка и утверждение программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры городских округов.

В соответствии со ст. 18 ГрК РФ документом территориального планирования муниципальных образований является генеральный план городского округа.

Генеральный план города Петрозаводска, утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 октября 1984 года № 428 «О генеральном плане г. Петрозаводска». В соответствии с Решением Петрозаводского городского Совета от 11.07.2008 № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска» Генеральный план города Петрозаводска утвержден в новой редакции.

Согласно п. 3 ст. 23 ГрК РФ генеральный план содержит: 1) положение о территориальном планировании; 2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа; 3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа; 4) карту функциональных зон поселения или городского округа. Согласно ст. 1 ГрК РФ функциональные зоны - зоны, для которых документами территориального планирования определены границы и функциональное назначение. Согласно п. 12 ст. 9 ГрК РФ утверждение в документах территориального планирования границ функциональных зон не влечет за собой изменение правового режима земель, находящихся в границах указанных зон.

Согласно ст. 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях: 1) создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия; 2) создания условий для планировки территорий муниципальных образований; 3) обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства; 4) создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Правила землепользования и застройки включают в себя: 1) порядок их применения и внесения изменений в указанные правила; 2) карту градостроительного зонирования; 3) градостроительные регламенты.

Правила землепользования и застройки разрабатываются на основании генерального плана. Решением Петрозаводского городского Совета от 11.03.2010 № 26/38-771 утверждены Правила землепользования и застройки города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа. Правила опубликованы в официальном издании «Информационный бюллетень», № 25, 08.04.2010.

Правила застройки разработаны на основе Генерального плана города Петрозаводска в границах территории Петрозаводского городского округа, в редакции, утвержденной Решением Петрозаводского городского Совета от 11 июля 2008 года № XXVI/XX-361 «О внесении изменений в Генеральный план города Петрозаводска». Правила застройки являются результатом градостроительного зонирования территории Петрозаводского городского округа - разделения Петрозаводского городского округа на территориальные зоны с установлением для каждой из них градостроительного регламента.

Согласно ст. 1 ГрК РФ территориальные зоны - зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Согласно указанным правилам земельный участок с кадастровым номером 10:01:0050165:57 отнесен к зоне застройки индивидуальными и блокированными домами.

Согласно п. 2-3 ст. 35 ГрК РФ в состав жилых зон могут включаться: 1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами; 2) зоны застройки малоэтажными жилыми домами; 3) зоны застройки среднеэтажными жилыми домами; 4) зоны застройки многоэтажными жилыми домами; 5) зоны жилой застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

Правилами землепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждой территориальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Согласно ст. 36 ГрК РФ градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. При этом градостроительные регламенты устанавливаются с учетом: 1) фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны; 2) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков и объектов капитального строительства; 3) функциональных зон и характеристик их планируемого развития, определенных документами территориального планирования муниципальных образований; 4) видов территориальных зон; 5) требований охраны объектов культурного наследия, а также особо охраняемых природных территорий, иных природных объектов. Действие градостроительного регламента распространяется в равной мере на все земельные участки и объекты капитального строительства, расположенные в пределах границ территориальной зоны, обозначенной на карте градостроительного зонирования.

Статьей 38 Правил землепользования и застройки города Петрозаводска определены градостроительные регламенты зоны застройки индивидуальными и блокированными домами. Указанный регламент в полной мере учитывает возможность использования земельных участков истца по назначению для индивидуального жилищного строительства.

Согласно п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ) земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами, требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.

Права и обязанности собственника земельного участка, в том числе на использование земельного участка в соответствии с разрешенным назначением закреплены в ст.ст. 40, 42 ЗК РФ.

Отказ в выдаче градостроительного плана нарушает гарантированное истцу Конституцией и гражданским законодательством право собственности.

Анализ указанных положений ЗК РФ и ГрК РФ позволяет суду прийти к выводу, что планирование развития территории городского округа должно осуществляться с учетом сложившегося землепользования и разрешенного использования земельных участков при соблюдении прав граждан на принадлежащее им имущество, в том числе предназначенное для проживания. Иное толкование указанных положений закона может привести к нарушению конституционных прав граждан.

Требования к подготовке и содержанию градостроительного плана определены в ст. 44 и 46 ГрК РФ. Оснований для отказа в утверждении и выдаче градостроительного плана ГрК РФ не содержит. Доказательств непредставления истцом необходимых документов ответчиком не представлено. Частью 17 ст. 46 ГрК РФ предусматривается, что в случае обращения физического или юридического лица в орган местного самоуправления с заявлением о выдаче ему градостроительного плана земельного участка не требуется проведения процедур, предусмотренных частями 1-17 настоящей статьи (подготовка документации по планировке территории, публичные слушания). Орган местного самоуправления в течение тридцати дней со дня поступления указанного обращения осуществляет подготовку градостроительного плана земельного участка и утверждает его. Орган местного самоуправления предоставляет заявителю градостроительный план земельного участка.

Отказывая в выдаче градостроительного плана Проскуряковой А.В. Администрация Петрозаводского городского округа указала, на то, что принадлежащий ей земельный участок расположен на территории квартала, на котором запланирована застройка блокированными жилыми домами в соответствии с проектом планировки территории квартала индивидуальной и блокированной жилой застройки в соответствии с постановлением Главы Петрозаводского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ Однако при этом не было учтено, что градостроительный план земельного участка является основанием для подготовки необходимой землеустроительной документации и получения разрешения на строительство.

Пунктом 1 ст.51 ГрК РФ определено, что разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка … и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим кодексом.

Рассмотрение вопросов, касающихся возможности осуществления строительства на принадлежащем Проскуряковой А.В. и Проскурякову М.М. участке, установления соответствия или несоответствия проектной документации требованиям градостроительного плана, проекту планировки территории, требованию к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства осуществляется на стадии рассмотрения документов при решении вопроса о выдаче разрешения на строительство, а не на стадии рассмотрения вопроса о выдаче градостроительного плана.

При таких обстоятельствах суд находит заявленные требования о признании отказа в выдаче градостроительного плана не законным подлежащими удовлетворению. В целях восстановления нарушенных прав административного истца суд обязывает административного ответчика совершить действия, в которых Проскуряковой А.В. было незаконно отказано.

Согласно статье 112 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Из материалов дела видно, что согласно квитанции от ДД.ММ.ГГГГ Проскурякова А.В. заплатила за юридические услуги адвоката Котова П.В. <данные изъяты> руб. Учитывая конкретные обстоятельства дела, количество времени, затраченного представителем административного истца по оказанию юридической помощи, сложности дела и исходя из принципа разумности и справедливости, суд определяет сумму расходов по оплате услуг представителя в <данные изъяты> рублей.

Согласно ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы. С Администрации Петрозаводского городского округа в пользу Проскуряковой А.В. подлежат взысканию расходы по уплате госпошлины в размере 300 рублей.

Руководствуясь ст. ст. 175 - 180, 227 КАС РФ, суд

р е ш и л:

Административный иск Проскуряковой А.В. удовлетворить.

Признать незаконными отказ Администрации Петрозаводского городского округа в выдаче градостроительного плана, оформленные письмом от ДД.ММ.ГГГГ на имя Проскуряковой А.В. в отношении земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>.

Обязать Администрацию Петрозаводского городского округа подготовить, утвердить и выдать Проскуряковой Алле Владимировне градостроительный план земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> для строительства индивидуального жилого дома.

Взыскать с Администрацию Петрозаводского городского округа в пользу Проскуряковой Аллы Владимировны расходы по оплате юридических услуг представителя <данные изъяты> руб., государственной пошлины <данные изъяты> руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.Н. Картавых

Мотивированное решение изготовлено 21.12.2015

2а-10778/2015 ~ М-10436/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Проскурякова Алла Владимировна
Ответчики
Администрация Петрозаводского городского округа
Другие
Котов Павел Витальевич
Проскуряков Михаил Михайлович
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Картавых Маргарита Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
19.11.2015Регистрация административного искового заявления
19.11.2015Передача материалов судье
20.11.2015Решение вопроса о принятии к производству
20.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.12.2015Судебное заседание
17.12.2015Судебное заседание
21.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.01.2016Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее