Р Е Ш Е Н И Е С У Д А
Именем Российской Федерации
12 февраля 2014 года город Электросталь
Электростальский городской суд Московской области в составе: председательствующего судьи Шебашовой Е.С., при секретаре Лучкиной К.С., с участием прокурора Ильинова А.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г.Электростали в интересах неопределенного круга лиц к ОУФМС России по Московской области в г.о.Электросталь, Зиновьевой Маргарите Анатольевне о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной, об обязании снять с миграционного учета по месту пребывания,
у с т а н о в и л :
Прокурор г. Электростали обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к ОУФМС по Московской области в г.о. Электросталь, Зиновьевой М.А. о признании постановки на учет по месту пребывания недействительной.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий проведена проверка соблюдения миграционного законодательства. Установлено, что Зиновьевой М. А. в 2013 году оформлялись уведомления о временном пребывании иностранных граждан по адресу: <адрес> Указанные действия привели к тому, что по вышеназванному адресу в настоящее время поставлены на учет по месту пребывания более 10 граждан иностранных государств, в том числе, гражданка республики <наименование республики> – Гафурова Ойистахон Файзуллаевна. В ходе проверки было установлено, что Гафурова О.Ф. по указанному адресу не проживает, место её нахождения неизвестно. Таким образом, Гафурова О.Ф. встала на миграционный учет по адресу: <адрес>, заведомо зная, что не будет проживать по указанному адресу в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ местом жительства Гафуровой О.Ф. Органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета, что искажает достоверность статистической информации и данных о миграционном учете по месту пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства. Прокурор просит признать постановку на учет по месту пребывания Гафуровой О.Ф. по адресу: <адрес>, на период с 28.10.2013 по 18.01.2014 недействительной; обязать ОУФМС России по Московской области в г.о. Электросталь снять Гафурову О.Ф. с миграционного учета по месту пребывания по указанному адресу.
В судебном заседании прокурор Ильинов А.С. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил иск удовлетворить в полном объеме, так как Гафурова О.Ф. нелегально находится на территории Российской Федерации.
Дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика Отдела УФМС по Московской области в г.о. Электростали, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по его просьбе, изложенной в адресованном суду заявлении от 10.02.2014, в котором также отражено, что постановка на миграционный учет гражданина республики <наименование республики> Гафуровой О.Ф. по месту пребывания была осуществлена в соответствии с действующим законодательством.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика Зиновьевой М. А., извещенной надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, и не сообщившей об уважительных причинах неявки и не просившей рассмотреть дело в её отсутствие (ч. 4 ст. 167 ГПК РФ).
Дело рассмотрено в отсутствие третьего лица Гафуровой О.Ф., извещавшейся надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, по месту пребывания не проживающей.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно выписке из карточки регистрации и поквартирной карточки от 11.12.2013 г., в квартире по адресу: <адрес>, зарегистрированы по месту жительства: ответчик Зиновьева Маргарита Анатольевна, <дата> года рождения, - с 23.09.2005; Зиновьев Е. Е., <дата> года рождения, - с 24.11.2005.
Из информации ОУФМС России по г. о. Электросталь от 12.11.2013 и из документов, представленных суду отделом УФМС 10.02.2014, усматривается, что Гафурова О.Ф., <дата> года рождения, гражданка Республики <наименование республики>, поставлена на миграционный учет с 28.10.2013 по 18.01.2014 по месту пребывания по адресу: <адрес>, по заявлению Зиновьевой М. А.
Материалами проверки соблюдения миграционного законодательства, проведенной прокуратурой г. Электростали в рамках осуществления надзорных полномочий, среди которых сообщение отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь, письменное объяснение Зиновьевой М. А., подтверждено, что Зиновьевой М. А. в октябре-ноябре 2013 года неоднократно в адрес УФМС оформлялись уведомления о временном пребывании в ее квартире граждан иностранных государств, которые фактически в квартиру не вселялись и в ней не проживали. Таким образом, в квартире Зиновьевой М. А. были поставлены на миграционный учет более десяти граждан иностранных государств, в том числе Гафурова О.Ф. – гражданка республики <наименование республики>.
Из письменных объяснений Зиновьевой М. А. следует, что уведомления в УФМС направлялись ею заведомо ложные, намерений предоставлять свою квартиру для временного пребывания иностранцев она не имела. Ложную информацию предоставляла за вознаграждение; о фактическом месте пребывания иностранных граждан, в том числе Гафуровой О.Ф. ей ничего не известно.
Согласно Акту от 09.01.2014 комиссии участка по обслуживанию МКД № ООО «Д» Гафурова О.Ф. по адресу: <адрес>, не проживает, фактическое место проживания не известно.
Статья 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» определяет следующие цели, основные принципы и содержание миграционного учета: формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства», место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, а также иное помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и (или) по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в установленном законом порядке.
При осуществлении миграционного учета иностранные граждане обязаны представлять достоверные сведения и осуществлять другие юридически значимые действия, установленные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с указанными нормативными правовыми актами иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 7 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства»).
Статьей 21 Федерального закона от 18.07.2006 года № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» установлено, что основанием для учета по месту пребывания является временное фактическое нахождение иностранного гражданина в месте, не являющемся его местом жительства, либо отсутствие у указанного иностранного гражданина места жительства. Учет по месту пребывания включает в себя фиксацию сведений о нахождении иностранного гражданина в месте пребывания в учетных документах органа, осуществляющего учет по месту его пребывания, и в государственной информационной системе миграционного учета.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что Гафурова О.Ф. встала на миграционный учет по указанному адресу, заведомо зная, что не будет находиться в данном жилом помещении в течение всего периода учета по месту пребывания. Вместе с тем, данный адрес является последним известным на территории РФ её местом пребывания. Информации о наличии сведений в органах миграционного учета о постановке на учет Гафуровой О.Ф. по новому месту пребывания в материалах дела не имеется.
В действиях отдела УФМС России по Московской области в г.о. Электросталь суд не усматривает нарушения законодательства о миграционном учете иностранных лиц и лиц без гражданства в РФ, поскольку должностное лицо, принимающее уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания, проверяет правильность заполнения уведомления, сверяет сведения, указанные в уведомлении о прибытии, с представленными документами, и незамедлительно проставляет отметку о постановке на учет. Знать о намерениях иностранного гражданина проживать или не проживать по заявленному адресу, должностное лицо, принимающее уведомление, не может.
Статья 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» содержит исчерпывающий перечень оснований, по которым иностранный гражданин может быть снят с учета по месту пребывания.
Порядок постановки на миграционный учет по месту пребывания и снятия с него регламентируется Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».
В соответствии с п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», снятие иностранного гражданина с учета по месту пребывания осуществляется: после получения от территориального органа Федеральной миграционной службы по новому месту пребывания иностранного гражданина сведений о его постановке на учет по новому месту пребывания; после получения от органа пограничного контроля в соответствующем пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации сведений о выезде иностранного гражданина из Российской Федерации; после получения от органов записи актов гражданского состояния либо от заинтересованного физического или юридического лица документа, подтверждающего смерть иностранного гражданина, либо после получения от заинтересованного физического или юридического лица заверенной в установленном порядке копии вступившего в законную силу решения суда о признании иностранного гражданина, находившегося в Российской Федерации, безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим.
Пункт 40 упомянутого выше Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 предусматривает, что при получении документов, предусмотренных пунктом 37 настоящего Постановления, должностное лицо территориального органа Федеральной миграционной службы в течение 3 рабочих дней фиксирует в своих учетных документах сведения о снятии иностранного гражданина с учета в месте пребывания и в установленном порядке вносит соответствующую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
Таким образом, при отсутствии сведений, указанных в п. 23 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» и п. 37 Постановления Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 «О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», органы миграционного учета лишены возможности самостоятельно снять иностранных граждан с учета по месту пребывания, а также внести необходимую информацию в государственную информационную систему миграционного учета.
При таких обстоятельствах и с учетом приведенных выше норм материального права исковые требования прокурора подлежат удовлетворению. Поскольку постановка Гафуровой О.Ф. на миграционный учет осуществлена на основании недостоверной информации, представленной Зиновьевой М. А. и Гафуровой О.Ф., ее следует признать недействительной. Гафурова О.Ф. подлежит снятию с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. ст. 12, 45, 56, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора г. Электростали удовлетворить.
Признать постановку на миграционный учет по месту пребывания Гафуровой Ойистахон Файзуллаевны, <дата> года рождения, гражданки Республики <наименование республики>, по адресу: <адрес>, на период с 28.10.2013 по 18.01.2014 недействительной.
Обязать Отдел УФМС России по Московской области в городском округе Электросталь снять Гафурову Ойистахон Файзуллаевну, <дата> года рождения, с миграционного учета по месту пребывания по адресу: <адрес>.
Решение суда может быть обжаловано, а прокурором принесено представление в Московский областной суд через Электростальский городской суд Московской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья Е.С.ШебашоваВ окончательной форме решение судом принято 17 февраля 2014 года.
Судья Е.С.Шебашова