Дело № 5-121/2016
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
о назначении административного наказания
05 сентября 2016 года г. Колпашево Томской области
Судья Колпашевского городского суда Томской области Шачнева А.А., рассмотрев материалы об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Водоканал-1», ИНН №, расположенного по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
ООО «Водоканал-1» во <данные изъяты> при ведении хозяйственной деятельности допустило сброс загрязняющих веществ (АПАВ, фенолы, нефтепродукты) в <данные изъяты> через выпуск, расположенный на территории муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, тем самым совершило административное правонарушение, предусмотренное ч.1 ст.8.14 КоАП РФ.
Представитель ООО «Водоканал-1», надлежащим образом извещенный о дате и времени рассмотрения административного материала, в судебное заседание не явился.
На основании ч. 2 ст. 25.1 КоАП РФ дело рассмотрено в отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Судья, исследовав материалы административного производства, приходит к выводу о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения предусмотренного ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), влекущие административную ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения конкретного административного правонарушения.
Частью 1 статьи 8.14 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации и пунктом 1 ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» предусмотрено право каждого на благоприятную окружающую среду.
Согласно п. 2 ст. 3 Водного кодекса Российской Федерации одним из основных принципов водного законодательства является приоритет охраны водных объектов перед их использованием. Использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду.
В силу ч. 2 ст. 39 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации к поверхностным водным объектам относятся, в том числе болота.
Согласно ч. 1 ст. 9 Водного кодекса Российской Федерации физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены главой 3 настоящего Кодекса.
Статьей 37 Водного кодекса Российской Федерации установлено, что водные объекты используются для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод.
В соответствии с ч. 1 ст. 44 Водного кодекса Российской Федерации использование водных объектов для целей сброса сточных, в том числе дренажных, вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
Согласно ч. 4 ст. 35 Водного кодекса Российской Федерации количество веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод в водные объекты, не должно превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В соответствии со ст. 6.2 Федерального закона от 03.06.2006 № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса РФ» до утверждения в соответствии со статьей 35 Водного кодекса Российской Федерации нормативов допустимого воздействия на водные объекты, но не позднее, чем до 1 января 2015 года нормирование содержащихся в сбросах сточных, в том числе дренажных, вод веществ и микроорганизмов осуществляется на основании предельно допустимых концентраций химических веществ, радиоактивных веществ и микроорганизмов и других показателей качества воды в водных объектах.
Частью 6 ст. 56 Водного кодекса РФ установлено, что сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых радиоактивных веществ, пестицидов, агрохимикатов и других опасных для здоровья человека веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты, запрещается.
Согласно п. 1 ч. 6 ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается: осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
В соответствии со ст. 22 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц -природопользователей устанавливаются нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов.
Часть 2 данной статьи предусматривает, что нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды с учетом природных особенностей территорий и акваторий.
В соответствии с ч. 4 ст. 23 названного Федерального закона, выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
В соответствии с Административным регламентом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты, утвержденным приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 09.01.2013 № 2, разрешениями на сбросы для хозяйствующего субъекта устанавливаются перечень и количество загрязняющих веществ, допускаемых к сбросу в водные объекты при соблюдении предусмотренных законодательством РФ условий (допустимая концентрация вещества на выпуске сточных и (или) дренажных вод (мг\дм3), показатели разрешенного сброса загрязняющих веществ (тонн в год) на период действия разрешения на сброс с разбивкой по кварталам и утвержденный расход сточных вод (м3 в час) отдельно по каждому выпуску сточных и (или) дренажных вод (п. 13).
Как следует из протокола об административном правонарушении от Д.М.Г., составленного государственным инспектором РФ в области охраны окружающей среды в <адрес>, ООО «Водоканал-1» пользование поверхностным водным объектом осуществляет на основании Решения о предоставлении участка <данные изъяты> в пользование от Д.М.Г.. Срок водопользования установлен до Д.М.Г.. Согласно решению ООО «Водоканал-1» использует водный объект <данные изъяты> с целью сброса сточных, в том числе, дренажных, вод. При этом во <данные изъяты> ООО «Водоканал-1» осуществляло сброс загрязняющих веществ в <данные изъяты> в отсутствие Разрешения по следующим веществам: АПАВ, фенолы, нефтепродукты.
Согласно частям 1,2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Факт совершения ООО «Водоканал-1» указанного выше административного правонарушения и его виновность подтверждается совокупностью следующих доказательств.
ООО «Водоканал-1», в соответствии с Выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц, является действующим юридическим лицом, ИНН №, основным видом деятельности которого является распределение воды для питьевых и промышленных нужд (л.д. 37-47).
Общество с ограниченной ответственностью "Водоканал-1" включено в Перечень объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности на территории Томской области и подлежащих Федеральному государственному экологическому надзору, утвержденный приказом Минприроды России от 14.09.2011 № 755.
Д.М.Г. в Управление Росприроднадзора по Томской области из Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды <адрес> поступила информация о том, что ООО «Водоканал-1» во Д.М.Г. осуществляло сброс сточных вод в водный объект – <данные изъяты> с превышением максимального содержания загрязняющих веществ, допустимого к сбросу. В ходе изучения представленной информации, было установлено, что ООО «Водоканал-1» во Д.М.Г. осуществляло пользование поверхностным водным объектом – <данные изъяты> с целью сброса сточных вод, в том числе дренажных, вод, что подтверждается сведениями, полученными в результате учета качества и объема сточных (дренажных) вод (л.д. 12).
Пользование поверхностным водным объектом осуществляется на основании решения о предоставлении участка <данные изъяты> в пользование от № Срок водопользования по решению установлен по Д.М.Г.. Решение Обществу выдано с целью сброса сточных, в том числе дренажных вод. Согласно решению ООО «Водоканал-1» осуществляет пользование участком <данные изъяты> для сброса сточных вод после промывки фильтров на станции обезжелезивания <адрес>. Сточные воды проходят очистку в естественных условиях, отстаивание сточной воды для удаления взвешенных частиц железа производится в ложе оврага с последующим сбросом в <данные изъяты>. Учет фактического объема сбрасываемых сточных вод ведется с помощью счетчика холодной и горячей воды турбинного типа WPH (регистрационной №). Контроль за технологическим процессом очистки и мониторинг сточных вод осуществляется по договору в аккредитованной лаборатории. Выпуск сброса сточных вод расположен на территории муниципального образования «Колпашевский район» Томской области (географические координаты <данные изъяты> Сброс сточных вод должен осуществляться в объеме не более <данные изъяты>
Разрешением № от Д.М.Г. ООО «Водоканал-1» допускается сбрасывать следующие загрязняющие вещества: взвешенные вещества, сухой остаток, сульфаты, азот аммонийный, нитриты, нитраты, хлориды, фосфаты (по Р), БПКполн и железо общее. Лимиты установлены на взвешенные вещества, азот аммонийный, нитриты, фосфаты (по Р), БПКполн и железо общее (л.д. 33-34).
Согласно справке Управления Росприроднадзора по Томской области от Д.М.Г. ООО «Водоканал- 1» во <адрес> разрешение на сбросы загрязняющих веществ в водный объект <данные изъяты> по АПАВ, фенолам, нефтепродуктам не имело. С заявлением на выдачу разрешения в Управление Росприроднадзора во <данные изъяты> не обращалось (л.д. 48).
Однако во Д.М.Г. Общество осуществляло сброс загрязняющих веществ в водный объект в отсутствии Разрешения на сброс по следующим веществам: АПАВ, фенолы, нефтепродукты, что подтверждается сведениями, полученными в результате учета объема и качества сброса сточных (дренажных) вод за <данные изъяты> (л.д. 36).
Приказом Верхне-Обского бассейнового водного управления от Д.М.Г. №-пр утверждены нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов.
На основании п. 13 ч. 2.3 Решения, максимальное содержание загрязняющих веществ и микроорганизмов, сбрасываемых в <данные изъяты> не должно превышать Нормативы допустимого сброса веществ и микроорганизмов (НДС), согласованные и утвержденные в установленном законодательном порядке, рассчитанные на объемы сбрасываемых сточных вод, установленные п.п. 11 п. 2.3 настоящего Решения, с учетом категории водного объекта.
Из исследованных в судебном заседании доказательств, следует, что на основании решения Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Томской области от Д.М.Г. участок <данные изъяты> предоставлен в пользование ООО «Водоканал-1» в целях сброса сточных, в том числе дренажных, вод. ООО «Водоканал-1» осуществляет пользование участком <данные изъяты> для сброса сточных вод после промывки фильтров на станции обезжелезивания в <адрес>. Сточные воды проходят очистку в естественных условиях, отстаивание сточной воды для удаления взвешенных частиц железа производится в ложе оврага с последующим сбросом в <данные изъяты>. Указанным решением предусмотрено, что использование участка <данные изъяты> может производиться водопользователем при условии недопущения причинения вреда окружающей среде (п. 2.3).
В силу ст. 1.5 КоАП РФ обязанность доказать вину лица возложена на орган, правомочный рассматривать дело, а неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Судья полагает, что совокупность вышеприведённых доказательств, позволяет прийти к выводу о виновности ООО «Водоканал-1» в инкриминируемом ему административном правонарушении.
Доказательств принятия ООО «Водоканал-1», как организацией, осуществляющей пользование поверхностным водным объектом – <данные изъяты> мер по выполнению вышеуказанных требований закона, в том числе ч. 4 ст. 23 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от Д.М.Г. № 7-ФЗ, не представлено. Обстоятельств, свидетельствующих об объективной невозможности исполнения ООО «Водоканал-1» требований природоохранного законодательства, исключающих вину в совершении вменяемого правонарушения, не установлено.
Действия ООО «Водоканал-1» следует квалифицировать по ч.1 ст. 8.14 КоАП РФ, как нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты, поскольку юридическое лицо в процессе своей деятельности осуществляло сброс загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект – <данные изъяты> в отсутствие разрешения на сброс загрязняющих веществ в водный объект, чем нарушило действующие правила водопользования, предусмотренные ч. 4 ст. 23 Федерального закона Российской Федерации от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Согласно ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ в отношении юридических лиц предусматривает штраф от восьмидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток
Согласно ч. 1 ст. 3.12 КоАП РФ административное приостановление деятельности заключается во временном прекращении деятельности лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, юридических лиц, их филиалов, представительств, структурных подразделений, производственных участков, а также эксплуатации агрегатов, объектов, зданий или сооружений, осуществления отдельных видов деятельности (работ), оказания услуг.
Наказание в виде административного приостановления деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица может быть назначено судьей районного суда лишь в случаях, предусмотренных статьями Особенной части КоАП РФ, если менее строгий вид наказания не сможет обеспечить достижение цели административного наказания, что должно быть мотивировано в постановлении по делу об административном правонарушении (абзац второй части 1 статьи 3.12, пункт 6 части 1 статьи 29.10 КоАП РФ). При назначении этого наказания надлежит учитывать характер деятельности индивидуального предпринимателя или юридического лица, характер совершенных ими действий (бездействия), а также другие обстоятельства, влияющие на создание условий для реальной возможности наступления негативных последствий для жизни или здоровья людей, возникновения эпидемии, эпизоотии, заражения (засорения) подкарантинных объектов карантинными объектами, наступления радиационной аварии или техногенной катастрофы, причинения существенного вреда состоянию или качеству окружающей среды (абзац первый части 1 статьи 3.12 КоАП РФ). Обстоятельства, создающие, по мнению судьи, угрозу причинения вреда, должны быть указаны им в постановлении по делу об административном правонарушении (ст. 23.3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса РФ об административных правонарушениях»).
В соответствии с ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Обстоятельств смягчающих административную ответственность, предусмотренных ст.ст. 4.2 КоАП РФ, судьей не установлено.
Обстоятельством, отягчающим административную ответственность, предусмотренным п. 2 ч. 1 ст. 4.3 КоАП РФ, судья признает повторное совершение однородного административного правонарушения, поскольку Д.М.Г. постановлением Колпашевского городского суда ООО «Водоканал-1» было привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ.
При назначении наказания, в соответствии с требованиями ст. 4.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья учитывает характер совершённого административного правонарушения в сфере водопользования, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие обстоятельств, смягчающих и наличие обстоятельства, отягчающего административную ответственность. В связи с изложенным, судья считает необходимым назначить ООО «Водоканал-1» наказание в виде административного штрафа в пределах санкции ч. 1 ст. 8.14 КоАП РФ, в минимальных пределах.
Руководствуясь ст.ст. 23.1, 29.10, 3.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
ПОСТАНОВИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░-1», ░░░ 7007010138, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 1 ░░. 8.14 ░░░░ ░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 80 000 (░░░░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░) ░/░ 401 018 109 000 000 10007 ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ 046902001, ░░░ 7019034542, ░░░ 701701001, ░░░ ░░░░░░ ░░ – 048 1 16 25081 01 6000 140, ░░░░░ 69632000.
░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░: ░. ░░░░░░░░░, ░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░, 5.
░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░. 20.25 ░░░░ ░░, ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░