Решение по делу № 2-256/2018 ~ М-188/2018 от 18.04.2018

Дело № 2-256/2018

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

П.Балахта                        16 мая 2018 года    

Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,

с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П.,

истицы Грацковой Н.П.,

представителя ответчика Горобец Н.А.,

при секретаре Дорш О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Грацковой ФИО9 к МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 о взыскании заработной платы,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд в интересах Грацковой Н.П. к МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 о взыскании заработной платы, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения требований трудового законодательства в части оплаты труда МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1, в ходе которой выявлено следующее. В соответствии с трудовым договором от 15.12.2016г. № 67/16, заключенного между МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 и Грацковой Н.П., установлены компенсационные выплаты в виде процентной надбавки за стаж работы в местностях края с климатическими условиями в размере 30%. При установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях, должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая в свою очередь не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992г. установлен единый коэффициент 1,30 к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов. Процентная надбавка в южных районах Красноярского края установлена Постановлением Совмина СССР, ВЦСПС от 24.09.1989г. в составляет 10% по истечении первого года работы с увеличением на 10% за каждые последующие 2 года работы, но не свыше 30% заработка. Начисление истцу 30% за работу в местности с особыми климатическими условиями, 30% за стаж работы в особых климатических условиях должно производиться сверх минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом в сумме: 7500 рублей (до 01.07.2017г.), т.е. 12000 рублей, 7800 рублей (до 01.01.2018г.), т.е. 12480 рублей, 9489 рублей (с 01.01.2018г.), т.е. 15182,4 рублей. Анализ расчетно-платежных документов ответчика позволяет сделать вывод, что заработная плата истцу начислялась неверно, без начисления районного коэффициента и северной надбавки. По результатам проверки произведен расчет недоначисленной заработной платы, исходя из которого можно установить, что с учетом уплаты налога на доход физического лица истцу за период с 07.12.2017г. по март 2018г. не выплачено 12518,43 рублей, Просит взыскать с МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа №1 в пользу Грацковой Н.П. невыплаченную заработную плату с декабря 2017г. по март 2018г. в размере 12518 рублей 43 копеек.

В судебном заседании помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Шнайдер О.П. поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Истец Грацкова Н.П. в судебном заседании поддержала исковые требования по изложенным в исковом заявлении основаниям, просит исковые требования удовлетворить.

Представитель ответчика – директор МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 Горобец Н.А., действующая на основании приказа № 58 от 30.06.2015г., в судебном заседании исковые требования признала частично, суду пояснила, что фонд заработной платы не позволяет выплачивать зарплату работникам в размере, не ниже МРОТ с учетом районного и северного коэффициентов, хотя это и предусмотрено законом.

Выслушав прокурора, истца, представителя ответчика исследовав материалы дела, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими частичному удовлетворению.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

По смыслу приведенных конституционных положений, институт минимального размера оплаты труда по своей конституционно-правовой природе предназначен для установления того минимума денежных средств, который должен быть гарантирован работнику в качестве вознаграждения за выполнение трудовых обязанностей с учетом прожиточного минимума.

При этом согласно ст. 2 Трудового кодекса Российской Федерации обеспечивается право каждого работника на справедливые условия труда, которое в соответствии с Международным пактом об экономических, социальных и культурных правах включает справедливую зарплату и равное вознаграждение за труд равной ценности (статья 7).

Из ч. 1 ст. 133 ТК РФ следует, что Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 133 ТК РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 146 ТК РФ оплата труда работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, производится в повышенном размере.

Статьей 315 ТК РФ установлено, что оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

В соответствии со ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Из положений ст. 317 ТК РФ следует, что лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, выплачивается процентная надбавка к заработной плате за стаж работы в данных районах или местностях. Размер процентной надбавки к заработной плате и порядок ее выплаты устанавливаются в порядке, определяемом статьей 316 настоящего Кодекса для установления размера районного коэффициента и порядка его применения. Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда в полном размере.

В силу статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации устанавливается с учетом социально-экономических условий и величины прожиточного минимума трудоспособного населения в соответствующем субъекте Российской Федерации, и размер минимальной заработной платы не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом (ст. 133.1 Трудового кодекса Российской Федерации).

В силу ст. 135 ТК Российской Федерации заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Условия оплаты труда, определенные трудовым договором, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами.

В судебном заседании установлено, что приказом МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 от 01.11.2016 г. №19 Грацкова Н.П. принята на работу в МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 на должность дворника, с тарифной ставкой (окладом) 2231,0 рублей. 15.12.2016 года с Грацковой Н.П. заключен трудовой договор № 67/16.

Как следует из справки о заработной плате МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1, Грацкова Н.П. работает на 1,5 ставки, истцу начислено и выплачено в декабре 2017г. – 13144,16 рублей (доплата за совмещение 1227 рублей, за вредность 61,35 рублей, за стаж по совместительству 306,75 рублей +районный и северный коэффициент за работу по совместительству 957,06= 2552,16), в январе 2018г. – 13670,08 рублей (доплата за совмещение 1276 рублей, за вредность 63,8 рублей, за стаж по совместительству 319 рублей +районный и северный коэффициент за работу по совместительству 995,28=2654,08), в феврале 2018г. – 13670,08 рублей (доплата за совмещение 1276 рублей, за вредность 63,8 рублей, за стаж по совместительству 319 рублей +районный и северный коэффициент за работу по совместительству 995,28=2654,08), в марте 2018г. – 13670,08 рублей (доплата за совмещение 1276 рублей, за вредность 63,8 рублей, за стаж по совместительству 319 рублей +районный и северный коэффициент за работу по совместительству 995,28=2654,08).

Директором МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 направлено письмо директору МКСУ «Межведомственная бухгалтерия Балахтинского района» от 07.03.2018 г. № 42 о начислении заработной платы в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2017 г. № 421-ФЗ с соблюдением правила об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Согласно ответа от 14.03.2018 г. МКСУ «Межведомственная бухгалтерия Балахтинского района», начисление заработной платы работников общеобразовательных учреждений производится в соответствии с Законом Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений». Согласно п. 2.1 Закона «Работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты с 01 января 2018 года размер заработной платы составляет 11016 рублей. Региональная выплата включает в себя начисление по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах крайнего Севера и приравненных к ним местностям или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями». Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 07.12.2017 № 38-П, коэффициент и процентную надбавку за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям необходимо начислять сверх минимальной зарплаты, а не включать в неё. Ассигнования для выплаты заработной платы в образовательных учреждениях доведены в размере 11016 рублей. МКСУ Межведомственная бухгалтерия не может начислять заработную плату выше суммы установленной в Законе Красноярского края от 29.10.2009 № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений».

Допущенные нарушения закона МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 влекут нарушения прав Грацковой Н.П. на благоприятные условия труда, равенство прав и возможностей, прав на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

Однако, выплата истице заработной платы в указанном размере является нарушением федерального законодательства, а именно ч.ч. 1, 3 ст. 133 ТК РФ, согласно которым Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Действующим законодательством предусмотрено, что при установлении системы оплаты труда в Красноярском крае неблагоприятные условия, связанные с работой в имеющихся условиях должны быть компенсированы районным коэффициентом и надбавкой к заработной плате, которая не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Постановлением администрации Красноярского края от 21.08.1992 г. №311-П «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» установлен единый районный коэффициент 1,30 (вместо действующего 1,20) к заработной плате работников предприятий и организаций, расположенных на территории городов и районов.

Процентная надбавка в южных районах Красноярского края, согласно Постановления СОВМИНА СССР, ВЦСПС от 24.09.1989 г. №794 «О введении надбавок к заработной плате рабочих и служащих предприятий, учреждений и организаций, расположенных в южных районах Иркутской области и Красноярского края» введена в размере 10 процентов по истечении первого года работы, с увеличением на 10 процентов за каждые последующие два года работы, но не свыше 30 процентов заработка.

В нарушение указанных норм размер заработной платы истца, работающей в Красноярском крае, необоснованно занижен, без учета компенсационных выплат (надбавки и районный коэффициент) ниже минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции Федерального закона от 28.12.2017г. N 421-ФЗ) минимальный размер оплаты труда с 1 января 2018 года установлен в сумме 9 489 рублей в месяц, с 01.07.2017г. (в редакции ФЗ от 19.12.2016 N 460-ФЗ) 7 800 рублей в месяц, с 01.07.2016г. (в редакции ФЗ от 02.06.2016 N 164-ФЗ) 7500 рублей в месяц.

Согласно положениям ст. 133.1 ТК РФ в субъекте Российской Федерации региональным соглашением о минимальной заработной плате может устанавливаться размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации.

Размер минимальной заработной платы в субъекте Российской Федерации не может быть ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом.

Руководствуясь указанными нормами ТК РФ, суд приходит к выводу о том, что заработная плата работника на территории Красноярского края не может быть меньше заработной платы установленной региональным соглашением, которая в свою очередь не может быть менее минимального размера оплаты труда установленного федеральным законом.

В соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Красноярском крае, на территории Красноярского края от 23.12.16 г., размер минимальной заработной платы для работника Балахтинского района Красноярского каря с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. составляет 10 592 рублей

Таким образом, размер заработной платы истца за 1 ставку с учетом компенсационных надбавок районного коэффициента и процентной надбавки не может быть в период с 01.01.2017г. по 01.01.2018г. менее 16947 рублей 20 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 10 592 рублей + 30%+ 30%, а с 01.01.2018г. по 31.03.2018г. не может быть менее 15182 рублей 40 копеек в месяц, исходя из следующего расчета: 9489 рублей + 30%+ 30%.

Следовательно, разница между размером минимальной заработной платы, подлежащей выплате Грацковой Н.П. с учетом компенсационных выплат и фактически выплаченными суммами заработной платы за период декабрь 2017 г. –март 2018 г. подлежит доплате, а именно: за декабрь 2017 года 16947,2-(13144,16 -2552,16=10592)=6355,2 рублей; за январь 2018 года (15182 рублей 40 копеек – (13670,08-2654,08=1111016)=4166,4 рублей, за февраль 2018 года (15182 рублей 40 копеек – (13670,08-2654,08=1111016)=4166,4 рублей, за март 2018 года (15182 рублей 40 копеек – (13670,08-2654,08=1111016)=4166,4 рублей.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц МБОУ Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 является действующим учреждением.

Учитывая, что истец освобожден от уплаты государственной пошлины, суд взыскивает с ответчика государственную пошлину пропорционально размеру удовлетворенных судом исковых требований в размере 754 рублей 17 копеек.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах Грацковой ФИО10 удовлетворить частично.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 в пользу Грацковой ФИО11 недоначисленную и невыплаченную заработную плату за декабрь 2017 г. в размере 6355 рублей 20 копеек, за январь 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек, за февраль 2018 г. – 4166 рублей 40 копеек, за март 2018г. - 4166 рублей 40 копеек, всего 18854 рублей 40 копеек.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Балахтинская средняя общеобразовательная школа № 1 государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 754 рублей 17 копеек.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.

Председательствующий:

2-256/2018 ~ М-188/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Маркграф Д.А.
Грацкова Надежда Павловна
Ответчики
МБОУ Балахтинская СОШ № 1
Суд
Балахтинский районный суд Красноярского края
Судья
Лябзина Татьяна Георгиевна
Дело на странице суда
balahta--krk.sudrf.ru
18.04.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.04.2018Передача материалов судье
18.04.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
18.04.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.04.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.05.2018Судебное заседание
16.05.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.06.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.06.2018Дело оформлено
05.09.2018Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее