Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2859/2021 ~ М-2649/2021 от 12.10.2021

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2021 года г.Тольятти

Ставропольский районный суд Самарской области в составе председательствующего федерального судьи Магда В.Л.,

с участием представителя истца Корчагина А.К.,

при секретаре Дмитриевой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-2859/2021 по исковому заявлению Евсикова Льва Григорьевича к Бойчевой Ольге Михайловне об установлении смежной границы между земельными участками,

УСТАНОВИЛ:

Истец Евсиков Л.Г. предъявил в Ставропольский районный суд Самарской области исковое заявление к Бойчевой Ольге Михайловне об установлении смежной границы между земельными участками, указав при этом следующее.

Истец является собственником земельного участка на основании свидетельства о праве собственности на землю , выданного главой администрации с.Ягодное Ставропольского района Самарской области, ориентировочной площадью 1100 кв.м, по адресу: <адрес>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, имеет кадастровый .

Для установления точной площади и местоположения границ земельного участка, истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ».

04.10.2021г. кадастровым инженером Алентьевой Т.С. был подготовлен межевой план.

При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, на этапе сбора данных были получены следующие документы: выписка ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ., мировое соглашение от 18.03.2011г., материалы инвентаризации и сведения архива Ставропольского отдела Управления Росреестра по Самарской области от 16.06.2021г.

При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок отсутствуют. В документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.

Местоположение границ земельного участка установлено по существующему на местности ограждению в соответствии с фактическим пользованием, а также по сведениям ЕГРН на смежные земельные участки с кадастровым номером , ранее поставленные на кадастровый учет по материалам межевания.

В процессе кадастровых работ было выявлено смещение границы земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН относительно фактического ограждения более чем на 1,5 м, которое при этом препятствует постановке на учет земельного участка с кадастровым номером

Ранее, между истцом и ответчиком Бойчевой О.М. (земельный участок с ) был спор относительно установления смежной границы земельного участка.

Согласно мирового соглашения, заключенного между сторонами, на Бойчеву О.М. была возложена обязанность внести изменения в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , содержащие описание местоположения границ земельного участка согласно установленным координатам. Однако, ответчиком указанные изменения местоположения границ до настоящего времени не внесены.

Граница земельного участка истца с кадастровым номером от т.13 до т.14, являющаяся смежной с земельным участком , проведена согласно координатам мирового соглашения.

В результате проведения кадастровых работ, площадь земельного участка истца изменилась и составила 1225 кв.м.

Площадь, указанная в правоустанавливающем документе и по сведениям ЕГРН составляет 1100 кв.м.

Таким образом, разница в площади составляет 125 кв.м, что не превышает предельно максимальный размер участка для соответствующего вида разрешенного использования, установленный ПЗЗ с.п.Ягодное, в 600 кв.м.

Межевым планом также установлены фактическая конфигурация земельного участка и определены координаты его границ. При этом, права смежных землепользователей не нарушены.

В настоящее время местоположение границ земельного участка истца установлено кадастровым инженером в соответствии с существующими ограждениями и существующим пользованием.

При выявлении кадастровым инженером обстоятельств, препятствующих учету изменений земельного участка во внесудебном порядке, а в данном случае таким обстоятельством является несоответствие фактической конфигурации земельного участка, графической информации материалов инвентаризации, обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, с приложением межевого плана, представленного в электронном виде, т.е. соблюдения заявительного характера ненормативно.

Истец был вынужден обратиться за защитой своих прав и охраняемых законом интересов в Ставропольский районный суд Самарской области с соответствующим исковым заявлением, в котором просит:

РЕЗОЛЮТИВКА!!!!

Определением Ставропольского районного суда Самарской области от 29.11.2021г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: администрация с.п.Ягодное м.р.Ставропольский Самарской области, а также смежные землепользователи: Курушина Л.П., Курушин А.В., Бородин А.И. (л.д.80).

Истец в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщил. при этом воспользовался своим правом, предусмотренным ч.1 ст.48 ГПК РФ на ведение дел через представителя.

Ответчик Бойчева О.М. в судебное заседание не явилась, о дне, времени и месте судебного заседания была извещена надлежащим образом по адресу: <адрес> уважительности причин неявки суду не сообщила, возражений относительно заявленных требований не предоставила.

Представитель третьего лица Администрации муниципального района Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.

Представитель третьего лица Администрация с.п.Ягодное м.р.Ставропольский Самарской области в судебное заседание не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, просил о рассмотрении без своего участия. Решение просил принять на усмотрение суда.

Представитель третьего лица Филиал ФГБУ ФКП Росреестра по Самарской области в судебное заседании не явился, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещался надлежащим образом, об уважительных причинах неявки суду не сообщил, возражений против удовлетворения исковых требований не представил.

Третьи лица, являющиеся смежными землепользователями Курушин А.В., Курушина А.П., Бородин А.П., в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, об уважительности причин неявки суду не сообщили. Возражений относительно заявленных требований не представили.

Кроме того, в соответствии со статьями 14 и 16 Федерального закона от 22.12.2008 года № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», информация о времени и месте рассмотрения гражданского дела заблаговременно размещалась на интернет-сайте Ставропольского районного суда Самарской области (http:// stavropolsky.sam.sudrf.ru раздел "Назначение дел к слушанию и результаты рассмотрения").

Согласно ч. 1 ст. 233 ГПК РФ в случае неявки в судебное заседание ответчика, извещенного о времени и месте судебного заседания, не сообщившего об уважительных причинах неявки и не просившего о рассмотрении дела в его отсутствие, дело может быть рассмотрено в порядке заочного производства.

Поскольку от представителя истца возражений не поступило, судом было вынесено определение о рассмотрении дела в порядке заочного производства.

Суд, выслушав представителя истца, исследовав письменные материалы гражданского дела, оценивая собранные доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого доказательства в отдельности, а также в их совокупности, находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец является собственником земельного участка, с кадастровым номером: , расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской ЕГРН на земельный участок (л.д.16-18).

Согласно положениям ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Согласно статье 12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.

Статьей 15 ЗК РФ закреплено, что собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность.

В силу ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Согласно сведениям из ЕГРН границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Для установления местоположения границ и площади земельного участка, истец обратился в ООО «ЗЕМ.СТАНДАРТ».

04.10.2021г. кадастровым инженером Алентьевой Т.С. был подготовлен межевой план.

При проведении кадастровых работ в отношении земельного участка по адресу: <адрес>, на этапе сбора данных были получены следующие документы: выписка ЕГРН об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ мировое соглашение от 18.03.2011г., материалы инвентаризации и сведения архива Ставропольского отдела Управления Росреестра по Самарской области от 16.06.2021г.

При анализе исходных данных выявлено, что сведения о местоположении земельного участка в документе, подтверждающем право на этот земельный участок отсутствуют. В документе об образовании также нет никакой графической информации о границах земельного участка.

Местоположение границ земельного участка установлено по существующему на местности ограждению в соответствии с фактическим пользованием, а также по сведениям ЕГРН на смежные земельные участки с кадастровым номером ранее поставленные на кадастровый учет по материалам межевания.

В процессе кадастровых работ было выявлено смещение границы земельного участка с кадастровым номером по сведениям ЕГРН относительно фактического ограждения более чем на 1,5 м, которое при этом препятствует постановке на учет земельного участка с кадастровым номером

Ранее, между истцом и ответчиком Бойчевой О.М. (земельный участок с кн ) был спор относительно установления смежной границы земельного участка (л.д.37-40).

Согласно мирового соглашения, заключенного между сторонами, на Бойчеву О.М. была возложена обязанность внести изменения в сведения ЕГРН о земельном участке с кадастровым номером , содержащие описание местоположения границ земельного участка согласно установленным координатам. Однако, ответчиком указанные изменения местоположения границ до настоящего времени не внесены.

Граница земельного участка истца с кадастровым номером от т.13 до т.14, являющаяся смежной с земельным участком , проведена согласно координатам мирового соглашения.

В результате проведения кадастровых работ, площадь земельного участка истца изменилась и составила 1225 кв.м.

Площадь, указанная в правоустанавливающем документе и по сведениям ЕГРН составляет 1100 кв.м.

Таким образом, разница в площади составляет 125 кв.м, что не превышает предельно максимальный размер участка для соответствующего вида разрешенного использования, установленный ПЗЗ с.п.Ягодное, в 600 кв.м.

Межевым планом также установлены фактическая конфигурация земельного участка и определены координаты его границ. При этом, права смежных землепользователей не нарушены.

В настоящее время местоположение границ земельного участка истца установлено кадастровым инженером в соответствии с существующими ограждениями и существующим пользованием.

При выявлении кадастровым инженером обстоятельств, препятствующих учету изменений земельного участка во внесудебном порядке, а в данном случае таким обстоятельством является несоответствие фактической конфигурации земельного участка, графической информации материалов инвентаризации, обращение в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением об учете изменений объекта недвижимости, с приложением межевого плана, представленного в электронном виде, т.е. соблюдения заявительного характера ненормативно.

Межевой план кадастрового инженера Алентьевой Т.С. научно-технически и нормативно обоснован, содержит логичные, последовательные и обоснованные выводы, четко изложены действия и этапы работ, которые провел кадастровый инженер по обоснованию границ земельного участка, выполнен в соответствии с нормами ст.22 ФЗ РФ "О государственной регистрации недвижимости".

Согласно ст.11.1 ЗК РФ земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами. Обязательными признаками земельного участка как объекта права собственности являются его площадь и границы, определенные в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 ФЗ РФ от 13.07.2015г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

В соответствии с ч.1 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости.

При этом, к основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков.

Согласно ч.8 ст.22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч.10 указанной правовой нормы при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Пункт 70 Приказа Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" указывает, что выполнение кадастровых работ по уточнению местоположения границы земельного участка осуществляется на основании документов, перечисленных в части 10 статьи 22 Закона о регистрации.

При отсутствии таких документов или при отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений, необходимых для уточнения местоположения границ земельного участка, местоположение уточняемых границ земельных участков определяется с использованием карт (планов), являющихся картографической основой ЕГРН, и (или) карт (планов), представляющих собой фотопланы местности, подтверждающих фактическое местоположение границ земельных участков на местности пятнадцать и более лет.

В целях разрешения подобных ситуаций, при отсутствии документов, прямо предусмотренных ч.10 ст.22 Федеральным законом от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", Приказом Минэкономразвития России от 08.12.2015 N 921 "Об утверждении формы и состава сведений межевого плана, требований к его подготовке" перечень документов, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании или подтверждающих фактическое местоположение границ земельного участка на местности 15 и более лет, не является исчерпывающим.

При подготовке графической части межевого плана могут быть использованы: землеустроительная документация; лесоустроительная документация, проектная документация лесных участков; документы градостроительного зонирования; документация по планировке территории (проекты межевания территорий); документация о территории объекта культурного наследия; документы территориального планирования; картографические материалы.

Согласно ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке.

В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» заявление о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемые к нему документы представляются в орган регистрации прав в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования:

Положениями ст. 21 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» определено, что документы, устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение, ограничение права и обременение недвижимого имущества и представляемые для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре недвижимости. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, вид регистрируемого права, в установленных законодательством Российской Федерации случаях должны быть нотариально удостоверены, заверены печатями, должны иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством Российской Федерации должностных лиц.

В силу ст. 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или выписки из Единого государственного реестра недвижимости о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

В межевом плане указываются:

сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков;

сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете части или частей земельного участка;

новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете земельного участка или земельных участков.

Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

Площадью земельного участка, определенной с учетом установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом требований, является площадь геометрической фигуры, образованной проекцией границ земельного участка на горизонтальную плоскость.

При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Границы земельного участка не должны пересекать границы муниципального образования, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого муниципального образования в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы населенного пункта, за исключением случая, если выявлена воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка в определении местоположения границ такого населенного пункта в документе, на основании которого вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости. Границы земельного участка также не должны пересекать границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением случая образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также размещения водохранилищ, иных искусственных водных объектов или случая выявления воспроизведенной в Едином государственном реестре недвижимости ошибки в определении местоположения границ территориальной зоны.

Форма и состав сведений межевого плана, требования к его подготовке, а также требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при осуществлении государственного кадастрового учета без одновременной государственной регистрации прав такой государственный кадастровый учет осуществляется по заявлению: собственника объекта недвижимости - при государственном кадастровом учете в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости.

В соответствии с абзацем вторым п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположений границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.

В соответствии с частью 1 статьи 43 ФЗ РФ от 13 июля 2015 г. №218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ) уточнением границ земельного участка является государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах. Указанный государственный кадастровый учет осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН), сведения о котором не соответствуют установленным на основании Закона № 218-ФЗ требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.

Несоответствие указанным требованиям может выражаться в таких обстоятельствах, как:

отсутствие в ЕГРН сведений о координатах характерных точек границ, как правило, ранее учтенного земельного участка;

содержащиеся в ЕГРН координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;

содержащиеся в ЕГРН сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в ЕГРН содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);

в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное).

Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.

Аналогичная позиция отражена в письме Минэкономразвития России от 06.11.2018г. №32226-ВА/Д23и "Об уточнении границ земельных участков и применении части 2 статьи 43 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ"

По смыслу п. п. 2, 7 ст. 1, п. п. 1, 2 ст. 7, п. п. 3, 4 ст. 8, п. п. 8, 10 ст. 22, п. 9 ст. 29, пп. 3 п. 1 ст. 66 Федерального закона от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения ЕГРН о границах земельных участков должны соответствовать их фактическому местоположению на местности.

Конфигурация земельного участка, определяемая местоположением его границ, может быть незначительно изменена при уточнении границ земельного участка в пределах допустимого изменения значения площади уточняемого объекта недвижимости. Частью 3 статьи 42.8 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" и пунктами 32 и 32.1 части 1 статьи 26 Федерального закона от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" допускается изменение площади земельного участка в результате уточнения местоположения границ этого земельного участка в установленных указанными положениями пределах, то изменение конфигурации земельного участка с учетом фактически сложившегося положения границ на местности 15 лет и более допустимо в пределах, установленных для изменения площади такого земельного участка.

В соответствии с ч.2 ст.43 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей (смежной) частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется. В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей.

В соответствии с частью 3 ст.39 Федерального закона от 24.07.2007 №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», местоположение границ земельных участков подлежит в установленном законом порядке обязательному согласованию и лицами, обладающими смежными земельными участками на предусмотренных земельным кодексом РФ видах прав на землю.

При разрешении межевого спора суд устанавливает фактическую и (или) юридическую границу смежных земельных участков, принимая во внимание в том числе сведения о местоположении границ таких участков и их согласовании на момент образования спорных участков(п.21 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2019), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 17.07.2019).

Требование (исковое требование) об установлении (определении) границ земельного участка является самостоятельным способом защиты, направленным на устранение неопределенности в прохождении границы земельного участка при наличии возражений заинтересованного лица, выдвинутых, в частности, в рамках процедуры согласования границ. Итогом рассмотрения указанного требования должен быть судебный акт, которым будет установлена смежная граница между земельными участками по координатам поворотных точек или другим способом, предусмотренным законодательством. На основании судебного акта установленная граница вносится в ГКН (до 01.01.2017)/ЕГРН (с 01.01.2017).(Аналогичная позиция содержится в Определение Верховного Суда РФ от 06.02.2017 по делу N 310-ЭС16-10203, А23-5138/2014)

В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 "О государственной регистрации В соответствии с п.7 ч.2 ст.14 "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является межевой план, подготовленный в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории).

Судом установлено, что во внесудебном порядке истец лишен возможности уточнения конфигурации, площади и координат земельного участка, споры о границах отсутствуют, границы на местности определены. Доказательства обратного не представлены.

Поскольку материалами дела подтверждено, что имеется расхождение между фактическими границами земельных участков сторон, суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных исковых требований.

На основании ст.12, 209, 304 ГК РФ, 209 ГК РФ, ст.11.1, 15 ЗК РФ, ФЗ РФ «О государственной регистрации недвижимости», руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление Евсикова Льва Григорьевича к Бойчевой Ольге Михайловне об установлении границ земельного участка, установлении смежной границы между земельными участками – удовлетворить.

Установить местоположение границ земельного участка из населенных пунктов, с видом разрешенного испод приусадебный участок, площадью 1225 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> кадастровым номером: в координатах в соответствии с межевым планом от ДД.ММ.ГГГГ, подготовленным кадастровым инженером Алентьевой Т.С.:

Обозначение

характерных

точек

Уточненные координаты,

Х

Y

н1

432402.71

1300147.32

н2

432402.97

1300144.27

н3

432410.48

1300145.47

н4

432410.64

1300148.21

н5

432415.15

1300148.86

н6

432416.90

1300146.49

н7

432423.27

1300147.50

н8

432422.94

1300149.74

н9

432422.66

1300152.45

н10

432420.40

1300174.35

н11

432420.37

1300174.65

н12

432417.08

1300206.65

н13

432416.80

1300207.09

н14

432396.68

1300205.71

н15

432396.79

1300204.61

н1

432402.71

1300147.32

Установить местоположение смежной границы между земельными участками с кадастровыми номерами в координатах:

Обозначение

характерных

точек

Уточненные координаты,

Х

Y

н12

432417.08

1300206.65

н13

432416.80

1300207.09

н14

432396.68

1300205.71

Решение Ставропольского районного суда Самарской области является основанием для Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о площади и место положении границ земельного участка с кадастровым номером

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Заочное решение суда может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано – в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья В.Л.Магда

Мотивированное решение составлено 29 декабря 2021 года

2-2859/2021 ~ М-2649/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Евсиков Л.Г.
Ответчики
Бойчева О.М.
Другие
Бойчева О.М.
Курушин А.В.
Управление Росреестра по Самарской области
Администрация с.п. Ягодное м.р. Ставропольский Самарской области
Корчагин А.К.
Администрация м.р. Ставропольский Самарской области
Курушина Л.П.
Бородин А.И.
ФГБУ "ФКП" Росреестра по Самарской области
Суд
Ставропольский районный суд Самарской области
Судья
Магда В.Л.
Дело на странице суда
stavropolsky--sam.sudrf.ru
12.10.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.10.2021Передача материалов судье
13.10.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.11.2021Судебное заседание
22.12.2021Судебное заседание
29.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.01.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.01.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
22.01.2022Копия заочного решения возвратилась невручённой
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее