Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33-1927/2016 от 25.05.2016

Дело №33-1927/2016 Судья Второва Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2016 года              город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Ноздрачевой Я.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Кондрашова С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании право на досрочное назначение пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 марта 2016 года, которым, с учетом определения от 4 мая 2016 года, постановлено:

«Исковые требования Кондрашова С.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии - удовлетворить.

Включить Кондрашову С.А. в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера периоды нахождения в неоплачиваемом резерве с 23.12.1997 по 29.12.1997, с 23.04.1998 по 23.12.1998 и период прохождения стажировки в <...> УФСИН России по Камчатскому краю с 11.04.2005 по 22.07.2005.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить досрочно Кондрашову С.А., <дата> рождения страховую пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с п.9 4.1 ст.30 с применением ч.2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 14 апреля 2015 года».

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Кондрашова С.А. и его представителя ФИО5, судебная коллегия по административным делам

установила:

Кондрашов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывал, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, он в апреле 2015 года обратился в ГУ-УПФ в г. Орле и Орловском районе с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако ему было в этом отказано ввиду отсутствия у него требуемой продолжительности специального стажа.

Из стажа его работы были исключены периоды нахождения в резерве без оплаты в <...> с 23.12.1997 по 29.12.1997, с 23.04.1998 по 23.12.1998, а также период службы по контракту в <...> УФСИН России по Камчатскому краю с 11.04.2005 по 01.07.2005.

Полагая отказ неправомерным, с учетом уточнения иска, просил суд включить вышеуказанные периоды в стаж его работы на Крайнем Севере и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с 14.04.2015.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала. Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения ввиду нарушения норм материального права.

Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в льготный стаж периодов нахождения в резерве без оплаты.

Также считает, что суд необоснованно включил в стаж работы на Крайнем Севере период службы истца в <...> УФСИН России по Камчатскому краю, поскольку в данном случае юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали».

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии с 14.04.2015, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 4 ст. 30 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Согласно п.2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных дней в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как усматривается из материалов дела, Кондрашов С.А. 14.04.2015 обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, но 17.07.2015 ему в этом было отказано.

В качестве основания отказа ответчик указывал на отсутствие требуемой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, который на дату обращения составил 14 лет 2 месяца 14 дней. При этом из льготного стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены периоды нахождения истца в бесплатном резерве с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998, как не предусмотренные Правилами №516, а также период службы в <...> УФСИН России по Камчатскому краю, так как в данном случае юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали».

Ссылался на то, что имеющаяся продолжительность стажа с тяжелыми условиями труда (16 лет 1 месяц 23 дня) дает право Кондрашову С.А. на досрочное пенсионное обеспечение по достижению им 55 лет. Однако в случае, если истец дополнительно отработает в районах Крайнего Севера 9 месяцев 16 дней, то будет иметь право повторно обратиться с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии ранее достижения возраста 55 лет (л.д. 13).

Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.

Согласно записям в трудовой книжке истца, Кондрашов С.А. 23.12.1997 принят на работу матросом в <...> переводом из <...>, 24.12.1998 уволен переводом в <...>, в плавсостав по контракту матросом (л.д. 15).

<...> располагалось на территории г. Петропавловска- Камчатского Камчатской области, которая относится к районам Крайнего Севера на основании постановления Совета Министров СССР №1029 от 10.11.1967, постановления СМ СССР № 12 от 03.01.1983.

Кроме того, работа истца в указанные периоды в районах Крайнего Севера подтверждается представленными суду контрактом об установлении трудовых отношений, заключенным между Кондрашовым С.А. и <...> от 23.12.1997, и паспортом моряка, из которого следует, что в спорные периоды его трудовая деятельность проходила в районах Крайнего севера, а именно в Петропавловске-Камчатском (л.д. 55-57, 61-65).

Как видно из архивной справки Муниципального предприятия Петропавловск-Камчатский, в документах архивного фонда ликвидированного предприятия <...> в приказе по личному составу, расчетно-платежных ведомостях имеются сведения о работе Кондрашова С.А. в должности матроса <...> класса <...> за период с 23.12.1997 по 24.12.1998. В период с 23.12.1997 по 29.12.1997 и в период с 23.04.1998 по 23.12.1998 Кондрашов С.А. находился в бесплатном резерве, а с 30.12.1997 по 22.04.1998 - в платном резерве.

Из данной справки также следует, что сведения о продолжительности рабочего дня, о совмещении профессий, периодах простоя, курсах повышения квалификации, в учебных отпусках отсутствуют, в отпуске без содержания Кондрашов С.А. не находился.

В силу п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой, в том числе нахождение членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, и отгулах.

По условиям контракта с <...> работник по истечении 11 месяцев после начала работы вправе получить оплачиваемый ежегодный отпуск в размере 45 рабочих дней (п. 4.4 контракта)

В связи с тем, что истец отработал в данной организации весь год, при этом, как усматривается из паспорта моряка, он вернулся из рейса в <адрес> 21.04.1998, то ему был положен оплачиваемый ежегодный отпуск в количестве 45 календарных дней.

Кроме того, п. 4.1 контракта была предусмотрена межрейсовая стоянка в порту 10 судосуток. Также указано, что режим работы флота регулируется рейсовыми заданиями исходя из объективных обстоятельств: техническое состояние судов, наличие квоты на вылов рыбопродукции и прочее. Средняя продолжительность промысловых рейсов 90-100 судосуток, транспортных - по установленным заданиям, минимальная продолжительность межрейсовой стоянки в порту - 10 судосуток.

Между тем в имеющихся документах за указанный период отсутствуют сведения о предоставлении Кондрашову С.А. после выполненного им по заданию работодателя рейса 21.04.1998 оплачиваемого ежегодного отпуска в количестве 45 календарных дней и межрейсовой стоянки в порту не менее 10 судосуток как до рейса, так и после него. За данный период имеются лишь сведения о нахождении Кондрашова С.А. с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998 в бесплатном резерве.

В настоящее время истец лишен возможности представить иные документы, подтверждающие его работу в указанный период в <...> в районах Крайнего Севера, поскольку данная организация ликвидирована.

Таким образом, в соответствии с трудовым законодательством, а также в силу Контракта, заключенного <...> с Кондрашовым С.А., на работодателя возложена обязанность по предоставлению очередного оплачиваемого отпуска и межрейсовой стоянки, которые подлежат включению в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе как работа в районах Крайнего Севера, а также по предоставлению работникам работы, обусловленной трудовым договором, обеспечению их оборудованием, иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей.

Непредставление очередного оплачиваемого отпуска и межрейсовой стоянки, которые подлежат включению в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе как работа в районах Крайнего Севера, а также необеспечение работой в период действия трудовых отношений, не должны ущемлять права Кондрашова С.А. и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом.

Установив изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание содержание трудовой книжки истца и имеющегося контракта с <...>, а также то, что в периоды нахождения судна в отстое на другую работу он не переводился, суд пришел к обоснованному выводу, что трудовая деятельность Кондрашова С.А. в оспариваемые периоды с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998 протекала в должности матроса в районах Крайнего Севера, в связи с чем, данный период подлежит включению в специальный стаж работы истца как работа в районах Крайнего Севера.

Правильным является и вывод суда о включении в льготный стаж истца периода прохождения стажировки Кондрашова С.А. в <...> УФСИН России по Камчатской области с 11.04.2005 по 22.07.2005.

Согласно архивной справке УФСИН России по Орловской области от 12.02.2016, выданной на основании личного дела Кондрашова С.А., последний с 11.04.2005 по 22.07.2005 проходил стажировку по должности <...> <...> УФСИН России по Камчатской области (приказ <...> от 15.04.2005), с 23.07.2005 был назначен на должность <...> <...> УФСИН России по Камчатской области (приказ <...> от 01.08.2005) (л.д. 41).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях, в Российской Федерации», пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пунктом 12 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен.

Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.

На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения.

Исходя из названных норм права, прохождение стажировки является трудовой деятельностью, в ходе которой на денежное довольствие насчитывается северные надбавки и районный коэффициент, иные льготы, производятся отчисления в пенсионный орган, следовательно, период испытательного срока в органах уголовно-исполнительной системы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и подлежит включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера

Принимая во внимание, что общий страховой стаж работы Кондрашова С.А. в районах Крайнего Севера, с учетом признанных судом периодов нахождения истца в резерве без оплаты с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998, а также периода прохождения стажировки в <...> УФСИН России по Камчатской области, составил более 15 лет, при наличии у него стажа с тяжелыми условиями труда 16 лет 1 месяц 23 дня, суд пришел к правильному выводу о признании за Кондрашовым С.А. права на досрочное пенсионное обеспечение по достижению им 50 лет в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По указанным основаниям судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе включить спорные периоды работы истца в стаж работы на Крайнем Севере, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

Не может служить основанием к отмене решения суда и довод жалобы ответчика о необоснованности назначения Кондрашову С.А. пенсии с момента обращения за ней в пенсионный орган по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Кондрашов С.А. достиг возраста 50 лет 13.04.2015, а обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении 14.04.2015, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости с 14.04.2015.

Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

С учетом изложенного, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого решения, у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

Дело №33-1927/2016 Судья Второва Н.Н.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

9 июня 2016 года              город Орёл

Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:

председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,

судей Сафроновой Л.И., Сорокина С.В.,

при секретаре Ноздрачевой Я.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Орловского областного суда гражданское дело по исковому заявлению Кондрашова С.А. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области о признании право на досрочное назначение пенсии по старости,

по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области на решение Заводского районного суда г. Орла от 15 марта 2016 года, которым, с учетом определения от 4 мая 2016 года, постановлено:

«Исковые требования Кондрашова С.А. к Государственному Учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области о включении периодов работы для назначения досрочной страховой пенсии и назначении досрочной страховой пенсии - удовлетворить.

Включить Кондрашову С.А. в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера периоды нахождения в неоплачиваемом резерве с 23.12.1997 по 29.12.1997, с 23.04.1998 по 23.12.1998 и период прохождения стажировки в <...> УФСИН России по Камчатскому краю с 11.04.2005 по 22.07.2005.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Орле и Орловском районе Орловской области назначить досрочно Кондрашову С.А., <дата> рождения страховую пенсию по старости с учетом снижения пенсионного возраста в соответствии с п.9 4.1 ст.30 с применением ч.2 ст. 33 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 года «О страховых пенсиях» с 14 апреля 2015 года».

Заслушав доклад судьи Сафроновой Л.И., объяснения представителя Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области ФИО6, поддержавшей доводы жалобы, возражения истца Кондрашова С.А. и его представителя ФИО5, судебная коллегия по административным делам

установила:

Кондрашов С.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (далее ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указывал, что, имея страховой стаж, необходимый для досрочного назначения пенсии по старости на льготных условиях в связи с осуществлением трудовой деятельности в районах Крайнего Севера, он в апреле 2015 года обратился в ГУ-УПФ в г. Орле и Орловском районе с заявлением о назначении пенсии в соответствии с п.2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях». Однако ему было в этом отказано ввиду отсутствия у него требуемой продолжительности специального стажа.

Из стажа его работы были исключены периоды нахождения в резерве без оплаты в <...> с 23.12.1997 по 29.12.1997, с 23.04.1998 по 23.12.1998, а также период службы по контракту в <...> УФСИН России по Камчатскому краю с 11.04.2005 по 01.07.2005.

Полагая отказ неправомерным, с учетом уточнения иска, просил суд включить вышеуказанные периоды в стаж его работы на Крайнем Севере и обязать ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области назначить и производить выплату пенсии с 14.04.2015.

Представитель ответчика ФИО6 исковые требования не признала. Судом постановлено обжалуемое решение.

В апелляционной жалобе ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области ставит вопрос об отмене решения ввиду нарушения норм материального права.

Ссылается на то, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, так как Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 №516, не предусмотрено включение в льготный стаж периодов нахождения в резерве без оплаты.

Также считает, что суд необоснованно включил в стаж работы на Крайнем Севере период службы истца в <...> УФСИН России по Камчатскому краю, поскольку в данном случае юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали».

Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить истцу выплату пенсии с 14.04.2015, поскольку такое право у него может возникнуть только после вступления решения суда в законную силу.

Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).

Согласно ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившего в силу с 01.01.2015, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

В соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов, судов пригородного и внутригородского сообщения) и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет.

Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах.

Согласно п. 2 ст. 33 Федерального закона «О страховых пенсиях» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В силу пункта 8 постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 N 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий», периоды работы и (или) иной деятельности, имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона «О страховых пенсиях», могут подтверждаться в порядке, установленном соответствующими нормативными правовыми актами, действовавшими в период выполнения работы и (или) иной деятельности.

Пунктом 4 ст. 30 ранее действовавшего Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» было предусмотрено, что исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до 1 января 2002 года, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с настоящим пунктом, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением ряда периодов, в том числе, периодов работы в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, которые включаются в общий трудовой стаж в полуторном размере.

Согласно п.2 ст. 28.1 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных дней в приравненных к ним местностям и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренный подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 статьи 27 настоящего Закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.

В соответствии со ст. 66 Трудового кодекса Российской Федерации и п. 2 Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 16.04.2003 № 225, трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Как усматривается из материалов дела, Кондрашов С.А. 14.04.2015 обратился в ГУ - УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области с заявлением о назначении досрочной пенсии по старости, но 17.07.2015 ему в этом было отказано.

В качестве основания отказа ответчик указывал на отсутствие требуемой продолжительности стажа в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, который на дату обращения составил 14 лет 2 месяца 14 дней. При этом из льготного стажа работы в районах Крайнего Севера были исключены периоды нахождения истца в бесплатном резерве с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998, как не предусмотренные Правилами №516, а также период службы в <...> УФСИН России по Камчатскому краю, так как в данном случае юридически значимыми являются термины «работа» и «проработали».

Ссылался на то, что имеющаяся продолжительность стажа с тяжелыми условиями труда (16 лет 1 месяц 23 дня) дает право Кондрашову С.А. на досрочное пенсионное обеспечение по достижению им 55 лет. Однако в случае, если истец дополнительно отработает в районах Крайнего Севера 9 месяцев 16 дней, то будет иметь право повторно обратиться с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии ранее достижения возраста 55 лет (л.д. 13).

Несогласие с решением пенсионного органа послужило основанием для обращения истца за судебной защитой своих прав.

Согласно записям в трудовой книжке истца, Кондрашов С.А. 23.12.1997 принят на работу матросом в <...> переводом из <...>, 24.12.1998 уволен переводом в <...>, в плавсостав по контракту матросом (л.д. 15).

<...> располагалось на территории г. Петропавловска- Камчатского Камчатской области, которая относится к районам Крайнего Севера на основании постановления Совета Министров СССР №1029 от 10.11.1967, постановления СМ СССР № 12 от 03.01.1983.

Кроме того, работа истца в указанные периоды в районах Крайнего Севера подтверждается представленными суду контрактом об установлении трудовых отношений, заключенным между Кондрашовым С.А. и <...> от 23.12.1997, и паспортом моряка, из которого следует, что в спорные периоды его трудовая деятельность проходила в районах Крайнего севера, а именно в Петропавловске-Камчатском (л.д. 55-57, 61-65).

Как видно из архивной справки Муниципального предприятия Петропавловск-Камчатский, в документах архивного фонда ликвидированного предприятия <...> в приказе по личному составу, расчетно-платежных ведомостях имеются сведения о работе Кондрашова С.А. в должности матроса <...> класса <...> за период с 23.12.1997 по 24.12.1998. В период с 23.12.1997 по 29.12.1997 и в период с 23.04.1998 по 23.12.1998 Кондрашов С.А. находился в бесплатном резерве, а с 30.12.1997 по 22.04.1998 - в платном резерве.

Из данной справки также следует, что сведения о продолжительности рабочего дня, о совмещении профессий, периодах простоя, курсах повышения квалификации, в учебных отпусках отсутствуют, в отпуске без содержания Кондрашов С.А. не находился.

В силу п. 9 Указания Министерства социальной защиты населения РСФСР от 20.04.1992 N 1-28-У «О порядке применения Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» при назначении пенсий в связи с особыми условиями труда и пенсий за выслугу лет» в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе судов морского и речного флота по перевозке пассажиров и грузов либо в составе флота рыбной промышленности по добыче и переработке рыбы и морепродуктов, а также работы во время рейса включаются периоды, непосредственно предшествовавшие или непосредственно следовавшие за такой работой, в том числе нахождение членов экипажа по окончании рейса в основных и дополнительных отпусках, и отгулах.

По условиям контракта с <...> работник по истечении 11 месяцев после начала работы вправе получить оплачиваемый ежегодный отпуск в размере 45 рабочих дней (п. 4.4 контракта)

В связи с тем, что истец отработал в данной организации весь год, при этом, как усматривается из паспорта моряка, он вернулся из рейса в <адрес> 21.04.1998, то ему был положен оплачиваемый ежегодный отпуск в количестве 45 календарных дней.

Кроме того, п. 4.1 контракта была предусмотрена межрейсовая стоянка в порту 10 судосуток. Также указано, что режим работы флота регулируется рейсовыми заданиями исходя из объективных обстоятельств: техническое состояние судов, наличие квоты на вылов рыбопродукции и прочее. Средняя продолжительность промысловых рейсов 90-100 судосуток, транспортных - по установленным заданиям, минимальная продолжительность межрейсовой стоянки в порту - 10 судосуток.

Между тем в имеющихся документах за указанный период отсутствуют сведения о предоставлении Кондрашову С.А. после выполненного им по заданию работодателя рейса 21.04.1998 оплачиваемого ежегодного отпуска в количестве 45 календарных дней и межрейсовой стоянки в порту не менее 10 судосуток как до рейса, так и после него. За данный период имеются лишь сведения о нахождении Кондрашова С.А. с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998 в бесплатном резерве.

В настоящее время истец лишен возможности представить иные документы, подтверждающие его работу в указанный период в <...> в районах Крайнего Севера, поскольку данная организация ликвидирована.

Таким образом, в соответствии с трудовым законодательством, а также в силу Контракта, заключенного <...> с Кондрашовым С.А., на работодателя возложена обязанность по предоставлению очередного оплачиваемого отпуска и межрейсовой стоянки, которые подлежат включению в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе как работа в районах Крайнего Севера, а также по предоставлению работникам работы, обусловленной трудовым договором, обеспечению их оборудованием, иными средствами, необходимыми для исполнения трудовых обязанностей.

Непредставление очередного оплачиваемого отпуска и межрейсовой стоянки, которые подлежат включению в специальный стаж наряду с периодами работы в плавсоставе как работа в районах Крайнего Севера, а также необеспечение работой в период действия трудовых отношений, не должны ущемлять права Кондрашова С.А. и ставиться в зависимость от выполнения или невыполнения работодателем своих обязанностей, возложенных на него законом.

Установив изложенные обстоятельства, а также принимая во внимание содержание трудовой книжки истца и имеющегося контракта с <...>, а также то, что в периоды нахождения судна в отстое на другую работу он не переводился, суд пришел к обоснованному выводу, что трудовая деятельность Кондрашова С.А. в оспариваемые периоды с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998 протекала в должности матроса в районах Крайнего Севера, в связи с чем, данный период подлежит включению в специальный стаж работы истца как работа в районах Крайнего Севера.

Правильным является и вывод суда о включении в льготный стаж истца периода прохождения стажировки Кондрашова С.А. в <...> УФСИН России по Камчатской области с 11.04.2005 по 22.07.2005.

Согласно архивной справке УФСИН России по Орловской области от 12.02.2016, выданной на основании личного дела Кондрашова С.А., последний с 11.04.2005 по 22.07.2005 проходил стажировку по должности <...> <...> УФСИН России по Камчатской области (приказ <...> от 15.04.2005), с 23.07.2005 был назначен на должность <...> <...> УФСИН России по Камчатской области (приказ <...> от 01.08.2005) (л.д. 41).

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О трудовых пенсиях, в Российской Федерации», пункта 2 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 N 555, в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».

Пунктом 12 Постановления Верховного Совета РФ от 23.12.1992 4202-1 «Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации» предусмотрено, что для лиц, впервые поступающих на службу в органы внутренних дел, может быть установлен испытательный срок продолжительностью от трех месяцев до одного года в зависимости от уровня подготовки и должности, на которую они поступают. В этом случае кандидат назначается стажером на соответствующую должность без присвоения ему специального звания. Для лиц, впервые принимаемых на службу в полицию, испытательный срок обязателен.

Во время испытательного срока стажер выполняет обязанности и пользуется правами сотрудника органов внутренних дел в соответствии с занимаемой им должностью и условиями контракта.

На время испытательного срока на стажера распространяется действие законодательства Российской Федерации о труде, а также статей 53 и 55 настоящего Положения.

Исходя из названных норм права, прохождение стажировки является трудовой деятельностью, в ходе которой на денежное довольствие насчитывается северные надбавки и районный коэффициент, иные льготы, производятся отчисления в пенсионный орган, следовательно, период испытательного срока в органах уголовно-исполнительной системы включается в страховой стаж и общий календарный стаж для исчисления расчетного пенсионного капитала застрахованного лица и подлежит включению в специальный стаж работы в районах Крайнего Севера

Принимая во внимание, что общий страховой стаж работы Кондрашова С.А. в районах Крайнего Севера, с учетом признанных судом периодов нахождения истца в резерве без оплаты с 23.12.1997 по 29.12.1997 и с 23.04.1998 по 23.12.1998, а также периода прохождения стажировки в <...> УФСИН России по Камчатской области, составил более 15 лет, при наличии у него стажа с тяжелыми условиями труда 16 лет 1 месяц 23 дня, суд пришел к правильному выводу о признании за Кондрашовым С.А. права на досрочное пенсионное обеспечение по достижению им 50 лет в соответствии с подп. 9 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с учетом ч. 2 ст. 33 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По указанным основаниям судебная коллегия отклоняет довод апелляционной жалобы о том, что суд необоснованно обязал ГУ-УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе включить спорные периоды работы истца в стаж работы на Крайнем Севере, как основанный на ошибочном толковании норм материального права.

Не может служить основанием к отмене решения суда и довод жалобы ответчика о необоснованности назначения Кондрашову С.А. пенсии с момента обращения за ней в пенсионный орган по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.

Поскольку Кондрашов С.А. достиг возраста 50 лет 13.04.2015, а обратился в пенсионный орган с заявлением о досрочном пенсионном обеспечении 14.04.2015, суд правомерно возложил на ответчика обязанность назначить истцу пенсию по старости с 14.04.2015.

Судебная коллегия полагает, что суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

С учетом изложенного, оснований, предусмотренных ст.330 ГПК РФ, для отмены обжалуемого решения, у судебной коллегии не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 327.1, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда

определила:

решение Заводского районного суда г. Орла от 15 марта 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ в г. Орле и Орловском районе Орловской области - без удовлетворения.

Председательствующий судья

Судьи

1версия для печати

33-1927/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Кондрашов Сергей Анатольевич
Ответчики
ГУ УПФ РФ в г. Орле
Суд
Орловский областной суд
Судья
Сафронова Любовь Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud--orl.sudrf.ru
09.06.2016Судебное заседание
22.06.2016Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее